Возникновение христианства в России. Другой взгляд

11 640

Вокруг появления христианства на Руси навалена такая невероятная куча лжи, фантастики и пропаганды, что найти концы в этой ахинее совершенно невозможно. И потому единственный способ узнать, как все происходило на самом деле — это просто отбросить все повествования из категории «одна баба сказала, что на заборе написано» и попытаться самостоятельно реконструировать историю русского христианства, опираясь только и исключительно на научные данные и архивные документы.

Давайте попробуем сделать это вместе, благо документов сохранилось совсем немного и все они находятся в свободном доступе. Будет интересно.

Начнем свое расследование с 1945 года — когда в новом положении «Об управлении Церковью» постановляется, что: «Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет Патриарший Наместник с титулом Митрополита Крутицкого».

Вроде бы ничего особенного, но есть нюанс — в 1918 году титул Крутицкого митрополита восстановлен из забвения специально для Патриаршего Наместника! Сиречь — данный титул имеет имеет для православной Церкви некое свое, особенное, сакральное значение, возвышающее его над титулами всех прочих, «обычных» митрополитов.

Интересно, почему? Нужно копнуть поглубже.

Отматываем время назад...

Крутицкое подворье в Москве

1589 год — епископ Крутицкий возведён в достоинство митрополита с правом «в качестве блюстителя патриаршего престола, заведывать делами обширной Патриаршей области»

1551 год — постановлением Стоглавого собора Крутицкому владыке предоставлено право при необходимости временно замещать вдовствующую Первосвятительскую кафедру!

Странности продолжаются. Чем дальше в глубину времен — тем больше бонусов получает именно Крутицкая епархия. Причем это не связано с личностями святителей. Святители меняются — а пиетет Церкви перед собственным Крутицким отделением остается.

Копаем глубже.

1450 год. Здесь мы обнаруживаем, что владыка епископ Вассиан, утратив свои основные приходы, переезжает в деревню Крутицы, после чего его кафедра и получает наименование Крутицкой.

Крутицкое подворье в Москве

Представляете, эти владыки, оказывается, еще и эмигранты!!!

Но что же такое сакральное скрывается за этой кафедрой, откуда у православия такой пиетет именно перед этим епископством? Откуда переехал Вассиан на московские задворки?

Отматываем еще немного назад, и — сюрприз!

Оказывается, до своего переезда и переименования епархия Крутицкая являлась крупнейшей в мире православной епархией со столицей... в татарской "Золотой Орде"! В городе Сарае — и потому носила гордое наименование Сарайской епархии!

Современная пропаганда описывает Сарайскую Орду, как сборище недоразвитых дикарей с шаманскими повадками. Лучше всего насаждение подобной шизы демонстрирует относительно свежий фильм «Орда»

— в котором русский митрополит приезжает именно в такую, грязную и омерзительную столицу поволжской державы. Пропаганда рисует нам униженных и угнетенных христиан, притесняемых злобными косматыми татарами.

Несчастных, забитых, затюканных православных — за свободу которых, за право несчастных на истинную веру как бы и боролась святая Русь! Поддерживала своих единоверцев, помогала им в трудные годины, даровала свое покровительство — и бла-бла-бла-бла....

Однако мы договаривались игнорировать источники типа «одна баба сказала, что на заборе написано» полагаясь исключительно на факты и документы. Поэтому давайте посмотрим, что пишут про Орду не сценаристы желтушных страшилок, а дипломированные православные архивариусы.

Вот исследование иеромонаха Леонида (Кавелина) «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи» (Калуга, 1876). Цитирую:

«По промыслу Божию, посетившему наше отечество несчастием, угодно было устроить так, что Православная вера наша находила себе покровительство в Золотой Орде, у потомков Чингиз-Хана, даже и тогда, как Берки-Хан, первый из Золотоордынских ханов принял православие. В его столице русское духовенство свободно отправляло богослужение, и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру».

