Его сердцем был не только его взгляд – взгляд художника, это были и взгляды тех, кого он изображал. В этих взглядах словно застыл трепетный посыл человека – тому, кто видит его в этот момент, – такое репрезентативное послание, словно бы говорящее: посмотри на меня, вот я перед тобой, запомни меня!
Это сродни тонкому замечанию Ольги Седаковой о людях на портретах Рембрандта, которые из глубины веков смотрят на нас, как бы взывая помолиться за них.
Фердинанд Ходлер ( Ferdinand Hodler; 14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева), — швейцарский художник, один из крупнейших представителей «модерна», хотя и не исчерпывающий своё творчество этим направлением. Он был родом из бедной семьи, в которой, к тому же, туберкулёз рано уносил одного за одним: отца, двух младших братьев, отчима - художника-декоратора, который и начинал учить Фердинанда живописи. Восемнадцатилетний юноша пешком ушёл в Женеву, где впоследствии и состоялся как художник. Он стал художником-исследователем: он вглядывался в возраст человека, его время, он изучал стихию ночи и дня, он хотел понять смерть, создавая портреты умирающих – ещё полных жизни, любви и трепета.
И всё это в яркой, экспрессивной художественной манере, свойственной и стилю модерна, и тем стилям философского осмысления жизни , что вне времени… Он увлекался символизмом, но в своих художнических поисках основал так называемый «параллелизм», столь свойственный ему и характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах.
Таковы циклы его полотен «День», «Ночь», «Детство» и т п.
Поначалу писал в реалистической манере. В 1875 году посетил Базель, изучал там творчество Ханса Хольбейна Младшего, особенно не отпускало его знаменитое и жуткое полотно «Мёртвый Христос» (которое потрясло в своё время Достоевского, выразившего свои впечатления в романе «Идиот»), что увеличило внимание Ходлера к теме смерти. В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров, в том числе символизма и «модерна».
Ходлер также известен своими картинами, изображавшими людей во время работы. Одна из картин — «Дровосек» — была отпечатана на купюрах номиналом 50 швейцарских франков, выпущенных в 1911 году.
О Фердинанде Ходлере существует достаточно много исследований, можно посмотреть документальный фильм Хайнца Бютлера « Ferdinand Hodler. Das Herz ist mein Auge» 2007 год. А я лишь оставила здесь несколько слов любви о столь неординарном большом художнике - поклон его памяти.
Галина Ганеева
Оценили 0 человек
0 кармы