Российская Национальная Библиотека. Отдел рукописей.

123 7340



В тысячный раз прочитав в комментах: "Вы всё врёте! Ни одной подлинной рукописи не сохранилось! Все они существуют только в печатных изданиях 17-18 веков!" - решил, что пора, наконец, привести здесь для всеобщего сведения официальные данные по одному из отделов РНБ в Петербурге.

                                        *                      *                   *

Собрание греческих рукописей Российской национальной библиотеки насчитывает около 1000 единиц хранения


 Оно является крупнейшим в России и одним из самых значительных собраний в мире. По объему оно не может сравниться с собраниями Греции, Италии или Франции, но ценность его заключается в том, что в его состав входят известные в науке и важные в историко-культурном отношении памятники.

Собрание РНБ выделяется количеством датированных греческих рукописей (только в коллекции епископа Порфирия (Успенского) 142 документа имеют точную дату), а также рукописей, замечательных своим художественным оформлением: миниатюрами, заставками, инициалами.

Древнейшую часть собрания греческих рукописей составляют 15 папирусных фрагментов III века нашей эры, найденных в XIX в. в Нижнем Египте около развалин древнего Мемфиса, – из коллекции Константина Тишендорфа. Наиболее известен так называемый «Вещий» папирус – фрагмент каталога частной библиотеки. В собрании есть также рукописи античной традиции, написанные на пергамене. Это фрагменты комедий Менандра «Фасма» и «Третейский суд» IV века нашей эры – древнейшие из дошедших до нас текстов греческого комедиографа.


ОР РНБ. Греч. 388. Менандр. Комедия «Фасма». Фрагмент. IV в.н.э.

Рукописные памятники эпохи раннего христианства написаны на пергамене самым древним типом греческого письма – унциалом. Среди них фрагменты старейшего из трех известных списков греческой Библии (Септуагинты) – знаменитого Синайского кодекса IV в.. Синайский кодекс отличается редким способом расположения текста на листе – в четыре столбца. Самый крупный из шести фрагментов Синайского кодекса, ныне находящихся в Отделе рукописей, содержит три столбца текста и начало четвертого.

В собрании епископа Порфирия (Успенского) в числе датированных памятников находятся две рукописи, имеющие исключительное палеографическое значение.

Это знаменитое Порфирьевское Евангелие 835 года, созданное в Студийском монастыре в Константинополе, – древнейшая сохранившаяся греческая рукопись, имеющая точную дату создания,

и, одновременно, первая датированная рукопись, написанная новым типом греческого письма, пришедшим на смену унциалу, – минускулом.

Не менее известна Порфирьевская псалтирь 862 года, написанная в церкви святого Воскресения в Иерусалиме особым типом письма – палестинским унциалом.

Среди раритетов греческой письменности необходимо отметить несколько замечательных рукописей. Одна из них – так называемый «Codex Petropolitanus», пурпурное Евангелие VI века, купленное императором Николаем II в селе Сармисахлы при содействии Русского Археологического института в Константинополе.

Из византийского императорского скриптория происходит также и пурпурное Евангелие IX века, называемое также Кодексом императрицы Феодоры, написанное золотом и серебром на пергамене фиолетового цвета. По преданию, это Евангелие писала сама преподобная императрица Феодора, известная как защитница иконопочитания в Византии. Рукопись была подарена в 1829 г. императору Николаю I братией монастыря Иоанна Предтечи в Гюмюш-Ханэ (Турция).

Другой роскошный раритет – Трапезундское Евангелие (фрагмент кодекса X в.н.э., содержащее 15 великолепных миниатюр. Рукопись была преподнесена в дар императору Александру II митрополитом Трапезундским Константием в 1858 г.

ОР РНБ. Греч. 21. Трапезундское Евангелие. Фрагмент. X в.н.э. Константинополь (?).

                                            *                    *                   *

Около половины греческих рукописей собрания Библиотеки написаны в византийскую эпоху. Среди них находятся ценнейшие источники по всем отраслям истории и культуры Византии, будь то литература, церковная музыка, медицина, астрология, делопроизводство, церковное право и искусство книги.

Вторая половина фонда относится к поствизантийской эпохе, наступившей после падения в 1453 г. Византийской империи. Эти еще мало изученные рукописи донесли до нас интереснейший пласт поздней греческой культуры, продолжающей древние античные и христианские византийские традиции.

(Источник http://www.nlr.ru/manuscripts/...



                                Сектор восточных фондов


Восточное рукописное собрание Российской национальной библиотеки насчитывает 27 тысяч единиц хранения.

Самыми древними рукописями являются четыре древнеегипетских папируса, относящиеся к X в. ДО нашей эры. Они представляют собой фрагменты «Книги мертвых» и происходят из Фиванского некрополя.

