RELIGIO ATHLETAE

1 1815

Ступень, ступенька, ещё одна… О милостивый Боже, да когда же они кончатся! Поднимаюсь на террасу и плюхаюсь наконец-то в старенькое кресло. Фух! Духота невыносимая! Но солнце уже садится, жара спадает, а лёгкий ветерок иногда приносит запахи моря, даря надежду и предвкушение ночной прохлады.

Мы с моим другом удобно расположились на террасе нашего уютного домика. Правда наш он только на пару дней, чтобы отдохнуть от долгой дороги и вновь отправляться в путь. Домик находился на пригорке и поэтому перед нами лежал весь город как на ладони. Афины. Сколько судеб повидал этот город?! Тысячелетиями ты бережно хранишь свои тайны. Одно имя твоё навевает сонм мыслей о пыльной древности. Впрочем, в реальности сам город в это время года именно пылью и пахнет.

- Как красиво, дружище, посмотри туда. Что там такое светится?

-Это Акрополь. Если хочешь познакомиться с этим «старичком», то лучшее время для этого как раз ночь.

- Почему? Не видно же ничего!

- Видишь ли, раньше отсчёт нового дня начинался с захода солнца. И все таинства в храмах проводились именно ночью. Храмы древних греков построены с учётом этой особенности. Ну а современные греки сделали прекрасную подсветку, которая создаёт атмосферу таинственности и старины. А ещё ночью не жарко.

Я расплываюсь в улыбке после последней фразы, потому что мой друг за свою жизнь протопал ни один километр в условиях пустынь и степей, побывал в джунглях и в полярных районах, и никогда его не пугала ни жара, ни холод. Я улыбаюсь и думаю: «Наверное, мой друг, ты выжил после всех своих путешествий только потому, что не идёшь на поводу у собственной бравады, а выбираешь путь по силам».

Бархат ночи прячет очертания гор и растворяет в себе море. Наши соседи уютно расположились на террасах своих домов и слушают умиротворяющую симфонию цикад. Они ждут свежести, что обещает принести с собой ночь. Изо дня в день, из года в год они наблюдают, как город постепенно меняет деловую суету дня на размеренность ночи. И ночь проходит... И жизнь человека - лишь мгновение в жизненном цикле вселенной... И только вечные звёзды неизменно дарят свою тишину и рождают покой.

- Расскажи мне что-нибудь интересное об этой стране. За пару дней я не смогу разобраться ни в её истории, ни в людях. У тебя ведь наверняка есть парочка рассказов, которые станут и пищей для моего сознания, и духовным наставлением.

- Я бы посоветовал тебе просто помолчать и послушать город.

- Но ведь я не знаю языка! Что же я могу услышать и понять?!

- Чтобы понять человека и тем более город, знать его язык не обязательно. Существует общий язык без слов, вот его и используй. Ты же понимаешь доброту на любом языке? А искренность? Любовь и уважение?

- Тебе легко говорить, ты много лет идёшь путём познания себя и мира, а я только начинаю постигать язык глубинных чувств!

Мой друг по-доброму усмехнулся, и поудобнее устроился в кресле:

- Очень давно, когда ещё не было Эллады, в этих краях жили люди, владевшие этим языком, языком глубинных чувств. Они владели знаниями, преображающими человека из существа земного — в жителя Божьей обители. Очень давно на острове Крит люди знали о двойственной природе человека. Разными способами они боролись со своим Животным началом, которое представляли в виде быка. С течением времени Знания утратились, и эта борьба превратилась в игру для юношей и девушек по укрощению обычного животного. Они изматывали зверя в своеобразном танце, запрыгивая на его холку и уворачиваясь от мощных рогов. В общем, всё как всегда: работа внутренняя превратилась в игру, обрядность, лицедейство и состязание от гордыни. Хотя во все времена народами идущими по пути духовного развития считалось, что «Самая величайшая победа – это победа над самим собой». Это означает победить свои негативные мысли, научиться их контролировать, научиться контролировать свои эмоции. Только взращивание внутренней любви позволяет не тратить время на борьбу с самим собой. Мир и согласие должны быть внутри человека.

- То есть? Если не бороться со своими пороками, как же можно победить?

- Попадались ли тебе женские статуэтки, держащие в обеих руках по змее или тигру?

- Да. Критяне вроде бы тоже изготавливали такие.

