"Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ … Собственный опыт реставрации мебели

13 2771

Петр Иванович Дубровский, добросовестный инженер – исследователь, честный и непредвзятый частный научный детектив. d-pi@yandex.ru

Изначально рекомендую прочесть мою статью "Старый стул лучше новых двух…" от 5 сентября 2024 года. Прошло полтора месяца и я хочу поделиться тем, что узнал за эти полтора месяца

Началась вся эта котовасия с того момента, когда моей жене попался на глаза на сайте Авито гарнитур из 5 венских стульев и столика на гнутых ножках дореволюционного производства акционерного общества Войцеховъ (это Польша, но в те годы, как известно, значительная часть Польши входила в состав Российской империи) – и я купил ей этот гарнитур «из настоящего букового дерева» в качестве подарка на день рожденья.

Проблем с этим гарнитуром было ровно три (всего-то, прямо смешно говорить о каких-то проблемах):

1. Ни я, ни жена не имели ни малейшего представления о всех этапах и процессах реставрации венских стульев. С другой стороны, у нас всё же есть головы на плечах

2. У стульев отсутствовали оригинальные сиденья, которые были заменены кем-то несколько десятилетий назад плоскими сиденьями из дубовой фанеры и вдобавок на стульях остались следы катастрофического «ремонта» - стулья местами были покрыты кошмарным лаком почти черного цвета – с подтёками.

3. Мы с женой не имели полной ясности, что же мы хотим получить из этого гарнитура в конце концов. Единственно, что мы знали – это должен быть комплект мебели, который бы нам понравился самим.

От тёщи в наследство нам достался полукомплект (6 штук) венских стульев производства Лигна (Чехия) 60-ых годов прошлого века. Правда, эти 6 стульев также были подвергнуты в своё время катастрофическому «ремонту», включавший приколачивание гнутых спинок к ножкам гвоздями и хранению на сиденьях этих стульев рассады, откуда водичка периодически вытекала на гнутые сиденья из буковой фанеры, приводя их в полную негодность. Короче, из 6 этих стульев лишь два могли еще хоть как-то использоваться по своему непосредственному назначению – под человеческие ягодицы.

И этот «полукомплект» (из романа 12 стульев известно, что один комплект – это ровно дюжина) мы с женой решили использовать в качестве нашего опытного полигона. Вдобавок я прикупил через Авито еще 5 штук точно таких же стульев – в основном с поломанными сидениями (это, как я понимаю, основная проблема у всех венских стульев независимо от года выпуска) и следами катастрофических «ремонтов».

Прикупил по цене от 500 до 800 руб за штуку для их дальнейшего использования в качестве ремкомлектов для тёщиных. Хотя в дальнейшем мы с женой восстановили 9 стульев, всего один остался в качестве неиспользованного ремкомплекта, и в принципе, тоже может быть восстановлен – проблема в том, что некоторые следы прежних ремонтов уже не скрыть, то есть тратить на него силы, средства и время бесперспективно. И еще один, самый крепкий тёщин стул, остался на даче в качестве «оригинала».

Иногда нас спрашивают, как вы вдвоём реставрируете стулья. Приходится отвечать классической фразой авторов романа 12 стульев – Как мы реставрируем вдвоём? Да так и реставрируем вдвоём. Как братья Тонеты (Gebrüder Thonet). Пока Михаэль бегает в поисках потенциального покупателя, Якоб стережет отреставрированные стулья, чтобы не украли знакомые» (Оригинал: «Как мы пишем вдвоём? Да так и пишем вдвоём. Как братья Гонкуры! Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережёт рукопись, чтоб не украли знакомые»).

В конце концов мы с женой разработали следующую технологию восстановления – и использовали её как для стульев Лигна, так и для гарнитура Войцеховъ.

Я разобрал все стулья до последнего винтика – причем, должен сказать, некоторые обломки винтов так и остались в древесине (и в дореволюционных и в чешских). В каких-то случаях я извлекал эти обломки, в каких-то попросту немного смещал некоторые детали (в основном спинки стульев Лигна), когда это было оправдано.

Большинство сидений пришлось также удалить – причем, как я заметил, в основном были сломаны те сиденья, на которые в момент изготовления стульев «пожалели» клей

Этап №1. Мы купили средство для снятия лака, намазали им все детали стульев и удалили верхний слой – где лезвиями строительных (канцелярских) ножей, где – шлифовальной машинкой со шкуркой зернистостью 40…80.

