Скандальное имя Бодлера известно всем. Возможно, не всем так же хорошо известно его творчество, однако сегодня никто не перечеркнёт его имени, за которым стоит это его страдающее, обнажённое сердце. Оно было поистине обнажённым - в значительной мере потому, что поэт яростно обнажал его сам – в стихах, в жизни, в критических эссе и психоделических опытах - как теоретического, так и практического свойства. В канун дня рождения Бодлера мне хочется о нём сказать словами Кьеркегора: несчастнейший, он же – счастливейший. Счастье - от безграничной свободы, несчастье – от неё же.
Портрет Бодлера кисти его друга - Эмиля Деруа
Творческая раскованность, безусловный талант и провокативные желания говорить всё, что приходит в голову, иногда с элементом преувеличений, необозримая свобода эскапад, приведшая не только к прорывам в искусстве, но и к скандальной славе, затем к постыдной болезни и страшной смерти… Да, детство было трудным, отец ушел рано, а отчим, с которым мстительный оскал судьбы заставил поэта после смерти лежать в одной могиле, так и остался ненавистным, затяжные приступы меланхолии влекли в тёмные бездны… А в этих безднах сверкали лишь жуткие цветы зла, пристрастия к гашишу и опиуму, многолетняя увлечённость пугающей поэтикой Эдгара По и до конца жизни – неистребимая страсть к «Чёрной Венере»…
Портрет Бодлера кисти Гюстава Курбе
Однако Шарль Бодлер - это исключительное явление в мировой поэзии. Невероятна острота его наблюдений и формулировок, музыкальность стихов и безоглядная смелость суждений! И всегда боль и одиночество - за всем этим.. . И абсолютная, действительно обнажённая откровенность, контрастность признаний, казалось бы, попросту невозможных… Для кого угодно, но только не для Бодлера! Вот он отмечает в себе наличие чисто поэтических свойств: «Чувство одиночества с самого детства. Несмотря на семью и особенно товарищей – чувство обреченности на вечное одиночество». И далее – признаётся: «Тем не менее, очень сильная жажда жизни и удовольствий».
Но эти откровения в часы наших разочарований действуют, как бальзам на душу. Что может так вылечить нас после плохого спектакля, как не насмешка Бодлера в адрес театра: «Мои взгляды на театр. В детстве я полагал, да и сейчас еще полагаю, что самое прекрасное в театре – это люстра: дивный, сверкающий, хрустальный, замысловатый, округлый и симметричный предмет»?!
Он тонко чувствовал музыку и литературу, изощрённо и со знанием дела издевался над Вольтером и Жорж Санд, но столь же изощрённо воспевал сатанинские бездны и разлагающуюся падаль. Презирал женщин, сторонился пользы и предприимчивости, но нередко просто позировал – в своих пассажах о денди, например, которым прописана лень и самолюбование перед зеркалом… Конечно, Бодлер принадлежит к числу тех, кто сделал себя сам, слепил - как создание рук своих. Трагедия в том, что судьба завершила энергию его воли сгущенной концентрацией финальных страданий - отнюдь не самого возвышенного свойства. Однако слух его поэтический был непогрешим. И страданий было испито как раз столько, чтобы посмертная слава оказалась по росту.
Соответствия
Природа - строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат -
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
Перевод Эллиса
Не будь Бодлера - мировая поэзия не знала бы ни Верлена, ни Рембо. Возможно, что и символизм, да и декаданс приобрели бы совсем иные формы, а уж теория и практика дендизма явно утратила бы свои блистательные парадоксы… Думаю, и поэтическая гармония природы была бы далеко не полной...
Галина Ганеева
Оценил 1 человек
1 кармы