- Вот именно! Это и есть ключ! Это способ.

- Так. Давай без загадок. Вот применительно ко мне лично, как эта фигурка может мне помочь на духовном пути?

- Духовный путь каждого человека, вне зависимости от его религиозных предпочтений, начинается с наблюдения за собой, за своими мыслями. Так?

- Ну да. А ещё со смелости. Ведь нужно иметь немалое мужество, чтобы взглянуть правде в лицо, быть честным с самим собой. И признать, что всю жизнь ты пытался казаться хорошим человеком, но не быть им.

- Всё верно. С этого всё и начинается. Потом, отслеживая собственные мысли, человек старается переключаться с плохих на хорошие, всегда выбирать свет. Каждый идущий знает свои пороки и страсти. И каждый идущий знает, как сложно не пойти на поводу у них. Каждый пытался победить их силой. И каждый не раз скатывался в бездну собственного эго. Но если идущий взращивает в себе Любовь, Благодать Божию, то он знает, что при обретении этой Благодати, даже мысли не возникает о страстях. Не хочется. В таком состоянии человек не реагирует на провокации Животного разума. Только постоянно пребывая в Духе можно победить животное в себе, то есть Любовью, а не силой. Эта Любовь и Благодать символично выражаются в виде женской фигурки, то есть Божественного женского начала. Это не богиня, а твоя собственная внутренняя чистота, твоя искренность и открытость, это твоя любовь к Богу. Оставь борьбу, и просто стань Светом… Вот тогда ты и победишь.

- Ты хочешь сказать, что этой фигурке не поклонялись как идолу, а использовали как книгу – для передачи знаний и в качестве напоминания?

- Вот именно!

***

То ли монотонные песни цикад, то ли убаюкивающий и размеренный голос моего друга так действовали, но постепенно меня охватило непонятное оцепенение. Ещё секунду назад в моих ушах звучали высокие слова о Любви, и вот уже всё смешалось, как в тумане, стал слышен нарастающий гул толпы. Но почему-то меня это не удивило. Совершенно точно, люди говорили на греческом, но теперь мне всё было понятно без перевода.

И вот я уже иду среди этой толпы. Как странно одеты люди, как будто сейчас не XXI век, а древние времена. И здания кругом совсем другие… Это же Олимпия! Но не реставрированная, а та, настоящая.

Статуи, статуи кругом. Это же Альтаис – Священная Роща. Я вижу высокие стены, что окружают площадь Агора. В пределах Альтиса стоят многочисленные алтари и статуи различных божеств, статуи победителей на Олимпийских играх, а также статуи и скульптурные группы, поставленные в дар божеству.

Прохожу через площадь и за стенами святилища вижу ещё много других сооружений. Вдоль северной стены священной ограды на специально возведенной террасе стоят здания сокровищниц, выстроенные в виде небольших храмов. В них хранятся дары, посвященные Зевсу различными полисами — Сикионом, Сиракузами, Эпидамном, Византием, Сибарисом, Киреной и др. Я не понимаю, откуда мне это известно. Я просто знаю про всё, на что обращаю внимание.

Вот, к северо-западному углу Альтиса примкнуло здание пританея. С южной стороны у священной ограды расположилось здание олимпийского совета — Булевтерион. Вдоль западной стены растянулись гимнасий и палестра, в которых атлеты занимаются упражнениями, а также дома храмового персонала и выстроенное элейцем Леонидом здание гостиницы, в которой во время Олимпийских игр останавливаются знатные гости, главы религиозных делегаций и другие «важные» персоны.

На восток от священной ограды находится стадион и ипподром, где проходят олимпийские состязания атлетов и бега колесниц. Места для зрителей тут устроены на земляной насыпи, обложенной дерном, и частично на склонах горы.

Я смотрю на проходящих мимо меня людей, и возникает странное ощущение… Стоит мне обратить внимание на кого-то конкретно, и моментально в моё сознание падает «пакет» информации об этом человеке. Я могу развернуть его, и узнать мысли этого человека. А могу проигнорировать «посылку», и тогда останется только ощущение, что я давно знаю его, знаю черты его характера. Это странное чувство, как будто внезапно выключили свет, но ты совершенно точно знаешь, кто из твоих родных в каком углу находится. Ты чувствуешь каждого человека по-особенному.