Оцените! Оказывается, в татарской Орде хула христианской веры каралась смертной казнью!

До такого радикализма в защите православия не доходило, пожалуй, более ни одно из государств мира. Даже Русь к столь активному преклонению перед крестом никогда и близко не приближалась! Что, кстати, вызывало у ордынских ханов перманентное недовольство — и они регулярно посылали русским князьям письма, требуя предоставления православным церквям и обителям всех и всяческих льгот.

Но одно исследование — это еще не доказательство. Существуют ли иные факты, раскрывающие отношение ордынских правителей к христианству?

Ну, если верить документам, то сарайский епископ Феогност в 1278 году был направлен послом Поволжской Орды в Византию, к императору Михаилу VIII, представляя интересы хана Менгу-Тимура.

Как полагаете, может ли посол, выступающий за рубежом от имени своего государства, заключающий договора и дающий клятвы именем своего царя — быть представителем угнетаемого меньшинства? Или же он все-таки представитель элиты, пользующийся безусловным доверием хозяина сарайского престола?

Если верить документам — ордынский царь Узбек (1283-1341) в своих ярлыках неизменно клялся именем пресвятой Богородици, и он же отдал свою сестру Коначку, в крещении Агафью, замуж за князя Юрия Даниловича. И ее христианство Узбека ничуть не обеспокоило. Кроме того — ордынской армией, пришедшей в 1337 году на помощь Ивану Калите, командовал вполне себе православный темник по имени Федорчук.

Как полагаете, являлся ли командующий армией хана Узбека представителем угнетаемого меньшинства, или все-таки составлял часть государственной элиты?

Если да — то даже при Узбек-хане православные христиане входили в круг высшей государственной знати Сарайской Орды. И мусульмане — если они вообще присутствовали в Орде в заметном количестве — смиренно им подчинялись.

Так что, хотя на заборах и пишут, что Узбек-хан был ярым мусульманином — но летописи и архивы этого слуха явно не подтверждают.

Но вдруг документы врут? Что будет, если поискать показания свидетелей? Что говорят о христианстве в Орде свидетели-путешественники?

Открываем «Историю татар» знаменитого Плано Карпини и читаем, что он увидел в ордынской столице:

«А этот император [правитель Орды] может иметь от роду сорок или сорок пять лет или больше. Никогда не видит человек, чтобы он попусту смеялся и совершал какой-нибудь легкомысленный поступок, как нам говорили христиане, неотлучно с ним пребывавшие. Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди, что они твердо веруют, что он должен стать христианином; и явный признак этого они видят в том, что он держит христианских клириков и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю Греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа Татар или также других людей; другие вожди этого не делают».

Ну вот, опять! Куда в Орде не плюнь — обязательно попадешь в христианина. Особенно, если плеваться по сторонам при ханском дворе.

Чего еще интересного можно найти в древних архивах?

Очень и очень много! Там набираются целые тома ярлыков для научных публикаций. В архивах валяются многие и многие сотни документов, направленных от ордынского хана в русские епархии!

Наставления, привилегии, тарханы, подарки. Обширная и постоянная переписка. Читать — не перечитать!

И на этом интересном месте наступает самое время подвести промежуточный итог. Что именно мы смогли узнать из архивов и документов об отношении Руси и Орды? Эти сведения весьма многозначительны.

1) Как бы не перерывали архивариусы свои хранилища — историкам неизвестно ни единого (!) ярлыка, направленного из Орды русским князьям! Ни единого указания, наставления, требования — ничего!

2) Историкам неизвестны указания и наставления, направляемые русским православным епархиям из Греции/Византии.

3) Историкам неизвестны указания и наставления, направляемые русским православным епархиям из Рима/от католического престола.

4) Но зато у историков имеется в наличии примерно 14 килограмм документов, составленных в Сарайской Орде для русской православной Церкви!!!

