Ситуация с положением УПЦ МП (Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) меняется стремительно. Заключаются разнообразные соглашения, сочиняются постановления, прогнозы сыпятся, как из рога изобилия.
Встреча Порошенко и Варфоломея
Ситуация, безусловно, нуждается в компетентном комментарии.
Начнем с небольшого прогноза. Никакой религиозной войны на Украине не будет. Локальные силовые противостояния на почве имущественных и идеологических конфликтов, которые начались ни сегодня и ни вчера будут продолжаться, самой религиозной войны - не будет. Говорим об этом уверенно и однозначно.
Захват церквей на Украине
Во-первых, физически сильные люди мужского пола из числа жителей Украины, морально готовые противостоять, в подавляющем большинстве с Украины уехали. Те, кто действительно готов противодействовать физически - сейчас с оружием в руках защищают Донбасс. По украинским законам эти люди - преступники. Вернуться назад сегодня правовой возможности они не имеют, даже в том случае, если сочтут религиозное противостояние поводом более важным.
Во-вторых, религиозная составляющая, признаемся честно, не самый острый из всего перечня вопросов. Подавляющее большинство оставшихся на Украине так или иначе принимают все те изменения, которые диктует постмайданная власть. Скажем, отношение к Великой Отечественной Войне, к великой Победе - естественно, важнее вопросов церкви для абсолютного большинства населения. Если люди в том или ином виде готовы принять и трактовку относительно Победы - не следует ожидать, будто они массово выйдут отстаивать церкви Московского Патриархата.
Давайте теперь поговорим о действиях самой Церкви. Московской, имеем в виду.
Формально Церковь от государства отделена, как у нас, так и на Украине. Тем не менее, религия остается и будет оставаться инструментом воздействия в политических процессах и внутри страны, и по внешнему контуру. Наши украинские партнеры, например, не стесняются этого признавать на официальном уровне.
Патриарх Кирилл
А мы, в смысле не государство, а официальные представители Церкви, почему-то не только стесняемся признать, запрещаем даже думать об этом. Ситуация с решениями в Стамбуле была более, чем прогнозируема. Дальнейшее развитие в плане административных решений также легко предрекается. Притом, предрекается далеко не в оптимистичных тонах для Московского Патриархата.
А что же мы, наша Церковь? Коли уж официально отделены от государства - вполне логично признать в том или ином виде Донбасс. И в отношении вполне себе светской государственности, и, возможно, в плане отдельности церкви.
Однако, мы не видим и, вероятно, не увидим, ни того, ни другого. Война в Донбассе, с точки зрения нашей уважаемой РПЦ, именуется, цитируем, "Братоубийственной войной на Украине". Священнослужители, принимающие сторону Республик третируются и на официальным, и, гораздо сильнее, на негласном уровне.
С таким подходом к окружающей действительности Московский Патриархат рискует не только навсегда потерять часть своего прихода за географическими границами России, а также перестать быть моральным, нравственным, духовным ориентиром и в пределах внутреннего контура. Если не принять нестандартных, идущих на годы вперед решений сегодня, верховное духовенство может начать восприниматься не символами Православия, а, банально, чиновниками от Церкви.
Портрет Николая Второго в Бессмертном полку
Надо признать, что на уровне административных решений мы потерпели поражение. Прекращением молитвенных отношений с Константинополем его результаты нивелировать не удастся. Необходимо в самые сжатые сроки сделать моральный, нравственный выбор, решить для себя, что важнее: оставаться рукопожатными с так называемыми "зарубежниками", оправдывая ношения портрета отрекшегося монарха в Бессмертном полку, или же вернуть себе звание одной из важнейших духовных основ нашего народа.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен
Подписывайтесь на нас ВК
Оценили 0 человек
0 кармы