Вот, например, молодой мужчина размышляет о наложенных на него штрафах, что пойдут в казну храма. Жрецы установили множество религиозных правил, нарушение которых, особенно частые во время Олимпийских игр, карались штрафами в пользу храма и считались имуществом Зевса. Откажись этот парень оплатить штраф, и на него тут же обрушатся тяжелые, с точки зрения древних греков, последствия: запрет участвовать в Олимпийских играх, вопрошать оракулов всех божеств и даже посещать храмы. Как будто в этом смысл и счастье…

Я сажусь возле молодого человека и собираюсь сказать ему, что не стоит так серьёзно относиться к играм, но вдруг перед глазами поплыл туман, и мне стало дурно. Делаю глубокий вдох-выдох, открываю глаза и… Передо мной сидит мой старый друг в обшарпанном кресле и лукаво улыбается, протягивая стакан с водой.

- Как? Как же люди променяли Любовь к Источнику на дань жрецам и вечную борьбу?! Как можно добровольно выбирать страданье? Прости, мой друг, но этого понять я не могу! - увиденное произвело на меня сильное впечатление. Древние греки всегда казались мне прямым, отважным и доблестным народом. Прям-таки пример для подражанья… Оказывается, жадность, властолюбие и жестокость присущи всем людям в той или иной степени...

Мой друг молчал, а мне припомнилось, что ведь ещё недавно и мне хотелось побеждать хоть в чём-нибудь: блистать ли остроумием в беседе, в любовных играх преуспевать, набивать свой дом ненужным хламом… И виделась мне в том услада… Пока не вспыхнула Любовь в груди, пока не дунула в лицо мне Вечность…

- Любая система стремится к стабильности и не любит изменений. Человек же встроен в систему, и сознание всегда будет склонять Личность к Духовному бездействию. Если ты не бежишь изо всех сил – ты деградируешь. А бежать быстро и долго — мало кто может. Чтобы бежать, надо гореть! – мой друг говорил медленно и, как мне показалось, с лёгкой грустью, — Чтобы оправдать своё бездействие, люди начинают изменять Истину в угоду системе. Вот так утратила знания эта цивилизация.

- Но время похоронило Олимпию и игры, которые были по сути лишь прикрытием для дел политиков и жрецов. Зачем же вновь реанимировали не самую лучшую часть истории человечества?

- Для обычных людей был разыгран целый спектакль, под который подвели «историческую» базу. Заинтересованные лица «научно» обосновали превосходство античной культуры с её искусством и материалистическим взглядом на мир. Немецкий искусствовед XVIII века Иоганн Иоахим Винкельман написал солидный труд, где красочно описал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов». Он видел основу античной культуры в сплетении определённых условий: «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам, и распространению и применению в их среде предметов искусства».

- Ну да, теперь понятно, почему именно греческая культура стала образцом для подражания. Не выбрал же он, например, Трипольскую. А выбрал ту культуру, в которой все сферы жизни человека сводятся к материальному миропониманию. Ведь даже в храмы к богам люди ходили как на базар, просили исполнения желаний. Впрочем, как и сейчас…

- Идеи Винкельмана были высоко оценены И.Гёте и И.Гердером, оказали значительное влияние на представителей немецкого романтизма (Ф.Гельдерлин, Ф.Шлегель, Ф.Шиллер, Ф.Шеллинг и др.), а также на эстетическую концепцию Гегеля. Кстати говоря, Иоганн Вольфганг Гёте имел к «Вольным каменщикам» самое непосредственное отношение. Существует мнение, что «отнюдь не случайно прославивший молодого Гёте роман «Страсти молодого Вертера» был напечатан во множестве экземпляров и активно распространялся не только в Германии, но и за рубежом. И отнюдь не случайно этот роман подействовал на мировоззрение молодежи так, что началась самая настоящая эпидемия самоубийств, якобы в подражание герою этого романа. И уж явно не случайно было становление Гёте в политике и возвышение его произведений до уровня мировых бестселлеров».

- Ну конечно, кто же оценит, как не соратник по общему делу...

- На основе взглядов Винкельмана в дальнейшем была основана вся идеология Олимпийских игр современности, - продолжал рассказ мой друг, - На волне интереса к античной культуре разворачивают свою деятельность Евангелис Заппас, Уильям Пенни Брукс, которых можно считать первыми и истинными основателями современных Олимпийских игр, а также Пьер де Кубертен, официально считающийся отцом Олимпийских игр.