География происхождения рукописей охватывает обширную территорию от Японии до Испании, от Эфиопии до Санкт-Петербурга.

В фондах представлены не только древнеегипетские, но и грузинские и коптские папирусы, книги на пальмовых листьях, камнях, коже, пергамене, деревянных дощечках, бересте, коре пальмы, на бумаге, вышитые на шелке и нарисованные на холсте.

Многие рукописи собрания можно рассматривать с точки зрения искусства книги: они переписаны каллиграфическими почерками, украшены миниатюрами и орнаментами, заключены в художественные переплеты.

Велико число рукописей редких по содержанию и даже уникальных, представляющих неизвестные ранее сочинения. Чрезвычайно широк тематический диапазон. В большинстве культурно-языковых книжных комплексов можно найти произведения художественной литературы, исторические, философские и религиозные сочинения, словари, трактаты по языкознанию, точным и естественным наукам: математике, географии, астрономии, медицине. В количественном отношении лучше всего представлены еврейская (иудейская), мусульманская и христианская книга Востока.


Хорошо представлена в Отделе рукописная книга ислама - 2000 единиц.

Самые ранние из арабских кодексов и фрагментов — Кораны куфического письма VIII – XI веков и фрагмент уникальной генеалогии арабских племен IX века (части этой же рукописи хранятся в Париже и Берлине). Среди уникумов можно назвать также комментарий на «Метафизику» Аристотеля, трактат о лекарствах врача X века Ибн ал-Джаззара, два тома «Книги листков» ас-Сули, целый комплекс рукописей мутазилитов — последователей одного из самых ранних религиозно-философских движений в исламе. Неизвестное политическое сочинение (возможно, арабский перевод «Политики» Аристотеля) переписано и декорировано в «мамлюкском» стиле, характерном для оформления «подарочных» книг в период правления в Египте, Сирии и Ираке мамлюкских султанов - XIV - XV вв..

Следует упомянуть также «Географию» ал-Идриси (около 1300 года) с 37 картами и астрономическое сочинение ас-Суфи с изображениями созвездий (1606 г., Иран). Книги на арабском языке писали и переписывали не только в арабских странах, но и в Иране, Средней Азии, Турции, Дагестане и других регионах, где был распространен ислам.

Из более чем 1000 персидских рукописей 140 украшены миниатюрами, начиная с «Шах-наме» 1333 года. (Всего в Библиотеке хранятся 15 списков этой эпической поэмы, общее число миниатюр в них превышает 700.) Особенно хорошо представлена тебризская школа.  Наряду со списками известных сочинений Низами, Джами, Саади и других поэтов среди персидских рукописей встречаются и уникальные. Персидские рукописи впечатляют не только миниатюрами и каллиграфией, но и общим оформлением: орнаментированными полями и заставками, тиснеными и лакированными переплетами.

Некоторые исследователи считают, что один из трех хранящихся в Библиотеке прижизненных списков произведений узбекского поэта Алишера Навои переписан самим автором. Многие из его книг переписаны в Иране. Большая часть из 400 тюркских рукописей была создана в Средней Азии и Турции. Из турецких рукописей особого внимания заслуживает подборка произведений художественной прозы, в первую очередь любовно-криминальная «Повесть о Сефер-бей-заде» — уникальное сочинение, действие которого происходит в Стамбуле в XVII веке.

Мусульманские рукописи представлены не только кодексами, но и всевозможными документами: фирманами шахов Ирана и османских султанов, ярлыками крымских ханов, купчими, письмами, вакуфными (вкладными) документами. 

В количественном отношении христианская книга Востока значительно уступает и мусульманской и иудейской. В Отделе насчитывается около 700 кодексов и 150 документов, что составляет 3% от всего восточного фонда. Несмотря на это, комплекс христианских рукописей представляет собой безусловный интерес со многих точек зрения, и особенно своими художественными и эстетическими достоинствами.

Из 40 сирийских рукописей 13 относятся к первому тысячелетию. Наиболее древняя из них (она же самая старая датированная рукопись в Библиотеке) — сирийский перевод «Церковной истории» греческого автора Евсевия Кесарийского, переписанный «грешным Исхаком» в 462 г.  Определенный интерес представляют коптские и эфиопские книги и фрагменты.

Среди 237 грузинских рукописных книг VIII – XIX вв. наиболее известно Тбетское евангелие 995 г., в которое вставлены византийские миниатюры XI в.

Большой интерес представляют 100 арабо-христианских рукописей, самые старые из которых — Послания апостола Павла 892 г. с миниатюрой и фрагмент арабского перевода сочинения Ефрема Сирина в списке 885 – 886 гг.