Этап №2. После этого поверхность ножек полировалась мной шлифмашинкой и вручную шкурками с зернистостью 180…280 и иногда даже 320 – до состояния шелковистой поверхности. Кстати, неплохо зарекомендовала себя финская Mirka (150), остатки которой обнаружились у моего друга и которую, к сожаленью, в РФ больше не продают.

Хочу сказать, что ошкуренные детали стульев XIX века после хранения из слегка желтоватых стали интенсивно розоватыми – за две недели. Детали стульев Лигна (60 лет) лишь слегка потемнели. Интересно, это следствие возраста стульев или же это свойства разных пород бука – ведь стулья Войцехов изготавливались в Польше, из польских буков, а Лигна – в ЧССР, из чешских буков. Хотя зоны поражения и у тех и у других имели явно выраженный черный (интенсивный серый) цвет.

Этап №3. Изготовление и приклеивание к основаниям сидений новых «сидушек». И тут у нас появились новые know how (ноу-хау). Прежде всего, нам понравилось, что многие сиденья старинных венских стульев имели тиснение, которое оживляло стул. Разумеется, изготовить специальный фабричный станок (образца конца XIX века) для тиснения и выгибания сидений было крайне нерационально и стоило бы совершенно сумасшедших денег. Поэтому я изучил две технологии нанесения рисунка на фанеру (и на дерево) и остановился на лазерном гравёре, который даже с хорошей скидкой стоил ровно столько же, сколько и весь подаренный мной жене на день рождения войцеховский гарнитур.

Лазерный гравер прошел в семейном бюджете как подарок на день рождения мне, любимому. А вообще мне нравится такие станки-игрушки, которые управляются с компьютера. Тем более у меня есть желание научить внуков обращаться с такими станками – и поэтому надо сперва научиться работать с ними (у меня уже есть самый дешевый 3D-принтер) самому.

Про вторую технологию нанесения рисунков на фанеру я пока ничего рассказывать не буду, так как сам её пока не пробовал.

Далее – проблема с изгибанием сидушек. Я изготовил из подручных материалов оригинальную оснастку, которая с успехом зарекомендовала себя при небольших объёмах работ – как при выгибании березовой водостойкой фанеры (я использую влагостойкую березовую фанеру класса 1 / 2), так и при приклеивании готовой сидушки к основанию сидения.

Как видите, создать качественный прогиб в 1…1,5 см для меня – не проблема и вырезать сидушку почти в необходимый размер – тоже.

Изначально жена хотела использовать для своих войцеховских стульев буковую фанеру. Но найти такую в Питере не удалось – жена нашла лишь на Авито следующее объявление:

Там на фанеру (как оказалось впоследствии, на березовую фанеру собственного изготовления класса, видимо, 4 / 4 если не 8 / 8) из двух слоёв приклеивался, как хвастался тот самый Виктор, «немецким» клеем, буковый шпон. И Виктор первый раз вынес нам уже выгнутые заготовки сидушек, которые еще было необходимо аккуратно обрезать под нужный размер перед установкой в стул.

Но!!! Проблема была следующая. Мы с женой уже определились с будущим рисунком на наших войцеховских сидениях, технологию изготовления гнутых сидений с нанесенной гравировкой из водостойкой березовой фанеры класса 1 / 2 я уже отработал и даже применил на второй, патриотической, имперско-императорской партии стульев Лигна (вот они в завершающем процессе – перед нанесением второго и третьего слоя дорогущего покрытия – об этом слово впереди).

Вспомним классику: «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую партiю мебели.1865 г. Санктъ-Петербургъ»… Этими «патриотично-императорскими» стульями мастера-реставраторы Пётр и Елена начинают новую партию мебели и т.д., вплоть до 2024 г. Санктъ-Петербургъ… Хотя это, скорее, пока еще сырой, дачный вариант, по которому есть еще некоторые вопросы… Один из которых –а можно ли сделать рисунок более контрастным? И у меня уже есть несколько интересных решений, которые я бы хотел попробовать… Есть вопросы к качеству фанеры… Кстати, это те самые два стула, что есть на фото выше – в том состоянии, в котором я их приобрёл. Замечаете разницу?