- Вот это новости! Первый раз слышу об этом. Так значит Пьер де Кубертен был всего лишь прикрытием для тайных делишек власть имущих?

- Ну почти. Конечно же, истинные цели возрождённых игр оставались в тени, хотя даже сам Кубертен часто озвучивал весьма нелицеприятные вещи, приоткрывающие завесу тайны о заинтересованных лицах. Так, например, он однажды сказал: «Олимпийские игры - это война, настоящая война. Вы можете быть уверены, что многие участники готовы предложить - без колебаний - несколько лет своей жизни за победу отечества. Олимпийская идея современной эпохи дала нам символ мировой войны, который не демонстрирует своего военного характера очень открыто, но для тех, кто умеет читать статистику спорта, он дает достаточно информации о мировом рейтинге».

Кстати, с Олимпиадой в Афинах 1896 г. связан и первый олимпийский скандал: Пьер де Кубертен не допустил на олимпиаду женщин, а также чернокожих спортсменов. Последним пришлось выступать на параллельных «Антропологических играх». Также нельзя забывать и о последней Олимпиаде в жизни Кубертена, с лёгкой подачи которого, несмотря на уже разгоравшуюся в Европе войну, на весь мир были распиарены эти и многие другие деструктивные идеи и символы...

Греческий шлем, 350—325 годы до нашей эры из Тарента, найденный в Геркуланумe. Кабинет медалей. Париж

- Погоди-ка, как интересно получается, воскрешение Олимпийских игр приходится аккурат на конец XIX века, и в это же время набирают обороты и популярность идей Ф. Ницше и теория Ч. Дарвина о естественной эволюции видов живых существ, перешедшего из биологии в разные сферы жизни общества, в том числе, породив понятие социал-дарвинизма и евгеники. И все они отрицали духовную часть в человеке и сводили всё только к жизни в материи. Совпадение?

- Увы, мой друг, но нет. Все эти идеи послужили и до сих пор служат почвой для зарождения массы материально-ориентированных квазирелигиозных движений, ставящей своей целью установление окончательной власти жрецов и тотальное подчинение народов. Как говорил сам Кубертен: спорт — это «Religio Athletae». В древности победителям игр ставили статуи, а в современном спортивном мире благодаря усилиям МОК нет ничего выше звания олимпийского чемпиона, к нему не прибавляется приставка «экс», в честь его победы исполняют национальный гимн и поднимают флаг страны.

- Чем не идолопоклонство и вера в олимпийские идеалы?

- Всё верно. Со временем идея поклонения спорту и спортсменам превратилась в мессианскую идею современного олимпизма, сродни античному поклонению идолам с полным арсеналом средств настоящего культа: священные места (спортивные арены), жрецы (чиновники и менеджеры), ритуалы (церемонии открытия и закрытия, сами соревнования) и целый пантеон идолов (чемпионов и рекордсменов). И на этом подражание церковной традиции не закончилось. Появился аналог культа «мучеников» — это спортсмены, пожертвовавшие личной победой во имя спорта или сделавшие карьеру, которая может служить образцом служения идеалам спорта (аналог «святых»), а также спортсмены, посвятившие себя пропаганде честной игры («святители»).

- Интересный взгляд… Мне никогда не приходило в голову взглянуть на всё это с такой точки зрения… Очень похоже на культ поклонения телу, куску материи, которое разложится и превратится в прах очень быстро. А как же высокие идеалы, преодоление себя? — Честно говоря, мне до последнего не хотелось верить, что и эта сфера жизни общества была основана на «гнилом фундаменте».

- О, мой друг, на деле высокие идеалы оборачиваются трагедиями как в судьбах самих спортсменов, так и целых народов. Духовный аспект «Religio Athletae» сопряжен с верой в облагораживающую функцию физических упражнений и состязаний, которые якобы делают достижимыми высшие формы существования. А чем в действительности заканчивается карьера того же чемпиона? Ведь он не побеждает самого себя, нет. Его итог — былая слава, ущемлённое чувство гордыни, чувство недооценённости и внутренняя пустота.

- Ну да, ведь как только начинаются проблемы со здоровьем спортсмена, или он перестаёт побеждать в соревнованиях, как очень быстро данный спортсмен становится никому не нужным...

