— Мошенник! — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
(Н.В.Гоголь)
_________________________
...Когда в Секретном комитете, учрежденном в 1839 г., рассматривался проект Киселева об ограничении крепостного права, имевший своим последствием указ об обязанных крестьянах, Киселев пожелал, в подкрепление своих предположений, запастись неопровержимыми фактами. С этою целью он поручил двум доверенным чиновникам , летом 1841 г., отправиться во внутренние губернии России и, под предлогом обозрения управления государственных имуществ, вникнуть в положение помещичьих крестьян. Один из этих чиновников был Заблоцкий, который, по возвращении в Петербург и представил записку „О крепостном состоянии в Россиии, где этот предмет разсматривался со всех сторон, хозяйственной, нравственной и политической, и где были сгруппированы все факты, виденные и слышанные обоими командированными гр. Киселевым лицами. (В.И. Семевский, «Крестьянский вопрос в России в 18 и первой половине 19 в.» СПб, 1888 - т.1.с.329)
Результатом сей длительной ревизии были общие выводы относительно неэффективности тогдашних способов помещичьего хозяйстования, подкрепленные большим количеством фактов, с привязкой к конкретной местности и персонам. С некоторыми из них можно ознакомиться ниже.
_____________________
...Порядок отправления барщины бывает различный: большею частию существует обычай работать брат на брата, если семейство состоит из двух тягол и наблюдается трехдневный размер. Но выше замечено, что этот размер - не может соблюдаться при усиленных запашках, и потому редко обходится без поголовных сгонов, при которых, разумеется, уже невозможно сохранить нормального расчета. Один поголовный день в неделю существует почти во всех и хорошо управляемых имениях. Внезапные требования барщины особенно разорительны для крестьян в чрезполосных дачах. Крестьянам обыкновенно предоставляются отдаленнейшие поля. Он туда отправляется чуть свет. Вдруг скачет от барина ездок и требует на барщину. Крестьянин бросает свою работу, едет на барщину, а на его поле хоть трава не расти.
...У мелкопоместных владельцев еще менее соблюдается порядок в распределении земель и в порядке отправления работ; тут крепостной, находясь в ближайших сношениях с господином, вполне и всегда зависит от его произвола и способов. В некоторых местах Тульской губернии, напр., в Новосильском уезде, существует обычай: крестьянин работает три дня себе, три дня помещику; но в воскресенье после обедни есть бенефис помещика; ему крестьяне работают поголовно. Один из помещиков, вступя во владение своим имением, уничтожил этот обычай. Многие из соседей восстали на него: "вы делаете", говорили они, "вред и себе, и нам, - балуете мужиков".
...Размер помещичьего оброка не основан часто ни на каких хозяйственных расчетах, а потому и невозможно вывести никакого отношения между тем, что они платят, и тем, что получают от помещика. Здесь все зависит от произвола владельца, и потому крестьяне если и платят возвышенный оброк, то одна только часть его приходится за землю, а другая вносится за освобождение их от барщины и всех других требований помещика, не всегда справедливых......Оброк, назначаемый помещиком, уплачивается: а) или общим итогом, за круговым ручательством всех; в таком случае богатые платят за бедных; или б) каждый крестьянин вносит за себя отдельно помещику. В таком случае, если крестьянин занимается промыслом на стороне, помещик требует с него оброк вперед: "принеси, говорит он ему, деньги и бери паспорт; я так не верю". Для зажиточных это ничего; но бедные всегда берут вперед у подрядчиков своих деньги, платя им огромные проценты - до 15% в месяц. От этого многие из крестьян, напр., Ярославской губернии, остаются вечно в долгу и не выходят из работников.
...Дворовые люди очень часто отпускаются помещиком по паспортам, с платежом оброка. Оброк сей простирается иногда до 100 р. и выше в год с одного человека, смотря по тому, знает ли он какое-либо мастерство или искусство.
...Есть еще крестьяне, так сказать, смешанные, т. е. ходящие на барщину и платящие с тем вместе оброк. Такие крестьяне встречаются преимущественно в губерниях малоземельных и вместе промышленных, какова, напр., Ярославская. Летом крестьяне работают три дня на помещика; но зимою, по малому посеву хлеба, на барщине работать нечего всем крестьянам; и потому помещик отпускает часть своих крестьян на зимние месяцы по паспортам в оброк, которого они платят с работника, от 20-ти до 25-ти р. ассигнациями. На весну они обязаны воротиться домой и работать на барщине.
Влияние крепостного труда на составление капиталов и их обращение.
Все попечения помещика о своем крестьянине ограничиваются только сохранением, его физической силы, нужной для обрабатывания земель. До обогащения крестьянина, составления у него капитала, никому нет дела. С одной стороны заставляют его работать как возможно более и по праву употребляют всю силу его в свою пользу, а с другой - вытягивают из него копейку разными ухищренными способами. Конечно, вопреки всего этого случается, что крестьянин поборет все препятствия, выплывет наверх, разживется. Но сколько же надобно счастливых обстоятельств для отстранения всех препятствий к его обогащению? Никто ему в этом не поможет; напротив, большая часть обстоятельств против него, начиная с самого крепостного права.
