Балкон нашего номера выходил на помойку. И, хотя санаторий окружал густой хвойный лес, а помойка терялась в зарослях травы, выходить на балкон не хотелось. Поэтому мы с сыном предпочитали гулять в лесу. Уходили далеко и надолго, лес поглощал нас, его дремучая тёплая красота восполняла недоразумения и скуку санаторских условий. Иногда ходили в соседнюю деревню, но там ничего интересного не было, кроме жестяной разрисованной карты при входе в деревню, уведомлявшей путников, что они вступают на территорию центра Вселенной.
Санаторий предназначался для семейного отдыха, и мой двенадцатилетний сын вскоре оказался окружённым куда более интересным обществом, чем его скучающая мама. Дети быстро организовали шумную и сложно структурированную компанию, где кипели самые нешуточные страсти. Вскоре их водоворот слегка задел и меня, когда в наш номер ворвалась стильная девочка, поведавшая мне, что ей 15 лет, что зовут её Дианой и что мой сын её постоянно обижает. Я, придя в себя от минутного замешательства, попыталась объяснить новоявленной амазонке, что она не там охотится и ждать ей от 12-летнего мальчика пока что нечего. Юная Диана с обескураженным видом ретировалась, но баталия оказалась не завершенной. В следующий миг последовала истерика героя с трагическим рефреном: «Зачем ты ей сказала, сколько мне лет?! Кто тебя просил?!»
Но раны быстро залечились, и развесёлая детская жизнь сына продолжалась. На мою долю остались процедуры и великосветские беседы с санаторскими знакомыми – сотрапезниками за столом. Бодрая любознательная дама оказалась учительницей, трещала она без умолку, и поначалу я решила, что она из тех, кому нужен только слушатель. Ан, нет, оказалась, что ей требуется и рассказчик. Однажды, прямо в сауне, сквозь раскалённый воздух она обратила ко мне просьбу - поведать ей здесь и сейчас, в чем смысл романа «Мастер и Маргарита» и как ей этот роман излагать на уроках. Я в страхе бежала, сославшись на то, что плохо переношу жару. Был ещё джентльмен - доморощенный пиит и культработник по совместительству, тот всё звал меня в необозримые лесные дали, отчего я вежливо уклонялась.
В необозримые лесные дали я ходила одна. Дали, однако, замыкались внутренним страхом вступить на чужую территорию, где я неизбежно себя потеряю. В одну из таких прогулок мне вспомнилась новелла Кортасара «Непрерывность парков» и остро захотелось перечитать его прозу. Санаторская библиотека не была готова к моим желаниям: удалось отыскать там лишь роман «Выигрыши». Однако чтение меня не вдохновило. Публика, выигравшая путешествие на корабле, показалась мне столь же неинтересной, как и окружавшая меня в санатории. Не хотелось мне разгадывать и тайну, окружавшую команду корабля и его засекреченные территории.
И я вернулась к своему размеренному отдыху - до самой той поры, пока не пришла в полное отчаяние от горечи одиночества и не решилась последние два дня провести в номере и дочитать роман. Чудо Кортасара свершилось – чтение меня захватило, и я почувствовала волшебную соединительную ткань его вымыслов и моей реальности. Все его огни образовали один костёр – параллели магически сработали и вовлекли меня в область чистого счастья подлинного общения. Путешествие героев романа не задалось, как и мой злосчастный отдых. И что с того, ведь им открылись внутренние пространства, а мне – обращение автора с последней страницы: «Этот роман был начат в надежде воздвигнуть своего рода ширму, которая отделила бы меня от чрезмерной любезности пассажиров третьего класса на «Клоде Бернаре» (туда) и «Конт Гранд» (обратно). Вполне возможно, что читатель возьмет его в руки с тем же намерением: ведь книга по-прежнему остается единственным убежищем в нашем доме, где мы можем чувствовать себя спокойно, и мне представляется вполне уместным подчеркнуть столь родственную близость в искусстве уединяться».
Прошло много лет, а этот сюжет мой жизни так и остался аргументом - в пользу тайны воздействия удивительного искусства Кортасара раздвигать границы любого пространства, тонко чувствовать параллели, переплетения и совпадения – эпох, сюжетов и человеческих характеров. Он владел этой тайной тоньше, чем его старший соотечественник Борхес, дар которого, возможно, изощрённее, но рациональнее и холоднее…
Галина Ганеева
Из произведений Хулио Кортасара:
• инстинкт подсказывает ему, что это плохая арена - огромный медно-желтый глаз, грабли и пальмовые листья кривыми дорожками исчертили песок в темных пятнах от прошлых сражений. Накануне ночью ему приснилась рыба, ему приснилась одинокая дорога меж рухнувших колонн; пока он одевался, кто-то шепнул, что проконсул заплатит ему не золотыми монетами... Рыба, рухнувшие колонны; неясные сны, провалы памяти в миг, когда, казалось, он мог бы их разгадать. …пожалуй, жена проконсула не улыбнется ему сегодня...
• Так бывает в шахматах и в любви, когда туман вдруг рассеивается и вы делаете ход или совершаете поступок, который за секунду до этого казался вам немыслимым.
• Любая проблема — это всегда решение, повернувшееся к тебе спиной.
• Те из нас, кто чего-то стоит, не уверены ни в чем…
• …нечаянная встреча — самое чаянное в жизни и что заранее договариваются о встречах лишь те, кто может писать друг другу письма только на линованной бумаге, а зубную пасту из тюбика выжимает аккуратно, с самого дна…
• Разве можно выбирать в любви, разве любовь — это не молния, которая поражает тебя вдруг, пригвождает к земле посреди двора.
• В действительности после сорока лет настоящее лицо у нас на затылке, и взгляд в отчаянии устремлен назад.
Оценили 0 человек
0 кармы