Первые скотоводы и металлурги Сибири

39 5198

Знаете ли вы, что ученые-антропологи "крадут, уничтожают и прячут от общественности арийские черепа из древних сибирских могильников"? Нет? Я тоже не слышал об этом, пока не прочел коммент одного из посетителей Конта. Он был уверен, что скрытность ученых обусловлена их нежеланием открыть миру правду: "все культурные достижения появились в Сибири благодаря "белым людям" - европеоидам! Поведение ученых возмутило меня до глубины души. В поисках информации об украденных черепах я обратился к описанию древнейших археологических культур Сибири, которым хочу поделиться с вами.

Итак,  население Западной и Южной Сибири эпохи в конце "бронзового века"/начале "железного века" - это ...

______________________________________


"АФАНАСЬЕВЦЫ"

Во второй половине III тысячелетия до н. э. у племен, населявших южные районы Сибири, Алтай и Минусинскую котловину, появились металлические (медные) орудия.

Впервые разведение скота стало постоянной отраслью их хозяйства.

Археолог Сергей Александрович Теплоухов назвал этот период в истории древних племен Саяно-Алтая по месту первых находок памятников этой эпохи в 1920–1929 гг. в погребальных сооружениях — земляных курганах близ села Батени под горой Афанасьевской периодом афанасьевской культуры.

На основании раскопок древних могил он сумел впервые установить последовательность развития культуры древнеенисейских племен от конца III тысячелетия до н. э. до монгольского времени (XIII–XIV вв.) (54, с. 49). Хронологическая схема Теплоухова, уточненная, развитая, местами исправленная, сохранила в главных чертах свою значимость до конца ХХ столетия.

Афанасьевские племена продолжали широко использовать каменные орудия — топоры, песты, наконечники дротиков и стрел. Но металл уже применяется для изготовления украшений в виде серег и браслетов, для изготовления игл, шильев и небольших ножей. Причем украшения изготавливались как из меди, так и из золота, серебра и даже метеоритного железа (период развития человеческого общества, когда для изготовления орудий труда употребляются камень и металл, называется энеолитом или медным веком).

Важно, что афанасьевцы не только разводили овец, коров и лошадей, но и приступили к овладению началами земледелия. Правда, о занятии афанасьевцев земледелием точных данных нет. Но ученые считают, что оно всегда начинает развиваться вместе с началом разведения домашнего скота. Вполне возможно, что найденные в афанасьевских погребениях каменные песты и колотушки служили для растирания зерен злаков.

Кто же были эти афанасьевцы, населявшие не только степи Енисея, но и Горный Алтай, откуда они пришли?

Большинство ученых считают, что они представляли собой крайнюю восточную ветвь европеоидных племен Евразии и, значит, пришли с запада, а все их северные и восточные соседи были монголоидами.


"ОКУНЕВЦЫ"

С начала II тысячелетия до н. э. в Минусинской котловине жили племена окуневской культуры (название дано по месту раскопок С. А. Теплоуховым первых захоронений людей этих племен у Окунева улуса на юге Хакасии). Могильники этих племен находят по берегам рек Енисея и Абакана и их притоков Уйбату, Камыште, Черновой. Окуневцы пришли на Енисей позже афанасьевцев и вытеснили последних с этих мест. По физическому облику пришельцы отличались от афанасьевцев.

Они были высокими, с европеоидными чертами лица. Но окуневцы — не чистые европеоиды, в них чувствуется значительное монголоидное влияние.

Уже точно установлено, что главным занятием у них было скотоводство — разведение овец и крупного рогатого скота. Ведь недаром на плитах, составлявших стенки могильных ящиков, часто встречаются нацарапанные острым предметом рисунки быков и коров. Так как пастухи вынуждены были подолгу откочевывать из дома, то это стало основным занятием мужской части окуневцев. А женщины занимались домашними делами и воспитывали маленьких детей. Их важными занятиями были прядение шерсти, ткачество и изготовление одежды, а также глиняной посуды.

У окуневцев обработка металлов получила дальнейшее развитие, и в могильниках медные и бронзовые рыболовные крючки, ножи, иголки, украшения встречаются довольно часто. Наряду с изделиями, изготовленными из раскованных пластинок металла, появляются и литые изделия, например медные топоры.

Ученых поразили произведения искусства окуневцев: каменные изваяния с человеческими лицами, маленькие каменные головки, костяные пластинки с выгравированными на них женскими лицами, вырезанные из кости и камня изображения птиц и зверей, фантастические хищные звери, выбитые на плитах и изваяниях. Ранее уже упоминалось о реалистически вырезанных тонкими штрихами на каменных плитах изображениях коров и быков. Ученые высказали предположения, что окуневцы пришли в Минусинскую котловину «скорее всего из лесов севера, может быть откуда-то со Среднего Енисея» (8, с.169).