Сиречь, если проигнорировать всякие фантазии неведомого происхождения и опираться только и исключительно на факты, то в сухом остатке мы получаем следующую реальность:

— влияние на русскую Церковь со стороны Византии или Рима в позднем средневековье равнялось нулю,

— влияние Орды на русское государство за все время всего ордынского существования так же является околонулевым.

— но зато русская православная Церковь находилась у Сарайской Орды буквально в режиме «постоянного ручного управления»!

Ничего не напоминает?

В нашем мире даже сегодня существует одно очень влиятельное государство со сходными качествами. Государство, имеющее на соседей нулевое административное влияние, но одновременно обладающее тотальным религиозно-духовным контролем. Оно называется — Ватикан.

Роль Ватикана в современном мире открывает нам ответы сразу на несколько исторических загадок.

Первая загадка: почему русская Церковь испытывает такой пиетет перед собственной Крутицкой епархией?

Правильный ответ: потому, что Сарайская (Крутитская) епархия издревле являлась материнской по отношению ко всем остальным русским православным кафедрам. Вплоть до распада Орды она была духовным и руководящим центром русского христианства. И в дальнейшем, после того, как русское православие обрело самостоятельность, а кафедра вошла в состав русской митрополии — уважение русской Церкви к материнской епархии сохранилось, как дань традиции.

Вторая загадка: почему русские князья ездили на суд в Орду, не смотря на полную и безусловную независимость своих уделов?

Правильный ответ: это происходило потому, что Сарайская Орда являлась духовным центром русского христианства и даже при полном отсутствии административно/силового влияния — она имела достаточный авторитет для разрешения споров в качестве «внешнего независимого арбитража». В случаях, когда князья не желали решать свои споры путем кровопролития — они обращались к ордынскому хану, как к независимому судье «со стороны».

Третья загадка: откуда пришло на Русь православное христианство?

Правильный ответ: ну уж совершенно точно не из Греции и не из Рима!

По всем имеющимся признакам получается, что русское христианство есть в значительной степени продукт широкого ордынского нашествия! Ведь именно после оного на Руси стали активно строиться обители и храмы, стало развиваться иконописание (примеры оного — знаменитые снетогорские фрески 1313 г. и Васильевские врата 1337 г.)

Васильевские врата Троицкого собора

Стала развиваться литература (публикуются повести о псковском князе Довмонте Тимофее, о князе Феодоре Ярославском, о князе Михаиле Ярославиче Тверском, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче», «Хождение в Царьград Стефана Новгородца»), возникает русская школа миниатюры.

Икона "Илья-пророк в пустыне" с миниатюрами

А в 1274 году наконец-то принимается устав Православной Церкви — «Кормчая книга». Можно считать — именно в 1274 году и учреждается русская православная Церковь.

Из Сарайской Орды в эту новую Церковь приходят приказы и постановления, Орда оказывает ей покровительство и финансовую поддержку. И архивные документы этот факт неизменно подтверждают.

Однако, все это всего лишь документы. Бумажки, бумажки, бумажки... Интересно, а что думает по данному поводу археология?

Археология многозначительно ухмыляется и показывает пальцем на могильные плиты, что во множестве сохранились на старых кладбищах.

Могильные плиты в Горицко-Успенском монастыре

И вот ведь какой нежданчик: на плитах, возрастом старше XVII века, вместо хорошо знакомых нам православных крестов гордо красуется двуконечный «вилочковый крест»!

Могильные плиты с вилочковыми крестами

Этот крест вполне себе христианский и очень древний:

Такие распятия сохранились в некоторых германских церквях

Но вот проблема — на католические и греческие кресты он совершенно и категорически не похож! Даже отдаленно! Получается — археология тоже подтверждает изначальную уникальность русского христианства?..

В общем, имейте в виду — если некие пропагандисты начинают при вас рассуждать, откуда именно пришло на Русь христианство: из Византии или из Рима — то знайте, шарлатаны навязывают вам выбор между враньем и брехней. На самом деле христианство распространялось на Руси татарской "Золотой Ордой"!