- Совершенно верно. Как правило, в таких ситуациях человек начинает винить в своих бедах всех вокруг, хотя единственной причиной его неудовлетворения является именно внутренняя пустота. Ведь победить себя — это преодолеть в себе Животное начало, тем самым достигая духовной гармонии, а не совершенное овладение управлением своим физическим телом.

- Да, очевидно, произошла серьёзная подмена внутреннего на внешнее...

- Конечно. Ведь для этого и затевался весь спектакль, а готовился он, надо заметить, не одно столетие…

- То есть? А поподробнее?

- Само название игр пошло от горы Олимп, а точнее все игры древности проводились в честь олимпийских богов. А откуда современники знают об олимпийских богах?

- Так ведь сохранилось множество письменных свидетельств…

- Которые, если вдумчиво разобраться, являются вариантами переписки «творчества» Гомера.

- Ну допустим. Чего не знаю — того не знаю.

- В описанных Гомером легендах, в том виде, в котором они дошли до наших дней, жрецы постарались показать массам, что боги ведут себя точно так же, как и люди. Это делалось для того, чтобы внушить массам, что войны, которые, по сути, затевают и устраивают жрецы, борясь между собой за земную власть, — это «нормально», ведь боги якобы поступают так же; что зло — это тоже якобы «естественно», ведь оно свойственно и богам. И заметь, Олимпийские игры как раз и проводились с целью подготовки населения к войне. Об этом хорошо сказал сам Пьер де Кубертен в 1913 году: «...Спорт, который мы наблюдаем сегодня ... можно рассматривать как косвенную подготовку к войне. В спорте процветают всё те же качества, что и в войне: безразличие к собственному благополучию, мужество, готовность к непредвиденным ситуациям ... Молодой спортсмен, безусловно, лучше готов к войне, чем его неподготовленные братья».

Идея воссоздания атлетических мероприятий, впоследствии романтически увязанных с гомеровской Олимпией, по сути-то, и зародилась у него в ответ на поражение Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. и царившие реваншистские настроения по возврату захваченных Германской империей Эльзаса и Лотарингии. Атлетические мероприятия рассматривалось при этом как способ подготовки будущих солдат. Также через все его письменные труды сквозит сугубо меркантильная идея “экспорта” подобных методов и техник “мирного” порабощения народов в другие страны Европы и мира.

Аналогичными примерами изобилует история Древней Греции. Между греческими провинциями, ведущими многочисленные междоусобные войны, на время проведения олимпийских игр якобы устанавливалось священное перемирие. Во время игр воины из разных провинций состязались между собой в единоборствах и состязаниях, повторяющих элементы полноценных боевых действий и поединков того времени (бег, борьба, гонки на колесницах, стрельба из лука и т.п.), а устанавливаемые перемирия неоднократно нарушались…

- А почему в некоторых древнейших сказаниях, мифах и писаниях присутствует информация о том, что исход сражений определял поединок между двумя сильнейшими воинами от каждой стороны?

- Звенья одной цепи. Всё это искусственно популяризировалось. Это перенос акцентов со внутреннего противостояния своему животному началу на внешнее, отголосок информации о влияния выбора каждого человека на судьбу цивилизации в целом...

Интересно также и то, что произведения «Гомера», а точнее того коллектива жрецов, которые стояли за данным псевдонимом, появились примерно в одно и тоже время с некоторыми священными писаниями. Они как под копирку излагали и популяризировали одни и те же идеи. Разница лишь в том, что произведения «Гомера» больше популяризировались для «западного человека». Вдумайся, влияние Гомера на религиозные представления греков было громаднейшим!

- Понимаю… То есть получается, что это было своего рода «гомеровской» религией, а его книги действительно представляли для людей нечто вроде священных книг... Так аналогичное же происходит и сейчас!

- Естественно, сменили только вывеску, а суть — осталась. Но на самом деле произведения “Гомера” тогда, как и идеи Кубертена сейчас, далеко не безобидные, особенно если учесть какую идеологию и подсознательный стиль поведения они навязывают человеку. Первые популяризировали образы весьма ограниченных людей со множеством человеческих слабостей, в коих помимо того культивировалась злость, жестокость, мелочность, безнравственность. А согласно вторым, в современном обществе культивируется спорт вроде как способ достижения победы над собой, своими негативными качествами, ленью, как условие гармоничного развития Личности, обучения дисциплине и так далее. Но мало кто обращает внимание, что подготовка к соревнованиям, да и сама цель стать чемпионом, по сути, основывается на постоянной стимуляции в спортсмене мании величия, эгоизма, духа соперничества, амбиций. И речь здесь идёт не о победе над собой, как везде рекламируется. Это всего лишь небольшая «победа» над плотью в рамках доминирующего мышления от Животного начала.