Собрание еврейских рукописей насчитывает 18 тысяч единиц хранения и является одним из самых больших в мире. О ценности еврейского фонда говорит один факт: в нем хранятся двенадцать из восемнадцати известных ныне в мире древнейших датированных рукописей. Наибольшее число памятников еврейской письменности происходят из стран Ближнего Востока и относятся к X – XV вв. Среди них — неизвестные стихотворения Самуила Нагида и Ибн Габироля, труды по языкознанию Ибрахима ибн Баруна и Иехуда Хайюджа, сочинения основоположника еврейской светской науки Саадии Гаона, философские трактаты Исаака Исраели и Йакуба ал-Киркисани, а также многие другие труды средневековых авторов, извлеченные из забвенья.

Наиболее известные из еврейских рукописей Библиотеки — библейские кодексы и фрагменты, представляющие прежде всего художественную и историко-культурную ценность.

В первую очередь это «Последние пророки» 916 г. («Codex Babilonicus Petropolitanus») — самая старая датированная еврейская рукопись, год переписки которой не вызывает никаких сомнений у исследователей, и она же – первая из известных рукопись с вавилонской системой огласовок.

Это и Пятикнижие, переписанное в Каире в 929 г. и украшенное пятью иллюминованными страницами. Древнейшее точно датированное золотое орнаментальное убранство Пятикнижия, включающее два изображения семисвечника-меноры и предметов интерьера скинии Завета, поражает высоким уровнем исполнения и отдельными элементами напоминает элементы декора Коранов аббасидского времени.

Еще один раритет — «Петербургский кодекс» 1010 года — древнейший полный датированный список древнееврейской Библии (Сodex Petropolitanus, Codex Leningradensis, Leningrad Bible или Cairo Bible), украшенный 16-ю иллюминованными листами.

Как упомянутые здесь, так и другие, более поздние иллюминованные библейские рукописи, написаны на пергамене. Но есть в Отделе и весьма раннее Пятикнижие с арабским переводом, написанное на необычной темной толстой бумаге тем же переписчиком, который работал над «Петербургским кодексом».

(Читальный зал Отдела рукописей РНБ)

Значительно скромнее представлены рукописи, ксилографы и изобразительные материалы из стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, из других районов распространения буддизма.

400 индийских рукописей написаны на различных языках (санскрите, пали, хинди и других) на индийской и европейской бумаге, на пальмовых листьях и даже на металлических пластинах.

ОР РНБ. Ф. 915 (Индийские рукописи. Новая серия), № 26. Каммавача

В Отделе хранятся также 300 китайских, 70 маньчжурских, 60 японских, 160 тибетских, 39 монгольских и 14 калмыцких письменных памятников и рисунков.

(По материалам: http://www.nlr.ru/manuscripts/...

_______________________

Как и в прошлый раз, заканчиваю этот обзор вопросом:

Сколько человеко-лет в данном случае потребовалось бы для фальсификации собрания рукописей только ОДНОЙ библиотеки ОДНОЙ страны?

А ведь есть еще коллекции средневековых летописей в университетских городах Европы и Азии,  библиотеки Британского музея и Конгресса США.... Не считая памятных табличек и стел, древних мозаичных полов, триумфальных арок, монет и надгробий. Титанический труд, что и говорить))



Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
    • KAMAS
    • 15 января 2017 г. 04:08
    Всегда убивал этот аргумент альтернативщиков, что мол рукописей нет, а все книги написали в 16 веке. Даже не знаю на кого этот аргумент рассчитан? Разве только на глубоко невежественных людей.
    • KAMAS
    • 15 января 2017 г. 04:10
    В ближайшее время у альтернативных хомячков будет праздник. Телеканал "Россия" анонсировал фильм о Тартарии. Судя по анонсу, скроен по левашовскому образцу, даже Британника 1771 г. в наличии. Как видно, антироссийское подполье работает даже на центральных каналах.
  • С удовольствием почитал бы на Конте "разбор полётов" по "Телеканал "Россия" анонсировал фильм о Тартарии." Возможно ли такое? И кто сможет это сделать /новенький я на Конте/? Не по теме поста. Автор,извините. Частенько упоминают и Прокопенко. Хотелось бы услышать специалистов, а не журналистов - производителей рейтинга ТВ канала.
  • Учёные даже материалы, на которых книги писались изучают. Например, те же пергамены. И выясняют очень интересные вещи. Практически не один центр выделки пергаменов в той же России существовал. Я уже не говорю про остальной мир. По тому, как изготовлен пергамен, можно определить точно, где и когда это было сделано. Спасибо, Денис.
  • Отличная аргументация, спасибо.