Думая и говоря об истории, мы часто путаем науку с повествованием. Нам хочется думать, что история это что-то вроде сборника исторИЙ о прошлом. Однако, историческая наука это нечто совсем-совсем иное.
У этого заблуждения есть очень древняя интеллектуальная традиция, она называется « мифология». Именно политическую и психологическую функцию мифа подменяет собой « правда» об «историческом факте».
Наша культура выстроена вокруг историй, потому, что не критично воспринимаемые воспоминания о событиях, это основа личной идентичности и источник персональных представлений о мире. Ответ на вопрос «кто я такой» кроется не только в декартовском «а кто спрашивает?», но и в том множестве припоминаемых историй, в которых «я» был действующим лицом.
Как и с психологическим прошлым, с историей народов есть определенные проблемы. Как минимум, такая малось – прошлого не существует. Совсем! А значит, нет и не может быть никакой «истиной версии» прошедших событий. В постоянно изменяющейся и ускользающей реальности (где «есть только миг») прошлое - это такая же воображаемость как и будущее. Фантазия.
У этой фантазии есть последствия. Строго говоря, мы не имеем права говорить о реальности случившегося час назад, но результатом этого произошедшего оказывается нынешнее состояние вещей. Так, нельзя утверждать, что минуту назад вы начинали читать этот пост, но в данный момент вы его почти прочли.
Это работает буквально везде. Прошлого нет, но есть его артефакты: цирк уехал но клоуны тут как тут. История как наука занимается изучением и интерпретацией именно этих останков. Интерпретацией, не более. Фантазированием по правилам. Примерно как литературоведение. А результатом этого фантазирования оказываются те или иные мифы.
Мифы которые уже целые народы используют для самоопределения и выстраивания картины мира. Собственно, для этого мифы и нужны, так ведь? И как с воспоминаниями важно, чтобы человек воспринимал миф некритически – верил в него как в правду.
Оценили 2 человека
5 кармы