- Так получается, спорт — это очень плохо...

- Заниматься спортом — это замечательно, но лишь для того, чтобы поддерживать в здоровом состоянии своё тело, дабы не было больших проблем от Животного начала. Но гораздо важнее — это концентрация человека на своей духовной составляющей. Вот именно подобные представления древних качественно отличались от мировоззрения современного человека. Смерть, согласно их воззрениям, не являлась окончательным уничтожением человека, а рассматривалась как зависящий от духовного качества жизни переход в иную форму существования.

А вот такими косвенными методами, как легенды об олимпийских богах и идеализирование своего физического тела, людям внушаются необходимые власть имущим идеалы. Что, если над вами царь, желающий власти и отправляющий людей на войну, — это «нормально», ведь и боги так поступают; если ты победил в олимпийском поединке, значит ты вправе развязать и выиграть войну против других народов; если над вами стоит злой «начальник», тоже естественно, а ты, плебей, слушайся его и подчиняйся ему. Всё это формирует раболепное общественное сознание, отводит людей от реального духовного пути.

- Очень удобная идеология для политиков и жрецов… Так вот, почему в школах до сих пор эту информацию подсознательно вбивают человеку в голову чуть ли не с самого детства!

- Вот так духовные знания подменяются материальными установками. Вот так, заходя с разных сторон, подстраиваясь под разные культуры, малая кучка власть имущих уже не одно столетие пытается, и довольно успешно, поработить огромные массы людей… А еще спорт — это эмоции… Колоссальные эмоции огромного количества людей по всему земному шару. А, как говорят на Востоке, эмоции — это пища. Для тех, кто живёт в тени...

***

Короткая летняя ночь уже готовилась к встрече с красавицей зарёй, а мы всё так же сидели на террасе и всматривались в поблёкшие звёзды. Утро — особое время, когда уютная тишина наполняет собой всё вокруг, и мне не хотелось нарушать этот звенящий чистотой момент — момент рождения нового дня. Мне чудилось, что в это же время рождается новая эпоха с новыми людьми. Людьми, внутри которых ожил Бог. 


Авторы: Елена и Дмитрий


*изложенная информация является исключительно авторским мнением и не может рассматриваться как официальная точка зрения каких-либо организаций 


Дополнительную информация по теме:

1. “АллатРа”. Анастасия Новых

2. “Сэнсэй-4. Исконный Шамбалы”. Анастасия Новых

3. “Эзоосмос”. Анастасия Новых

4. https://www.youtube.com/watch?...

5. “Les assises philosophiques de L'OLYMPISME MODERNE” (Message radiodiffusé de Berlin le 4 août 1935, par le baron Pierre de Coubertin.)

6. “Reading Baron Pierre de Coubertin: Issues of Gender and Race” Dikaia Chatziefstathiou. Aethlon XXV:2 / Spring 2008 / Summer 2008; pp. 95-115.

7. “The Origins of Pierre de Coubertin’s Religio Athletae”, Arnd Krüger, OLYMPIKA: The International Journal of Olympic Studies, Volume II, 1993, pp. 91-102.

8. “Идеи кубертена, имеют ли они ценность в настоящее время?”, Владислав Столяров, НАУКА В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ No 3, 2013, с. 16-21.

9. Кыласов А.В. “КВАЗИРЕЛИГИОЗНОСТЬ СПОРТА”, Вестник спортивной науки, 2009, №7, с. 20-24.

10. “Личность Культура Общество” Международный журнал социальных и гуманитарных наук, Москва, 2012, Том XIV. Вып. 2. №№ 71–72, 316 с.

11. Ибрагимов М. М. «Философия спорта» и кризис современного физкультурно-спортивного мировоззрения” , 2011 г.

12. https://en.wikipedia.org/wiki/Ancient_Olympic_Games

13. http://sport-history.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st009.shtml


Картинки 22 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:01
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить
  • Классный рассказ. Интересный и многогранный. С удовольствием прочел от корки до корки.