Кстати, если кому нужны сиденья для стульев с какими-нибудь оригинальными рисунками и надписями – обращайтесь. Хотя приклеивать сиденья к основанию сиденья лучше всего в моей «приспособе».

Моя технология изготовления сидений занимает от 2 до 3 суток:

1. Гравировка рисунка – до 4…5 часов, в зависимости от желаемой глубины и размера гравировки.

2. Вырезание (15-20 минут) гравером плоской заготовки будущего сидения с уже нанесенным рисунком размером на 1…1,5 мм больше необходимого – чтобы после приклейки к основанию не было необходимости использовать лобзики или пилки, которые могут легко привести к сколам фанеры и потере товарного вида сидения, и «лишний» миллиметр-полтора можно было легко удалить шлифмашинкой со шкуркой 80…120. Круглые сидения стульев Войцеховъ вообще не вызвали никаких проблем, а вот Лигна… Но я не зря просидел часа два в Corel Draw, колдуя над сделанной смартфоном фотографией и инструментом Bezier (Кривая Безье) с шестью точками.

Так что по мне выпиливание сидушек для венских стульев лобзиком - это возврат из XXI века в конец XIX-го. Конечно, для профессиональной работы имеет смысл приобрести лазерный гравер с лазером мощностью 20 или даже 33 ватта, а не «простецкий 10 (5+5), как у меня.

3. Пропаривание фанеры (до 1,5…2 минут для водостойкой березовой и 10 секунд для фанеры с буковым шпоном) и выгибание её в моей «приспособе» - 24..36 часов – при естественном проветривании.

4. Приклеивание в «приспособе» - до 12 часов для супернадёжного схватывания клея ПВА-Момент

5. Обработка «лишнего» края фанеры шлифмашинкой (80…120) и полировка «рабочей», «ягодичной» поверхности шкуркой 180…280 – 20 минут.

Разумеется, количество «приспособ» для гнуться и склейки можно легко увеличить, если заниматься реставрацией стульев на промышленной основе.

Так вот, с сидушками из Автовской улицы, 31 (от Виктора с рекламы), у нас возник ряд больших проблем (так что имейте это в виду):

1. Хотя гравёр выжигает на буковом шпоне более контрастный рисунок и значительно быстрее, который под первым слоем покрытия смотрится весьма неплохо:

Вверху – «буковый» лист от Виктора с нанесенным рисунком и одним слоя покрытия OSMO, ниже – пока без покрытия.

Имеется проблема в том, что при выгибании в моей «приспособе» буковый шпон стал топорщиться и даже отслоился от березового шпона, несмотря на распропагандированный Виктором некий «немецкий клей»

2. Виктор отказался выгибать на своём «специальном чугунном прессе» вырезанные моим гравером круглые заготовки с рисунками. Цитирую рекламу с объявления на Авито: «Hашa загoтoвка пpоизвoдится с помощью специального чугунного пресса, сделанного по форме сиденья ХIХ века. Сиденье получается выгнутым по всему диаметру, а не только посередине. Продаётся в виде квадрата 40 на 40 см. Толщина 3,6 мм, состоит из трёх слоёв шпона.» Должен сказать, что заготовки, которые Виктор передал мне, никак не дотягивают до толщины 3,6 мм, на что я не обратил сначала внимание. Ну а мне вырезать гравером уже изогнутый лист тоже удовольствия мало, хотя, вероятно, и возможно.

3. Заготовки Виктора при обычном хранении в обычной квартире всего через неделю рассохлись и искривились, как сыр в старой-старой интерлюдии Райкина-Жванецкого: «Его хоронить пора»

4. Так что скорее всего, сидушки от Виктора (во всяком случае те, что он дал мне) долго не прослужат – из-за низкого качества изготовления фанеры и склейки, малой толщины фанеры и при случайном попадании влаги на сидушку ито вообще может быть ужас-ужас. Кроме того, обиженный на что-то Виктор вообще прекратил общаться со мной. Поэтому я убедил жену перейти на березовую фанеру 1 / 2. И дешевле, и практичнее, и надёжнее. А с цветом вопрос можно решить местной колировкой:

Справа – пробный вариант с березовой фанерой, без выгиба под ягодицы, с четырьмя почти неразличимыми оттенками колеровки. Мы решили немного уменьшить сам рисунок, и слева – вот как выглядит пока еще не покрашенный нами войцеховский стул из подаренного гарнитура.

