КРАСА МЕРОВИИ. ИЛИ — ТЫ ЧЕЙ? МӒРӸН!

3 3643

На фото - дизайнер Маша из нижегородской Шахуньи. Знакомая моего ивановского друга. По его замечанию: «Маша мечта любого мерянского национал-краеведа». Да, действительно, классическая заволжско-мерянская антропология у девушки. Её прекрасный образ сподвигнул меня написать эту небольшую заметку про историю Ветлужского региона.

— Ветля-Шангонское кугызство

Шахунья это древний ареал вӹтлӓ мари, ветлужских или костромских марийцев.

На этих территориях в средневековье существовало Ветля-Шангонское кугызство - марийское Ветлужское княжество. Со столицей в Шанзе (Шанга. Современный город Шарья в Косромской области). Слово «шанза» происходит от марийского шэнцэ (шэнзэ) и означает глаз.

Крепость Шанза была поставлена ветлужскими мари на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением дружин Ростово-Суздальских князей. Место было удобно для защиты, так как с трех сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами.

Выставить такую сторожевую крепость под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные рода и фратрии марийского народа.

— Меровия

У этих земель было еще одно название в средние века — Меровия — историческое название территории в современной северной части Нижегородской области, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой.

Меровия / Merowia(m) впервые упоминается в «письме брата Юлиана о монгольской войне» автором которого является Юлиан Венгерский / Iulianus Hungarus — венгерский монах-доминиканец, совершивший в 1230-е годы два путешествия на восток в поисках Великой Венгрии (Magna Hungaria), прародины венгров.

В нем Меровия упоминается, наряду с несколькими языческими царствами завоёваными татарами.

— Меря

Известно, что в ходе формирования Древнерусского государства в пределах Ростово-Суздальской земли, финно-угорский этнос Меря стал основой формирования великорусского этноса в этом регионе. В результате этих этно-культурных и политических процессов часть мерян ушли с территорий современной Владимирской, и Ярославской областей. Они ушли за Волгу, в Унженско-Ветлужское междуречье, в Меровию, что вероятно и послужило причиной появления этого названия.

В.Ключевский в своей работе «О финских чертах великороссов» упоминает предание, записанное в XVII в., согласно которому часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам.

Позднее, с 16 века, по мере расширения Московского государства, началась русификация (крещение) мери уже на этих территориях, в результате чего появляется русский субэтнос ветлугаев. А часть мерян отходит дальше на восток, в Заветлужье, и сливается там с близкородственным этносом мари. Меря становятся участниками формирования северо-западной этнографической группы марийского народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области.

В Меровии есть топонимы, напоминающие о мере — Маура, Мериново, встречаются типично мерянские форманты-бал/бол и другие мерянские топонимические этно маркеры.

— Ты чей? Мӓрӹн!

Ветлужские марийцы или вӹтлӓ мари — северо-западные марийцы, проживающие на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах. В настоящее время носят название ветлужские или нижегородские марийцы, устаревшее наименование — костромские марийцы.

Самоназвание марийцев на северо-западном диалекте марийского — «мӓрӹ», в отличие от литературного варианта «мари». На вопрос «ты чей?» нижегородские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерен».

Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и мари — М. Фасмера, Т. С. Семёнова, С. К. Кузнецова, Д. А. Корсакова.

— Северо-западное наречие западной ветви марийского языка

Нижегородские марийцы говорят на северо-западном наречии западной ветви марийского языка, но для большинства из них литература, которая издаётся в Марий Эл, непонятна. При этом, в марийских семьях все говорят по-марийски, а писать не умеют. Хотя учебник их диалекта, на котором также говорят марийцы в соседней Кировской области, издан в Йошкар-Оле, изучение родного языка до сих пор не налажено, не только из-за труднодоступности этих учебников, но из-за того, что население раскинуто по отдельным сёлам, а, также, из-за удаленности их ареала проживания от крупных городов и дорог, и, увы, нежелания специалистов-преподавателей туда переезжать.

Подробнее о северо-западном наречии западной ветви марийского языка вы можете прочесть здесь - https://vk.com/wall-64389613_2187

Источники:

1 - Нижегородский топонимический словарь (сост. Н.В. Морохин) Нижний Новгород 1997 г. "КиТиздат". с. 132.

2 - Леонтьев А. Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. 1996.

3 - Нижегородские марийцы. Сборник материалов для изучения этнической культуры марийцев — Составитель: Николай Владимирович Морохин, Издательство: Центр народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл, 1994 год.

Андрей Мерянин.

#меря #марийцы #мерянский_язык #меровия #ветлуга

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • :thumbsup: Интересно.
  • Началась русификация (крещение), то есть ,если бы Владимир выбрал бы ислам, исламизация тоже была бы русификацией?