Конфликты интересов в коллективном управлении авторскими правами

10 11967

Конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица не дает ему беспристрастно и объективно исполнять свои обязанности.

В законе о противодействии коррупции[1], в ведомственных и корпоративных нормативных актах такие ситуации считаются недопустимыми, а попавшие в них должностные лица должны быть отстранены от принятия решений или лишены возможной выгоды. In propria causa nemo judex.

Но в сфере коллективного управления авторскими правами (что это такое — подробно см. здесь) конфликт интересов на конфликте интересов сидит и конфликтом интересов погоняет. Под аплодисменты и одобрительные окрики других конфликтов интересов.

Несколько ярких примеров.

ОКУПы (организации по коллективному управлению правами) — контролирующий орган

Министерство культуры — государственный орган, который контролирует деятельность организаций по коллективному управлению правами, имеющих государственную аккредитацию. Именно в Министерство культуры ОКУПы сдают свою отчетность и именно оно вправе лишить ОКУП государственной аккредитации[2]. До 2011 года эти полномочия принадлежали Росохранкультуре — Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Министерство культуры должно выявлять нарушения в работе ОКУПов, а ОКУПы заинтересованы эти нарушения скрыть. Одно лицо не может добросовестно заниматься контролем за ОКУПами и представлять их интересы.

Но теория суха, а древо жизни вечно зеленеет.

Вера Мартинович (девичья фамилия — Чумаченко) — юрист, работала в Министерстве культуры заместителем директора нормативно-правового департамента — начальником отдела мониторинга правоприменения. По должности она должна была контролировать деятельность ОКУПов.


Это не мешало ей ходить в суд в качестве представителя Российского союза правообладателей[3]. Но защищать в суде организацию, которую обязан контролировать в силу должностных обязанностей — это явный конфликт интересов.

Ксения Мирясова — тоже юрист, тоже сотрудник Министерства культуры, была подчиненной Веры Мартинович, хотя и работала еще в Росохранкультуре до ее расформирования и передачи полномочий по контролю за ОКУПами Министерству культуры.

Несмотря на статус госслужащей, Ксения Мирясова была судебным представителем Всероссийской организации интеллектуальной собственности, как минимум, в пяти серьезных арбитражных спорах.

Кроме того, Ксения Мирясова была членом аккредитационной комиссии и голосовала за продление государственной аккредитации ВОИС.

Григорий Ивлиев, будучи заместителем Министра культуры, был председателем аккредитационной комиссии, которая в 2013-2014 годах продлила государственную аккредитацию РАО, ВОИС и УПРАВИС. Эти решения слабо обоснованы с точки зрения закона, потому что по условиям вступления России во Всемирную торговую организацию, управление авторскими правами без заключения договора с автором только основании государственной аккредитации должно было быть отменено еще в 2012 году. Но Григорий Ивлиев выбрал менее законный, но более выгодный для ОКУПов путь. Чем он руководствовался в своем выборе?

Аккредитация УПРАВИС вызывает особенно много вопросов. На момент конкурса директором этой организации был Бурочкин Виктор Николаевич, одновременно являвшийся генеральным директором и соучредителем ООО «Русское караоке», где 26% принадлежали Ивлиевой Александре Григорьевна — именно так зовут дочь Григория Ивлиева[4].

Бывшие высокопоставленные сотрудники Министерства культуры есть среди учредителей и высшего руководства ОКУПов.

Председателем Правления УПРАВИС долгое время являлся бывший заместитель министра культуры Леонид Надиров.

А бывший министр культуры Александр Соколов и сейчас является Президентом Совета ВОИС.


ОКУПы — подрядчики

Группа компаний Prototypes разработала IT-решения для Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности.

Она принадлежит деловым партнерам Максима Дмитриева — одного из руководителей РАО.

У владельцев Prototypes Олега Андреева, Александра Павловича и Павла Рогожина ряд совместных с Макимом Дмитриевым бизнес-проектов:

— Медиа Маркет, продает онлайн-аудиорекламу;

— Диджитал Бокс, служба доставки аудиорекламы в Интернете;

— Формакс, разработчик музыкального плеера Fonmix, который ВОИС и РАО предлагают использовать некотрым категориям плательщиков для целей отчетности;

— Национальный реестр интеллектуальной собственности, НРИС. Это площадка для управления объектами интеллектуальной собственности, оператор и базовый репозиторий сети IPСhain, проекта Андрея Кричевского.

ОКУПы — конкурирующие платформы

Андрей Кричевский — генеральный директор ВОИС и РСП, председатель совета директоров РАО, то есть фактически возглавляет три из четырех аккредитованных ОКУПов. Четвертый — УПРАВИС — возглавляет его подчиненный Эрик Вальдес-Мартинес.

Одновременно с этим Кричевский возглавляет Ассоциацию IPChain и декларирует, что система коллективного управления устарела, а будущее — за блокчейном.

Иными словами, он возглавляет организацию, которая собирается увести у ОКУПов сборы авторского вознаграждения, причем намерена сделать это за счет финансирования из федерального бюджета.

ОКУПы — правообладатели

Собранное вознаграждение ОКУПы должны выплачивать авторам и прочим правообладателям. Недобросовестный менеджмент ОКУПов может быть заинтересован в том, чтобы выплатить вознаграждение аффилированным с ним лица или вообще прямо себе.

Например, вышеупомянутый Андрей Кричевский также является генеральным директором Фирмы "Мелодия" — крупнейшего обладателя прав на творческое наследие советской эпохи.

Студия "СОЮЗ" — крупный правообладатель популярной российской музыки 1990-х и 2000-х годов вообще на 80% принадлежит Российскому авторскому обществу, то есть РАО выплачивает вознаграждение самому себе, а потом неизвестно на что его расходует.

Наш обзор конфликтов интересов далек от полноты, но мы к ней стремимся и планируем регулярно его пополнять как новыми, так и вновь открывшимися случаями.


-------

Оригинал статьи с возможными уточнениями и дополнениями: http://copycollect.com/article...

-------

[1] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 г. Москва"Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами"

[3] Московский комсомолец. Дагестанский суд бессилен против Никиты Михалкова, 14.03.2012 http://mkrf.ru/ministerstvo/de...

[4] Википедия. Ивлиев, Григорий Петрович https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Пять минут хорошего настроения. Часть 5

- А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

Обсудить
  • Вся современная система авторского, да и патентного права тормозит развитие человеческого общества, по-сути, являясь механизмом защиты привилегий меньшинства (т.н. "авторов" и их прилипал - паразитов), попирая права большинства. Исправить дело может только коренное изменение самих основ данных областей права, проходящее через изучение и осознание такого общего понятия, как неимущественное право. Но такое возможно только в относительно спокойный и "тучный" период, сейчас человечеству явно не до этого...
  • > (девичья фамилия — Чумаченко) Племянница Ющенко???!!!