В составе традиционной выпечки финно-угров и северных великороссов, появившихся на финском субстрате, особое место занимает обрядовое печенье в виде фигурок птиц и животных, имеющие общее название "чувильки", "грачи", "птички", "козули", "коровки", "чибö", "чань" (по мерянски: "имнязе"-лошадки, "кесезе"-козули, "лешмазе"-коровки, "кеказе"-птички), хотя на практике выпекались различные животные. Данная выпечка представляет собой объемные фигурки птиц, лошадок, оленей, лосей, реже выпекались фигурки коровы, овцы.
В старину "козули" обычно пекли на праздник Сороки 22 марта, приуроченного к Весеннему Равноденствию и обязательно на Рождество. Печенье готовилось из ржаного теста.
Использование пресного теста было продиктовано технологией, т.к. дрожжевое тесто при выпекании увеличивается в объеме и, соответственно, сложно смоделировать необходимую фигурку животного. Из пресного ржаного теста формовали объемное туловище и голову с моделировкой морды.
Готовые фигурки устанавливались возле божницы, а после их раздавали детям, которые играли этими изделиями, стараясь при этом не сломать игрушку, а затем съедали. Фигурки, которые сохранялись в Красном углу, в обязательном порядке шли на корм домашнему скоту. В день первого выгона на пастбище скоту обязательно давали кусочек этой выпечки вместе с четверговой солью.
Эти изделия имеют общую семантику и символику, связанную с предметным изображением солнечного мифа и финно-угров. Предметное изображение мифа уходит своими корнями в глубокую древность. Зооморфные мотивы, ярко представленные в пластике пермского звериного стиля, охватывают хронологический период I тыс. – первая половина II тыс. Мир животных нашел отражение в целом наборе культовых аксессуаров.
Предметы медного и бронзового культового литья финно-угров традиционно обнаруживают изображения птицы, коня, лося, медведя и других существ, бытовавших как в реальности, так и в воображении наших предков. Изображения коня-солнца перекликаются с мифологически близкими по смыслу образами птиц. Конские и птичьи мотивы являлись излюбленными мотивами народного искусства наших предков - мери, веси и чуди.
Обрядовое печенье «козули» имеет четкую направленность, связанную с обеспечением благополучия всего хозяйства, в том числе и приплода скота. С помощью этих фигурок подчеркивалась значимость периода зимнего солнцестояния, который в народной культуре воспринимался как победа света над тьмой, символ зарождения и пробуждения новой жизни, символ солнца. Этот обряд архаичен и связан с продуцирующим значением ритуальной пищи, которая готовилась в переломные моменты календаря и имела магические свойства.
По технике наши вологодские козули, по-видимому (не удалось найти именно вологодскую традиционную форму этого печенья), были наиболее близки к архангельским, напоминающим кирилловскую глиняную игрушку (и нашу костромскую тоже). Интересны так же мезенские витые или сканные "козули" семантически наиболее близкие к ритуальному бронзовому литью чуди и мери (шумящим подвескам). Из ржаной муки месили тесто, раскатывали тонкими жгутами, а потом скали в виде фигурок животных - коней, лосей, коров, птиц. Эти две формы как мне видится наиболее архаичные, в отличие, например, традиционных плоских владимирских пряников, также изображающих фигурки животных.
Итак, 21 и 22 марта на Равноденствие которое у нас называлось "Сороками", "Бабьим праздником" или "тетерочным денем" мы предлагаем испечь подобное ржаное печенье, порадовать себя и своих близких, и стать чуточку ближе к Традиции своих предков. Выпекайте и присылайте нам фото!
Фото: lenal https://www.blogger.com/profile/14189746557957800867
#козули #тетерки #весеннееравноденствие #мерянскаякухня
Оценил 1 человек
1 кармы