Сейчас, когда уже более-менее понятно, что, по сути, представляет собой геополитическая система (далее – Система), настало время задаться вопросом – какова ее роль в глобальных процессах и какие задачи она решает? Важно помнить, что это – не просто административно-государственное образование, а сложный саморегулируемый социально-политический организм, состоящий из множества компонент – людей, традиций, форм управления, идеологии и т.д.
Прежде, чем начать рассмотрение предлагаемой темы, хотелось бы подчеркнуть ее актуальность, так как речь здесь идет не о каких-то абстрактных философских категориях, а – о реалиях повседневной действительности. В качестве доказательства можно привести множество примеров, косвенно подтверждающих факт существования Систем. Это – как правило, специфические социальные явления, связанные с внезапной и зачастую неожиданной самоорганизацией индивидов, направленной на достижение общественных интересов.
Яркий пример – народное ополчение, собравшее в 1623г. в Нижнем Новгороде тысячи добровольцев для освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Если вдуматься, то становится совершенно не понятно, зачем народу, жившему тогда на окраине государства, вдруг понадобилось, рискуя жизнью, идти за тысячи верст освобождать Москву, чтобы снова вернуть и посадить себе на шею прежних своих супостатов – царей, бояр, воевод, сборщиков податей и т.д. Не проще ли было договориться с интервентами о широкой автономии, выбить новые торговые привилегии или вообще объявить независимость?
Или другой характерный пример – масштабная партизанская война в России 1812г. на территориях, захваченных французскими войсками, когда крепостные, которым Наполеон пообещал волю, вдруг встали горой за своих прежних обидчиков-помещиков. Это – не говоря о трагических событиях Великой Отечественной Войны, когда народ, разоренный и замученный сталинским режимом, вдруг в критической для Страны ситуации встал намертво на пути врага и победил.
Да, таких примеров очень много, но все они обычно рассматриваются по отдельности, и, поэтому, не привлекают особого внимания серьезных исследователей. Всегда появляется соблазн объяснить все как-нибудь рационально, например, используя расхожие конспирологические концепции. В самом деле, зачем строить модели сложных социально-политических процессов там, когда можно без особого труда обнаружить следы подрывной деятельности масонов, англосаксов, сионистов или других заговорщиков? И тогда все становится на свои места. Появляется простое и понятное всем объяснение происходящих событий.
Не смотря на то, что Система – это такой же реальный объект макромира как, например, пчелиный рой или муравейник (только большего масштаба), все же, глобальность событий, их влияние на судьбы истории завораживает, создавая завесу некоторой мистической таинственности. Не покидает настойчивое ощущение присутствия какого-то внешнего (трансцендентного) управляющего начала.
Но с позиции научного материализма здесь никаких закономерностей быть не может – только случайные совпадения. И это понятно – достаточно сложно самому сойти с почетного пьедестала творца и повелителя окружающего мира и встать в один ряд с неразумными существами. А, ведь, в действительности нет особой разницы между функционированием социальных и животных сообществ с точки зрения принципов массового поведения. Здесь невольно всплывают в памяти идея монизма (признания единства законов поведения систем), выдвинутая А.А. Богдановым, которая, по сути, отождествляет на определенном уровне абстракции любые способы коллективной организации – от квантовых систем, до созвездий.
Существует еще одна причина, мешающая обнаружить те глобальные закономерности, о которых здесь идет речь. Она связана с неосязаемостью форм самих явлений и скрытостью от человеческого взора их загадочных смыслов. Улавливаются лишь легкие отпечатки этих мега-явлений на экране истории, но не видны их выпуклые обводы и внутреннее содержание. Поэтому, закономерности, заложенные в саму природу глобальных тенденций, казалось бы, столь очевидные, при этом, выглядят странными и необъяснимыми.
Да, все это существенно запутывает восприятие, заставляя обывателя искать доступные для понимания причины тех трудностей и кризисных явлений, с которыми он сталкивается в обыденной жизни, что, в основном, выливается в банальный поиск «козлов отпущения». При этом, будучи покусанным пчелами, он вряд ли станет обвинять в этом, например, мировую закулису, так как отлично знает, что улей живет по своим суровым законам, нарушая которые, рискуешь быть жестоко наказанным. Но дело в том, что между этими организациями (ульем и социумом) принципиальной разницы нет, она – только в масштабе.
Следует отметить, человек изначально не всегда точно осознает, к какой Системе он относится, пока полностью в нее погружен и не видит примеров инородного поведения. Но при всей сложности вопроса задача самоидентификации по принадлежности к той или иной Системе мгновенно решается, как только человек оказывается в иной геополитической среде. Это осознание происходит на глубоком интуитивном уровне.