Правда, подобный ответ порождает новый вопрос: если христианство пробиралось на Русь через Орду, то откуда оно появилось в самой Орде?

Самый надежный вариант раскрыть сию тайну — это просто открыть любую доступную энциклопедию и прочитать там статью дипломированных ортодоксальных историков о времени и географии распространения раннего христианства.

Наиболее легкодоступной на сегодня является «Википедия» — вот ее и почитаем.

Открываем нужную статью, пропускаем три первые главы, посвященные теологии и внутрирелигиозным дрязгам и с интересом узнаем, как именно расходилось учение Иисуса Христа по обитаемому миру:

«Усилиями миссионеров христианство оказалось широко распространено среди народов Центральной Азии и Кавказа, в том числе осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов и многих других.

Центром христианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) и Самарканде (Узбекистан). Также существовала объединённая епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия).

Христианская надгробная плита, найденная близ Иссык-Куля. Датируется 1312 годом. Снимок одолжен из иллюстраций к энциклопедической статье

Особый интерес вызывает распространение христианства в Средней Азии. Митрополия в Мерве, открытая в 420 году, имела такой авторитет, что сасанидский шах Йездигерд III, убитый арабами близ Мерва, был захоронен во дворе митрополии. Вторым крупным центром стал Самарканд, на некоторое время превратившийся в арену борьбы христианства с исламом. Митрополия в Самарканде разрастается настолько, что путешественники описывают следующие одно за другим христианские поселения от Самарканда до Вазгерда (совр. Ургут), где находился главный христианский храм.

Абу-Райхан Бируни, посвятивший христианам отдельную главу в своём труде «Памятники минувших поколений», пишет, что «большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана — христиане». Иранцы до сих пор используют не арабские, а христианские названия дней недели.

В 635 году христианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали христианам и позволяли им строить церкви.

Христианская стела в Сиане, Китай. Установлена в 781 году

Христианство проникло даже в Японию. Христианский крестик обнаружен так же при раскопках Абрикосовского храма (VIII в.) в Приморском крае. В то же время христианство проникло и в Индию."

На всякий случай повторю еще раз. Выше приведен вовсе не авторский текст, а слегка урезанная цитата из академической энциклопедии! Сиречь - Официальное мнение ортодоксальной науки!

Согласно этому ортодоксальному мнению примерно к VIII веку нашей эры христианство повсеместно стало доминирующей религией, имея свои главные духовные центры в Иране и в Средней Азии, к югу от древней Руси.

И да — территория татарской Орды так же входила в ареол распространения средневекового христианства.

Как несложно заметить, из всего огромного христианского мира выпадают «на сторону» только две маленькие-маленькие секты. Одна из них — это «Византийская церковь», вторая — «Римская католическая».

Обе секты по сей день утверждают, что это именно они есть самые правильные и христианские из всех христиан, а весь остальной огромный мир — это отступники и еретики. Однако, поскольку именно так всегда и везде говорят любые сектанты — от хлыстовцев до мормонов — на подобное словоблудие следует начхать и не обращать внимания.

Просто читаем энциклопедию дальше:

«Бытует растиражированное клише, что позиции христиан серьёзно пострадали во время правления Тамерлана. Но, как пишет в своём исследовании историк Жан-Поль Ру, «нет ничего хуже, чем это мнение. Если христианство и исчезло, то, конечно, позднее и тихо — вследствие усилившейся изоляции Центральной Азии и значительных успехов, достигнутых исламом в XV и XVI веках. Тимур был тут явно ни при чём»».

Собственно, это и есть самые интересные для нас даты.

Теперь мы знаем, что христианство получило распространение на землях будущей Орды еще задолго до ее возникновения. И судя по скорости расползания учения Иисуса — наверняка начало проникать на Русь уже в V-VI веке. Подтвердить сие или опровергнуть невозможно — у нас, увы, нет никаких документов о тех далеких ветхозаветных временах. Кроме разве что легенды о крещении Руси Андреем Первозванным еще в I веке и появлении самой-самой первой христианской церкви на святом острове на Валааме.

