Ограбление по-государственному продолжается…

2 370

30.12.2020

Ограбление по-государственному продолжается…

Сегодня, когда ломается так много копий в политических баталиях, Россию сотрясают громкие коррупционные скандалы и неумолимые экономические кризисы, когда сводки больных ковидом с каждым днем становятся все тревожней, проблемы культуры и культурного наследия стремительно уходят куда-то на дальний план. Порой они специально замалчиваются или просто игнорируются в СМИ, которые увлечены другими, на их взгляд, более «жареными» и «прибыльными» темами. 

Между тем это на руку недобросовестным чиновникам и бизнесменам, которые во время так называемой самоизоляции сносят старинные дома в наших городах или протаскивают законы, направленные против культуры. Ситуация с наследием семьи Рерихов, к сожалению, в их числе. Напрасно думать, что это частное дело, которое не особенно касается широкой общественности. 

По разным подсчетам приблизительная стоимость сокровищ, завещанных нашими выдающимися соотечественниками, составляет более двух миллиардов рублей, о его культурной ценности говорить не приходится. Еще три года назад, когда был незаконно захвачен и разрушен общественный Музей имени Н.К.Рериха, Международный Центр Рерихов, единственный кто обладает правами на хранившееся там наследие Рерихов, заявлял, что это может привести к разграблению музейных ценностей. Серьезным поводом к тому послужило вмешательство 29 апреля 2017 года 

Следственного управления МВД, занимавшегося делом Мастер-Банка, и передача не имевших отношения к этому расследованию зданий усадьбы Лопухиных со всем имуществом и наследием Рерихов на ответственное хранение Государственному музею Востока (ГМВ). Казалось бы, как может произойти хищение, если одна официальная организация передает ценности другой? Но дело в том, что следствие не имело никаких прав на подобное изъятие. 

Грубым нарушением является и то, что само имущество общественного Музея ГМВ получил без составления соответствующего Акта, то есть более 16 тыс. единиц музейного хранения были переданы без составления описи и без признания их вещественными доказательствами [1]. Даже официальное письмо Совета по правам человека при Президенте РФ не заставило Минкультуры во главе с бывшим министром В.Р.Мединским провести сверку отобранного наследия Рерихов с оригинальным списком музейных предметов МЦР [2], а ГМВ игнорировал определение суда от 30.09.2020 предписавшего сделать тоже [3]. 

В результате мы до сих пор не знаем судьбу многих уникальных музейных ценностей. Таким образом, большая часть наследия Рерихов оказалась вне поля зрения общественности, причем ГМВ уже заявляет, что не имеет понятия, куда делись некоторые ценности, находившиеся в музее на момент его захвата. Как видим, наследие Рерихов оказалось в полном распоряжении государственных чиновников. 

События последнего времени отчетливо показывают, что многие из этих господ действуют не в интересах страны и ее народа, которому должны были бы служить, а в своих собственных. Достаточно вспомнить многочисленные коррупционные скандалы, сотрясавшие Минкультуры все время, пока Мединский со своей командой находился у власти, и то плачевное состояние, в котором оказалась благодаря его «эффективному менеджменту» отрасль культуры [4].

Судебные иски МЦР к ГМВ об истребовании наследия Рерихов из чужого незаконного владения вскрыли много «интересных» фактов. Так, Музей Востока был вынужден представить в Арбитражный суд г. Москвы списки «выявленного» и принятого на постоянное хранение наследия, в котором мы многих наименований просто не нашли [1]. Например, до сих пор неизвестна судьба кольца Нефертити (XIV в. до н.э.), персидского эпоса «Шахнаме» (XVI в. н.э.) и других уникальных экспонатов, которые хранились в общественном Музее имени Н.К.Рериха. Так из предметно-вещевого фонда исчез 51 музейный предмет.

«Шахнаме». Рукопись середины XVI века


Кольцо Нефертити (XIV в. до н.э.)

518 картин и рисунков Рерихов, незаконно переданных ГМВ в 2017 году на ответственное хранение, последний поставил в государственную часть Музейного фонда РФ. Как они превратились в собственность государства (???), если Минкульт еще в 2005 году включил их в негосударственную часть Музейного фонда РФ как собственность МЦР? 

Не менее странной выглядит и сама процедура постановки этих картин в федеральную собственность, ведь согласно документам, представленным ГМВ, регистрация в Музейном фонде РФ произошла уже в июне 2017 года, то есть раньше, чем руководство Музея Востока приняло их на постоянное хранение (18 июля 2017 года) от заместителя Генерального директора ГМВ Мкртычева Т.К. Откуда он их получил, ГМВ почему-то умалчивает. 

Получается, что 518 картин Рерихов были приняты в государственную часть Музейного фонда РФ от организации, не имеющей никаких прав на них, и с грубейшими нарушениями установленной процедуры. В то же время есть примеры, когда чиновники отказывают общественным организациям, желающим поставить свои ценности в негосударственную часть Музейного фонда РФ, из-за незначительных опечаток. 

Вот такая у нас «справедливость» и «равноправие» государственных и общественных структур перед законом. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку ГМВ – подчиненная Минкультуры организация, которая выполняет его указания. А уж ведомство внутри себя всегда договорится, да и с законом, в лице суда, тоже.