Изображение животных на плитах из могильника Окуневской культуры

Кстати, именно такое происхождение, по мнению ряда ученых, объясняет своеобразный дуализм художественных образов в произведениях искусства (и, видимо, в религии) окуневцев: образы фантастических хищных зверей — это отголоски древнего охотничьего образа жизни в тайге, старых традиций, а человеческие изображения и изображения быков и коров — это уже проявления новых традиций, связанных с образом жизни скотоводов.

"АНДРОНОВЦЫ"

В середине II тысячелетия до н. э. на смену окуневцам в Минусинскую котловину с запада пришли другие племена, культуру которых назвали андроновской. Ученые установили, что основная область распространения племен этой культуры — это Приуралье и Казахстан, так что Минусинская котловина составляла лишь самую восточную часть этой области. Памятники андроновской культуры находили во всей степной и отчасти лесостепной Южной Сибири. Таким образом, по мнению авторов «Истории Сибири», единая андроновская культура была распространена от Приуралья до Енисея (8, с.272).

Главная особенность этой культуры в том, что в это время скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади; видимо, они в первую очередь использовались как тягловые животные, а также как источник мяса) и примитивное земледелие достигли значительного развития и стали полностью определять характер жизни андроновских племен.

Широко развивалось бронзолитейное дело. Ученые считают, что именно с этого времени началась широкая добыча из неглубоких шахт медных руд, которые затем переплавлялись в специальных примитивных печах. Металл плавился в тиглях и далее разливался в формы. После отливки следовала проковка рабочей части орудия, а лезвия затачивались. Известно, что наряду с медью андроновцы добывали и золото. Возможно, в андроновских поселках появились мастера по производству бронзовых изделий, для которых изготовление орудий было главным занятием в жизни, то есть, скорее всего, у андроновцев произошло общественное разделение труда.

Жизнь андроновских племен определялась, в первую очередь, заботой о стадах крупного рогатого скота. Для коров и быков нужны были удобные водопои, и у андроновцев появились постоянные жилища, расположенные вблизи воды. Да и заготовка кормов на зиму возможна при определенной степени оседлости. Так как их поля располагались в основном в долинах рек, на определенных местах, то и это способствовало установлению оседлого образа жизни. Зимой при морозах андроновцам приходилось забирать в свои жилища и домашних животных, которые до этого находились в специальных загонах.

В андроновском обществе усилилась роль мужчин, пастухов и воинов. Ученые считают, что именно с этого времени наступает эпоха патриархата, при котором стада оказываются во владении отдельных семей во главе с мужчиной, стремящимся передать свои богатства детям.

Установлено, что андроновцы были людьми европеоидного типа. Ученые предполагают, что андроновцы вытеснили местные племена и заняли их земли. Скорее всего, они пришли в Южную Сибирь из Казахстана и распространились по ней в ХVI—ХIV вв. до н. э.


"КАРАСУКОВЦЫ"

Затем наступает время карасукской культуры, названной по месту раскопок в долине р. Карасук («Черная вода») — период расцвета в истории развития культур эпохи бронзы Южной Сибири, Казахстана и Монголии. Установлено, что карасукская культура сложилась на основе андроновской культуры. Но ее связи распространяются далеко на восток — в Забайкалье, Монголию, Западный Китай. Вместе с тем она оказала сильное влияние на культуры соседних племен лесостепи и леса.

Оседлые пастушеско-земледельческие племена этого региона перешли к полукочевому образу жизни. Цикл их хозяйственной деятельности был следующий: весной, после посева зерновых, они перемещались со стадами скота на летние пастбища, а осенью возвращались обратно для сбора урожая и на зимовку. Таким образом, зимние поселения устраивались в районе зимних пастбищ, а летние — в районе летних.

Племена карасукской культуры начали использовать лошадь для верховой езды. В могильниках ученые нашли первые, еще примитивные узды с костяными псалиями, но без жестких удил. Человек стал наездником на коне, и это сразу создало возможности для большей подвижности воинских отрядов и всего племени в целом, особенно с учетом того, что как тягловое животное лошадь использовалась уже в андроновское время. Так что появились все предпосылки для обеспечения «переселения народов», массового перемещения племен и целых племенных союзов на значительные расстояния к новым местам проживания. Однако пока карасукцы имели постоянные поселения, в которых они жили, по мнению ученых, только зимой.

Бронзовые ножи-кинжалы, украшенные изображениями голов животных

Карасукская культура характеризуется высоким уровнем мастерства литейщиков. По всему региону распространения племен этой культуры известны многочисленные древние медные рудники. Особенное мастерство карасукские мастера проявляли при изготовлении художественных изделий. Мастера научились использовать двухстворчатые литейные формы, сделанные из камня или глины. Широко распространилось фигурное литье в сложных формах. Проведенные анализы показали, что карасукские литейщики использовали при отливке бронзовых изделий специальные присадки — мышьяк или олово, но изготавливались литые вещи и из чистой меди.  (Источник)  (Ссылки по номерам в разделе Библиография)

___________________________________________

  ВЕРСИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАРАСУКСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1 - доказывается её местное происхождение, то есть прослеживается её эволюционная преемственность от андроновской культуры (М. П. Грязнов, Г. Максименков, Зиеп Динь Хоа и др.);

2 - обосновывается её пришлый характер, что карасукцы пришли из центрально-азиатских степей и северо-западного Китая (С. В. Киселев, Новгородова, Г. Ф. Дебец),Ближнего Востока — Н. Л. Членова;Средней Азии, являлись носителями европеоидного памиро-ферганского антропологического типа (В. П. Алексеев).