Воскресенский скит на Валааме. Именно здесь, по слухам, две тысячи лет назад высадился Андрей Первозванный и воздвиг первый христианский крест
А это памятник Андрею Первозванному на Валааме, воздвигнутый в честь двухтысячелетия крещения им этих островов.

Однако это — всего лишь легенды. Поди, проверь!

Но вот с поражением христианства в Средней Азии и его изгнанием — даты из энциклопедии совпадают в точности. Сарайская епархия умерла аккурат в середине XV века — в 1450 году.

Впрочем, для любого русского человека самый интересный вопрос — это вовсе не пропажа христианства из Азии, а причины столь легкого проникновения оного на Русь. Ведь христианство пришло к нам вовсе не на пиках Батыевских всадников — оно распространилось здесь намного раньше! Первые церкви упоминаются еще в VIII-IX веках, а первым крещением русских князей вполне официально считается «Аскольдово крещение» 860 года.

Так что совершенно точно как минимум с IX века в славянских землях тут и там появляются люди, которые строят церкви, ставят кресты, оказывают покровительство последователям учения Иисуса, которые называют себя христианами. Причем этими людьми являются вовсе не какие-то буйнопомешенные отщепенцы. Это знать, это князья и бояре, это купцы! И они называли себя христианами совершенно добровольно! И что еще более странно — христианами называют себя даже многие язычники! Бесчисленные змеевики тому прямое подтверждение. Сознательные, убежденные, искренне верующие язычники добровольно наносили на оборотную сторону своих языческих религиозных амулетов лики христианских святых.

Но почему?!!

Дабы раскрыть эту тайну — самое время приглядеться к Средней Азии эпохи победившего христианства, Азии периода с VII по XV век.

Что вы помните об этом времени?

Ну да, само собой — в первую очередь в памяти всплывают имена. Имена изобретателя алгебры Мусы аль Хорезми и создателя медицины знаменитого Авиценны, имена знаменитого географа и астронома Ахмада ал-Фергани, геолога Абу Рейхана Беруни, философа Абунасра ал-Фараби, историка Абдулькасима Фирдоуси, поэта Рудаки Джафара, имена Хаджара ал-Хайтами и абн Руста, Исмаила ал-Бухари, Ахмада Яссави — и многих, многих других ученых, философов и поэтов.

Средняя Азия средних веков — это несчитанные труды по географии и математике, по управлению государством и денежному обращению, по правилам ведения войны и налогообложению, это «1000 советов по использованию астролябии» Насира аль-Туси.

Поскольку в наше время мало кто знает, что это за инструмент, объясню кратко: астролябия — суть механический аналог современного смартфона. Этакий синтез логарифмической линейки с инструментом для измерения высот, расстояний, широты и времени. Умеет считать, измерять, определять координаты. Звонить, к сожалению — не способен.

Средневековая астролябия со сменными дисками (диски менялись в зависимости от целей использования прибора)

И наконец, древняя Азия — это знаменитая Самаркандская обсерватория, средневековый аналог современного Большого Адронного Коллайдера, огромный измерительный инструмент (настолько огромный, что его не удалось уничтожить по сей день) позволивший создать не менее знаменитый Гурганский зидж — звездный каталог с самыми точными измерениями, не превзойденными аж до самого XVIII века.

Обсерватория Улугбека. Подземная, сохранившаяся часть сектанта обсерватории
Обсерватория Улугбека. Реконструкция надземной, утраченной части прибора. "Гигантомания" астрономов связана с тем, что чем длиннее "плечо измерений" -- тем точнее показания прибора. Вот азиаты и забабахали "плечо" длиною аж в 50 метров

Интересный факт: Самаркандская обсерватория была построена аккурат за полвека до того, как в просвещенной Европе наконец-то догадались сжигать еретиков на кострах! Ибо первым официальным аутодафе считается костер с 6 еретиками, устроенный в Севилье в 1481 году.

