"Просим открыть Кремль на Пасху..."

14 1901

Опубликовано на сайте Российской Газеты.

Текст: Андрей Сорокин (кандидат исторических наук, директор РГАСПИ, ведущий рубрики "Советская история. Документы")

Родина - №417 (4)

Как В.И. Ленин в 1919 году разрешил отпраздновать Светлое Христово Воскресение в цитадели советской власти

Уверен, большинству сограждан эта история абсолютно неизвестна. Читаем...

Кремлёвские новоселы

К марту 1918 г. вокруг Петрограда сложилась угрожающая военно-политическая обстановка. В этих условиях был разработан секретный план переезда cоветского правительства в Москву. Вечером 11 марта в обстоятельствах строгой конспирации В.И. Ленин вместе с ближайшими соратниками покидает Смольный... и вскоре поезд увозит их в Москву.

Естественным, да пожалуй, и единственным местом размещения правительства мог быть только Московский Кремль. Ленин по приезде в Москву после небольшого отдыха в гостинице "Националь", где ему предстояло прожить несколько дней, вечером 12 марта в сопровождении В.Д. Бонч-Бруевича отправился в Кремль на автомобиле через Троицкие ворота. Ильич проявил неподдельный интерес к кремлевской истории: стены, башни, памятники, площади, храмы, монастыри... Не забудем, что в свои неполные 50 лет у него не было возможности просто побывать в Кремле.

В первые месяцы жизнь новых кремлёвских обитателей - чиновников центральных советских учреждений и лиц, их обслуживавших, обустраивалась на фоне казавшейся им анахронизмом - неспешной церковно-религиозной жизни. На тот момент в Кремле продолжали действовать несколько десятков соборов, храмов, монастырей, церковных учреждений. Обычным делом были церковный звон, крестные ходы и процессии, монахи и монашки, озабоченно снующие по своим делам вдоль правительственных учреждений, толпы богомольцев, устремлявшихся на церковные службы. Не забудем про десятки священников и иерархов, которые жили в церковных домах и гостиницах.

Идиллия не могла продолжаться вечно: интересы безопасности правительства и потребности Церкви сталкивались. Со второй половины 1918 г., а особенно после резкого антисоветского послания патриарха Тихона Совнаркому к первой годовщине Октября, меры ограничения церковной жизни в Кремле ужесточаются: церковные люди десятками выселяются, закрывается часть храмов и монастырей, сокращается число разрешений на проведение публичных богослужений, национализируется церковное имущество. В конце концов, у большевиков победило мнение, что в виду сосредоточения в Кремле всех высших учреждений советской власти храмы надо закрыть как культовые здания и превратить их в музеи церковной старины.

Но бороться с главными православными праздниками власти еще не рисковали. Приходилось находить некий ситуативный компромисс со сложившейся традицией. Документы о пасхальных торжествах в Кремле, отложившиеся в фондах РГАСПИ и ГА РФ, рассказывают об этой малоизвестной странице ранней советской истории.

Б.М. Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г. Трудно поверить, что эту радостную светлую картину писал тяжелобольной художник, уже десять лет, как прикованный к постели.

Ленинская льгота

В 1919 г. Пасха выпала на 20 апреля. Власть понимала, что вопрос об открытии кремлевских соборов непременно возникнет. Патриарх Тихон находился тогда под домашним арестом, как, впрочем, и многие другие иерархи, "застрявшие" в Москве в силу различных обстоятельств. Немалое число московского духовенства томилось в тюрьмах, ожидая следствия и суда.

5 апреля 1919 г. Ленин знакомится с поступившей почтой. Его внимание привлекло заявление Главного устроительного совета христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии (ХСРП), только народившейся и желавшей о себе заявить. Две просьбы содержались в нем: первая - открыть на Пасху, 19-23 апреля, Успенский собор и другие кремлевские церкви, разрешив свободный доступ в Кремль богомольцам; вторая - разрешить на Лобном месте на Красной площади отслужить панихиду по "павшим борцам за свободу" (док. N 1).

