Системный взгляд в будущее! Приметы нового времени или в ожидании «народа Божьего». Выпуск 17.

0 697

Сегодня (собственно, как и всегда) кликуши, прорицатели и просто городские сумасшедшие толпами пророчат очередной всеобщий Армагеддон. Прагматики смотрят на все это с улыбкой, резонно напоминая, что все эти предсказания ни на чем не основаны и по факту никогда не сбываются. Жизнь идет своим чередом. Человеку всегда удавалось выкарабкиваться из самых затруднительных ситуаций – эпидемий, природных катаклизмов и самых жестоких войн. Что же такое особенное происходит сейчас, чтобы принципиально отличало нынешнюю ситуацию?

Да, это – беспрецедентный по своим масштабам процесс – самый бурный за всю историю рост населения, который приобрел такие темпы, что даже если сегодня «справедливое» (равномерное) распределение ресурсов, по крайней мере, может обеспечить всем минимальный уровень потребления, на какое-то время принося глобальное умиротворение, то учитывая сложившуюся динамику темпов прироста населения, задача поддержание этой колоссальной антропологической нагрузки уже в ближайшем будущем даже в планетарных масштабах выглядит нереальной.

Другими словами, в условиях неизбежного сверхуплотнения глобальной катастрофы не избежать. За простое выживание придется бороться, а счастливым обладателям реальных ресурсов – готовиться их отстаивать под натисками гонимых голодом и озлобленных жизненной стесненностью агрессивных разношерстных орд, в многократном численном превосходстве которых можно не сомневаться, что оставляет единственный шанс на выживание – подавляющее технологическое превосходство и синергия сверхпорядка.

Очевидно, что построить новую мощную технологически продвинутую экономическую машину, о которой идет речь, способную отвечать на предполагаемые угрозы, к сожалению, в условиях того хаоса, который царит сегодня в обществе создать невозможно. Либерально-рыночная экономика просто не пригодна для ответа на этот исторический вызов. Проблема в том, что индивидуалистический порыв, стимулируемый этой системой, заставляет каждого вне зависимости от его положения и на любом, даже самом ответственном посту выступать банальным и предсказуемым субъектом экономических отношений.

Поддержание мало-мальски работоспособных иерархических структур в условиях либерального рынка требует колоссальных затрат, которые попросту растаскиваются на всех уровнях иерархии, не принося никакой заметной общественной пользы. Именно поэтому, в лоне классической либеральной школы принято считать, что государственная собственность не эффективна по определению, что можно признать справедливым только для данной конкретной экономической модели, а в целом – голословным утверждением и ошибочным заблуждением.

Проблема, очевидна. Государственный чиновник живет не в безвоздушном пространстве, а в конкретной буржуазной среде, крайне избалованной потребительским изобилием, где престижем пользуются не высокая мораль и духовные идеалы, а дорогие вещи, шикарная расточительность и барские привычки. Наблюдая все это вокруг себя, человек невольно стремится соответствовать. Даже если, предположить, что по каким-то причинам он оказался полным аскетом, то вряд ли такими же качествами будут обладать его домочадцы, так как такие совпадения противоречат теории вероятности.

Да, каждого беспокоит будущее собственных детей. Кто кроме родителей сможет о них позаботиться? Кто отправит учиться в престижный западный ВУЗ и потом поможет устроиться на оплачиваемую работу? Будущее здесь, наверное – ключевое слово. Заботой о собственной старости, о будущем детей, как правило, объясняются самые гнусные поступки людей по отношение к морали, совести и Родине. Думая о старости, чиновник берет взятку, чтобы приобрести недвижимость на лазурном побережье и сделать вклад в швейцарском банке, оправдываясь, что дело не в нем, а – в системе.

В какой-то степени это – правда. Система сама стимулирует такое поведение, так как в основу либеральной экономики заложен «закон джунглей», когда каждый – сам за себя – кто сильнее, тот и прав. Нестабильность – перманентное внутреннее состояние, в котором должен пребывать человек, чтобы чувствовать живые и взбадривающие системные воздействия, побуждающие к бурной деятельности. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а все остальное – лирика. Жесткий отбор, к сожалению – основа рыночных отношений.

