День памяти Святослава Николаевича Рериха

0 3314

День памяти Святослава Николаевича Рериха

26 лет назад, 30 января 1993 года, ушел из жизни младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, Святослав Николаевич Рерих (10/23.10.1904–30.01.1993), всемирно известный русский художник, портретист, писатель, философ, ученый, общественный деятель, внесший исключительный вклад в дело мира и укрепление культурных связей между Россией и Индией.

Его называли последним из Рерихов. Тридцать три года он делал то, что раньше семья делила на четверых. Святослав Рерих был художником, мыслил цветом. Его вдохновение простиралось далеко за рамки мольберта. И полотно его жизни было написано яркими чувствами Индии и лучшими мыслями России. На его плечи легла трудная задача – определить земную судьбу грандиозного наследия семьи. Так были созданы три центра музея Рерихов – в Кулу, в Бангалоре и в Москве – залог сближения между Индией и Россией.

На формирование качеств самого Святослава Николаевича Рериха, как отмечала Людмила Васильевна Шапошникова, глубочайший исследователь и популяризатор творчества Рерихов, влияли два высоких источника:

«Во-первых, семья самих Рерихов, уникальная, особенная и интересная семья, которая играла и продолжает играть огромную роль в эволюции человечества и в формировании нового космического мышления. 

Во-вторых, на Святослава Николаевича, который прожил много лет в Индии, влияли мысль, культура этой страны, ее высокая духовность, ее редкая утонченность, ее богатейший творческий потенциал. И гармоничное сочетание этих двух источников сотворило одну из великих личностей России и Индии.

Святослав Николаевич Рерих, так же как и остальные члены семьи Рерихов, и Елена Ивановна, и Николай Константинович, и Юрий Николаевич, отличался одной особенностью, которая свойственна человеку очень высокого уровня развития и высокого уровня сознания. 

Все они были синтетичны в своем творчестве. Каждый из них был и художником, и ученым, и философом, и творцом многих интереснейших идей. Когда уровень сознания низок, то весь мир предстает раздробленным, дифференцированным. Чем выше мы поднимаемся, тем больше у нас появляется целостности в восприятии мира. Такое целостное восприятие мира было свойственно Святославу Николаевичу Рериху в очень значительной степени.

Если говорить о нем как художнике, то он был одним из крупнейших в мире. <…> Он всегда стремился объяснить, что такое Красота и в чем смысл ее энергетики. Он преуспел в этом отношении, и поэтому его без всякого сомнения можно назвать Вестником Красоты. 

Мы знаем высказывание Ф.М.Достоевского, что Красота спасет мир. К этим пророческим словам Николай Константинович Рерих добавил: осознание Красоты спасет мир. А вот что такое Красота и почему она спасет мир, объяснил великий художник и не менее выдающийся философ Святослав Рерих. В своей статье «Источники моего вдохновения» он писал:

«Невыразимая аура славы излучается великим произведением. 

Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. 

Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. 

Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из них. 

Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».

Мы можем сказать, что Красота – это энергетика, которая формирует естественный поток эволюции, и формирует его в правильном направлении, избегая хаотических отклонений. Вот почему Красота и будет спасать мир в той степени, в какой мир спасет эту Красоту».

Многие космонавты первых отрядов бывали у Святослава Николаевича в Индии, встречались с ним во время его выставок в Советском Союзе – это Валентина Владимировна Терешкова и Валерий Федорович Быковский, Андриян Григорьевич Николаев и Георгий Михайлович Гречко, Юрий Николаевич Глазков и Игорь Петрович Волк, Геннадий Михайлович Стрекалов и, возможно, Юрий Алексеевич Гагарин.

Представители последующего поколения космонавтов подняли над планетой Знамя Мира, Знамя Пакта Рериха. 

Знамя Мира на орбитальной космической станции со знаменательным названием «Мир» стало символом сотрудничества в сохранении мирового культурного наследия, символом глобальной ответственности человечества за существование планеты Земля и жизни на ней во всем ее многообразии, свидетельством признания космической деятельности, неотъемлемым элементом Мировой Культуры нового тысячелетия.

Широкое сотрудничество связывало Святослава Николаевича Рериха с Болгарией. 

Он впервые посетил эту страну в марте 1978 года. Именно в это время Комитет культуры Болгарии приступил к выполнению программы «Николай Константинович Рерих», и Святослав Николаевич принял участие в наиболее значимых этапах этой программы, имевшей огромный успех, 

– Болгария как бы заново открывала для себя Николая Рериха. 

1978 год в Болгарии поистине стал годом Рериха. Программа осуществлялась благодаря подвижнической деятельности председателя Комитета культуры Болгарии Людмилы Живковой.

31 марта 1978 года Академический совет Национальной художественной академии Болгарии избрал Святослава Николаевича своим Почетным членом. В апреле 1978 года о выставке С.Н.Рериха в Софии вышел документальный фильм, в котором художник рассказывает о своем творчестве и об источниках своего вдохновения.

Как отмечала Л.В.Шапошникова в своем выступлении в Колонном зале Дома Союзов (13.11.2004) на торжественном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха: «Святослав Николаевич считал Индию своей второй родиной. 

