Книги старины глубокой – НЕ подделка! Доказательство и обоснование

4 2850

Книга современного вида, состоящая из скрепленных внутри обложки листочков, пришла в Россию и Европу с Востока и постепенно вытеснила рукописные свитки благодаря новой технике, возникшей задолго до Гутенберга. Эта техника, называемая ксилографией, широко распространилась на Дальнем Востоке благодаря иероглифическому письму, более компактному, чем современное европейское письмо (фонетическое).

Иероглифическое письмо позволяет написать предложение всего несколькими значками, в то время как фонетическое требует для этого десятки отдельных значков.

Другим фактором распространения ксилографии было широкое употребление местными жителями шелкового и хлопкового текстиля, часть которого использовалась как материал для печати. Более поздним и дешевым его вариантом стала бумага, изготовляемая из отходов - тряпья, скупавшегося по дешевке старьевщиками.

На рубеже 2 тысячелетия н.э. ксилография на ткани уже существовала на Ближнем Востоке, в Средней Азии и в Византии, но настоящий бум в этой области начался благодаря улучшению и удешевлению бумажного производства.

================


КСИЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Ксилография была изобретена в глубокой древности в странах юговосточного региона, где ксилографическим способом с камня печатались ранние буддистские тексты. В VII-VIII столетиях вместо камня стали использоваться деревянные доски с вырезанным выпуклым рельефным изображением, с которых делались оттиски. Техника ксилографической печати проникла через Среднюю Азию в Египет, а оттуда в конце XIV в. попала в Германию, постепенно распространившись по многим странам.

Печать с деревянных досок резко увеличила производительность - в среднем с одной доски можно было получить до двух с половиной тысяч качественных отпечатков, что существенно снижало затраты и стоимость. Из-за невысокой цены, а также из-за того, что простой контурный рисунок на злободневные темы, сопровождавшийся лаконичными подписями, был доступен для понимания даже малограмотными людьми, ксилографии получили широкое распространение в народной среде. С помощью ксилографии население европейских стран, особенно Германии и Голландии, где она распространялась особенно активно, постепенно начинает превращаться в читающие нации.

Первоначально ксилографические оттиски печатались с одной стороны листа, которые затем склеивались между собой оборотными незапечатанными сторонами, что приводило к большому расходу дорогостоящей бумаги и сопровождалось выполнением лишних операций. Постепенно владельцы ксилографических мастерских наладили выпуск листов, запечатанных с двух сторон, хотя и этот способ печати имел свои недостатки - он удлинял процесс изготовления ксилографий, так как после того, как лист отпечатывался с одной стороны, его нужно было просушить и выгладить, после чего повторно пустить под пресс. Затраты на ксилографию также были сопряжены с тем, что отдельные части деревянных досок клише стирались, и оттиски получались нечеткими.

В целях снижения себестоимости листов отработанные фрагменты досок заменялись новыми кусочками дерева с аналогичными изображениями. Невзыскательный вкус потребителей допускал неоднократное использование одних и тех же досок для изображения различных исторических событий и персонажей. Ученые связывают это с тем, что человек того времени не придавал серьезного значения достоверности изображения - достаточно было выдержать сюжетную линию. Представляется, это не единственная причина подобного отношения к ксилографии. Изготовление деревянной печатной формы сопряжено с высокими затратами: в случае, если мастер допускал погрешности, вырезая рельефное выпуклое изображение, доска делалась заново. Во-первых, это снижало производительность труда в мастерской, во-вторых, замедляло процесс производства. Задача осложнялась тем, что помимо изображения ксилографии содержали краткие тексты, которые в отдельных случаях вносились от руки.

Наряду с ксилографией начинает развиваться углубленная гравюра на меди, первые оттиски которой датируются 1446 г. В дальнейшем в технике резной гравюры работали такие выдающиеся мастера, как А. Дюрер, Г. Гольциус, М. Шонгауэр, У. Граф, М. Раймонди. Художественные возможности гравюры на меди во многом превосходят ксилографию, однако, несмотря на ее явные достоинства, владельцы мастерских предпочитали именно ксилографию в силу того, что ее можно было печатать одновременно с текстом, в то время как гравюра печаталась на отдельных листах, которые затем вклеивались в книгу.

