"Только дурак поверит в тысячекилометровые рейды монголо-татарской конницы по землям славян, тем более в зимнее время! Малочисленное степное племя монголов впервые услышало о Чингис-хане от советских историков, а его генетический след за пределами Монголии незаметен".
"Кочевые народы не стремятся к завоеваниям: ведь у них есть всё, что необходимо для жизни. Пасут себе лошадок и ни о каких походах не помышляют! Скорее, к завоеваниям склонны оседлые земледельцы, которым вечно не хватает земли для прокорма"
Из разговоров
Как оказалось, обитатели афганской глубинки - провинции Хазараджат - генетически сильно отличаются от соседних племен и народностей.
Называются они хазарейцами (или "хазара") и составляют примерно 1/10 всего населения
(на диаграмме народностей Афганистана "хазара" отмечены ярко-зеленым цветом)
Википедия услужливо сообщает:
Хазаре́йцы (от перс. هزار, hezâr — «тысяча») — ираноязычные шииты монгольского и тюркского происхождения, населяющие центральный Афганистан. Известные представители: Абдул Али Мазари, Карим Халили, Султан Али Кештманд, Рохулла Никпай.
Если, к примеру, отцовские гаплогруппы у ираноязычных пуштунов распределяются так:
а у афганских узбеков - этак:
то у хазарейцев внезапно набирается целая треть носителей центральноазиатской гаплогруппы С, нехарактерной для этих краев:
Для сравнения, монголы:
(впрочем, у казахов % еще выше)
А есть ли еще какие-то отличия, кроме генетических?
Есть! И в большом количестве.
________________________________
....В июле прошлого года террорист-смертник взорвал себя у шиитской мечети в пакистанском городе Кветта, отправив на тот свет 28 человек и оставив калеками 60, включая женщин и детей. Все пострадавшие принадлежали к народу хазарейцы. И это отнюдь не случайность и не фатальное стечение обстоятельств.
Целью смертника были именно хазарейцы. Задача суннитских террористических организаций – истребить как можно больше хазарейцев и заставить их вернуться в Афганистан. В Афганистане ситуация ничуть не лучше. При талибах хазарейцев вырезали тысячами. Но и сегодня, когда Афганистан контролируют оккупационные войска США и их союзников, хазарейцев продолжают убивать талибские партизаны, все еще контролирующие значительные территории. В чем же причина столь лютой ненависти к хазарейцам? Что не так с этим народом и есть ли у него будущее?
Ответ лежит на поверхности – хазарейцев убивают в связи с тем, что они являются шиитами в окружении суннитского большинства. Однако есть и другая причина – монгольское наследие. В целом генетические исследования доказывают, что определенная часть хазарейцев действительно имеет сильную связь с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии. На мусульманском Востоке жива память о монгольском завоевании и владычестве. Несмотря на то, что монгольские завоеватели со временем приняли ислам, современные мусульмане воспринимают потомков Чингисхана как неверных. Это вызывает неприязнь к хазарейцам даже у шиитов Ирана. Для многих иранцев важно не столько религиозное сходство с хазарейцами, сколько их этническая инаковость.
(Хазарейцы в Кабуле)
Афганские и пакистанские исламские радикалы умело используют и мифы о численности хазарейцев, которая, по явно преувеличенным оценкам, составляет якобы более 6 миллионов человек. Говоря об огромном числе хазарейцев, легче мобилизовывать суннитов на их массовые убийства в условиях все возрастающей конкуренции за землю. Таким образом, хазарейская проблема вызвана сложной совокупностью политических, экономических, исторических, а также, несомненно, религиозных причин. Вариант силового решения хазарейского вопроса привел к огромным жертвам среди этой уникальной этнорелигиозной общности.
ЗАБЛУДШИЕ ВОИНЫ ЧИНГИС-ХАНА
Сегодня хазарейцы основном проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн). Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Самоназвание хазаров – хезаре. Слово "хезар" в иранских языках означает «тысяча». По всей видимости, костяк этого народа составили оставленные чингисидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг. монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, которые женились на местных женщинах и за века проживания в Афганистане породили смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Смешиваясь с местным населением, победители-монголы переняли язык побежденных.
По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана (Хазараджат), а также на северо-западе страны. Вытеснение хазарейцев на бесплодные территории окончательно завершилось в конце XIX в., когда афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат силами кочевых пуштунских племен, которым он «выделил» там летние пастбища. В результате хазарские крестьяне потеряли веками культивировавшиеся земли и подверглись жестокой крепостнической эксплуатации. Многие попали в рабство и оставались в нем вплоть до отмены рабовладения в правление Амануллы-хана. В связи с экспроприацией плодородных земель хазарейцы оттеснялись на каменистые горные склоны. Это заставило их осваивать орошаемое и богарное земледелие. Ныне немало их разбросано по остальной территории Афганистана.