Ряд исследователей обнаруживают аборигенные (андроновские), южные и центральноазиатские компоненты в карасукской культуре, считая её смешанной и контактной.

Антропологический облик "карасуковцев".

По мнению Л. Гумилева, культура создана кочевниками-монголоидами (наличие черепов европеоидного типа объясняется смешением с динлинами). Исходным ареалом распространения был северный Китай[9].

По другим данным, карасукцы пришли с юга из среднеазиатского региона, поскольку в карасукских могилах находят черепа людей европеоидного памиро-ферганского типа.

Некоторые исследователи (Б. О. Долгих, А. П. Дульзон, Н. Л. Членова, Э. А. Нов­городова, М. Д. Хлобыстин и др) полагают, что карасукцы являются предками кетов. Ж. ван Дрим рассматривает памирских бурушаски как потомков карасукской культуры.

Большинство исследователей считает карасукцев представителями смешанного типа, в основе которого был европеоидный «андроновский» антропологический тип, дополненный монголоидным типом пришельцев из восточных районов Центральной Азии (В. А. Дремов, А. Н. Багашев).

Митохондриальные и Y-хромосомные гаплогруппы

В 2009 году были опубликованы результаты генетического исследования останков представителей карасукской культуры. Четыре представителя культуры Карасук были из четырёх разных мест возрастом от 1400 года до н. э. до 800 года до н. э. У двух представителей карусукской культуры были определены митохондриальные гаплогруппы U5a1 и U4. У двух других карасукцев была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1. В исследовании 2015 года были определены Y-хромосомные гаплогруппы R1a и Q1a и митохондриальные гаплогруппы A, C4, M8, H4, I4 и U5.

_______________________________________


РАСОВАЯ СПЕЦИФИКА ЗАПАДНО-СИБИРСКИХ МОГИЛЬНИКОВ   

Расовую специфику ряда популяций эпохи бронзы — кротовских, североандроновских (черноозерско-томских) и ирменских определяет европеоидный комплекс с эуриморфным лицевым скелетом, генетически связанный с населением андроновской (федоровской) культуры. В их генезисе немаловажная роль должна быть отведена и монголоидным элементам, влияние которых фиксируется с неолита, о чем говорят морфологические особенности черепов из могильников Северной Барабы: низкий эуриморфный лицевой скелет и в целом ряд противоречивых с точки зрения исторической корреляции сочетаний признаков, свидетельствующих о недифференцированности данного морфотипа [Полосьмак, Чикишева, Балуева, 1989], а это является отличительной особенностью современных низколицых монголоидов Западной Сибири [Багашев, 1998].

Подобный морфологический комплекс фиксируется на черепах из могильника Еловка 2 [Дремов, 1997] и в серии из могильника Черноозерье 1 андроновской культурной общности [Дремов, 1990], которые практически не отличаются от черепов из могильника кулайской культуры раннего железа Каменный Мыс.

Компонент серии из могильника Еловка 2 и кулайские черепа, в свою очередь, морфологически мало отличаются от монголоидного краниологического типа, фиксируемого в материалах раннего железа.

Примесь низколицего монголоидного компонента наблюдается и в составе населения кротовской культуры доандроновского времени, а также в составе женских выборок из могильников окуневской и карасукской культур. Существенный отпечаток примесь данного компонента накладывает на антропологический тип населения поздней бронзы, оставившего памятники еловской и ирменской культур [Дремов, 1967; 1997; Молодин, Чикишева, 1988; Бобров, Чикишева, Михайлов, 1993].

Именно примесь низколицего монголоидного компонента в составе этих популяций эпохи бронзы и в составе населения раннего железа определяет их морфологическое своеобразие и служит достаточно надежным индикатором степени родственных отношений. Не исключено проникновение этих элементов и в Приуралье, в частности, некоторый параллелизм низколицему монголоидному типу обнаруживается в краниологических материалах из погребений ананьинской культуры.

_______________________________

Но, может быть , кто-то располагает более убедительной информацией?

Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

«Живу как собака» – олимпийская призёрка поделилась, как ей тяжело жить в Лондоне, но в Россию не хочет

«Живу как собака» – это из Лондона раздаются откровения Алёны Заварзиной, которая благополучно эмигрировала на Туманный Альбион ещё в 2019 году.Помнится, была такая весёленькая песня: «...

Обсудить
  • Отлично. Положил в закладки.
  • То есть, анализы-таки провели.
  • Ну раз у двух из четырех нашли R1a1, то это 50%. А это что означает? Правильно - чистокровные русские :))))
  • Определенно в закладки.
  • прекрасный очерк! п.с.:мышьяковая бронза - это ответ тем, кто кричит : "а где олово брали?"....