«Макдональдс» как смерть американской мечты

2 2755

Америка — страна возможностей, не правда ли? Только тут вы можете преуспеть, вложив лишь только свои труд и талант. Вы можете стать, кем пожелаете: хоть бродягой, коротающим ночи в картонной коробке в грязном переулке или прямо у здания министерства труда, хоть наркоторговцем или борцом с наркотрафиком, а может (если немного повезет с гаражом), вы создадите глобальную корпорацию, заработаете миллиарды и восторженные почитатели будут писать о вас хвалебные книги, рисовать комиксы и снимать художественные фильмы еще при жизни.

Такова Америка плаката. Америка Легенды. Пресловутая «Американская мечта» — работай, чтобы получить то, что хочешь, изобретай, чтобы прославиться и преуспеть, — таков путь романтического янки еще марктвеновского розлива. Фильмов про такую Америку не счесть, их типичный сюжет можно угадать с просмотра трейлера:

1. Герой переменной обаятельности живет своей жизнью, но на заднем фоне уже мелькают зачатки ИДЕИ, которые поведут его к будущему величию, и узнавая которые, зритель удовлетворенно и снисходительно улыбается — радуется своей проницательности (ведь будущий успех-то гарантирован).

2. Герой оказывается в судьбоносном кризисе, в пике которого и формируется спасительная и обычно единственная ИДЕЯ.

3. Большинство окружения героя не может понять всю гениальность его задумки и прямо или косвенно саботируют внедрение ИДЕИ, и герою приходится выбирать между судьбой и дружбой/любовью.

4. Тяжелый выбор сделан, ИДЕЯ внедрена, кризис преодолен, и герой удаляется в закат, обычно сопровождаемый титрами о том, как он преуспел и что случилось с менее важными людьми, появлявшимися в кадре.

По этим лекалам скроены многие биографические и бизнес-драмы — и фильмы о Джобсе или Цукерберге, и фильмы о гангстерах. Думаю, что когда-нибудь мы увидим биографии Маска и Теслы, и Обамы, поданные в подобном ключе. Именно таким кажется на первый взгляд картина Джона Ли Хенкока «Основатель», посвященная жизни и преуспеянию Рея Крока — основателя корпорации «Макдональдс». Но это умелое подражание.

Авторы «Основателя», повторяя в целом классический сценарий, по сути, сняли его полную противоположность — нечто, отличающееся одним существенным элементом. Их Крок вовсе не изобретает революционную идею, он её крадет. Крадет законно — через контракт. Сорокапятилетний коммивояжер, продающий миксеры для молочных коктейлей придорожным закусочным, узнает, что где-то одно кафе заказало сразу восемь машин. Влекомый предчувствием, он едет на место, где обнаруживает закусочную братьев Макдональдов. Братья-изобретатели вдохновенно рассказывают Кроку и зрителю, как они догадались избавиться от всего лишнего в закусочных образца 1954 года и сократили меню до двух видов бургеров, напитка и картошки, как придумали готовить бургеры заранее, еще до заказа, и как разработали Speed system — конвейер, эти самые бургеры готовящий.

Наутро после знакомства Крок приходит к братьям с «новой и свежей идеей»:

— Вам нужно делать франшизу!

— Да, мы это уже пробовали… — говорят ему братья.

И именно в этот момент фильм сходит с привычных рельсов — зритель впервые видит, что Крок в принципе не способен на оригинальность. И подтверждений тому будет еще множество: все ключевые идеи бизнеса и, в конечном счете, успеха будут подслушаны, скопированы или прямо посоветованы герою. Однако в остальном сценарий развивается как положено: из одного ресторана рождается множество, возникает и преодолевается знакомый кризис, и даже титры в конце расскажут, что большую часть состояния герой пожертвовал на благотворительность. Так в чём же соль?

В деталях и акцентах. Основу динамики картины задает конфликт Крока и братьев Макдональдов. Они — полноправные изобретатели Speed system — трудолюбивое воплощение американской мечты. Он — то, о чем умалчивает пропагандистский плакат, то, что нужно. чтобы мечта стала явью, — крутящий момент. Крутящему моменту в общем-то всё равно, что крутить: презервативы, гамбургеры, кокаин, землю или рабов — он крутит, потому что не может остановиться. И у этого кружения есть только один закон — не останавливайся. Всякие правила и договоренности, мешающие кручению, будут попраны, лишь бы продолжать крутиться. Так, братья ведомы идеей семейного ресторана с качественной едой, которую не нужно ждать, и им, например, не хочется заменять настоящее мороженое в тех самых коктейлях на порошковое. Однако содержание холодильников для хранения мороженого обходится в огромные деньги, и Крок терпит убытки, совершенно однозначно указывающие, что порошок лучше — ведь «вкус точно такой же».

В некоторых вопросах братья высказывают уж совсем непонятную несговорчивость — так, в определенный момент Крок предлагает им поднять процент прибыли, забираемый франшизой у непосредственных владельцев ресторанов, но братья — держатели основного контракта отказывают на том основании, что, мол, «так записано в контракте», «это будет нечестно» и «мы не алчные».

Фактически перед нами лингвистический спор: как понимать слово «бизнес»? Как «важное дело» или как «всякое средство заработка»? Фильм «Основатель» демонстрирует во всех возможных красках, что эти коннотации почти несовместимы в рамках отдельно взятого человека. Сложно одновременно любить что-то и коверкать это в угоду рынку. Об этом затруднении обычно умалчивает реклама американской мечты. В мире, где богатство равно успеху, успех не может быть достигнут только талантом, трудом или старанием, к этим качествам должно быть приложено умение продавать плоды таланта, труда и старания. И именно это умение определяет масштаб будущего успеха.

Итак, в конечном счете, вовсе и неважно, как хорошо или инновационно то, что вы делаете, неважно, как сильно вы любите свое дело, и неважно, чем вы ради него жертвуете. Неважно и конечное качество продукта. Важно лишь то, можно ли его продать с прибылью. А это значит, что мифы о трудолюбии и креативности — не более чем обманки, заставляющие людей (как это свойственно мифам) класть свою жизнь на алтарь чужого успеха.

Статья написана для ИА REGNUM и изначально опубликована на сайте агентства -https://regnum.ru/news/cultura/2482921

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить