Загадка возникновения цивилизации давно не дает покоя многим поколениям мыслителей. Какова цель? В чем смысл? Где источник? Каков механизм? Роль человека? Кто он – инициатор, конечный бенефициар или простой исполнитель (винтик в системе)? Чем обусловлена восходящая (с явным экспоненциальным подъемом) траектория эволюционного движения? На все эти сложные вопросы однозначного ответа пока нет. Более того, не понятно, как распутать этот клубок проблем. С чего начать? В лоб – очевидно, не получится. А что, если попытаться внимательнее присмотреться к элементарной частице цивилизации – человеку?
Да, в процессе своего развития неоантроп не стоял на месте. Более того, за последнее время (несколько десятков тысяч лет) его изменчивость приобрела особенно бурные формы. Какие же новые качества выделяются наиболее ярко? Казалось бы – не самый сложный вопрос, но ответ на него, возможно, позволит уловить какие-то важные корреляции или, по крайней мере, наведет на полезные мысли, задаст нужное направление для получения ответов на поставленные вопросы?
Очевидно, что человек становится изящнее, хотя и в ущерб физическим способностям, а его интеллект – все изощреннее, безмерно усиливая адаптивные качества, ... но в настоящем контексте даже не это главное. Важно – как меняется внутренний мотивационный механизм (система ценностей). Ведь, это – глубинная основа целеполагания, определяющая отношение, как к себе, так и к различным объектам внешнего мира и, соответственно, специфику поведения. Да, в этом поле определенно происходили грандиозные трансформации, связанные с беспрецедентным ростом внутреннего стремления к чему-то отвлеченному и нематериальному, что в итоге всегда выливается в процессы, приводящие к кардинальным изменениям окружающей действительности.
Что можно сказать об этой тенденции? По крайней мере, она способствует высокой концентрации волевых и духовных качеств человека, превращая его сознание в активную ментальность – способность (и одновременно – потребность) сосредотачивать все силы на достижении поставленных целей, зачастую нерациональных с точки зрения материальной природы человека.
Этот эффект – не что иное, как пассионарность Л.Н. Гумилева – генетический признак, обеспечивающий доминирование духовно-личностной основы человека над силой природных инстинктов. Эта удивительное иррациональное свойство, очевидно, возникло не сразу, так как у древних гоминид – явно не наблюдалось. Формы внутренней социальной организации были крайне примитивны – стадный уклад. Ни о чем другом, конечно, не могло быть и речи. Внутриплеменная регуляция происходила на основе грубого насилия. Но это был гармоничный мир, бесконечно повторяющихся жизненных циклов, в котором не было места резким общественным переменам, ну и уж, конечно – какой-то направленной деятельности, связанной с сильными созидательными порывами.
Обнаруженный интуитивно (великим мастером научно-популярной фантасмагории) феномен пассионарности явился ключом к пониманию причин возникновения современной цивилизации. Выступая генератором всех глобальных изменений, этот загадочный признак все еще остается абстрактной ни к чему не привязанной философской категорией, сгустком активности неопознанной природы, так как не обнаружены, ни его анатомическая локализация, ни механизм работы. А это совершенно необходимо для однозначного понимания и полноценного единодушного признания феномена пассионарности (а также дальнейшего прикладного использования).
Ни для кого не секрет, что индивидуальный признак при высокой репрезентативности способен определять особенности поведения огромных общественных структур. Этот эффект успешно используется в социологии, когда статистические выборки по результатам соцопросов позволяют через эффект больших чисел выявлять важные тенденции и моделировать поведение различных социальных групп, прослоек и целых народов. Почему бы не воспользоваться этим положительным опытом? Но для этого необходимо разработать методику оценки степени пассионарности в той или иной группе, популяции, глобальной структуре. По крайней мере, можно будет говорить о скромных попытках перехода от чисто гипотетических отвлеченных рассуждений уже к практической апробации (хотя бы на уровне умозрительного эксперимента).
Понимая под пассионарными качествами определенную склонность к продолжительной концентрации (сознания и/или усилий), можно было бы, конечно, предложить какую-нибудь методику фиксации этого состояния высокой степени сосредоточенности. И, наверное, это было бы правильно, но, очевидно, что на предварительном этапе становления такой подход выглядит утопично, так как предполагает разработку сложной методологической базы, создание уникального измерительного оборудования и проведение многочисленных натурных экспериментов, что, без всякого сомнения, является серьезнейшим барьером для продвижения любой новой идеи из-за огромной затратной составляющей. Ведь, ресурсы, как правило, появляются только после подтверждения состоятельности теории. Как же выйти из этого тупика?
Решение, конечно, существует. Это – как всегда, компромисс, так как для начала придется довольствоваться какими-то косвенными признаками пассионарности (с достаточно высокой степенью корреляции), получение и обработка информации о которых не составит особого труда. Этого вполне достаточно для грубой статистической оценки. Идея – хорошая, так как позволит получить законченную, готовую к апробации модель.
Но для начала придется проделать определенную работу, чтобы обнаружить эти корреляции. А это – не простая задача. Здесь, правда, есть одна зацепка. Вероятно, двигателем цивилизации является что-то, что послужило причиной превращения человека разумного в человека прогрессивного. Или, по-другому – тот физический признак, который отвечает за нагнетание внутренней ментальной напряженности человека? Если пассионарность как воплощение человеческого духа и реализация активной роли сознания есть результат антропологической эволюции, то ответ, похоже, следует искать где-то в деталях и закономерностях эволюционной изменчивости антропологических типов, что вполне может помочь выявить необходимые корреляции.
Хорошо известно, к чему на практике приводят плоды просвещения. Цивилизация страдает от депрессий, безысходности, неудовлетворенности, глубоких противоречий и всеобщей дисгармонии, которая, собственно, и создает те мощные градиенты, столь необходимые для подвижности и динамики общественных процессов. Здесь в целом все понятно. В чем же изюминка нового человека?
Ответ очевиден – индивидуальные действия приобрели системный и выражено направленный характер. Поведение современного человека (за исключением люмпенизированных элементов) отражает высокий уровень разумности, что проявляется в виде тотального контроля (подавления) гормональных всплесков и животных инстинктов, то есть усиления процессов торможения.
Да, выявленная тенденция явно не нацелена на активацию эмоциональной деятельности. Иррациональность и противоречивость (с точки зрения индивидуальных интересов) мотивационных механизмов объясняется работой высоко абстрактных невычислимых мыслительных алгоритмов. Долгосрочность намерений, высокая степень самоконтроля и глубока концентрация – следствие сильнейшего внутреннего накала, вызванного мощной внутренней ментальной дисгармонией. Сознание нового прогрессивного человека можно описать с помощью трех основных качеств – абстрактное мышление, продолжительная концентрация и самоконтроль (грубо говоря – ум, дух и воля).
Интересно заглянуть в «святая святых» человеческого организма – головной мозг и посмотреть, какая его область отвечает за обеспечение этих качеств. При беглом обзоре стандартных классификаций взгляд невольно останавливается на функционале лобных долей, которые как раз и отвечают за качества, определяющие личность человека: внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению проблем, самоконтролю и критической самооценке. Более того, выясняется, что хорошо развитые лобные доли человека представляет собой наиболее значительный эволюционный скачок. Они являются исполнительным контрольным центром, и формируются в головном мозге одними из последних.
Рис. 5. Области головного мозга
Дальше – больше. Оказывается, что развитие лобных центров мозга связано, прежде всего, с усилением процессов торможения, подавлением эмоциональных реакций, концентрацией внимания и отвлечением от внешнего фона. И все – в десятку. Именно то, что требовалось доказать. Очевидно, что данная анатомическая локализация обнаруживает явное присутствие некой активной субстанции, приводящей в движения механизм пассионарности.
В самом деле, не секрет, что удельный вес лобных долей в общем объеме головного мозга непрестанно растет на протяжении всего периода антропологической эволюции и на сегодняшний день зачастую достигает 50%, при том, что массогабаритные характеристики, как мозга, так и тела человека падают, что полностью подтверждается краниологической тенденцией антропогенеза. Лобные доли напоминают какой-то фантастический, неизвестно кем вживленный чип (код личности), который постепенно разрастается, захватывая и поглощая все больший объем мозга, превращая человека из биологического существа в какую-то новую нематериальную сущность.
В своем развитие человечек приобретал все более выраженный выпуклый и высокий лоб, под защитой которого развивались, постоянно увеличиваясь в размерах лобные доли головного мозга. При этом, постоянно уменьшалась затылочная область, как бы скругляя обводы черепа (рис. 6).
Рис. 6. Краниологическая тенденция антропогенеза
Другими словами, округление форм головы означает, что в краниологической эволюции доминирует тенденция перехода от длинноголовости (долихоцефалии) в сторону кругло или точнее – короткоголовости (брахицефалии). В эту картину никак не вписывается широко известный миф о превосходстве так называемой нордической расы, приписывающий ее представителям все достижения современной цивилизации, так как к нордикам относят классических долихоцефалов.
Каким бы странным и противоречивым не показался вывод, который напрашивается по результатам проделанной выше работы, но он логичен – косвенным признаком пассионарности является наличие выраженного лба, то есть – круглоголовость (брахицефалия). Получается, что слово человек в русском языке неспроста состоит из двух корней «чело» и «век», так как древние интуитивно догадывались, что если бытие зиждется в животе, а дух – во лбу.
Обнаруженное явное противоречие – можно сказать, историческая загадка, связанная с несовместимостью выявленных закономерностей антропологической эволюции с постулатами нордической теории, требует разрешения, которое, собственно, и будет предложено вниманию уважаемого читателя в следующем выпуске...
Оценили 0 человек
0 кармы