В экспертном сообществе пользуется популярностью забавная теория: вот нефть выросла, и потом режим начал "закручивать гайки", а также отменил "оттепель" (уволил Серебренникова, проводит чистки в ВШЭ и т.д.)...
В общем: "во всем виновата нефть марки брент, бессердечная сволочь из-за которой в России нет демократии". Теория очень живучая (как среди западников так и патриотов), и потому хочется сделать пару заметок:
1. Если теория - верная (подчеркну красным: я НЕ считаю ее верной), то российскую западническо-либеральную (впрочем, как и псевдопатриотическую) оппозицию ждут очень плохие времена. В мире доминирующей "коллективной Греты" и массовых увольнений геологов в BP и Exxon, нефть на длинных дистанциях будет скорее расти, а не падать. Понимаю, что выглядит нелогично. Время рассудит :)
2. Российская вертикаль власти склонна "закручивать гайки" в периоды низких углеводородных доходов. Причина - банальна: "ручные креаклы" и всякие "рэпперы, специалисты по современному искусству и прочие менеджеры моральных меньшинств" - являются для условных "башен" или политических групп "статусным потреблением" и "люксом". А условный ОМОН, Росгвардия, низовые чиновники - это не "люкс", который башни друг другу показывают, когда все хорошо, а наоборот - фундаментальный элемент власти. Соответственно, когда денег меньше - то вертикаль начинает склоняться к модели, предполагающей усиление силовой компоненты, а никак не ее ослабление.
3. Самое важное: "Ручные креаклы" ("одомашненные либералы", и т.д.) постепенно перестают быть тем самым "люксом", а их "одобрение" - не только резко упало в цене, но и становится токсичным для былых спонсоров.
Главным продуктом российского фрондирующего креативного класса всегда был не сам креатив (оттого они ненавидят по-настоящему успешных в рыночном плане криэйтеров - Слепакова, Лебедева и т.д.) а интервью и сплетни в виде:
"Бася Усяпкина, потомственная московская интеллигентка, восседающая на бюджетом проекте Моголь Центр, заявила изданию "Маменька, да вы информер", что у нас в стране все плохо и ужасно и тоталитарно, а единственным лучиком света является чиновник Бубликов, который сопротивляясь Мордору, героически продвигает правильное свободное оригинальное искусство".
Еще с позднесоветских времен вот это "одобрение за бабло" шло на продажу конкретным чиновникам и "башенкам" по астрономическим ценам.
А сейчас возникает ощущение, что поменялась национальная эстетика. Элита (во всех ее многообразных формах) перестала стесняться той эстетики, которая ей (и очень большой части общества) - по-настоящему нравится.
Символом этой эстетики можно считать красивейшую фотографию линии росгвардейцев на фоне Исторического музея в Москве. У Виктора Мараховского есть очень хорошее описание этого культурного феномена , через призму возвращения столь нелюбимой на Западе "токсичной маскулинности" на когнитивную авансцену, причем не только в России, но и в Китае.
А мне представляется, что эта эстетика отражает и определенное принятие всей (во всем ее системно-либерально-чекистском многообразии) элитой следующей идеи: они для коллективного Запада и для "креативных" - никогда не будут хорошими.
А значит, на традиционное манипулятивное заклинание наиболее крикливой части потомственных "гешефтмахеров от креатива" в виде: "Мы заявим, что вы - вселенское зло, империя зла, и вы и ваши дети и Слепаков - вы все зло, а мы - добро", сейчас элита не предлагает бюджеты-проекты-фестивали. А смотрит добрыми глазами сквозь маску Дарта Вейдера... и устало отвечает: "Да-да, мы зло. Неисправимо тотальное зло, с пропиской в Геленджике, картой "Мир" и домиком в Крыму. Мы хотели было вам предложить печеньку, у нас много печенек. Но лучше чтобы вас кормил свободный рынок... Пожалуйте на мороз с бюджетных потоков"
И вот это изменение "элитного создания" - это для перспектив российской несистемной оппозиции бесконечно более серьезная проблема, чем даже самый высокий ценник на брент.
Оценили 107 человек
147 кармы