Была бы шляпа

3 324

Духовные искания человечества. Основные направления аксиологического подхода

Философия представляет собой адаптированное для относительно широкой публики изучение и пропедевтику гуманологических тем - духовных исканий человечества и их возможных последствий. Всех людей во все времена вдруг заставал врасплох и приставуче интересовал гуманологический букет вопросов: кто мы такие, как мы сюда попали, откуда, как отсюда выбраться и куда потом опять. И начинается! Никто не знает ответов, но некоторые наглеют до такой степени, что берутся свои догадки выдавать за единственно верный ответ. И вот он о́н!

Философия как автономное, самостоятельное явление возникла и развивалась действительно в Древней Греции, но не думайте, что это в Европе, первые, можно сказать, профессиональные, философские школы возникли на территории современной азиатской Турции, как на побережье Средиземноморья, так и на суше, и на островах, сразу же разобщив круг гуманологических проблем, сведя философию (из широкого гуманологического комплекса даже с песнями, плясками и прочей физкультурой) к рационализированным составляющим элементам, к трио проблемных пучков в таком довольно стабильном составе:

онтология – учение о бытии, существовании и жизни;

гносеология – учение о об обосновании знаний, о познании и его законах;

аксиология – учение о ценностях, их возникновении, разнообразии, содержании и сущности, о критериях оценки.

Про первые две структурочки у нас многие слышали и даже что-то кумекают, а вот с третьей - туже. Аксиология. Это ещё что за новости для русского языка?

Аксиологию составляют многочисленные разделы, базирующиеся на обосновании тех или иных ценностей, начиная с совсем отколовшихся от философии аспектов с соответствующими вполне самостоятельными науками, их применяющими, но, по происхождению и по сути, основанных на аксиологической проблематике: фундаментальный раздел оснований аксиологии - самый прямой и честный: экономический – пожалуй, и самый древний, на базе общепринятого всеобщего эквивалента на цены (представляющие стоимость труда в товаре - любом продукте собственно любой человеческой деятельности, от кузнеца до сбычи мечт Циолковского, если он кому-то нужен, особенно если очень) и до сохранившихся, пожалуй, пока в лоне экономики, а на деле - в рамках тотальной аксиологичности бытия - оценочном подходе ко всему-всему-всему. Мы же всё меряем, сравниваем, оцениваем. И при этом удобно это делать в каких-то точных единицах, рублях, долларах... Поэтому я очень уважаю затюканный у нас утилитаризм и лично его главного представителя Джереми (или, как тоже ещй и чаще пишут, Иеремию) Бентама. Кароче, где какая рыба и почём. Мы себе не отдаём отчет, что это и есть аксиология. Цену товара определяют спрос и наши возможности. Если наши возможности ограничены - карты в руки шаль на плечи и идём мухлевать. И даже грабить. Берём наган, патроны, мешок для до́бычи и - на большую дорогу, романтиком. А лохов призываем честно трудиться на благо нашей великой малой родины. А мы внимательно подождём пока не придёт время предстать перед ним с мешком и наганом. Ну, или с картами. Вас много, а нас не очень. Ибо не́фиг.

Таким образом, практически все важные направления человеческой деятельности постояно подлежат разнообразным аксиологическим измерениям - этическим, эстетическим, правовым, дизайнерским, конспиративным (скрыто/открыто) и т.п.; и даже гносеология (проблема познавания и его обоснования) фактически представляет собой аксиологический подход в аспекте решения дилеммы - истинно/ложно, правильно/вероятно, полезно/вредно, важно/наплевать, глупо/мудро, нужно/ну-ко нафиг... И всё в рублях, всё в рублях. Да ну их нафиг, эти доллары...

Аксиология тотальна! Причем она не двух-, не трёх-, а многомерна. Мы каждый миг прицениваемся ко всему и, исходя из оценки, действуем. Всегда и во всём в принципе. Ну если нам очень надо, то она бывает одномерна и однозначна...

Рассмотрев проблемы происхождении духовных начал, можно сделать определенные теоретические, а не исключено, и практические умозаключения.