Этап №4. Далее - сборка стульев с использованием новейших «желтых» саморезов диаметром 5 и 6 мм и старых, похоже, кованых, винтов диаметром 9 мм, которыми крепятся (как и в польских Войцеховъ, так и у венских Тонетъ, и в более современных чешских Лигна) задние ножки к основанию сиденья. Винты следует использовать именно те, которые использовались при изготовлении стульев. Вдобавок каждое винтовое соединение я «смазывал» так называемыми «жидкими гвоздями».

Кстати, я был изрядно удивлён качеством «саморезов» XIX века из войцеховских стульев. Они совершенно определенно были более совершенной формы чем советские винты из моего детства, которые столяры-«профессионалы» 60-ых…70-ых годов, для сокращения времени на выполнение некоторых видов работ забивали молотками, а затем прокручивали на ¼ … ½ оборота. Вместо того, чтобы под каждый винт предварительно высверлить отверстие нужного диаметра и нужной длины. Что определенным – негативным - образом сказывалось на качестве готовой продукции и её долговечности. Кстати, как я понял при разборке старых войцеховских стульев, таким браком занимались и в XIX веке.

Этап №5. После сборки идёт процесс установки пробок. Чтобы создать видимость «безгвоздевой» сборки венских стульев, шляпки саморезов утапливались в массив дерева на 6…8…12 мм, после чего закрывались деревянными же пробками, которые обычно зачищались «под ноль» или же ставились пробки-грибы. В стульях Лигна таких пробок было 4 штуки (не считая тех, которые мне пришлось ставить, закрывая следы прошлых катастрофических «ремонтов») – закрывая винты, которыми к задним ножкам крепилась кривая спинка. В войцеховских стульях таких пробок было по 16 штук на стул. Кстати, интересный момент – в XIX веке использовалось лишь 10 деревянных пробок, остальные 6, расположенные в труднодоступных местах, заделывались каким-то раствором (надеюсь, не тем, который использовался для зубных пломб при лечении кариеса зубными врачами того времени – но очень похожим и по цвету, и по прочности).

Изначально я ставил на стулья Лигна пробки из хвойных пород, купленные в Максидоме. Однако ценник на них в этом «дешевом» магазине Максидом был столь отрезвляющим, а также хвойные пробки выделялись цветом при новом покрытии OSMO – так что пришлось искать замену – и мы нашли такую, причем пробки были именно буковыми и при этом дешевле раз в 20, включая доставку.

Этап №6. Ну и после зачистки пробок «под ноль» наступает самый ответственный момент – нанесение покрытия. Свою первую партию стульев Лигна (4 штуки) мы покрасили колированным лаком Тиккурила – в основном в три слоя – и не сказать, чтобы остались довольны результатом. Хотя цвет был вполне приемлемым, но вот структура дерева под этим лаком явно терялась. (Тиккурила – интересно, а что, есть любители покурить тик, а не бук?)

Мы обратились к знакомому реставратору за советом и он порекомендовал нам в качестве покрытия масло с твёрдым воском. Я купил нечто подобное цвета «орех» в Леруа Мерлене (так он тогда назывался) и попробовал на одном из образцов фанеры с рисунком. Результат меня просто убил: см. фанерку на фото ниже.

Знакомый реставратор посмеялся надо мной и сказал, что есть гавно в банке, на которой по недоразумению производитель пишет, что это масло с твёрдым воском, а есть настоящее масло с твёрдым воском. И называется оно Osmo. Для своих стульев, посмотрев на картинки, мы выбрали цвет «коньяк» (мне он понравился не только цветом, но и названием, тем более что в холодное время года я начал переходить от водки с тоником и розового вина со льдом к (коньяку) бренди Багратион 6-летнему производства ККЗ) и «орех», а также бесцветный полуматовый, заплатив за три миленькие маленькие баночки где-то 5…5,5 тыс.руб. А после недели экспериментов со стульями Лигна, причем один стул мы с женой специально сделали с подчеркиванием структуры дерева – причем даже заменили ему спинку на более подходящую – и сперва он не понравился нам, но приобретя еще некоторый опыт, мы снова поехали в «Библиотеку красок» оставили на этот раз там еще примерно 13-14 тыс. руб, но зато с ясным пониманием того, что мы хотим в конце концов получить.