В принципе, одного этого факта достаточно, чтобы объяснить нулевой интерес России к существованию западной «цивилизации» вплоть до XVII века. Уж слишком разительным был контраст дикого и темного запада в сравнении с развитой моралью, культурой, наукой и технологиями средневековой Азии.

Сегодня Средняя Азия является исламским регионом, и потому местные достижения тысячелетней давности многими по инерции считаются исламскими. Но если вы еще раз перечитаете энциклопедию, то заметите, что все научные достижения наших южных соседей свершились в ту эпоху, когда Азия была христианской — аккурат с VII по XV века. И когда на Русь добирались труды азиатских ученых, государственников, философов, азиатские технологии и астрономические открытия, учебники и книги — это была мудрость именно христианская! Одна из самых ярких граней граней учения Иисуса Христа!

Именно поэтому называться христианином на Русской равнине очень быстро стало престижно. Если ты христианин — значит ты умен, образован, ты «продвинут». Значит, ты крут! Верить, разбираться в тонкостях учения — вовсе не обязательно. Но вот публично перекреститься, повесить икону — это вроде как сегодня оксфордский диплом на стену прилепить. А срубить дворовую часовню — это как припарковать возле крыльца новенький «ферарри».

Престиж!

Именно престижность, мода на «передовую веру», желание русской знати выглядеть «крутой и образованной» и открыла азиатскому христианству калитку на Русскую равнину.

И да, точно так же, как сейчас каждый образованный человек обязан хоть немного говорить по-английски, а любое качественное, даже насквозь отечественное изделие — вроде «AURUS», «SSJ» или «Gazprom» — должно иметь название из латиницы — точно так же в средние века образованный человек должен был знать арабский, на котором написаны все научные труды и на котором общаются настоящие ученые — а настоящее, качественное изделие должна была украшать арабская вязь.

Когда Афанасий Никитин в своем "Хождении за три моря" временами "случайно" перескакивает на арабский язык, он вовсе ничего не скрывает и никому не молится. Это он так хвастается своим отличным образованием, своей крутизной... Хочет себе "лайков" и "подписчиков".

Не думаете же вы, что тысячу лет назад человечество хоть немного отличалось от современного?

Именно понты были, есть и всегда будут одной из главных движущих сил человеческой цивилизации!!!

Сейчас вам наверняка хочется спросить: интересно, а что по этому поводу думает археология? Не занесло ли автора с его фантазиями куда-то не туда?

Археология кричит: разуйте глаза!!! Зайдите в любой музей и посмотрите на витрины! Вы там хоть что-нибудь с арабской вязью, да обязательно найдете!

Например:

Денга Василия Темного

Налобник шлема царя Алексея Михайловича. Изготовлен мастером Грогорием Вяткиным вместе с зерцальным доспехом — тоже покрытом арабской вязью.

Ну, и так далее. Опись Оружейной палаты Московского Кремля указывает, что среди сохранившегося старого вооружения примерно треть шлемов, а так же значительное число иных видов вооружения русского производства (оружие иностранного производства учитывается отдельно!) несут на себе надписи, сделанные на арабском языке.

Русские весьма широко, активно и довольно долго пользовались в своей жизни языком мудрости, языком поэзии и языком исконного, изначального христианства.

Да оно и понятно — ну не греческим же алфавитом пользоваться честному православному христианину!


Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
  • Восточно-европейское (византийское) христианство начал "подтягивать" в Московское царство Алексей Михайлович по кличке "Тишайший" (папаша Петра I). Это быстро привело к большой крови. Случился Великий Раскол, в результате которого многие люди погибли в огне, и ещё более многие ушли из Московского царства в Сибирь. На территорию Орды. Их сегодня староверами называют.
  • Про Федорчука где можно почитать?