Максим Дмитриев, год директорства в Российском авторском обществе

17 13458

Максим Дмитриев вступил в должность генерального директора Российского авторского общества в конце декабря 2016 года в результате перехвата корпоративного контроля у группы Сергея Федотова — предыдущего генерального директора, осужденного за мошенничество в особо крупном размере с имуществом РАО.

Через тринадцать месяцев он был понижен до Председателя Правления РАО (должность без реальных полномочий), а Генеральным директором стал заместитель Генерального директора Александр Сухотин.

Мы полагаем, что сейчас самое время подвести некоторые итоги его работы, посмотреть на перемены, оценить, к лучшему они или к худшему.


Новая редакция Устава

Максим Дмитриев был избран генеральным директором на конференции, которая, строго говоря, была созвана с нарушением предусмотренной процедуры.

По уставу в действовавшей на тот момент редакции конференция должна была созываться Авторским советом. Но Авторский совет ничего не созывал, все делала инициативная группа, то есть процедура созыва соблюдена не была. Однако Басманный суд при рассмотрении дела о признании решений конференции незаконными не счел нарушение существенным, сославшись на то, что бездействие Авторского совета не должно препятствовать членам организации собраться (подробнее см. в этой статье).

История склонна повторяться и теоретически сам Максим Дмитриев окажется смещенным решением конференции, созванной враждебной инициативной группой. Очевидна необходимость себя обезопасить. Например, принять поправки в устав и отрегулировать процедуру в свою пользу.

В новой, принятой на конференции 28.04.2017, редакции Устава, прямо предусмотрена возможность созыва конференции по инициативе не менее половины членов организации (~14 000 человек), но только после одобрения этой инициативы Правлением, которое вправе отказать — не просто так, а по уважительной причине.

Какая причина может считаться уважительной для отказа, а какая не может — сказать сложно. Законность этого условия вызывает вопросы, однако Министерство юстиции, проверявшее новую редакцию устава, нарушений не усмотрело.

Такое условие дает действующему менеджменту достаточно серьезные гарантии от неожиданно созданных неподконтрольных конференций.


Аудит РАО

На первом заседании нового Авторского совета Максим Дмитриев дал обещание провести аудит[1]. Он был проведен, и принес результаты[2]:

«Глобальная проверка выявила многочисленные факты нарушений, которые допустило бывшее руководство РАО. Это странные сделки, необоснованные выплаты, займы.

Сумма фиктивных платежей превысила 1 миллиард рублей[3].

Насколько известно редакции сайта, РАО с соответствующими исками в суды не обращалось. Текст аудиторского заключения опубликован не был.


Приговор Сергею Федотову и взыскание с него убытков

Бывшему генеральному директору РАО Сергею Федотову вменялось, что он путем обмана убедил Авторский совет общества одобрить внесение принадлежащих обществу недвижимого имущества и автомобилей стоимостью около 500 млн рублей в уставный капитал дочернего АО «Сервисно-эксплуатационная компания», откуда оно впоследствии было вывело на подставные юридические лица.

В результате этих операций РАО утратило право собственности на свое имущество, а взамен не получило ничего.

Сергей Федотов признал вину, но утверждал[4], что действовал не один, а по сговору с Александром Сухотиным и Андреем Кричевским, и не в корыстных целях, а для закрытия кассового разрыва:

С 2010 года Кричевский предложил мне реализовывать следующую кредитно-депозитную схему. РАО, ВОИС и РСП размещали на счетах Мострансбанка, банка «Транспортный» и Регионального банка развития свободные денежные средства. Эти банки, со слов Кричевского, были ему подконтрольны. Впоследствии данные денежные средства выдавались в виде кредитов юридическим лицам, которые были подконтрольны Кричевскому. Организацией работы фирм, которые получали так называемые беспроцентные кредиты, занимался Сухотин, а общее руководство осуществлял Кричевский.
<...>
В начале 2012 года Кричевский представил мне таблицу, из которой следовало, что вышеуказанная схема привела к значительному кассовому разрыву, который необходимо компенсировать. Единственным возможным источником погашения я и Кричевский увидели реализацию объектов недвижимости РАО. Для этого и было принято решение о передаче на баланс СЭК нежилых помещений и автомобилей РАО. Кричевский предложил произвести возмещение кредитов через цепочку подконтрольных ему фирм, включая офшорные компании, за счет продажи объектов недвижимости, находящихся на балансе СЭК. По нашим расчетам, вырученных от реализации средств должно было хватить как на погашение задолженности, так и на личные нужды.

Однако, ни Сухотин, ни Кричевский не были допрошены даже в качестве свидетелей.

В мае 2017 года Федотову был вынесен приговор — полтора года лишения свободы. С учетом времени, проведенного под стражей, уже к концу года он освободился по УДО, несмотря на позицию РАО (потерпевший по делу), возражавшего против досрочного освобождения.