Совершенная зависимость от произвола владельца и безнадежность освободиться от этой зависимости убивают в крепостном склонность к бережливости и прочному улучшению своего быта, рождая, напротив, или скупость, или страсть к минутным наслаждениям, к пьянству, праздности и разврату. Этим легко объясняется, почему крестьяне, даже у попечительных владельцев, живут большею частию дурно, и почему заведомо богатые из них редко пускают в оборот капиталы свои, но прячут их тщательно на черный день. Да и может ли быть иначе, когда помещик может отнять нажитое кровавым трудом его крепостного?..
Развитие промышленности требует не только ограждения личности и собственности, но и свободы располагать своим временем, трудом и местом жительства. И потому естественно, что крепостное состояние, привязывая насильственно человека к земле, отстраняет развитие промыслов, даже между оброчными крестьянами.
Помещик нелегко позволяет удаляться крестьянину (и в особенности тому, который вновь начинает промысел) и менять верное малое на большее, но далекое и неверное; но и отпустивши его по паспорту, следит за каждым шагом его; давит его оброком, который есть всегда тяжесть для начинающего. Случится дурной год, доходы плохи, у крестьянина нет денег; он не заплатил оброка; помещик требует его в деревню. Крестьянин, быть может, и обернулся бы, но помещик думает, что он замотался, избаловался, и сажает его вновь на пашню, или берет его во двор...
Питание и одежда
...В голодные зимы положение крестьянина и его семьи ужасно. Он ест всякую гадость. Желуди, древесная кора, болотная трава, солома, все идет в пищу. Притом ему не на что купить соли. Он почти отравляется; у. него делается понос, он пухнет или сохнет; являются страшные болезни. Еще могло бы пособить молоко, но он продал последнюю корову, и умирающему часто, как говорится, нечем душу отвести. У женщин пропадает молоко в груди, и грудные младенцы гибнут как мухи. Никто и не знает этого потому, что никто не посмеет писать, или громко толковать об этом; да и многие ли заглядывают в лачуги крестьянина? А ведь то не секрет, что голодные годы не суть явления редкие; они, напротив, появляются периодически.
...В одежде своей помещичий крестьянин также ничем не отличен, исключая опять случаев необыкновенной нищеты. Но крестьяне, занимающиеся промыслами, и в этом ушли вперед: сапоги, красная рубаха, синий кафтан составляют уже необходимость несколько разжившемуся крестьянину, особливо ежели он посещал города, "бывалый", как они выражаются. Так, напр., в Ярославской губернии старые помещики уверяют, что лет за несколько щеголь-мужик не постыдился бы надеть синего кафтана с разноцветными рукавами или заплатами, но ныне всякий уже понимает, что это неприлично; лапти видны более на стариках; на молодом редко, он старается носить сапоги. Совершенно противное представляют степные, преимущественно земледельческие губернии, там крестьянин ходит в изорванном зипуне, не знает другой обуви, кроме лаптей; во всем этом бедный не отличается от богатого. Одинаковая неопрятность, одинаковая нечистота.
________________________________
Дополнение: несколько стр. из издания, подготовленного Заблоцким, для характеристики его стиля изложения.
(Талька - это моток спряденных ниток)
________________________
Примечательно не только содержание "Записки о крепостном состоянии...", но и судьба этого документа. Отчасти под впечатлением европейских событий, отчасти под влиянием царедворцев оба монарха (Александр I и Николай I) концу жизни ужесточили цензурные требования. Обсуждение крепостного права на некоторое время было запрещено. В связи с этим министр государственных имуществ П.Д. Киселев, одобрив доклад Заблоцкого-Десятовского, не решился напрямую представить его императору. Некоторое время 170-страничный документ хранился в сейфе министра, после чего лидеру противников реформы А.Д.Меншикову удалось каким-то образом снять с него копию и обвинить Киселева в нелояльности и "подрыве устоев" - из-за чего Киселев едва не распрощался с карьерой.
Приведенные отрывки показывают характер текста (желающие могут просмотреть и всю книгу): это именно отчет о положении дел в тех губерниях, где Заблоцкому удалось побывать - без личных выпадов по адресу царя и других министров и, разумеется, без призывов к насильственным действиям. Тем не менее, даже столь сдержанное описание произвола помещиков вызвало у последних бурю негодования и создало П.Д.Киселеву много врагов среди царского окружения.
________________________
Источник: https://rusneb.ru/catalog/0001...
(Док.№ 77, с. 271)
_________________________
Предыдущий материал по теме: https://cont.ws/@denys/2845409
Оценили 9 человек
22 кармы