Как поступить? Если с кем-то Ленин и хотел советоваться по "религиозным делам", то это мог быть только Бонч-Бруевич - вечный ходатай за церкви, духовенство и верующих в бытность свою управляющим делами Совнаркома. Его позиция в отличие от взглядов Троцкого, Сталина, Дзержинского, Курского, Ярославского, Красикова и других воинствующих безбожников отличалась мягкостью и стремлением во всем искать компромисс. Владимир Дмитриевич дал совет: держаться опыта 1918 г., когда Совнарком давал разрешение на пасхальные службы в кремлевских храмах, в том числе и с участием патриарха Тихона. И если сегодня с инициативой выступает новая партия, то именно она и должна получить право на организацию служб и обеспечение порядка в пасхальные дни.

Юридически значимое решение, позволяющее "открыть Кремль", мог принять только Президиум ВЦИК. Положительная резолюция Ленина была направлена наркому юстиции Д.И. Курскому, а тот 8 апреля передал заявление председателя ХСРП Ф.И. Жилкина начальнику "ликвидационного отдела" Наркомюста П.А. Красикову. В тот же день Красиков представил наркому докладную записку, которую Курский подписал и отправил в Президиум ВЦИК (док. N 2). Нарком не выступил против ленинского "дать льготу", но категорически возразил против "панихиды по всем жертвам Октябрьской революции".

11 апреля Президиум ВЦИК рассмотрел заявление ХСРП и принял решение: "Принципиально согласиться об открытии Кремля на 3 дня и предложить коменданту Кремля принять на себя всю охрану и порядок. По вопросу о панихиде согласиться с мнением Наркомата юстиции"[1].

Опасения комиссии по реставрации памятников

Кроме Наркомюста свои предложения относительно возможности или невозможности открытия кремлевских соборов на Пасху представляли и иные структуры, в частности, Комиссия по реставрации памятников старины. В своей служебной записке она категорически возражала против открытия Успенского собора, но если все же собор откроют, то выставляла длинный перечень неотложных мер, дабы сохранить в целости и сохранности и здание, и хранящиеся в нем историко-художественные ценности (док. N 3).

16 апреля члены Президиума ВЦИК (М.И. Калинин, В.А. Аванесов, А.С. Енукидзе, Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, Л.П. Серебряков, И.В. Сталин) признали соображения комиссии "несущественными" и постановили: "собор открыть"2.

Таким образом, все препятствия к проведению пасхальных богослужений в Кремле были устранены, и обе стороны - власть и верующие - готовились к торжеству.

Успенский собор. Фото - РИА "Новости"


Пророчество Ильича

В канун Пасхи в адрес Ленина поступают просьбы об освобождении заключенных священников. Из Могилева верующие ходатайствуют за священника Троицкой церкви П. Бруевича. Ленин поручил ВЧК разобраться с ситуацией [3]. Профессор Н.Д. Кузнецов, первый церковный правозащитник советской эпохи, обращается в Совнарком (док. N 4).

16 апреля Ленин председательствует на заседании Совета Обороны и подписывает постановление об установлении военного положения на некоторых участках Московско-Казанской железной дороги на время Страстной и Пасхальной недель (док. N 5), а также постановление об отпуске красноармейцам на первый и второй день Пасхи приварочного довольствия и сахара в полуторном размере.

18 апреля, в пятницу, около стен Успенского собора собрались представители церковных и государственных органов. Они должны были исполнить решение Президиума ВЦИК и открыть собор. Этот момент был зафиксирован в специальном акте (док. N 6).

На пасхальное богослужение 19 апреля собралось около тысячи человек, заполнивших Успенский храм и пространство при нем. Посмотреть на крестный ход пришли и представители власти. По некоторым воспоминаниям, был среди них и Ленин, который, увидев, как из собора выходили богомольцы с иконами, свечами, крестами и знаменами, недовольно воскликнул: "Пошли, пошли... Наверно, в последний раз пошли!".

Три пасхальных дня с посещением Кремля тысячами верующих пролетели быстро.

23 апреля представители ХСРП и Комиссии по приемке церковного имущества Кремля встретились у стен Успенского собора. На этот раз предстояло "закрыть" собор (док. N 7).

Настроение было достаточно оптимистичным, казалось, что удастся выстроить понятный и надежный порядок пользования верующими кремлевскими соборами и церквами.