РАО подало иск в Пресненский суд о взыскании с Сергея Федотова причиненных мошенничеством убытков в размере чуть менее 300 миллионов рублей. На настоящий момент [начало февраля 2018] иск еще не рассмотрен, но исход дела сомнений не вызывает. РАО уже сумело наложить арест на квартиру супруги Федотова — Киры Федотовой, переоформленную на ее имя посредством договору дарения уже после вынесения приговора.

Также обсуждался[5], но еще нашел воплощения вопрос о новом уголовном деле — за фиктивные платежи непонятным лицам, выявленные по результатам аудита РАО.


Агентская схема

Став Генеральным директором, Максим Дмитриев заявил, что во главу интересов теперь интересы авторов, поэтому вместо инспекторов будут работать агенты.

Почему в том числе мы так сделали? Чтобы искоренить коррупционную составляющую. Неоднократно к нам обращались как представители правообладателей, так и пользователей с претензиями — приходил на концерт инспектор и предлагал «договориться». То есть, для него конечным результатом работы было получить вознаграждение для себя, а не собрать по закону причитающиеся деньги для автора. Уверен, что в обозримом будущем модель агентской сети сможет ощутимо увеличить объемы собираемого вознаграждения в пользу авторов. А как мы с вами понимаем, в конечном счете это значит увеличение выплат авторам» [6]

Чисто арифметически авторы все же могут выиграть в этой ситуации: если работа агентов будет действительно эффективной и сборы повысятся на величину большую, чем возможный необоснованный процент агентов и прочие издержки. Но не будем торопиться с суждениями и дождемся публикации полной отчетности РАО за 2017 год.


Кто стал агентами

На роли агентов предсказуемо выбраны организации, тесно связанные с новым руководством РАО:

лицензирование прав на драматические произведения («большие права») — ООО «Театральный агент». Эта компания принадлежит и возглавляется Викторией Сладковской — женой дирижера Александра Сладковского, входившего в совет директоров банка Новый век, связанного с рядом должностных лиц из ОКУПов.

— лицензирование авторских прав при использовании произведений в форме мобильного и интернет-контента — ООО «Интерактив».

— лицензирование аудиовизуальных произведений — Первое музыкальное издательство. Максим Дмитриев владеет в ней 20%, а до 27.01.2017 (то есть в период, когда уже возглавил РАО) являлся Генеральным директором.

— лицензирование авторских прав на воспроизведение произведений на различных видах носителей — Фирма Мелодия, возглавляемая Андреем Кричевским (Председатель Совета директоров РАО, Генеральный директор ВОИС и РСП).

Теперь эти компании могут сесть на входящий в РАО финансовый поток и стабильно получать свой процент — далеко не факт, что рыночный и экономически обоснованный.


Прочие изменения

Планируется организовать работу так, чтобы агенты у ОКУПов были общие. То есть у РАО и ВОИС в пересекающихся сферах будет один и то же агент.

Например, у нас есть пользователь — некая радиостанция. Ранее туда приходило два агента — от ВОИС и от РАО. Сейчас оба договора заключает и обслуживает один человек, представляющий интересы обеих организаций. Это оптимизирует процесс и дает опять-таки возможность сэкономить на комиссии, что, в свою очередь, является более выгодным и для автора, и для пользователя[7].

Предполагается, что это снизит операционные издержки и упростит работу с пользователями-плательщиками. Не факт, конечно, но выручку агента увеличит обязательно.


АУНПА

РАО учредило Агентство по Управлению Непрофильными и Проблемными Активами РАО, которая, по утверждению Максима Дмитриева[8]

будет управлять непрофильными и проблемными активами РАО, чтобы погасить долги перед правообладателями. На его баланс передаются проблемные и просроченные обязательства третьих лиц, а также корреспондирующая им задолженность перед авторами

Юридическое оформление организации завершилось совсем недавно, внешне выраженной деятельности не заметно, поэтому сказать еще нечего.


IPchain

РАО выступило одним из учредителей Ассоциации IPChain - блокчейн-платформы для оборота прав на цифровые объекты, инициатором создания которой является Андрей Кричевский. Полное наименование: Ассоциация «Национальный Координационный Центр Обработки Транзакций с Правами и Объектами Интеллектуальной Собственности».

Внедрение посреднической платформы IPChain — развитие тренда по лишению ОКУПов инструментов, которыми они выполняют свои задачи, точнее, на перевод этих инструментов под контроль третьих лиц.

Что может сделать ОКУП, если базы произведений находятся на серверах сторонней платформы, а программное обеспечение принадлежит непонятно кому?

Привлечение созданной ассоциации к управлению авторскими правами создает конфликт интересов и следующие из него серьезные риски для института коллективного управления.

Ассоциацию IPChain возглавляет Андрей Кричевский, который одновременно занимает высшие руководящие должности в РАО, ВОИС и РСП. В случае конфликта, например, при попытке руководства, Кричевский будет иметь фактическую возможность заблокировать работу ОКУПов, заблокировав доступ к технической инфраструктуре IPChain.

И кто бы ни получил контроль над таким ОКУПом, сместив при этом Кричевского, он будет вынужден договариваться с контролируемыми Кричевским агентами, платформой и правообладателями программного обеспечения. Договариваться на их условиях, а не на своих, т.е. выгодных авторам и правообладателям.


