Перу - начало ХХ века. Фотограф Мартин Чамби Хименес.

0 460

Мартин Чамби Хименес — единственный значимый фотограф индейского происхождения первой половины двадцатого века. Он заслужил признание благодаря исторической и этнографической ценности его работ, что позволяет поставить его в один ряд с такими известными «национальными» фотографами, как мексиканец Мануэль Альварес Браво, китаец Дон Хонг-Оай и другие.

Мартин Чамби Хименес, также известен под именем Мартин Чамби де Коаса, родился он в 1891 году в одной из отдаленных провинций Перу в городке Пуно. Его родителями были представители народа кечуа, а деревня, в которой они жили, была расположена в одной из самых бедных районов страны. Уделом обитателей подобных деревень был тяжелый труд земледельца – такая судьба ждала бы и Мартина, если бы его отец не нанялся на работу в Santo Domingo – английскую компанию, добывающую золото в провинции Карабайя.

Отец взял Мартина с собой, и там, на золотом прииске, тот познакомился с фотографом компании, прибывшим в Перу освещать современную историю золотодобычи в этой стране. Мартин имел возможность общаться с фотографом, понять принцип фотографии и увидеть этот процесс во всех деталях, когда тот вкратце рассказывал подростку о своей работе фотографом. 

Фотография поразила Мартина, изменила его отношение к тому, что его окружает. Он увидел в ней целый мир новых возможностей и со всем пылом юности увлекся идеей стать фотографом. Заезжие фотографы были особенными людьми, которые в представлении местных являлись обладателями тайного знания, практически колдунами. Обычный крестьянин и помыслить не мог о том, чтобы стать одним из них и научиться делать изображения всего, что попадало в объектив таинственной черной коробки.

Однако Мартин, по всей видимости, был полон решительности. Его стремление стать фотографом ничего не могло поколебать. В 1908 году он уехал в Арекипу, развитый город, расположенный на юге страны. В Арекипе фотография не была диковинкой – там были фотостудии, а значит, был шанс научиться этому искусству. По прибытии Мартин нанялся помощником в студию, принадлежащую Максу Т. Варгасу – известному фотографу.

 Девять лет он работал там в качестве подмастерье, постигая искусство фотографии и мечтая о собственной студии. Лишь в 1917 году ему удалось скопить достаточно денег, чтобы приобрести необходимое оборудование и снять помещение под фотоателье в Сикуани – небольшом городке на юго-востоке страны, в провинции Канчис. Свои первые открытки он напечатал в ноябре того же года. Его карьера фотографа быстро пошла в гору – в 1923 году он уже открыл свою студию в Куско – одном из самых крупных городов Перу. 

Он был одним из немногих индейцев – фотографов, которым удалось добиться известности на своей родине. К Хименесу приходили делать портреты самые влиятельные люди в городе, его приглашали на фиесты, свадьбы и праздники, он получал престижные награды на местных конкурсах художественной фотографии.

В то время в Перу началось движение патриотов страны, выступавших за сохранение национальной индейской культуры и защиту прав индейцев. С того момента, как стихийные выступления энтузиастов превратились в крупную организацию, названную Indigenista, Хименес сотрудничал с ее представителями, выступая в роли фотожурналиста, освещая собрания и мероприятия организации (фотографировал их собрания и дискуссии, принимал советы по поводу тем съемки). Его участие придавало работе Indigenista особый вес: у них появился собственный фотолетописец, к тому же признанный в обществе — ведь в студию Чамби приходили делать портреты самые известные люди. А на местных художественных конкурсах он часто получал высшие награды. Выступая, Хименес подчеркивал свою принадлежность к Indigenistа – у него с этой организацией были одинаковые цели. Он считал своим долгом опровергнуть представления западного мира о том, что индейцы нецивилизованны, не имеют развитой культуры и представления об искусстве.

Снимки Хименеса лучше всяких слов доказывали обратное, рассказывая об истории, культуре и традициях южноамериканских индейцев. Кроме портретов, картин быта и сюжетов он в свободное время снимал пейзажи и археологические памятники неподалеку от Куско. Этот древний город является наследником культуры инков – до того, как американский континент оказался завоеван испанцами, Куско был столицей империи этого древнего народа.

Сам фотограф всячески подчеркивал, что принадлежит к группе Indigenistа. В 1936 году на выставке в Сантьяго он сказал: «Я читал, что в Чили считается, будто у индейцев нет культуры, что они нецивилизованны, а в интеллектуальном и художественном смысле сильно уступают белым и европейцам. Я надеюсь, что мои снимки, рассказывающие о жизни и истории индейского народа, красноречивее любых слов покажут, что это не так. Я чувствую себя представителем моей расы. Мой народ говорит через мои фотографии».

За тридцать лет – с 1920 по 1950 год Хименес создал большую коллекцию снимков, в которую входили портреты, виды города и его окрестностей, пейзажи, а также артефакты древней цивилизации инков. Коллекция неоднократно выставлялась в разных странах Южной Америки. Многие замечательные снимки, представляющие большую культурную и художественную ценность, по разным причинам не выставлялись и были найдены лишь после смерти фотографа. Они не публиковались либо потому, что не вписывались в идеологию группы Indigenistа, либо потому, что тогдашняя мода признавала не все художественные средства, использованные фотографом, либо потому, что изначально снимки были коммерческими.

Куско, с его богатой историей, очарованием древности и удивительной красотой окрестных пейзажей стал для Хименеса неиссякаемым источником вдохновения. Он много лет прожил в этом городе, Куско был неразрывно связан с его творчеством. В 1950 году случилась трагедия – город был практически разрушен мощным землетрясением – под развалинами домов погибло более 1500 человек. Трагедия Куско стала для Мартина Хименеса ударом, разрушившим в нем желание творить – с этого момента его покинуло вдохновение и он уже не снял ничего действительно ценного.

Творчество Хименеса представляло собой необычное для того времени сочетание съемок на открытых пространствах и пикториализма Старого Света. Оно опережало свое время, и лишь спустя много лет было оценено по достоинству.

В 1979 году, в музее современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке прошла выставка – ретроспектива работ Мартина Чамби Хименеса, которая вызвала большой интерес к творчеству фотографа и позже, перемещаясь в разные места, вдохновила на проведение других международных выставок его работ.

Выставки фотографий этого автора проходят и по сей день, а сам Хименес стал своеобразным национальным символом, человеком, который изменил представление о своем народе в глазах западного мира.

Источник: Черное и белое

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...