Если от одного только прочтения пьесы возникает состояние крайней подавленности, то каков же был бы спектакль по ней?! Я о пьесе Петра Гладилина «ZOOFELLINI. Интернет, ТV времен Римской империи », жанрово определённой как театральная фантазия по мотивам офортов Франсиско Гойи LOS CAPRICHOS, которую я недавно прочла. (Спектакль, впрочем, уже поставлен в московском Театре на Юго-Западе, но я не смотрела его и говорить не стану.) Упоминанием серии гравюр Гойи, которые вот уже двести двадцать лет звучат как чудовищный апокалипсис и пытаются воззвать к спящему человеческому разуму, драматург сразу предупреждает о тональности своей театральной фантазии.
Однако подготовиться к этой фантасмагории невозможно: последовательная демонстрация чёрных картинок с выставки «сна разума» превосходит самые жуткие ожидания. Происходящие в пьесе события вовсе не из времён Римской империи: это прославленные римские мужи пожаловали в наше время, окунувшись в суетные современные нравы и враз растеряв не только своё величие, но и обычное человеческое достоинство. Цезарь, Брут, Тарквиний и иже с ними, закусив удила, прекрасно внедрились в действительность нашего времени и взапуски принялись зашибать деньгу, снимая кошмарные по тупости сериалы и наперегонки завоёвывая рейтинги.
То есть перед нами - всё то, что нас окружает на ТВ и в культуре сегодня. Всё абсолютно узнаваемо: обличительный памфлет всеобщей деградации подан как история леденящего кровь …оскотинивания, иного слова просто не подберу. Когда погоня за рейтингами приводит славных авторов к козе Селене, играющей Анну Каренину, кажется, что они достигли апогея в своём стремительном процессе деструкции …
Ан нет! Оказывается, процесс «унавоживания» беспределен! Кощунственные профанации продолжаются, их череда завершается ремаркой автора: «Мировая ночь поглощает Лициния и Цезаря! На планшете у нищего - казнь Иисуса». На первый взгляд, с героями ничего не происходит.
Не происходит, да, если говорить о прорыве, преодолении. Но автор с предельной внятностью адресует нам своё высказывание о том, что этот процесс падения в пропасть необратим.
Когда Цезарь в тоске вопрошает, кто же был лучшим из лучших в кино, он уже не в состоянии понять секрета успеха Феллини, который снимал свои фильмы - просто о любви…
Пётр Гладилин - яркое имя в нашей драматургии, невозможно забыть его пьесы, начиная ещё с «Мотылька». Не знаю сегодня второго такого российского драматурга, который так эластично переносил бы реалии и тонкости любой эпохи, любого жанра на театральную сцену и буквально купался бы в диалогах и мизансценах, как рыба в воде.
Пьеса «ZOOFELLINI» блистательна и остроумна, невозможно поначалу не смеяться, вникая в её текст. Но постепенно тебя охватывает чувство ужаса и какой-то тотальной подавленности… И поневоле задаёшься вопросом, поможет ли такая проповедь любви «враждебным словом отрицанья», когда вся культура сегодня инфицирована монстрами убийственной пошлости?
Но, если этот одинокий голос подхватят другие голоса, возможно, что-то вырастет и в пустыне?! И последнее: чтобы поставить спектакль по такой пьесе, режиссёру надо обладать не только безусловным талантом драматурга, но и его бесстрашием. И тогда спектакль состоится - безотносительно, на столичной или провинциальной сцене.
Галина Ганеева
Оценил 1 человек
1 кармы