Но это не точно.
Российское авторское общество снизило размер сбора в пользу авторов музыки, звучащей в кинофильмах. Снизило ненамного и не для всех кинотеатров.
Что это за сбор
РАО в силу государственной аккредитации собирает с кинотеатров плату за музыку в фильмах. Собранные средства должны распределяться в пользу авторов, которые получают их сверх уже полученного гонорара или роялти. Этот юридический атавизм — вариация на тему «таперского сбора», платы пианисту, игравшему во время сеансов немого кино.
Во многих странах — прежде всего? в США — законодательство не предусматривает такого права для авторов музыки. Поэтому собранные от имени авторов саундтреков к голливудским фильмам деньги до них не доходят за отсутствием правовых оснований и оседают где-то между РАО, его агентами и иностранными авторскими обществами.
Базовая ставка сбора — 1,2% от стоимости проданных билетов, для некоторых категорий кинотеатров чуть ниже. Интерес кинотеатров не платить столь высокий и столь слабообоснованный сбор понятен и разумен.
Волна исков к кинотеатрам
В 2017 году новый менеджмент РАО, перехвативший корпоративный контроль у команды Сергея Федотова, изменил схему работы с плательщиками. Вместо штатных сотрудников на зарплате — агенты на проценте. Агенты более мотивированы и потому более агрессивны в средствах воздействия.
Эти изменения привели к резкому росту судебной активности РАО и породили целую волну исков, захлестнувшую кинотеатры по всей стране. Исполнительный директор РАО Алексей Карелов в интервью порталу Cinemaplex, отвечая на вопрос об экономической целесообразности судебных процессов, пояснил, что целесообразность их не интересует, главное — обложить сбором как можно больше кинотеатров[1]:
Дело не в том, насколько существенны для РАО судебные издержки. Это наше обязательство — защита интересов правообладателей. И в этом отношении мы не рассматриваем коммерческую сторону вопроса. Здесь необходимо получить вознаграждение от максимального количества пользователей, которые используют объекты авторского права
Несмотря на несколько убедительных, с чисто юридической точки зрения, побед кинотеатров[2], в большинстве дел суды выносят решения в пользу РАО.
Однако, отдельные поражения в судах поставили под вопрос отлаженную систему сборов с согласных кинотеатров и взыскания карательных компенсаций с несогласных. Кинотеатры, в основной массе не желающие ввязываться в серьезное и долгосрочное юридическое противостояние с РАО, были готовы платить, но не так много.
Появилась возможность для компромисса. Такой опыт уже был. В 2010-2012 годах из-за внедрения информационной системы ЕАИС, фиксирующей все продажи билетов, кинотеатры лишились возможности занижать их продажи. Тогда же РАО снизило базовую ставку с 3% до 1,2%.
Ассоциация владельцев кинотеатров
Алексей Карелов высказывал надежду на появление ассоциации кинотеатров, с которой можно будет договориться[3]:
Сегодня мы, в частности, сосредоточены на создании спецпроектов совместно с мелкими кинотеатрами. Их представители намерены в ближайшем будущем создать профильную ассоциацию, и мы хотели бы им помочь, предоставив специальные условия. У небольших игроков нет тех средств, которые бы они могли предложить прокатчикам, выходя на рынок кинопоказа. Им довольно тяжело работать в силу того, что крупные федеральные сети их подавляют. Поэтому мы поддерживаем их решение создать ассоциацию и уверены, что развитие форм малых кинотеатров — это один из залогов здорового развития в данной сфере в том числе. Ведь зачастую маленькие кинотеатры присутствуют там, куда большим сетям заходить просто неинтересно.
Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) была создана в 2017 году. Среди ее уставных целей обозначены[4] «поддержка и развитие предпринимательства в аудиовизуальной сфере» и «содействие устранению барьеров, препятствующих эффективному развитию кинотеатрального бизнеса».
По состоянию на февраль 2019 она объединяет более половины российских кинозалов, в том числе сети «Формула кино» и «Синема парк»[5].
12.02.2019 на круглом столе в комитете Госдумы по культуре председатель АВК Олег Березин просил «по РАО пора уже этот беспредел остановить», снизить ставки сборов и утверждать их на правительственном уровне, а не на уровне РАО[6]. Эти же предложения были поданы официально в письменной форме[7].