Но... в следующий раз возжечь свечу в Пасхальный праздник в Успенском соборе станет возможным только в 1990-м...

Документы (стр. 122-126) публикуются в соответствии с нормами современного русского языка, стилистические особенности сохранены.

Публикацию подготовили заместитель начальника отдела использования документов РГАСПИ, кандидат исторических наук Анна Кочетова и главный специалист РГАСПИ, доктор исторических наук Михаил Одинцов.

N 1. Обращение христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии в СНК

4 апреля 1919 г.

Последователи всех религий чтут свои праздники, особенно главнейшие. Правительствам нет никакой цели стеснять или преследовать эти празднования, особенно в тех случаях, когда они не имеют никакого контрреволюционного или противоправительственного характера. Наибольшей свободы эти празднования должны пользоваться в тех странах, где церковь отделена от государства.

Все религии, существующие в России, в своих праздниках не имеют никаких стеснений и ограничений. Таковы иудейская, мусульманская буддаистическая4. Таковы все христианские церкви и общины, исключая одной, так называемой, православной, к которой принадлежит большинство нашего населения.

Центром православной церкви является Московский Кремль. И он будет в религиозном отношении безмолвен в дни настоящей Пасхи, не доступен для народа, который чтит его как свою первую и величайшую святыню.

Мы знаем и понимаем, что современное дорогое нам всем государственное строительство, между прочим, выдвигает вопрос: оставаться ли Московскому Кремлю религиозным или сделаться Государственным, без малейшего религиозного значения. Но этот вопрос еще не решен, и нужно некоторое время, чтобы народ привык присваивать Кремлю какое-либо религиозное значение, и научился видеть в нем лишь одно средоточие социалистического федеративного советского государства. В настоящее время эта мысль пока еще не привилась к народу во всей своей полноте.

Исходя из последнего сейчас указанного собрания, Христианско-социалистическая рабоче-крестьянская партия обращается в Совет народных комиссаров с нижеследующим покорнейшим ходатайством:

1. Открыть Кремль на первые три дня Пасхи, т.е. с вечера 19 апреля до вечера 23.

2. На третий день Пасхи отслужить панихиду павшим борцам за свободу на Красной площади.

3. Разрешить совершение пасхального богослужения у Спаса на Бору и у Благовещения на Житном дворе.

4. Допустить народ в Соборы Успенский, Благовещенский, Чудовский, к Спасу на Бору и Благовещению на Житном Дворе и разрешить в этих соборах и церквах совершение Пасхальных молебнов.

5. Для доступа в Кремль могут быть открыты одни Боровицкие ворота.

6. На путях прохода в указанные церкви Партия обязуется поставить свою специальную охрану, если нужно под наблюдением воинских чинов.

7. Допускать народ в Кремль по особым билетам Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии, снабженных ее печатью и подписанных ее должностными лицами.

Имеем полную надежду, что указанный доступ в Кремль будет встречен народом с большою благодарностью по отношению к Правительству.

Председатель Жилкин, Секретарь [Машов]

Резолюции В.И. Ленина: "т. Курский! Прошу Вас спешно обсудить это и провести через През[идиум] ЦИК.

По-моему, надо дать льготу и разрешение как можно быстрее. 5/IV 1919.

Ленин".

"VIII отдел П.А. Красикову для [непосредственного] распоряжения. 8/IV.

Курский".

РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9133. Л. 1-2. Подлинник. Подписи и резолюция - автографы.

N 2. Докладная записка НКЮ в президиум ВЦИК об открытии Московского Кремля на Пасху

N 478 8 апреля 1919 г.

В Президиум ВЦИК

В дополнение к ходатайству Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии об открытии Кремля для совершения богослужения на три первых дня Пасхи на условиях, изложенных в ходатайстве, и о предоставлении этой партии возможности совершить на третий день Пасхи на Красной площади панихиду по жертвам Октябрьской революции, Народный комиссариат юстиции сообщает, что с его стороны формальных препятствий к удовлетворению 2х указанных просьб нет, однако, что касается второй просьбы, Народный комиссариат юстиции полагает, что публичное отправление религиозных церемоний, а также содержание, охрана и судьба могил павших товарищей в Москве зависит, прежде всего, от Московского совета, поскольку эта панихида будет совершена не по отдельным товарищам, принадлежавшим к христианской вере, а по всем вообще жертвам Октябрьской революции.

