Как они связаны?
Исторически – никак. Исторически письменность развилась из рисунка. Процесс этот был очень длительным, в разных странах и регионах имел много местных особенностей, но, в основном, прошел через несколько стадий: рисуночное письмо, иероглифика, слоговое письмо и, наконец, алфавит.
Рисуночное письмо, как видно, из названия, способно более-менее полноценно обозначать лишь предметы и действия, наблюдаемые в повседневной жизни: тотемных и промысловых животных, людей, растения, небесные светила и элементы рельефа местности, хозяйственную утварь.
При достаточно длительном использовании такого способа передачи информации, знаки рисуночного письма имеют тенденцию постепенно стандартизироваться и получать уже несколько отвлеченные и обобщающие значения, то есть – приближаться к ранней версии иероглифического письма, т.н. идеограммам.
Идеографическая система письма отличается тем, что ее знаки могут использоваться как в прямом, так и в переносном смысле и обозначать не только наблюдаемые предметы и действия, но и абстрактные понятия. Скажем, знак «луна» может обозначать не только светило, но и временной промежуток (лунный месяц), знак «рот» может обозначать «приказание» и т.д. В идеографической письменности могут присутствовать и вспомогательные знаки, для обозначения класса слов или для сравнения: «вещь/предмет», «делать», «много», «как/ подобно» и др.
По мере усложнения идеографическое письмо превращается в иероглифическое. Для развитого иероглифического письма характерна большая схематизация первоначальных рисуночных знаков, когда-то положенных в его основу, а также появление большого количества сложных знаков, каждый из которых включает в себя по нескольку простых.
Кроме того, в разных вариантах иероглифического письма составными элементами сложных иероглифов могут становиться дополнительные значки, указывающие на звучание (полное или частичное) обозначаемого слова. Некоторые простые иероглифы вообще теряют свое исходное значение и начинают употребляться как чисто вспомогательные элементы.
На стадии идеографического/иероглифического письма возможны попытки радикального пересмотра системы записи, поскольку запоминание большого количества идеограмм/иероглифов (по нескольку тысяч знаков) и правил их построения и сочетания сильно удлиняет и усложняет как обучение, так и использование письменности для практических, повседневных нужд.
Слоговое письмо, записывающее уже не целые слова, а их кусочки (в прошлом, возможно, морфемы – минимально значимые части) использовалось в древнем Иране (см.клинописные знаки выше) и Индии (см.знаки деванагари ниже).
Оно оказалось на порядки экономичней иероглифического. Его элементы исчислялись не тысячами, а всего лишь десятками, поэтому некоторые его варианты были впоследствии приспособлены к типографской печати и дожили до наших дней.
Но самой компактной, живучей и удобной системой письма оказалась фонетическая, построенная на принципе «пишу-как-слышу», то есть не на соответствии «знак»/«понятие», а на соответствии «знак»/«фонема».
Как ни парадоксально, принцип дробления слов на минимальные значимые части, приложенный уже не к содержанию слова, а к его звуковому оформлению, привел не к увеличению общего количества знаков, а к их резкому сокращению. Заимствование этого принципа на всем пространстве Евразии и Северной Африки дало поразительный результат в виде большого количества буквенных алфавитов, которыми человечество пользуется по сей день.
Оценили 20 человек
31 кармы