(Хазарейские школьницы в Бамиане)
Отдельные группы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком. Основная же масса хазарейцев проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают монгольские юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.
Поражение хазарейцев было обусловлено и отсутствием единства в их рядах. Родо-племенное разделение у хазарейцев Афганистана не преодолено доныне. Это особенно заметно в Хазараджате, где у них ясно прослеживается деление на восемь главных племен: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Есть мнение, что "хазара" не считают себя одним народом, и каждая этнотерриториальная группа живет своей отдельной жизнью. Даже если поселения восточных и западных хазарейцев соседствуют, как, например, у Калаи-Нау, что в Хорасане, каждая группа живет обособленно. Восстания, вспыхивавшие с 1880-х годов против репрессий суннитских режимов и соседних народов, терпели поражения, прежде всего, в силу этой разрозненности, когда одно племя, обещав совместное выступление, в решающий момент покидало поле битвы.
В связи с малоземельем массовый характер приобретает переселение хазарейцев в города Афганистана и Пакистана, что приводит к реакции со стороны радикальных суннитов, которые актами террора и устрашения пытаются остановить волны шиитской миграции. В окружении враждебного большинства хазарейцы консолидируются, стираются их родоплеменные перегородки. Это не может не способствовать этнической консолидации хазарейцев и появлению в их среде амбициозной интеллигенции.
(Молодые хазарейцы в чайхане)
Через активное использование социальных сетей образованные хазарейцы уже сумели отладить глобальную информационную кампанию для привлечения внимания мирового сообщества к фактическому геноциду их народа в Афганистане и Пакистане. Несмотря на гонения и экономические ограничения, хазарейцы смогли дать образование значительному кругу своих выходцев, и эти «инвестиции» начинают приносить свои плоды. В немалой мере этому способствовали сначала советская, а затем американская оккупационная администрация, которая видела в хазарейцах своих союзников. В советский период немало хазарейцев прошло обучение в Баку, а в последние годы множество хазарейских студентов уехало на учебу в Европу и США.
(Замминистра обороны Афганистана ген.Мурад Али Мурад, этнический хазареец)
Образованная элита хазарейцев демонстрирует большой интерес к монгольским народам и Монголии. В США и других западных странах хазарейцы все чаще и организованней стали посещать монгольские землячества, участвовать в культурной жизни монгольских народов. Сами монголы также с большим интересом «открывают» для себя хазарейцев. В Монголии о них снимаются документальные фильмы и пишутся книги, вызывающие большой интерес у зрителей. Немало студентов хазарейцев обучаются в Монголии. Многие хазарейцы хотели бы переехать в Монголию на постоянное жительство, хотя в монгольском обществе осознают, что их массовое переселение способно привести к непредсказуемым последствиям. И все же монгольское общество симпатизирует хазарейцам. Есть мнение, что в период репрессий хазарейцев в Афганистане (1995-1998 и 2001-2003 гг.) сочувствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан.
Хазарейцы весьма предприимчивы и активны, в США проживает их крупнейшая диаспора, включающая несколько десятков тысяч человек. Немало хазарейских эмигрантов живет и в Великобритании (54230 человек), Канаде (36373 человек), Австралии (90 000 человек), Турции (33200 человек). Хазарейцы активно занимаются бизнесом и готовы инвестировать в экономику Монголии, что дает основание с оптимизмом оценивать будущее этих двусторонних связей.
(Взято с небольшими изменениями отсюда http://asiarussia.ru/articles/... )
Небольшая часть хазарейцев, которая в 19 веке переселилась на территорию Пакистана, прижилась там. Некоторые из них продолжали разводить скот, другие осели в городах, где чаще выполняли тяжелую и грязную работу. Подобная же участь досталась и тем, кто ушел в Иран.
Не забудем также, что в Сирии на стороне правительства воюет шиитская бригада "Фатимийун",
сформированная в Иране из афганских эмигрантов - хазарейцев (по слухам, она уже "доросла" до дивизии).
(вот здесь их осуждает за это турецкий источник )
И еще целый ряд хазарейцев прославился в военной области (подробнее тут https://dambiev.livejournal.co...)
Как например, Муса-хан Хазара - главком ВС Пакистана в начале 60х гг.
А также маршал авиации Шарбат Али Чингиси (обратите внимание на фамилию) единственный из хазара-монголов дослужился до этого высокого звания http://asiarussia.ru/persons/1...
Первая женщина-пилот ВВС Пакистана, С.Батуул
...и некоторые другие.
Надо сказать, что пару лет назад перепост из ЖЖ Дамбиева был сделан контовским блогером Nodber https://cont.ws/@nodber/317255...но читательский прием был довольно вялым. А жаль!
Оценил 31 человек
64 кармы