Православие - наиболее сложный феномен общественной жизни Украины

5 2806

Разговор о роли православия в жизни современной Украины редко удаётся удержать в канве заданной темы, он всё время норовит уйти в сторону смежных вопросов.

На сегодня это, пожалуй, наиболее сложный феномен общественной жизни государства, что впрочем, оправдывается изначальной "неотмирностью" самого предмета обсуждения.

Впрочем, говоря об Украине, тоже следует сделать несколько оговорок. Территория бывшей УССР заселена слишком неоднородно и отношение большинства населения к той или иной проблеме в разных областях страны может быть радикально противоположным. Это, в общем, трюизм, но отрицание этого трюизма является краеугольным камнем нашей официальной политики, так что напоминание не помешает.

Кроме того, религиозная составляющая вовсе не является определяющей в значительной части региональных субкультур и упоминание церковного вопроса в числе местных проблем зачастую является "ритуальным", то есть чисто политическим и не имеющим отношения к действительным вопросам общественной жизни.

Так, например, в индустриализированных областях Юго-Востока и большинстве крупных городов межконфессионального противостояния практически нет. Основные конфессии здесь большую опасность для себя видят в росте влияния всевозможных сект. В отношении к ним, вернее, в просьбах об отношении к ним в адрес государственных органов все традиционные церковные структуры проявляют удивительное единодушие и даже готовы выступить единым фронтом.

В западных же областях межконфессиональное противостояние остаётся серьёзным политическим фактором, порой заменяя собой противостояние политическое, не имеющее возможности быть провозглашённым официально. Наиболее яркий пример - постоянные конфликты вокруг храмовых помещений в Галичине, где греко-католики претендуют на исключительный конфессиональный статус.

Территориальным же оплотом православия, причем не только в Украине, но едва ли не на всей европейской части бывшего СССР, выступает не Юго- Восток, а соседствующая с Галичиной Волынь, вполне комплиментарная ей в светских вопросах национально-государственного содержания.

Это то, что можно сказать о территориальных крайностях положения Церкви.

Но, кроме них, в Украине остаётся ещё огромная территория для "умеренного" её существования, на которой, впрочем, всё обстоит тоже не гладко. Тут придётся вернуться к тезису "неотмирности". Для жителей Центральной Украины, от Ахтырки до Каменца именно такая позиция Церкви представляется наиболее приемлемой. Ещё раз напомню - речь не о вероучительных канонах, а лишь о внятной политической позиции. Причиной тому не только отсутствие такой внятности у самой паствы, но и её общая "теплохладность".

Средний украинец не ждёт от церкви водительства даже в духовных вопросах, что уж там говорить о их проекции на общественную жизнь. Даже сам термин "паства" может употребляться очень условно. Да, есть подвижники. Будучи собранными по всей стране для крестного хода, они производят известное впечатление, но их число, к сожалению, все же не очень велико.

Источник: ЦОСЭР

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Удивительная композиция смыслов с какой-то изогнутой логикой и абсолютно неясной мне связью тезисов с выводами Главная конфессия, сегодня, там есть. Это вера в "бабло". "Бабло" - это такой бох, к-й побеждает всё. Так там и говорят. И очень верят. Даже - знают! Внеконфессиональные же адепты также представлены великим разнообразием верований. Отчасти благодаря российским психологическим (военным) операциям, предлагающим как для внутреннего, так и для внешнего пользования безумный коктейль из взаимоисключающих друг друга компонентов (советско-империалистическо-сталинско-монархическо-православно-ведический и пр., и пр., и пр. микс). Отчасти ввиду самобытности украинских этносов (самоопределяющих себя украинцами), правда, в упомянутой Волынской губернии иногда именующих себя "тутэшними"... Пропагандоны Гундяева гонят свой прогон, дурогоны западных либерастов гонят греко-католический микс, гавномуты типа сандэя аделаджи гонят какую-то очередную евангельскую ахинею. Всё это нашло, находит и будет находить свой политический дискурс. То есть конфессии ярко представлены в политике. В том числе и православие (греко-католический маньдан, закидоны парашенки вселенскому предводителю и т.п.) И бабка на лавочке возле поъезда ретранслирует эти идеи от а и до я... Но, территория, которую топтали все без исключения, есть "подуставшая", "ожидовленная" и обнищавшая... Это тот коктэйл, который очень понижает градус социальной активности. Это не связано с отсутствием "церковной проводимости". Причина другая. Но бало в "линию" нужно лить и дальше. А то "радио" выклются и ордынский свет совсем там погаснет. Всё никак в толк не возьму, отчего так мутно мутят, вместо того, чтобы просто признать величие империи великого Чингизхана и сказать: "Да! Мы её преемники!" А то - православие, Русь, Сталин...
  • Сначала нарисовать правильную карту без Крыма, а потом уже обсуждать.