Народный комиссар юстиции Курский

За секретаря[подпись]

С подлинным верно:

Зав[едующий] общ[ей] канц[елярии] ВЦИК [подпись]

Секретарь [подпись неразборчива]

ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 765. Л. 84. Заверенная копия. Машинописный текст. Подпись - автограф.

N 3. Служебная записка комиссии по реставрации Кремлевских зданий об открытии Успенского собора на Пасхальные службы

[Не позднее 16 апреля 1919 г.]

По докладу комиссии по реставрации кремлевских зданий И.Е. Бондаренко об открытии на предпасхальные и пасхальные службы Успенского собора Комиссия высказала следующие соображения:

Имея в виду, что собор не отапливается всю зиму, и стены его максимально охлаждены, открытие его теперь в службы, требующие полного освещения паникадилами, дополненное освещением свечами на руках у молящихся, и при большом стечении молящихся, представит чрезвычайно опасный опыт над высоко ценным памятником русского искусства, и Комиссия постановила сложить с себя ответственность за результаты опыта. Парообразования от молящихся и тепло свечей на холодных стенах храма образуют осадки влаги, которые потекут по стенам и образуют грязные потеки, что особенно опасно для очищенных и еще не отреставрированных стенописей, а также и для икон, покрытых ризами, за которыми, по опыту, должна вскоре получиться плесень.

Если все-таки открытие собора будет признано необходимым, Комиссия обращает внимание на необходимость принять следующие предохранительные меры:

Открыть, по возможности, большинство окон, что возможно, так как с южной стороны и в большом куполе есть леса;

Осмотреть и пустить в ход вентилятор для нагнетания воздуха в храм, что при открытых окнах даст возможность скорее удалить наполненный паром воздух. В виду опасности в пожарном отношении присутствием лесов необходимо предварительно осмотреть действие водопровода и пустить воду на время служб, имея достаточной длины пожарный рукав от водопровода в алтаре и иметь не менее 2х дежурных на время службы пожарных. У лесов отнять некоторые доски, прибитые к стоякам и доски, положенные по первому ярусу, собрать там же в один штабель, принять меры, что бы во время службы никто на леса попасть не мог.

Если будет разрешен пасхальный звон с колокольни Ивана Великого, Комиссия обращает внимание, что конструкция, на которой висит средний, самый большой колокол, находится не в полном порядке и уже ранее ставился вопрос о ее исправлении, теперь же, когда нет опытных звонарей, очень рискованно позволять звон в этот колокол.

Так как в храме много ценностей, то Комиссия считает необходимым, что бы кто-нибудь, лучше управление Московскими народными дворцами, имеющее штат надежных служителей, взяло на себя внутреннюю охрану собора.

Архитектор Рыльский

Архитектор А. Латьев, Сергеев, Н. Померанцев

Старший контролер 4-го гражданского отдела

государственного контроля В. Николаев

ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 765. Л. 82. Копия. Машинописный текст.

N 4. Заявление Н.Д. Кузнецова в Совнарком

г. Москва 14 апреля 1919 г.

В СНК

Члена Всероссийского церковного собора

Н.Д. Кузнецова

Заявление

Я уже неоднократно обращался с просьбами в VIII отдел Народного комиссариата юстиции обратить внимание на факт содержания в тюрьмах разных духовных лиц, к которым до сих пор не предъявлено никакого обвинения. Наступающий праздник св. Пасхи и слезы их родных жен и детей вынуждают меня еще раз просить освободить этих духовных лиц из тюрем к дню Пасхи. В Бутырской тюрьме находится священник Сергей Иванович Фрязинов, арестованный еще 6/19 августа 1918 г., и ему следователь осенью еще сказал, что он будет скоро выпущен, и это скоро продолжается почти 8 месяцев. Там же находится епископ Никандр, арестованный, кажется, еще в декабре 1918 г., иеромонах Афонского Пантелеймонова монастыря Макарий, арестованный в феврале 1919 г., и многие другие.