Не зря говорят, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Именно два совершенно безобидных мотива – беспокойство о собственной старости и забота о будущем детей покрывают, наверное, львиную долю мотивов людей (вполне добропорядочных и в принципе потенциально законопослушных), которые идут на компромиссы с собственной совестью и честью. Получается, что если бы эти проблемы не стояли так остро, то этих случаев могло бы и не быть? Да, может статься, особенно, при условии, если бы возмездие было неотвратимым.

Да, конечно, есть еще одна причина, которая толкает человека на «сговор с дьяволом». Это – амбиции (конечно, в негативном смысле), то есть желание обладать престижными атрибутами, что в потребительском обществе означает банальное владение значительными материальными ценностями, по наличию которых человек (его успешность, респектабельность и состоятельность) оценивается окружающими. Это – мерило социальной значимости и статуса, что приобретает особую важность для людей активных, что, в общем-то, не плохо, но имеет массу аморальных последствий, преломляясь через уродливую ценностную парадигму потребительского общества.

Попросту говоря, сегодня содержание административного аппарата сводится к тому, что концентрируемые в его руках народные далеко не бесконечные ресурсы просто бессовестно расхищаются для обеспечения шикарного уровня потребления армии чиновников и их семей, в то время как эти средства могли бы работать на общее благо.

Главная причина этого общественного диссонанса состоит в том, что доминирующая сегодня капиталистическая идеология вынуждает индивида противопоставлять себя остальному обществу. Эти отношения сводятся к попыткам как бы выгадывать какую-то прибыль от любых социальных взаимодействий, стремясь минимизировать собственный вклад в общее дело, но получить как можно больше благ от общества. Эта разница, по сути, и есть индивидуальная прибыль (в широком понимании), которая, как известно, является целью и смыслом капиталистических отношений.

Получается, что решение задачи создания мощной мобилизационной экономики сводится к возврату к старому доброму идеалу – приоритетной роли общественных интересов, когда вклад каждого в создание совокупного блага превышал бы уровень индивидуального потребления. Да, речь идет о построении какой-то принципиально иной (не факт, что новой) системы социальных взаимодействий, способной обеспечить концентрацию коллективных усилий на создании экономики опережающего развития.

Данная концепция на первый взгляд может показаться полной утопией. Разве можно представить, что человек добровольно откажется от приятного ощущения изобилия? Да, это уже кажется нереальным. Но если прислушаться к собственному внутреннему голосу и представить, что три главных мотива – беспокойство о старости, забота о потомстве и стремление к общественному признанию могут быть решены как-то по-другому, то возникает вопрос, а зачем вообще нужны все эти имущественные проблемы, стрессы и нервы, связанные с жаждой обогащения?

Много ли нужно человеку для счастья? Приличная семья, любимая работа, питание, кров, жизненный комфорт... А главное, конечно – гарантии, понимаемые сегодня достаточно широко. Это – и защита, и накопления на черный день, и обеспеченная старость – то, чем нормальный человек озабочен в наибольшей степени.

А если представить, что все это каким-то удивительным образом гарантировано – и достойная старость, и развитие детей, и общественное признание, но вне привычной меркантильной схемы, когда все эти гарантии обходятся человеку чрезвычайно дорого? Вероятно, многих бы это вполне устроило, так как можно, избегая бесполезной суеты, заниматься любимым делом, не беспокоясь о будущем.

А если предложить желающим такую форму сосуществования? Они добросовестно служат обществу, выполняя какие-то важные функции, а также воспитывая в подобающих традициях новое поколение, а государство им обеспечивает постоянное содержание, но на каком-то необходимом и достаточном уровне (без излишеств)? Да, конечно, поначалу для многих это будет тяжеловато, но ради обеспечения собственной старости и будущего детей, почему бы не попробовать?

Потребительский аскетизм как общепринятая норма априори снимает саму проблему неравенства. Принципы справедливости и единства подходов к созданию стартовых условий, встроенные в систему работы социальных лифтов призваны обеспечить качественно новый уровень доступа к процессам принятия ключевых решений, параллельно решая проблему удовлетворения потребности в признании, столь критичную для людей амбициозных и активных.

При этом, совершенно очевидно, что такая форма коллективизма не может долго существовать в условиях полной интеграции в современные общественные процессы, которые, безусловно, оказывают исключительно пагубное влияние на личностное самосознание, быстро разлагая любую положительно организованную общественную ячейку. Важным условием существования таких общин является их самоизоляция. При этом никто не говорит об отшельничестве. Вопрос стоит только о смещении акцентов в сторону духовных и интеллектуальных способов достижения счастья. Отсутствие материального изобилия с лихвой может быть компенсировано неограниченным доступом ко всему прекрасному – литературе, искусству, духовному совершенству, что на поверку оказывается намного приятнее для человека.

Да, речь идет о неизбежном появлении особых общин, которые в отличие от сект не противопоставляют себя обществу, а, наоборот, выступают его наиболее активной и организованной частью, служение и воспитание достойной смены является основной целью их существования. Можно предположить, что такие общины вполне могут возникать и оформляться вокруг важных объектов общегосударственного значения – научных центов, крупных оборонных предприятий, даже госкорпораций, постепенно осваивая все пространство важных для государства направлений деятельности.

Да, безусловно, это предположение выглядит крайне неожиданным, если не сказать – спорным. Так что, можно, не мудрствуя лукаво, сразу отвечать на самый острый и ожидаемый вопрос пытливого читателя – а что собственно будет побуждать члена такой общины к высокой степени организованности, самодисциплины и ответственности, в теории априори являющихся его неотъемлемыми качествами? Ведь никаких особых репрессивных механизмов не предполагается. Не все же – фанатики своего дела. Ответ прост. Этим стимулом может быть только Вера, которая единственная побуждает человека к истинным и светлым целям.

Нескрываемый парадокс, заложенный в основу этой концепции, сводящий с ума, и если угодно, пробуждающий ощущение когнитивного диссонанса в голове неподготовленного обывателя заключается в том, предлагаемым инструментом нового углубленного подхода к прогрессивному развитию должны выступить религиозные общины – соль безапелляционного консерватизма и, как принято считать – самого мракобесного реакционизма.

Но такова историческая логика, которую никто не в силах отменить – потребность в новых экономических рельсах. Некоммерческие способы самомотивации созидательной деятельности являются острой необходимостью, так как должны обеспечить новый мощный толчок экономике опережающего развития. Что делать, если эффективность рациональной методологии настолько низка, что не позволяет рассчитывать на успех в предстоящие тяжелые времена? Иррациональный аспект – это единственное, что может помочь в, казалось бы, безвыходной ситуации.

При этом, очевидно, что любые чисто административные попытки запуска этих процессов обречены. Просто приказать – недостаточно, так как такого рода сложные явления возникают в нужный момент, как бы сами по себе (а может быть по воле Божьей), но, безусловно, для их проявления требуются определенные предпосылки, которые рано или поздно, следуя исторической необходимости, неизбежно будут возникать в обществе.

И логика здесь очевидна. Ведь именно выходцы из таких общин представляют особую ценность для государственной системы. Кто, если не они должны иметь исключительный доступ к бесплатному высококачественному образованию и претендовать на все ключевые посты государственных и бюджетных учреждений? Это, конечно, может показаться несправедливым для стороннего наблюдателя как какой-то элемент дискриминации, но с точки зрения огромной геополитической структуры это выглядит вполне логичным и целесообразным.

Неужели речь идет о появлении особой касты государственников? Ну, конечно, не хотелось бы настолько упрощать, сводя все к образованию какой-то новой сословной системы. Ведь, в идеале каждый на своем месте, неважно ведет ли он бизнес или подметает улицу, должен в первую очередь заботиться о собственной душе и беспокоится об общественной пользе. Именно эта парадигма неизбежно должна приобрести необыкновенную свежесть и привлекательность, чтобы стать новым общественным императивом, который, кстати, уже давно активно обсуждается и получил название «явления народа Божьего».

Механизмы, способные пробудить глобальные изменения и консолидировать активное движения масс, направляя их на благие дела, по определению отсутствующие в структуре капиталистических отношений, тем самым, не оставляя последним никаких шансов на выживание, на примере Штатов, как наиболее выраженной своей ущербностью общественной структуры, будут предложены вниманию уважаемого читателя в следующем выпуске...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...