А получить мы хотим что-то вроде вот этого, только с четко различимым рисунком акантов в стиле барокко (этакая подделка под старину, отчего стулья кажутся выходцами из времен Людовика XIV, хотя гнутые венские стулья начали изготавливать лишь во второй половине XIX века:

Для чего я рассказываю про некоторые ценники? Для того, чтобы вы, решив порадовать себя и свои ягодицы венскими стульями, не удивлялись ценнику, который вам могут выкатить реставраторы. Лично я уже понял, что на реставрации стульев вообще почти ничего не заработаешь, если делать все предельно качественно и с нотками перфекционизма, как это делаем я и моя жена. Проблема в том, что мне и моей жене на самом деле очень понравилось реставрировать стулья. Так что, если хотите получить некий эксклюзив с оригинальными рисунками на сидениях и других частях стульев – обращайтесь. Мой адрес d-pi@yandex.ru

Кстати, многие мои знакомые сперва говорили, что у чешской Лигна подозрительно низкая спинка. Но, посидев на этих стульях, все они, как один, заявили, что еще не сидели на столь удобных стульях – дело в том, что гнутая спинка поддерживает вашу спину именно в том месте, где надо. И я бы даже сказал, что Лигна (лично для меня) чуточку удобнее Войцеховъ – но тут в выбор вмешиваются и антикварные понты с наклейками с «ятями» и изобилием твердых знаков, и внешний вид (есть правдивый рассказ, как жена одного моего друга выбирала машину по рисунку протектора на шинах), и изначальная стоимость гарнитура… и предполагаемая послереставрационная…

Но я пока решил оставить себе «рябой» стул Лигна.

Хотя, как знать, быть может, настанет день, и за какие-нибудь смешные 8…10 тысяч рублей у меня вырвут из рук моё «сокровище» (там одного покрытия OSMO где-то на 1…1,5 тысячи), а кому-нибудь захочется иметь у себя дома мою патриотически-императорскую серию… Тут мне просто вспомнился фильм «Как украсть миллион», который снимали еще тогда, когда Голливуду периодически удавалось снимать хорошие, добротные фильмы:

— А…Как любезно было со стороны Ван Гога подписываться только именем! Для меня это экономия времени. Ах, прелестно!

— Неужели опять? И так скоро?

— О, нет! Этот шедевр я не буду продавать ещё очень-очень долго! Он будет висеть, радовать глаз, но, кто знает, быть может, настанет день и у меня за какой-то миллион вырвут моё сокровище.

Этап №7. До этого этапа мы пока не дошли. Хотя первая четверка стульев Лигна уже нашла своих новых хозяев. Вот первые два стула из этой партии:

Это этап обмытия и принятия в семью новых членов этой семьи – в данном случае гарнитура из 5 готовых стульев и столика. А чем можно обмыть покрытые «разбавленным коньяком» и глянцевым матовым маслом с твёрдым воском от фирмы OSMO стулья и столик? Разумеется, только неразбавленным «Багратионом» 6-летней выдержки от Кизлярского Коньячного Завода. На худой конец пойдёт и Courvoisier VSOP. И чтобы никакой ароматизированной хрен знает чем Армении… Только натур-продукт!

Кавур, Хрущёв, светлое будущее и "украинская нация"

Как только какой-то политик в каком-либо уголке планеты озаботится нацбилдингом, он сразу начинает цитировать графа Камилло Бенсо ди Кавура (премьера Сардинии, ставшего первым премьером...

Обсудить
  • Вместо осмо можно использовать итальянское масло Борма. Не хуже.
  • крестовой молоток до сих пор востребован . :smiley:
    • Alex
    • 22 октября 23:06
    а попробуйте льняное технич. масло. В случае с паркетом результат отличный. Мебель буду пробовать. Опыт с твердым воском (Эдельвакс) оказался неудачным. В этом случае покрывал на зиму свое авто(!!!!), т.к. летом пришлось отдирать зубами. Но как льняное , так и Эдельвакс(которому много лет) это совсем не дорого.
  • интересно.. возможно пригодится в ближайшее время..
  • :thumbsup: :clap: :clap: :clap: