Замечательный Центр, восстановленный заботливыми рукамиподвижников и последователей Рерихов.Он нужен всем, не только как музей.Это важный духовный Центр, несущий в мир идеи добра,справедливости, интеллектуального поиска идеальности.
А.Авдеев, министр культуры России, 22 июля 2008 г.
18 мая по традиции большинство музеев России и стран зарубежья отмечают День музеев. Правда, в этом году в связи с пандемией праздник проходит в особых условиях, многие музеи и вовсе отказались от его проведения. В непростой ситуации оказался и Международный Центр Рерихов (МЦР), общественный Музей имени Н.К.Рериха которого, вплоть до своего захвата и разрушения в 2017 году, являлся постоянным участником этого события. Бывало, к вечеру в его роскошных залах уже толпились москвичи и гости столицы, проходили увлекательные экскурсии, встречи, концерты – это был настоящий музейный праздник.
Период с 2017 года до настоящего времени ознаменовался для организации тяжелой борьбой за существование и отнятое чиновниками наследие Рерихов. Тем не менее День музеев 2020 года МЦР отметил с размахом, который трудно было бы ожидать от него в такой ситуации. Праздник ознаменовался 12-часовым онлайн-марафоном «Общественный Музей имени Н.К.Рериха. Прошлое. Настоящее. Будущее». В нем приняли участие более 200 представителей из разных городов России и зарубежья. Сотрудникам музея и волонтерам с помощью видеозарисовок, воспоминаний, поэтических и музыкальных номеров удалось красиво и мощно представить грандиозную летопись становления и деятельности одного из самых масштабных общественных музеев в России.
Перед участниками праздника предстали славные страницы его истории, когда в лихие 90-е годы люди, очнувшись от тоталитарной спячки, с энтузиазмом созидали принципиально новый прекрасный храм культуры. Именно с подобными бескорыстными тружениками патриарх российской культуры Д.С.Лихачев связывал будущее возрождение России, именно об этом говорила выдающийся ученый Л.В.Шапошникова, когда утверждала, что культура государственная становится культурой народной, именно на них надеялся Николай Рерих, называя Иваном Стотысячным. Они приезжали в Москву из самых разных уголков России и зарубежья, создавались целые строительные бригады, многие осваивали новые для себя специальности. Как сказала одна из участниц тех событий Людмила Мазур (Украина, Киев), работа была очень тяжелой, но мы все были счастливы.
В то непростое для всей страны время их вдохновляли и вели за собой сильные и смелые водители, которых впоследствии стали называть эпичным словом «Основатели». Это Святослав Николаевич Рерих, великий художник, ученый, педагог, общественный деятель, передавший наследие своей замечательной семьи созданной им организации – Международному Центру Рерихов. Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо С.Н.Рериха, выдающийся ученый и организатор, возложившая на свои плечи, казалось бы, непосильную ношу в условиях постоянной борьбы с государственными чиновниками и постперестроечной разрухи выполнить волю Рерихов и создать музей, о котором они мечтали. Известный дипломат Юлий Михайлович Воронцов, благодаря ему Л.В.Шапошниковой удалось привезти бесценное наследие Рерихов в Россию. Истинный меценат Борис Ильич Булочник, без финансовой поддержки которого создание уникального музея было бы очень затруднено.
Эти четыре «краеугольных камня» встали как стражи в основание Центра-Музея во имя красоты, мира и великого будущего.
Поэтому о чем бы ни говорили участники праздника, они неизменно вспоминали Основателей с благодарностью и восхищением, говорили о Людмиле Васильевне Шапошниковой, благодаря мужеству и энергии которой общественный Музей имени Н.К.Рериха был не только создан и открыт, но и стал культурно-духовным центром мирового уровня.
Очень точно значение общественного Музея имени Н.К.Рериха передала его директор и ведущая праздника Н.Н.Черкашина. В своем вступительном слове она сказала, что Музей имени Н.К.Рериха «наполнил нашу жизнь смыслом и высокими идеями космической эволюции. Эти идеи заложены в уникальном наследии Рерихов, которое Святослав Николаевич, выполняя волю своих родителей, передал на Родину, в Россию».
Для будущего общественного Музея имени Н.К.Рериха правительство Москвы выделило старинную усадьбу Лопухиных. Главный дом, флигель и территория вызывали ассоциацию с кадрами военной кинохроники: усадебный двор пересекали глубокие траншеи; пилоны парадных ворот были разрушены, вместо исторической ограды громоздился железобетонный забор; фасад главного здания был обезображен зияющими провалами, многочисленными трещинами и осыпающейся штукатуркой.
Основным объемом реставрационно-ремонтных работ руководили Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда – главный архитектор МЦР, член Союза московских архитекторов, и Владимир Анатольевич Родионов – главный специалист МЦР по строительству и реставрации. Все реставрационные работы с 1995 года проводились под авторским руководством Ирины Давыдовны Любимовой – архитектора-реставратора высшей категории, главного архитектора проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских.
Музейная деятельность МЦР началась сразу после прибытия наследия Рерихов в Россию. Известный искусствовед Т.Г.Роттерт стала одним из первых сотрудников нового Музея, которая начала разбирать и описывать поступившие вещи, организовывать первые экспозиции и проводить экскурсии. Практически она стояла у истоков всей музейной работы и непосредственно воспитала многих квалифицированных специалистов. О первых днях тогда еще будущего музея вспоминал Андрей Миллер, бывший секретарь Советского Фонда Рерихов.
Главное здание усадьбы еще стояло в лесах, а первое открытие Музея уже состоялось. Это произошло 12 февраля 1993 года в день рождения Е.И.Рерих. Всего две недели не дожил Святослав Николаевич до этого долгожданного события. Людмила Васильевна очень торопилась. Она понимала, как необходимы людям те новые знания и духовные энергии, которые несло в себе наследие Рерихов. Экспозиция первого Музея разместилась в пяти небольших комнатах флигеля и представляла собой прообраз будущего Большого Музея. Многое, в том числе ремонт комнат и изготовление витрин, было сделано руками самих музейных работников.
А уже через год, в 1994 году, новая, Вторая, экспозиция разместилась в пяти отремонтированных залах на первом этаже главного здания усадьбы. Экспозицию расширили, увеличили количество представленных картин и экспонатов. Один из залов был посвящен Святославу Николаевичу Рериху, там разместились отреставрированные полотна художника.
И наконец в 1997 году в главном здании усадьбы на втором этаже открылась полноценная музейная экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха. Этому предшествовало несколько недель напряженной работы, достигшей в последние четыре дня колоссального накала. Как скажет потом Людмила Васильевна на открытии экспозиции, люди не стояли на ногах, а некоторые даже заболели. О тех памятных днях рассказал участник событий Владимир Домнин, как работали и днем, и ночью, спали 2–3 часа в сутки, но, несмотря на нечеловеческую усталость, испытывали энтузиазм и внутренний подъем. За восемь дней до открытия Л.В.Шапошникова собрала волонтеров – около ста человек, и под ее руководством они действовали быстро и слаженно. Это и обеспечило успех. «Я не знаю, – сказал Домнин, – может быть, это как плотина, турбины которой заработают после заполнения водоема, но вот в последние четыре дня турбины заработали». Не случайно ведущая программы Н.Н.Черкашина назвала общественный Музей имени Н.К.Рериха ручной работой.
Открытие общественного музея в 1997 году стало незабываемым праздником для всех почитателей творчества семьи Рерихов. Его открытие приветствовали многие страны мира. Вызывал он восхищение и российских чиновников. Министр культуры РФ Н.Л.Дементьева, лично присутствовавшая на открытии, не переставала удивляться, как удалось общественникам создать музей мирового уровня без копейки государственных средств. В том же ключе выступил и председатель комитета по культуре правительства Москвы И.Б.Бугаев, назвавший открытие Музея событием уникальным. Он также отметил, какие колоссальные силы были положены коллективом, чтобы создать такое учреждение культуры, и выразил уверенность, что здесь продолжится огромная культурная и научная работа с наследием Рерихом.
Как удары сердца или мерный звук колокола, отсчитывали жизнь Музея его важные свершения.
В октябре 1998 года Л.В.Шапошникова подняла Знамя Мира над общественным Музеем имени Н.К.Рериха. Кинохроника запечатлела это незабываемое событие. Под торжественную музыку над общественным Музеем в синее небо взвился Флаг Культуры – Знамя Мира и вплоть до роковых событий 2017 года осенял и защищал культуру России, провозглашая над планетой приоритеты мира и гуманизма.
Осенью 1999 года состоялось открытие Мемориала Е.И. и Н.К.Рерихов и закладка капсул с прахом Елены Ивановны и Николая Константиновича. Памятник создавался на пожертвования самых разных людей, и их имена были перечислены на бронзовой доске, установленной рядом на стене здания. Под мощные и торжественные аккорды музыки Вагнера «Заклятие огня» титановые капсулы с прахом были заложены в мемориал. Исполнилась мечта Рерихов – они вернулись на Родину! Это событие сопровождалось небывалым духовным подъемом и радостью, которая благодаря кинопленке передалась через годы и всем участникам нынешнего Дня музея.
Музей заработал в полную силу. Тысячи выставок по всей России и странам зарубежья, которые руководитель отдела выставок МЦР Д.Ю.Ревякин назвал маршрутами Света. Масштабные издательские проекты научного и философско-художественного наследия Рерихов. Среди которых самый масштабный – издание двухтомного каталога картин и рисунков всех четырех Рерихов из общественного Музея имени Н.К.Рериха. Он включил в себя комментарии к картинам, историю их бытования.
Работа с каталогом дала мощный импульс к исследовательской работе, в результате которой были уточнены названия полотен, уточнен провенанс, открылся целый пласт сведений, касающийся позднего периода творчества художника. В общей сложности издательский отдел выпустил более 300 наименований книг в количестве 500 тысяч экземпляров. Успешно пополнялся библиотечный фонд Музея.
Общественный Музей имени Н.К.Рериха был живым действующим организмом. Постоянно менялась и совершенствовалась его экспозиция, которая от первых наметок прошла путь до того уникального пространства, где каждый зал стал поистине произведением экспозиционного искусства.
Большую помощь в создании дизайна обновленных залов оказали рериховские организации: деревянные фризы, витрины, мебель, макеты сфинксов делали мастера из Санкт-Петербурга, Симферополя и других городов. Картинное собрание музея постоянно пополнялось благодаря дарениям, и во многом именно новые произведения определяли экспозицию того или иного зала.
В оформлении залов принимали участие Наталья Мякота, Владимир Козар, Владимир Щечкин, Алексей Леонов, Галина Соколова, Нина Волкова и многие другие.
Вся работа проходила под непосредственным руководством Л.В.Шапошниковой.
Как вспоминали участники процесса, Людмила Васильевна никогда не навязывала свое видение, но всегда пыталась раскрыть творческое начало в самом человеке. Так постепенно обновлялись все залы, и последним открылся зал Ю.Н.Рериха.
Это произошло в 2012 году к юбилею старшего сына Рерихов. Основу зала составили спасенные вещи из разграбленной квартиры Ю.Н.Рериха, многие из которых специально выкупались в антикварных салонах.
Показательна история тханки «Майтрейя», которая была знаменем Центрально-Азиатской экспедиции. Н.Н.Черкашина рассказала, что однажды в музей позвонила неизвестная девушка и сообщила, что в одном из закрытых антикварных магазинов продается этот раритет. Так уникальная тханка оказалась в общественном Музее.
Особая история связана с оформлением Зала Живой Этики, в котором нужно было передать философские идеи мировоззрения Рерихов. Реэкспозиция зала, вызванная настоятельным велением времени, началась в 2006 году. Уже состоялась конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Появились новые издания. Пришли новые картины.
Был создан Объединенный Научный Центр проблем Космического Мышления. Возникла необходимость создать такой зал Живой Этики, который бы смог донести идеи этой философской системы до самых разных людей. «Идея художественной концепции зала Живой Этики принадлежала Л.В.Шапошниковой, так же, впрочем, как и концепции остальных залов. И мы по праву можем назвать наш Музей авторским», – подчеркнула Наталья Николаевна Черкашина. Зал Живой Этики с его высокой атмосферой красоты и духовности поистине стал сердцем музейной экспозиции. Но Людмила Васильевна не только создала этот музей, но и дала импульс художникам, которые работали в стиле космизма, проводя их выставки, выпуская каталоги, привлекая их к работе музея. О большом вкладе Л.В.Шапошниковой в развитие этого направления рассказали художники-космисты Феодосия и Лола Лонли, давние и преданные друзья Музея имени Н.К.Рериха. «Все, кто хотя бы коснулся Музея, получили заряд на всю жизнь», – свидетельствовали художницы.