По справке в VIII отделе о моих ходатайствах за содержащихся в тюрьмах духовных лиц мне сообщили, что по их делам экспертиза VIII [отдела] высказалась за освобождение, о чем еще в декабре 1918 г. была извещена Всерос[сийская] чрез[вычайная] комиссия, и, наконец, в конце марта была послана телефонограмма, но ВЧК и МЧК до сих пор не дали ответа на это отношение.

Наступающий великий праздник и горе жен и детей заключенных духовных лиц вынуждает меня обратиться за их освобождение уже в Совет народных комиссаров.

Н. Кузнецов

Что касается священника Фрязинова, епископа Никандра и иеромонаха Афонского монастыря, то я хорошо знаю их лично и удостоверяю, что они никогда не занимались политикой и не говорили никаких речей, а тем более действовавших5 против советской власти не предпринимали.

Н. Кузнецов

ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3, Д. 737. Л. 226-226 об. Копия. Машинописный текст.

Москва 1918 года. Патриарх Московский и Всея Руси Тихон служит молебен.

N 5. Постановление Совета Обороны об устранении перерыва работ по погрузке дров на Московско-Казанской железной дороге в дни Пасхи

16 апреля 1919 г.

В устранение перерыва в работе по погрузке дров на Московско-Казанской дороге в праздничные дни и могущих произойти вследствие этого задержек и остановки движения, объявляется на время Страстной и Пасхальной недель на военном положении участки Московско-Казанской дороги: Шилово-Кустаревка, Кустаревка-Земетчино, Шихраны-Алатырь, с ветвями Кирской и Люльской, участок Черусти-Муром-Арзамас и Сергачь-Шихраны с 15-верстной полосой в каждую сторону в пределах уездов: Сапожковского, Спасского, Егорьевского, Касимовского уездов Рязанской губернии, Елатомского, Спасского, Шацкого и Моршанского уездов Тамбовской губернии, Судогодского и Меленковского уездов Владимирской губернии, Горбатовского, Ардатовского, Арзамасского и Сергачского уездов Нижегородской губернии, Курмышского, Алатырского и Буинского [уездов] Симбирской губернии и Ядринского уезда Казанской губернии.

На уездные совдепы и земельные волостные комитеты возлагается обязанность предоставлять по требованиям органов местной администрации железных дорог рабочую силу и конский состав в следующем размере: по Елатомскому уезду 150 лошадей, по Спасскому уезду Тамбовской губернии 150 лошадей, по Моршанскому уезду - 150 лошадей, по Шацкому - по лошадей, по Алатырскому - 100 лошадей, по Буинскому - 50 лошадей, по Горбатовскому - 50 лошадей, по Ардовскому - 50 лошадей, по Арзамасскому - 50 лошадей, по Курмышскому уезду - 40 лошадей, по Меленковскому - 40 лошадей, Судогорскому уезду - 40 лошадей. Все лошади должны быть с проводниками.

Виновные в неисполнении настоящего постановления подвергаются ответственности по всей строгости революционных законов.

Утв[ерждаю]

В. Ульянов (Ленин)

Не публиковать

РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9306. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст. Подпись - автограф.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Спасибо! Интересно.
  • +++
  • Знать это надо, спасибо!
  • Зачем открывать Кремль на Пасху??? Россия пока еще светское Государство, а Кремль - это исторический памятник Архитектуры, а не Православия. Для служб у нас много других Храмов и церквей. Вот пусть туда верующие и идут. .Кремль открывают для экскурсий и это правильно.
    • Gora
    • 14 апреля 2017 г. 12:52
    Тут дело вовсе не в вере - тут вовсе вульгарный инфантилизм - нельзя - значит надо, хочу-хочу-хочу - всё запретное завсегда очень-очнь-очнь. Ну а отцы - нации, пасомых, граждан - завсегда умело использут в своих манипуляция. Ну вот например , большевики - как ни крути, а просили Кремль открыть, место ихней власти. и опять же, они (б) подтвердили, в чьих руках святыни. Ну где-то так.