Заложенный Высшей Виртуальной Программой в каждой клеточке вещества человека архетип, как виртуально-субстанциальная предпосылка духовных качеств индивида, предопределяет телесные, витальные и духовные черты индивидуума в фенотипе, координируемые онтогенезом, то есть средой природной и социальной (которая есть автономная часть природной). Все эти потенциальные задатки индивидуума рвутся реализовать себя по максимуму. То есть стремятся к абсолютной свободе. Некоторым мыслителям абсолютная свобода рисуется сплошным деланием добра, например, раздачей добра бедным и нуждающимся. Кому, кому? Чьего добра? Кому? Этим? Пропьют!!! Кем произведенного? Ой вэй...

И, пока раздается добро одними благодетелями, кто на них, этих благодетелей, в это время и почем работает? Стремление к абсолютной свободе, такой заманчивой и желанной, мы определили как варварские начала в человеке.

Телесные начала (материальность) индивидуума рвутся, видимо, к самораспаду, к энтропии, к нирване. Что́ я прочитал в книге "К чему пришла физика" американского японца, лауреата Нобелевской премии Рёю Утиямы, - что, в конечном счёте, всё в наблюдательно предполагаемом Универсуме состоит из колебаний, импульсов... До́жили! Вот тебе на! Мы-то думали, что мы то, мы это, мы уй чиво, а мы, в конечном счёте, - кванты, кварки, калибровочные поля... Невесомые!.. Как жыть посли этава?..

Витальные начала (лошадь, у Платона в «Федоне») рвутся скорее всего к реализации животности – решают индивидуальную производительно-продовольственную проблему. Проблему освоения, присвоения. Без этого – никак. Без решения специфических для этих задатков требований не может даже быть и разговора о третьей - духовной составляющей человека. 

Духовные задатки (всадник) тоже не бесстрастны, не стоят в стороне от бытия и испытывают огромное давление лошади, материала, среды - от бездонно внутренней до бесконечно внешней. Суть ли их – воссоединение с миром идей, слияние ли с Первоисточником, или, может, еще нечто промежуточно конкретнее: вера, двигающая горы и проявляющаяся в беспредельной левитации? Версий относительно сущности духовного начала много. Но лошадь и материал давят. Всадник любит быструю езду. Куда? Всё Вам скажы...

Могут ли все эти начала существовать автономно?

Телесные всегда.

Витальные – вопрос открытый. У кого как.

Духовные – еще более открытый.

Но над этим всем, пока мы ещё люди и бегаем по шарику,  стоИт какой-то хозяин, который использует для игры в свободу и неволю с этим новым индивидуумом неисчислимый набор приемов, инструментарием которого являются также концептуально определенные культура и цивилизация. Некоторые называют его эгрегором – субъективированным духом сообщества, в котором он непременно возникает, например, духовный накал митингующей толпы – тоже эгрегор.

То, что ищут в качестве онтологических начал нравственности, ищут как нечто трансцендентное, надчеловеческое, скорее всего находится в районах баланса схваток между варварскими началами индивидуумов и интегральным коллективным договором защитных архетипных структур (органов безопасности) этих же индивидуумов.

Мотивы отклоняющегося поведения индивидуума в обществе могут быть по разному оценены, если индивидуум их мотивирует варварскими, витальными или духовными факторами. Оценки поведения могут быть даны также с позиций культуры, цивилизации, варварства (после нас хоть потоп).

Моральное отношение есть результат вырабатываемой по причине и во имя временного совместного пребывания в этом мире в ходе социально-природного общежития витальных существ определенной степени толерантности к некоторым бесчисленным особенностям других (иных).



Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • Что ни еврей, то БЛД, "гений"...
  • В дополнение к тексту. Именно на витальном уровне процесс уществования человека состоит в расширении комфорта путём расширения контроля над витальным пространством с находящимися в его пределах ценностями - ложными или истинными, нужными или вредными. Но не просто так: захотел и расширил. Хто ж тебе дасть. За свое комфортное витальное пространство надо постоянно бороться - открыто или твйно, законно или конспиративно...Хто-то из великих, но, кажется, не я, правельно указывал людям как им жыть: " @Лишь тот достоин счастья и свободы хто каждый миг за них ведёт борьбу"...