В жизни Музея МЦР было немало славных свершений, были в его истории и явления, которые вполне можно назвать культурным подвигом. Посещая музейные залы, посетители вряд ли задумывались, что многие из художественных произведений они могут созерцать благодаря настоящему подвигу реставраторов. Так, благодаря профессионализму известного реставратора темперы Галины Захаровны Быковой практически все проблемные полотна Музея были приведены в порядок и могли уже экспонироваться. Исключение составляли только две картины. Это портреты Е.И. и Н.К.Рерихов кисти С.Н.Рериха. От них отступились все реставраторы, и даже Татьяна Георгиевна Роттерт признала, что их реставрация невозможна.
Но чудеса случаются. И в 2008 году, когда во главе отдела изобразительного и мемориально-вещевого фонда стояла Галина Васильевна Дарузе, музейный специалист высокого класса, очень много хорошего сделавшая для Музея, судьба свела нас с Маргаритой Николаевной Алексеевой – реставратором «от бога», которая взялась реставрировать портрет Елены Ивановны Рерих. Правда, через некоторое время Маргарита Николаевна скажет: «Если бы я знала, что мне предстоит, я бы отказалась…»
Но в результате долгого напряженного труда реставратора прекрасный портрет Елены Ивановны был возвращен к жизни. Эта маленького роста, хрупкая, пожилая интеллигентная женщина оказалась необыкновенно мужественной и терпеливой. Целых два года Маргарита Николаевна укрепляла красочный слой картины, аккуратной штриховкой воссоздавала многие ее детали – нарядную белую блузу Е.И.Рерих, красную розу, приколотую на груди, браслет на тонкой узкой руке. Как рассказывала реставратор, самое удивительное, что на ее глазах некоторые детали полотна вдруг чудесным образом сами начинали проявляться.
Ясно, что удивительная настойчивость, высокий профессионализм и преданность своей работе позволили реставратору совершить настоящее чудо, благодаря чему мир обрел еще один потрясающий портрет Е.И.Рерих. Выступавшая на презентации восстановленной картины реставратор Г.М.Вирхова, заведовавшая прежде отделом реставрации ГМИИ им. А.С.Пушкина, призналась, что видела много работ реставраторов, но такой уровень мастерства видит впервые. Восстановление портрета Е.И.Рерих она назвала сверхтворчеством.
Вдохновленная успехом коллеги за восстановление другой безнадежной картины С.Н.Рериха взялась реставратор Надежда Дмитриевна Вихрова. К сожалению, свою работу она не смогла довести до конца – Музей был разграблен, и портрет Н.К.Рериха, последний его прижизненный портрет работы С.Н.Рериха, теперь исчез где-то в подвалах Государственного музея Востока.
Параллельно с музейной работой продолжались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе Лопухиных. 3 сентября 2006 года, в день города Москвы, состоялось торжественное открытие северо-западного Красного крыльца XVII века. А в 2007 году за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» творческий коллектив, руководимый Людмилой Васильевной Шапошниковой, стал обладателем Национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор».
Л.В.Шапошникова всегда говорила о том, что Учение Живой Этики будет реализовываться через науку. С этой целью в МЦР проводились международные научные конференции, читались лекции, приглашались к сотрудничеству ученые. По воспоминаниям О.А.Лавреновой, д.ф.н., заместителя директора Музея по науке, в 1993 году впервые прошла масштабная конференция, где широко осветили такое явление культуры, как космизм. Этим конференциям Л.В.Шапошникова придавала большое значение, считая, что они позволят ввести Живую Этику в научный оборот. С этой же целью в 2004 году был создан и Объединенный Научный Центр проблем космического мышления – ОНЦКМ. О его работе рассказал д.ф.н. В.В.Фролов.
Одним из важнейших направлений деятельности Музея стало сотрудничество с Международным Мемориальным Трестом Рерихов в Наггаре, в долине Кулу. В 2012 году Музей направляет в Индию своих специалистов. Они проводят первичную музеефикацию наследия Рерихов в Кулу. В том же году был подписан договор МЦР с правительством Индийского штата Химачал-Прадеш о сотрудничестве в деле развития Международного Мемориального Треста Рерихов. И сейчас, несмотря на сложную ситуацию, МЦР продолжает выполнять все свои обязательства.