ЕАКОП

В мае 2017 была создана Международная ассоциация в области коллективного управления правами «Евразийская Конфедерация Обществ Правообладателей» — ЕАКОП.

Учредителями выступили Российское авторское общество, Всероссийская организация интеллектуальной собственности, Российский союз правообладателей, УПРАВИС, а также государственные учреждения и общества по коллективному управлению из Киргизии, Казахстана, Армении, Азербайджана и Белоруссии.

Целью создания Ассоциации является консолидация и координация своих членов — организаций, занимающихся управлением различными категориями авторских и/или смежных прав для совершенствования процессов обмена данными, технического обеспечения, защиты прав и интересов представляемых ими правообладателей как на международном, так и на национальном уровнях (п. 3.1 Устава).

Генеральным директором ЕАКОП был избран председатель Правления Общественного объединения «Азербайджанские Авторы» Исмаил Маммадкаримов. Однако, реальным руководителем организации является Генеральный секретарь — Андрей Кричевский, без подписи которого все пописанные Маммадкаримовым документы недействительны.


РЕЗЮМЕ

Никаких существенных изменений в деятельности РАО при Максиме Дмитриеве не произошло. Все изменения носят поверхностный и косметический характер, хотя и могут привести к некоторому повышению эффективности работы (редакция сайта склонная к оптимизму).

Незначительные улучшения, однако, полностью компенсируются потерями реального контроля над непосредственным взаимодействием с пользователями, будущей потерей контроля над технической и информационной инфраструктурой и передачей финансовых потоков.


---------------------------------

[1] РАО. Новое руководство РАО провело первое рабочее заседание, 29.12.2016 http://rao.ru/news/novoe-rukov...

[2] РАО. Внеочередная Конференция РАО прошла в Москве, 02.05.2017 http://rao.ru/news/v-moskve-so...

[3] РАО. Правообладателям о выплате вознаграждения, 28.02.2017 http://rao.ru/news/pravooblada...

[4] Новая газета. Cам себе гонорар, 26.04.2017 https://www.novayagazeta.ru/ar...

[5] Комсомольская правда. Осужденный за миллиардные хищения экс-глава РАО Федотов вернул всего 8 миллионов рублей, 06.07.2017 https://www.kp.ru/daily/26701....

[6] Музыкальная жизнь №7-8, 2017. Максим ДМИТРИЕВ: Мы вступили в новую эру, поставив во главу угла интересы авторов http://mus-mag.ru/mz-txt/2017-...

[7] Музыкальная жизнь №7-8, 2017. Максим Дмитриев: Мы вступили в новую эру, поставив во главу угла интересы авторов http://mus-mag.ru/mz-txt/2017-...

[8] РИА Новости Максим Дмитриев: самые большие авторские получают театральные деятели, 24.11.2017 https://ria.ru/interview/20171...


----------------------

Оригинал статьи (с возможными дополнениями и уточнениями) размещен по адресу http://copycollect.com/article...

Картинки 23 декабря 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:06
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Фразочки...

Вам помочь или не мешать?...И от полученных знаний скончался на местеHа интересной работе и сны интересные видишьА зомби здесь тихие... Бывает так, что человек и порядочны...

Обсудить
    • Vatnik
    • 9 февраля 2018 г. 20:00
    Член РАО лет 13. Не получил с них ни копейки, хотя результаты моего авторства крутились и по радио и по тв. РАО лохотрон и приносит прибыль только организаторам  + кучке топовых авторов для пиара.
    • Daemon
    • 9 февраля 2018 г. 21:59
    А где фото "до и после"?)
  • Поверю, что что то меняется, в этой помойке, когда Татьяна Назарова, автор множества хитов, и самого главного: "Ах, какая женщина", начнет получать авторские! Самая популярная песня, в ресторанах ,всего, русскоязычного пространства.  http://nazarova.su/
  • Ну о каких "изменениях к лучшему" может идти речь в такой области? Сама идея "имущественных авторских прав" - на грани абсурда, а уж метод ее реализации, когда стоимость обеспечения "охраны" этих прав многократно превышает стоимость самих "прав", и финансируется за счет бюджета - это вообще обыкновенная кормушка для родственников и знакомых кролика. Если бы кого-то реально волновали авторы и их права - то гораздо эффективнее было-бы платить авторам непосредственно из бюджета.  А всех этих "охранников" хорошо бы отправить заниматься тем, что напрямую соответствует их заслугам и квалификации - на мусорный полигон, вручную сортировать бытовые отходы, например. А в идеале - единственный разумный способ оплаты авторам - это добровольные пожертвования при условии бесплатного неограниченного распространения. А государственным службам следовало бы ограничится только депонированием - хранением свидетельств об авторстве, просто чтобы исключить мошенничество со сбором пожертвований.
    • karat
    • 12 февраля 2018 г. 03:36
    Какие-то левые люди.... схемы.......   Путинская России совсем уже сгнила...