Но он никогда не отодвигал в сторону свою первую родину – Россию, которую покинул в 12-летнем возрасте и только потом, много лет спустя, неоднократно приезжал сюда. Святослав Николаевич любил и высоко ценил Россию. Он считал ее страной великого будущего, цитаделью духовной культуры. Он писал: 

“России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле”. <…>

В течение тридцати трех лет он навещал свою Россию, открывал здесь выставки, встречался с руководителями страны и с теми, кто приходил к нему, чтобы побеседовать с ним. 

Он выступал перед большими аудиториями, читал лекции, в которых делился своими мыслями о времени и событиях в мире. И наконец, Святослав Николаевич выполнил одно из важнейшего, завещанного родителями. 

Его отец, Николай Константинович, сказал, подводя итог сделанному семьей, – для кого же мы трудились? Для России, для своей Родины.

Ей принадлежит все достигнутое нами».

Первая выставка картин С.Н. Рериха на Родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа. Начиная с 1970-х годов выставки его живописи регулярно проходили по городам Советского Союза.

Летом 1989 года Святослав Николаевич пишет открытое письмо, опубликованное в газете «Советская культура» под заголовком «Медлить нельзя!». В нем он ставит вопрос о необходимости создания общественного Центра-Музея и определяет его будущего директора. 

На этом посту Святослав Николаевич не видит иной кандидатуры, кроме Людмилы Васильевны Шапошниковой, выдающегося ученого и общественного деятеля, с которой его связывает многолетнее сотрудничество.

В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал России через Л.В.Шапошникову художественно-культурное наследие Е.И. и Н.К.Рерихов. 

Сохранение, исследование и популяризация этого бесценного наследия становится для нее главным смыслом жизни, а работа на посту директора музея – полем творческой деятельности.

Напутствием для Людмилы Васильевны прозвучали слова Святослава Николаевича, сказанные им в один из ее последних визитов в Бангалор в апреле 1992 года: 

«Ничего не бойтесь. Идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о Будущем». 

С признательностью он добавил: 

«Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете».

В 1991 году в связи с распадом СССР по инициативе С.Н.Рериха на базе наследия, ранее переданного Советскому Фонду Рерихов, был создан Международный Центр Рерихов, которому Святослав Николаевич своей доверенностью от 27 апреля 1992 года, а в дальнейшем своим распоряжением от 22 октября 1992 года передал это наследие. Именно оно составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, деятельность которого строилась на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. До последнего дня он оказывал постоянную поддержку МЦР, писал письма в его защиту. Он был и до сих пор остается почетным президентом Международного Центра Рерихов.

Воля Святослава Николаевича Рериха была исполнена, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал одним из главных творческих достижений Людмилы Васильевны, кульминацией накопленного и синтезированного ею творческого опыта. 

Яркое и мощное дарование писателя-мыслителя, знания ученого, тонкая интуиция художника и организаторский талант руководителя – все это оказалось необходимым и востребованным для создания и успешного развития Музея.

В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года руководство Государственного музея Востока при поддержке силовых структур осуществило незаконный захват общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, наследия Рерихов, всего имущества МЦР и даже личных вещей сотрудников, а также усадьбы Лопухиных, которую МЦР и его общественный Музей занимали на основании решения Правительства более 25 лет.

Министерство культуры Российской Федерации, возглавляемое В.Мединским, которое должно было защитить Музей, осуществило его уничтожение.

Сотрудники Международного Центра Рерихов, созданного по инициативе Святослава Николаевича Рериха, намерены, действуя в правовом поле, приложить все силы для выполнения воли своего основателя, возвращения незаконно изъятого наследия и восстановления деятельности общественного Музея, разрушенного Минкультом.

В сердцах сотрудников МЦР неизменно будут звучать слова его Почетного Президента Святослава Николаевича Рериха: 

«Мои благословения и сотрудничество всегда пребывают с нашим Центром в Москве и его работниками».

ИСТОЧНИК: http://www.icr.su/rus/news/icr...

В ДОПОЛНЕНИЕ ФИЛЬМЫ: 

Святослав Рерих – Мастер, Сын Мастера

СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ: https://youtu.be/CeX6pbd_ums

«Правда о завещании Святослава Рериха». Уникальный фильм-расследование:

смотреть здесь: https://youtu.be/0S_IW5JC-Qc

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: 

Л.В. Шапошникова. Вестник Красоты

http://lib.icr.su/node/1035

К.А.Молчанова. Замечательная жизнь

http://lib.icr.su/node/1059



Почему моряки не ловили рыбу в дальнем пути?
  • Drozd
  • Вчера 13:53
  • В топе

В период Великих географических открытий и освоения Нового Света в XV-XVII веках морякам из Европы часто приходилось голодать в пути. Не имея возможности пополнить провиант на берегу, люди массово...

Почему американцы стелят везде ковролин и он у них всегда чистый, хотя дома ходят в уличной обуви

Анекдот в тему:Заходит прораб на строящийся объект, хватается за голову и орёт на рабочих:- Вы обалдели? Такие щели в полах сделали?- Ну ты ж всё равно ковролином всё затянешь?- А если ...