Под влиянием возросших требований к оформлению книг владельцы ксилографических мастерских начинают привлекать профессиональных художников-рисовальщиков и резчиков гравюр. Художники готовили рисунки, а граверы придавали объем плоскостному изображению. Однако, по-видимому, сложность и трудоемкость изготовления гравюры на меди останавливала предпринимателей от ее активного внедрения в производство, и вплоть до начала ХVII в. она не получила широкого применения в книжном иллюстрировании. Для того, чтобы усилить впечатление от контурной ксилографии, применялась цветная раскраска от руки.

Цветная ксилографическая печать в Европе возникла не сразу, несмотря на то, что среди печатавшихся книг лишь немногие выходили без ручной отделки. В Китае многоцветная ксилографическая печать была известна еще в XIV веке - это издание "Алмазной сутры" (1340 г.)*, где основной текст напечатан черной тушью, а молитвы и рисунки - красной.


Европейские издатели искали собственные оригинальные способы иллюстрирования изданий.

В 1461 г. Альбрехт Пфистер - бамбергский печатник- начал делать книги, оттиснутые с наборной формы, в которую были заверстаны иллюстрации. Печать делалась в два приема. Впервые способ двухпрогонной печати он использовал в "Драгоценном камне" Ульриха Бонера. Затем появилась "Библия бедных", где текстовой набор и иллюстрационное клише также были объединены в одной форме.

Усиление роли иллюстрации в книге повлекло за собой появление многочисленных перегравировок, кочевавших из одного издания в другое. Наряду с этим от одного мастера к другому переходили доски, которые использовались в изданиях самых разных типографий. Так, в период раннего книгопечатания два ксилографических клише из мастерской Вольгемута оказались в руках Франциска Скорины, который применил их для своей "Малой подорожной книжки", выпущенной в 1522 г. в Вильно.

Рисунки делались по шаблонам, которые приобретались у художников-ремесленников, добывавших себе таким способом средства к существованию. В цех художников вливаются и граверы-ксилографы, а их товаром становятся гравировальные доски: их продают, передают по наследству, используют как средство платежа при взаимных расчетах. Ранние ксилографии не отличались высокими художественными достоинствами. Исключение составляет творчество Альбрехта Дюрера, который достиг особого мастерства в искусстве гравирования.

Полный текст статьи доктора исторических наук Т.Г. Куприяновой имеется здесь

http://www.bibliofond.ru/view....

Естественно, что отдельные напечатанные листы  склеивать в свитки было ничуть не проще, чем объединять внутри переплета. Однако, переплет облегчал и ускорял доступ к каждой из пронумерованных страниц, а переплетенные тома занимали намного меньше места и были удобней в хранении, чем свитки, содержащие аналогичное количество текста.

============================

В связи со всем выше сказанным сегодняшнее выступление Алексея Артемьева по данной теме никак нельзя назвать "исследованием". Это - рассуждения досужего фантазера на тему, с которой он даже не потрудился толком ознакомиться.

Его основной довод в пользу поддельности старопечатных книг таков:

"Подвох в полном отсутствии логической взаимосвязи. Всё вышеперечисленное совершенно не соотносится с реальной жизнью, с возможностями и потребностями человека, а самое главное — с технологией".

Надеюсь, что про возможности и потребности реальной жизни, а также про логическую взаимосвязь в развитии средств передачи информации  Т.Г.Куприянова рассказала достаточно убедительно.


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • А почему рисунки полученные способом оттиска назвали русским словом??
  • Статья старая. Здесь двоякое восприятие. Длительное время существовали рукописные книги, оформленные именно как книги, а не как свитки. Практически все древнерусские летописи таковы. Если же читать буквально, то возникает ощущение, что формат книги связан с развитием печатного дела, хотя это разные процессы.