Декабрь в нашей памяти связан с именем Павла Третьякова - российского мецената, собирателя произведений русского изобразительного искусства и основателя Третьяковской галереи. Он родился и умер в декабре (27декабря 1832 года, Москва — 16 декабря 1898 года, Москва), нескольких дней не дожив до 66 лет.
Сегодня эта жизнь всем нам известна и видится сплошным подвижничеством: труд и целеполагание всегда и во всём. Труд предпринимателя, собирателя картин, труд в высшей степени организованного, благородного, внутренне дисциплинированного человека. Он родился и вырос в семье потомственного купца, всё детство они с младшим братом Сергеем не гнушались никаким физическим трудом, были воспитаны в православии, каждый шаг своей жизни сверяя с благочестием, альтруизмом и нравственной чистотой.
Воспоминания современников содержат трогательные эпизоды жизни Павла Третьякова. В юности Павел был застенчив, любил уединение, много читал, часто рассматривал гравюры, эстампы и лубочные картинки, с которых и началось основное его дело – собирательство произведений живописи. Отделившись от матери в связи с женитьбой (а женился поздно, в 33 года), он каждое утро обязательно ездил к ней – поздороваться. Во время литургии в церкви стоял неподвижно и предельно сосредоточенно. Он и жизнь свою прожил в таком вот предельном священнодействии.
Его портреты представляют нам человека утончённой красоты, глубокого интроверта, сосредоточенного на внутренней жизни – как мы сказали бы сегодня, натуру художественную, далёкую от купеческих дел, торговли и предпринимательства. Он был высок, худощав, хорош собой, особенно хороши были задумчивые карие глаза под густыми бровями, бледное лицо в обрамлении тёмно-русых волос. Впечатления силы и выносливости не производил, но работоспособностью удивлял окружающих. Своей принадлежностью к купеческому сословию очень гордился, и, когда государь пожаловал ему дворянство, решительно отказался от дворянского титула: «Я купцом родился, купцом и умру». Какой пример достоинства и фамильной чести!
Известно, что к концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками, а после наследования семейного дела Павел и Сергей построили бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек, и состояние П. М. Третьякова после его смерти оценивалось в сумму, исчисляемую почти в 4 млн. рублей. Хотя бешеных денег в семье не было, и картины покупались за счёт строгой экономии – роскошь в доме не поощрялась и послаблений не было даже для любимой жены – Веры Николаевны, которая, к слову, мужу не перечила, поскольку принадлежала к семье меценатов Мамонтовых (была двоюродной сестрой Саввы Мамонтова). Портрет Веры Третьяковой кисти И.Н. Крамского
Павел Михайлович стремился, чтобы «нажитое от общества вернулось бы также обществу». И возвращал! Всю свою жизнь занимался благотворительностью, не говоря уж о создании галереи, которая стала смыслом его жизни.
Проходят годы и годы, но деятельность Третьякова воспринимается как благородный альтруизм, священное служение - донести прекрасное, сделать его доступным всем людям! Ему было только 28, когда он уже составил завещание, в котором писал: «Капитал сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещеваю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи» -, и предусмотрел все расходы, вплоть до мелочей. Собственно, он и выполнил главное дело своей жизни, которое считал высшей миссией. В отличие от брата его, Сергея, который во всём ему помогал, но считал устройство галереи чем-то вроде хобби. Павел отдельно просил Сергея «вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Считается, что первые картины были приобретены в 1856 году («Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова). Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, В. И. Якоби, М. П. Клодта, В. М. Максимова и других мастеров. Душой коллекции были полотна И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина и В. И. Сурикова. В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого.
Третьяков создаёт и большой зал портретов своих соотечественников и современников. В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая была открыта в 1881 году.
В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. С 1893 года Третьяков стал действительным членом Петербургской Академии художеств.
Если говорить о семейной жизни Павла Михайловича Третьякова, она была гармоничной, основанной на любви и понимании. Третьяковы жили интересно, много путешествовали, принимали у себя лучших людей эпохи. Семья была большой: четыре дочери и два сына. Но сыновьям участь была уготована страшная: старший родился слабоумным, а младший, Ванечка, рано умер от скарлатины (как в своё время его дед), что стало неизбывным, неизжитым горем для Павла Михайловича и Веры Николаевны… Она была несколько лет перед смертью парализована, и Павел Михайлович этого не пережил – на несколько месяцев умер раньше жены…
Павел Третьяков оставил наследников, но главное его наследие – прекрасная галерея в Лаврушинском переулке.
Слова критика В.В. Стасова и сегодня звучат высшей правдой: «Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни»
Галина Ганеева
Оценил 1 человек
1 кармы