Картины Н.К. и С.Н.Рерихов в общественном Центре-Музее имени Н.К.Рериха

Поскольку суд, несмотря на свой якобы независимый характер, по сути, часть все той же чиновничьей системы, которую один известный режиссер сравнил с библейским Левиафаном. И как в старые недобрые времена, она по-прежнему противостоит любой творческой созидательной инициативе, смелости и свободе.

Возможно, поэтому наш суд, «самый гуманный и справедливый суд в мире», с такой легкостью «проглотил» поддельную и к тому же «сырую утку» в виде того, что эти картины уже являются государственной собственностью, и при отсутствии убедительных доказательств (решения суда об отмене Приказа Роскультуры 2005 года о постановке этих картин в негосударственную часть МФ, приказа Минкульта о передаче картин в оперативное управление и т.д.) 8 ноября 2020 года отказал МЦР в удовлетворении его требований [1]. Организация по-прежнему готова продолжать свои поиски справедливости, но настораживает другое.

Такая сложившаяся ситуация «создает прецедент, позволяющий Минкультуры и государственным музеям предпринимать попытки через суд легализовать незаконное присвоение культурных ценностей. Это может создать предпосылки к незаконному обороту и торговле музейными ценностями. 

А учитывая, что, согласно проведенным МЦР исследованиям, ГМВ и руководство Минкультуры на протяжении многих лет скрывают отсутствие ряда картин из коллекции С.Н.Рериха, находящейся в ГМВ, и отсутствие уникальных культурных ценностей из наследия Рерихов, захваченных у МЦР в апреле 2017 года, наши опасения имеют все основания» [1] – сказано в заявлении МЦР.

Фактически на наших глазах произошло бесцеремонное присвоение государственной структурой чужой собственности и «обналичивание» судом незаконно приобретенного имущества. Но если раньше, в лихие 90-е, этим занимались бандиты, то теперь этим не брезгуют и чиновники. Увы, таковы современные реалии, в которых оказалась Россия. Но и это еще не все. Как выяснилось, кроме собственного заявления у ГМВ нет доказательств того, что изъятые ценности действительно находятся под неусыпным государственным контролем. 

Так, если любой желающий захочет найти изъятые у МЦР картины на официальном сайте Государственного каталога РФ, то его усилия будут тщетны. Оказывается, 518 картин Рерихов значатся в федеральной собственности только в рамках «личного кабинета» одного из сотрудников ГМВ на сайте Госкаталога, доступ к которому имеет либо он сам, либо чиновники Минкультуры [1]. 

Это значит, что они в любой момент могут изменить ранее внесенные туда сведения о произведении искусства или даже совсем убрать его из каталога. Вот такой у нас теперь Музейный фонд РФ, стоящий на страже культурного наследия. Спрашивается, кому это на руку и можно ли в этом случае считать многомиллионные шедевры защищенными от всевозможных махинаций?

От чиновников, почувствовавших свою безнаказанность, ответ на этот вопрос вряд ли удастся получить. По большому счету, создавшаяся ситуация с уничтожением и ограблением Международного Центра Рерихов, разрушением постоянной экспозиции его общественного Музея требует серьезного независимого разбирательства. 

Хочется надеяться, что найдутся такие неравнодушные расследователи, которые понимают, что нельзя безответственно относиться к культурному достоянию своей собственной страны, поскольку это чревато множеством неразрешимых проблем, в том числе кризисов экономического, нравственного и политического характера, угрожающими ее будущему.

1. Сообщение Международного Центра Рерихов // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/de...

2. Ответ Аристархова В.В., заместителя министра культуры РФ, Федотову М.А., советнику Президента РФ, от 14.11.2017 № 18514-01.1-7-ВА (PDF).

3. Отказ ГМВ в совместном осмотре по делу № А40-70814/20 от 13.10.2020 (PDF).

4. Эмилия Слабунова. Тайна за семью печатями Росстата // Яблоко (офиц. сайт). Режим доступа: https://www.yabloko.ru/publika...

ИСТОЧНИК: https://icr.su/rus/news/icr/de...

Тюлененок Шлиссик порадовал петербуржцев новыми фото
  • Taissia
  • 19 апреля 12:40
  • Промо

Не могу не умилиться новостью о тюленике Шлиссике, сменившим шубку. Теперь он хвастается свей обновкой и греется на солнышке. Фонд друзей балтийской нерпы на днях опубликовал фотографии...

Комбинат «КСП Красносельский» объявил войну продажным инспекторам из Роспотребнадзора
  • Taissia
  • 19 апреля 12:21
  • Промо

Раньше город на Неве все называли «бандитским Петербургом». Однако это определение немного устарело, ведь сейчас он скорее «коррупционный», хоть и с отголосками бандитских времен. К сожалению, создали...

Пять новых книг для детей и подростков

Что нового почитать с детьми? В весенней подборке "Российской газеты" - пять премьер от издательств на любой вкус: стихи для самых маленьких, мистический триллер для подростков и даже познавательный а...

Обсудить