Параллельно с музейной деятельностью и творческими проектами, все это время сотрудники Музея вынуждены были заниматься и работой обычно не характерной для музеев, а именно – защитой. Защитой Рерихов, их воли и наследия, Учения Живой Этики и самого общественного Музея. О драматичных событиях, связанных с этой борьбой, рассказывают восемь объемных томов сборника «Защитим имя и наследие Рерихов». Как вспоминал В.В.Фролов, ответственный за их выпуск, у истоков создания этих сборников также стояла Л.В.Шапошникова. Зачем защищать Рерихов? Этот вопрос задают себе многие люди. Более того, возникает еще одно недоумение: после 2017 года, когда были отняты и Музей, и наследие Рерихов, что после этого можно защищать? Виктор Васильевич Фролов дал убедительные разъяснения. Защищая наследие Рерихов, мы защищаем то, что оно несет людям – самоосознание человека как творческой, внутренне свободной личности, способной брать ответственность на себя. Иными словами, отстаивая волю Рерихов, мы сражаемся за себя и свое Будущее.
Можно было бы еще много рассказывать о работе Музея и его отделов, о нескольких документальных фильмах, посвященных ему, о незабываемых музыкальных вечерах, о детских программах, об отделениях МЦР в других городах и странах, о тесном сотрудничестве с рериховскими организациями. Наконец о том, сколько прекрасных импульсов было дано для реализации новых творческих проектов многим личностям и организациям. Но формат статьи, точно так же, как и формат самого праздника, этого не позволяет. Как точно выразилась Н.Н.Черкашина, если бы была возможность дать слово всем свидетелям славной летописи общественного Музея, то не хватило бы суток, а может, и того больше. Главное другое – за каждым свершением стояли люди, влюбленные в свое дело, высокие профессионалы или ставшие такими благодаря Музею. Работа в Музее стала настоящей школой жизни, где совершалось чудо реального внутреннего преображения.
Этот праздник в День музеев еще раз показал, что общественный Музей имени Н.К.Рериха никогда не был и не будет разрушен, поскольку люди смогли сохранить его в своем сердце, и он по-прежнему вдохновляет их и ведет за собой. Многие высказали еще одну очень важную мысль, что не пропадет даром и этот праздник Музея, и все прекрасные свершения, все пронзительные воспоминания о них, высочайший духовный подъем, на котором прошло это торжество, станут основой для светлого будущего общественного Музея имени Н.К.Рериха, который обязательно вернется на свое прежнее место.
В заключение выступил вице-президент МЦР А.В.Стеценко. Он поблагодарил всех организаторов и участников праздника, посвященного Дню музеев. И обратил внимание, что история создания красоты всегда сопровождается жестокой борьбой за эту красоту. Борьба предшествовала всем большим достижениям. В эпицентре этой борьбы оказался и общественный Музей имени Н.К.Рериха, несмотря на столь славные свершения, его безупречную репутацию, восторженные отзывы высокопоставленных чиновников. Бывший министр культуры РФ В.Р.Мединский со своей командой бросил все силы для того, чтобы его уничтожить. К сожалению, культурное сообщество промолчало. И только общественное пространство сопротивляется колоссальному нажиму и разрушению.
Если верить пророческим словам Н.К.Рериха о том, что разрушение Музея есть разрушение страны, то можно представить, какие последствия будет все это иметь для России. Достаточно вспомнить о том, когда наследие Рерихов прибыло в Россию, это вызвало огромный всплеск и подъем, возникли миротворческие идеи и были подписаны соответствующие договоры. И хорошо известно, что стало происходить в стране и в мире, когда уничтожили Музей и сорвали Знамя Мира. Несмотря ни на что, общественный Музей будет воссоздан, потому что без него нельзя вести ни культурную, ни научную работу, основанную на наследии Рерихов. Будет время, когда Россия поднимет Знамя Мира, потому что без него нет пути к миру на планете Земля. И мы должны еще больше работать, чтобы приблизить это время. У нас нет другого выбора, и, как говорила Людмила Васильевна Шапошникова, если нет другого выбора, значит это верный путь. Остается только сказать: «Вперед, друзья, вперед!..»
ИСТОЧНИК: https://www.icr.su/rus/news/ic...
Оценили 0 человек
0 кармы