Так, этнические русские – потомки эмигрантов первой волны совершенно серьезно считают себя частью Русского Мира, безусловно находясь в плену определенных романтических иллюзий, навеянных идеями великодержавного русского ориентализма. А это – в первую очередь влияние шедевров Золотого Века русской культуры и искусства, а также великими победами русского оружия той исторической эпохи.
Но, оказавшись в отечественных реалиях, этих сентиментальных романтиков, как правило, быстро постигает горькое разочарование, так как они уже давно являются частью Западного Мира. Выясняется это обычно после неудачных попыток вернуться на историческую родину и интегрироваться в реальные социальные процессы, что, как правило, заканчивается неудачей.
Другими словами, не смотря на свою неосязаемую виртуальность Системы – это совершенно конкретные и четко очерченные объекты реальности, существование которых случайным совпадением объяснить нельзя, то есть – это закономерность, которая имеет определенный смысл и значение, а сами Системы – это особая категория объектов реальности. Если они существуют и их много, значит, они зачем-то нужны. Но зачем?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит обратиться к теории эволюционизма, квинтэссенцией которого выступает закон поступательного развития материи в сторону постоянного усложнения. Это – процесс поиска новых, более совершенных форм порядка, на основе принципа самоорганизации (самопроизвольного системообразования) и естественного отбора (главного механизма эволюции). Как в любой масштабной работе, здесь требуется вовлечение и консолидация колоссального количества ресурсов.
Одному человеку или малой группе не под силу решение серьезных задач планетарного масштаба, стоящих внимания с позиции глобальной эволюции. Нужен механизм, способный, во-первых, объединять огромные ресурсы в виде каких-то четко упорядоченных дееспособных образований, а во-вторых, заставить их конкурировать между собой, чтобы в борьбе (следуя логике естественного отбора) они были вынуждены совершенствовать свои арсеналы и искать новые более изощренные способы конкурентного противостояния.
Да, непримиримая борьба – необходимое условие мобилизации ресурсов и консолидации усилий в целях совместного выживания и дальнейшего развития. Эта борьба неизбежна, что вытекает из экспансивности, которая априори заложена в поведенческую программу любой Системы. Кроме того, широко известное условие ограниченности планетарных ресурсов неизбежно приводит к столкновению систем в борьбе за последние.
Таким образом, с позиции эволюционизма легко обнаруживается очень важная глобальная функция, реализуемая Системами, которые, по сути, выступают некой трансцендентной надстройкой – своеобразной формой консолидации мощных жизненных энергетических потоков, необходимых как топливо для движения эволюции. Проще говоря, Системы предназначены для того, чтобы объединять разрозненные усилия людей, предоставляя им территории с доступными природными ресурсами для обеспечения жизнедеятельности и, что самое главное – для развития эволюционных процессов в виде научно-технического прогресса во всех сферах – науке, производстве, управлении, информационных технологиях и т.д.
Что же получается? Система сама мотивирует людей на ратные подвиги и тяжелый самоотверженный труд, главным образом, в собственных интересах – для победы в борьбе с конкурирующими Системами. А результатом являются яркие научно-технические достижения.
И это – правда. Основным драйвером развития любых технологий является оборонная сфера, то есть то, что делается для войны. Это, конечно, не значит, что нет других источников гениальных идей, но, как правило, мирные проекты так и пылятся на полке, дожидаясь своего часа. Но если что-то нужно для победы, сразу находятся необходимые средства, так как мгновенно срабатывают встроенные системные механизмы – идея быстро воплощается в опытный образец, а затем и в серийное производство. Так было с новыми материалами, двигателями, средствами связи, компьютерами и даже с интернетом.
Системы существуют в своем особом мире, который скрыт от взоров обычных наблюдателей, что сильно затрудняет его научное изучение. Там живут эти гиганты, руководствуясь простым правом сильного и действуя, исключительно исходя из внутренней целесообразности, но ни в коем случае, не по воле простых смертных, пусть даже и самых влиятельных. Так образуются и развиваются все те мировые тенденции, которые не дают покоя пытливым умам современности, к сожалению, оставаясь пока для них до конца не раскрытыми, что приводит к ошибочным, но, как им кажется, рациональным объяснениям причинно-следственных взаимосвязей между глобальными событиями.
Оригинальные трактовки истории отношений двух геополитических систем – России и одного из ее южных соседей с использованием новой концепции глобального геополитического противостояния будут предложены вниманию уважаемого читателя в следующем выпуске...
Оценили 2 человека
7 кармы