"Это всё, что останется после меня... Это всё, что возьму я с собой..." (опус четвертый)

0 320


Ситуация складывается так, что мы, возможно, не сможем не только дописать серию стате по теме, но и вообще долгое время писать на КОНТе.

Единственно, что мы сейчас сможем -- дать в руки заинтересованного читателя кончик ниточки от "волшебного клубочка", за которую он, при заинтересованности, может слегка потянуть...

И помните:

                                 "РОМАН" 

                              НЕ КОНЧИТСЯ  НИ-КОГ-ДА.

Пока в мире сем не кончатся пилаты и не вымрут маргариты.

             Он просто пойдет на следующий круг.


За основу -- сегодняшний диалог из-под предыдущего опуса:


                                                                                 shuchov cегодня в 11:19

Крысобой - это впоследствии святой воин-центурион Лонгин. Лонгин пронзил тело Христа на кресте копьем. Кровь попала на его пораженные катарктой глаза и он излечился. Лонгин уверовал и стал проповедовать Христову Веру. За это был казнен. Почитается святым всеми христианами.

                                                   stranger → shuchov cегодня в 12:32

shuchov, Видите ли, с мое точки зрения не надо ни путать, ни проводить аналогии ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА и каких либо ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЦ и/или героев других произведений и свидетельств. На эту тему написаны библиотеки, в этих "открытиях" запуталась бездна критиков, литературоведов и всякого рода "аналитиков" и "экспертов" -- но этот способ описания ни на шаг не приблизил ни одного из них, а также их читателей к пониманию центрального события романа, смысла и СУТИ его.

Булгаков сам говорит об этом практически прямо, и даже дважды, устами своих героев:

"– Помилуйте, – снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, – уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на евангелия как на исторический источник... – он еще раз усмехнулся, и Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному, идя с тем по Бронной к Патриаршим прудам." /гл 3 "Седьмое доказательство"/.

Дело в том, что эти герои, эти литературные образы -- САМОДОСТАТОЧНЫ, и Булгаков дает ровно ту "информацию", приводит ровно столько фактов сочиненных им "биографий" и рисует ровно те черты и события, которые необходимы и достаточны для постижения ТАЙНЫ романа. Ни больше -- но и не меньше, чтобы никаких разночтений и остаться не могло. Потому мы и называем этот роман и Автора его "ГЕНИАЛЬНЫМ".

А соответствия и параллели можете искать какие угодно. Они могут Вам замыливать глаза или прояснять кое-какие ситуации и события, -- но они ни на шаг не продвинут Вас тому наиглавнейшему, что необходимо положить в основу -- к постижению того, о чем вообще написан роман, вернее романы, поскольку Событие это дублировано и подано, как роман в романе. 

                                         shuchov → stranger cегодня в 14:00

Возможно. Но образ Крысобоя - конкретен. И не случаен. Крысобой - добрый человек. Копье Лонгина - важнейших христианский артефакт.

                                            stranger → shuchov cегодня в 14:45

shuchov, В романе нет ни одного "случайного" образа и/или героя. Вот как раз Марк -- один из тех, кто помогает понять, что Иешуа и Булгаков видят под словами "добрые люди". Кстати, первоначально, в черновых вариантах, Иешуа называл их "симпатичными" (от σιμ παθη -- переведу как "со/страдание", хотя лучшим было бы "со/страсть") .

В итоговом варианте остался, кажется, только "симпатичнейший Степан Богданович" Лиходеев с большого бодуна. 

Смотрите -- образ Пилата (значительно более весомый, чем служебный образ Марка Крысобоя -- роман Мастера -- "о Пилате", а роман Булгакова заканчивается фразой: "...ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат") также привязан к конкретному евангельскому персонажу и историческому лицу.

"Но вот какой вопрос меня беспокоит:...", Булгаков аккуратно и безапелляционно выхолащивает из истории с евангельским Пилатом ее основной смысл и символ: "Я умываю руки!". Дело в том, что у романного Пилата есть абсолютно не привязанная ни к каким конкретным ситуациям привычка коротко потирать руки  (см. по тексту романа), а вместо этого символически нагруженного жеста в романе появляется играющая во всей "выдуманной" истории с Иешуа решающущую, пожалуй, роль странная и страшная ГОЛОВНАЯ БОЛЬ Пилата -- "гемикрания" смысл и облики которой проясняются при участии целого ряда персонажей, к допросу на открытой колоннаде дворца внешне абсолютно непричастных. 

НИ В ОДНОМ ДРУГОМ ИСТОРИЧЕСКОМ, ЛИТЕРАТУРНОМ И/ИЛИ ЕВАНГЕЛЬСКОМ ИСТОЧНИКЕ ОНА, ЭТА ГОЛОВНАЯ БОЛЬ НИКОГДА И НИГДЕ НИ ПО КАКОМУ ПОВОДУ НЕ УПОМИНАЕТСЯ. 

Про "единственное, по видимому, близкое тебе существо" (гл. 2) я вааще промолчу.

Так Вы будете утверждать, что это --

 ТОТ ЖЕ САМЫЙ "КОНКРЕТНЫЙ" Пилат??? 

Дарю роскошную подсказку:

Почему (вернее -- чем) нестерпимо, неизбежно и регулярно болит голова у Всадника Золотое Копьё???

З.Ы. И в дополнение к диалогу еще один вопрос О ТОМ ЖЕ САМОМ!!!:

Почему на Патриарших "начитанный", "обнаруживавший солидную эрудицию" и забирающийся "в дебри, в которые может позволить себе забираться, не рискуя свернуть себе (вскорости отрезанную комсомолкой) шею, лишь оч(ччччч)ень образованный человек" -- "Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала", по видимому десятилетие с гаком (как минимум) плотно и страстно  занимавшийся вопросами богов и веры (книга Рановича еще не написана и не издана. {Абрам Борисович Ранович "Первоисточники по истории раннего христианства" М. 1933 г.}), почему же редактор -- 

               ИЗО ВСЕХ СИЛ НЕ УЗНАЁТ ВОЛАНДА 

несмотря на то, что тот буквально "ЛЕЗЕТ В ГЛАЗА" -- чтение и цитирование мыслей -- 3 шт.; фокус с "Нашей маркой"; завтрак с Кантом; и наконец анаграмма на портсигаре, которую Берлиоз не может не знать!!!!!!

                                    НЕ УЗНАЕТ -- И ВСЁ!!!!!!

А когда все же догадка пронзает его -- он тут же прячется от нее за первое же не слишком правдоподобное объяснение Бездомного.

Вот наконец и вопрос:

А ЧТО БУДЕТ И ЧТО ПОМЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРЛИОЗ ВОЛАНДА ВСЕ ЖЕ УЗНАЕТ И ПРИЗНАЕТ??????

Хоть и "...Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже уже и разлила"...

                                А?????!!!!!


Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...