Предправления РАО Максим Дмитриев предсказуемо возражал против инициативы, ссылаясь на права авторов[8]:
Считаем, что инициатива АВК по кардинальному изменению нынешней системы сборов и выплат не имеет справедливого и логического обоснования и не учитывает права авторов — кинокомпозиторов
Олег Березин, отвечая на вопросы портала Cinemaplex, заявил о стремлении «договориться о разумной ставке» и сформулировал следующее видение задач АВК[9]:
Наша задача — разумная ставка в обмен на мирное сосуществование
<…>
Мы в Думе сказали, что нужно остановить этот беспредел с РАО — мы за разумные ставки.
Снижение ставок(?)
Эти заявления не прошли незамеченными. 21 марта совет директоров РАО принял решение о снижении ставок[10].
— с 1% до 0,8% снижена ставка для сетевых кинотеатров;
— с 0,8% до 0,75% снижена ставка для кинотеатров, поддерживаемых Фондом кино по специальной программе.
Базовая ставка 1,2% осталась без изменения. Таким образом, для большинства кинотеатров ничего не изменилось. Алексей Карелов обещал поддержать мелкие кинотеатры, а поддержал крупные сети.
Но окончательные выводы делать рано. Решение о снижении ставок на сайте РАО не опубликовано, точный текст достоверно не подтвержден. Не исключено, что сведения не соответствуют действительности, а ставки не снижены. Или снижены, но не так.
Руководитель рабочей группы АВК по работе с РАО Сергей Пирожков снижением ставок не вдохновлён[11]:
У киносетей есть неофициальная договоренность с дистрибуторами о том, что те компенсируют половину выплат в РАО. А нам [несетевым кинотеатрам], у кого рентабельность и так ниже плинтуса, оставили обычную ставку.
Пресс-служба РАО заявила что «…РАО идет навстречу владельцам кинотеатров…» и «..как и всегда, [РАО] выступает в поддержку отечественных кинотеатров»[12].
Интересный взгляд на поддержку кинотеатров.
---
[1] Cinemaplex. Алексей Карелов и Андрей Кричевский (РАО): Мы не требуем от кинотеатров 3%, 17.02.2018 http://cinemaplex.ru/2018/02/1...
[2] Например, дела А60-308/2018 (карточка дела: http://kad.arbitr.ru/Card/091a...), А60-5279/2018 (карточка дела: http://kad.arbitr.ru/Card/78cf...)
[3] Cinemaplex. Алексей Карелов и Андрей Кричевский (РАО): Мы не требуем от кинотеатров 3%, 17.02.2018 http://cinemaplex.ru/2018/02/1...
[4] Устав АВК, утв. Протоколом собрания учредителей №1 от 26.06.2017 http://cinemaowner.ru/media/li... (*.pdf)
[5] Коммерсант. Саундтрекам снижают чек. Кинотеатры предложили изменить ставки авторских сборов, 14.02.2019 https://www.kommersant.ru/doc/...
[6] Государственная дума ФС РФ. Круглый стол на тему «Развитие отечественной кинематографии: принципы государственной поддержки и критерии эффективности» 12.02.2019, примерно 02:12:00 http://duma.gov.ru/multimedia/...
[7] Cinemaplex. Кинотеатры попросили пересмотреть систему авторских отчислений за саундтреки к фильмам, 17.02.2019 http://cinemaplex.ru/2019/02/1...
[8] Ведомости. Кинотеатры просят пересмотреть систему авторских сборов за саундтреки, 14.02.2019 https://www.vedomosti.ru/techn...
[9] Cinemaplex. Олег Березин об итогах VII конференции АВК: все разговоры про РАО или эквайринг - это не про справедливость, это про бизнес, 23.02.2019 http://cinemaplex.ru/2019/02/2...
[10] Intermedia.ru. РАО утвердило новые ставки авторского вознаграждения для кинотеатров, 05.04.2019 https://www.intermedia.ru/news...
[11] Коммерсант. Кинотеатрам снизили авторские сборы, 05.04.2019 https://www.kommersant.ru/doc/...
[12] Intermedia.ru. РАО утвердило новые ставки авторского вознаграждения для кинотеатров, 05.04.2019 https://www.intermedia.ru/news...
Оригинал публикации: http://copycollect.com/article...
Оценили 16 человек
18 кармы