Как бы ни хотелось кому-то воображать, что древнейшая, "исконная" письменность изобретена гималайскими старцами или бородатыми волхвами в лесных схронах, действительность показывает другое. Она показывает, что фольклор развивается и передается главным образом в устной форме и что отсутствие письменности не препятствует сохранению космогонических мифов, родословий и вообще - традиции, в широком смысле слова.
Бородатые дедушки, шифрующие в многобуквенной азбуке все законы мироздания и сотню систем счисления - порождение современной фантазии.Эта фантазия с легкостью совмещает материальную культуру разных времен и племён в одной игре и награждает героев древности современным взглядом на жизнь.
Однако, эффективной работе с древними памятниками современный взгляд только мешает. Он побуждает воспринимать стихийные процессы как целенаправленную деятельность влиятельных групп и находить стандарт и системность там, где их не было.
Разрозненные знаки и группы знаков использовались человечеством с незапамятных времен, но их распространение было ограниченным. Клейма на скоте и метки на личных вещах были понятны лишь хозяину и его соплеменникам. Аналогично, чужаку ни о чем не говорили памятные камни, столбы, зарубки, оставленные местными жителями. Небольшие земледельческие и скотоводческие общины попросту не нуждались в письменной фиксации текущих событий. Их члены знали друг друга лично и были в курсе происходящего в каждой семье.
Обычно любители старины представляют себе "исконнюю письменность" в виде системы значков с твердо установленными соответствиями символов - звукам/фонемам, либо предметам, которые они обозначают. На самом деле, проблема всех древних письменностей - в их локальном, "кустарном" характере.
* * *
Несмотря на распространенное представление о том, что древнейшая письменность "состояла из сакральных знаков, смысл которых впоследствии был утрачен" - в самых ранних письменных памятниках мало священного.
Древнейшие образцы евразийской письменности - глиняные таблички с шумерской клинописью - датируются серединой 4 тысячелетия до нашей эры.
...Для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы Изначально каждая из них обозначала один объект (овцу, корову и др.). Фишки складывались в глиняный контейнер и запечатывались личной печатью владельца. К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки фишек, содержащихся внутри. Это позволяло узнать количество овец или другого скота в стаде у данного владельца, не разбивая контейнер.
Постепенно физические фишки исчезли, остались лишь их отпечатки, а контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми записями о количестве определённых объектов: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество.
При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.
Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «1 ОВЦА», «2 КОЗЫ», «3 МЕРЫ ЗЕРНА». Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.
Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но и как абстрактный термин. Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).
К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи палочки с заострённым концом треугольной формы.
Шумерская (а потом и аккадская) словесность первоначально передавалась преимущественно в устной форме, однако к началу II тысячелетия до н. э. религиозные и литературные тексты стали записываться.
Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.
* * *
На самых ранних глиняных табличках мы прослеживаем эволюцию знаков. Вначале они имеют явственно рисуночный характер: изображаются «вода», «нога», «звезда» и пр. Употребление их, как обычно в пиктографии, может быть и ассоциативным: «нога» значит «ходить», «звезда» указывает на «небо» и «небожителей» и т. д.
Со временем форма знака все более схематизировалась, становясь линейной и угловатой из-за того, что на мягкой глине удобнее не вырисовывать знаки, а выдавливать их клинообразным острием тростинки для письма. И если не знать историю развития знаков клинописи, то нельзя угадать, из каких именно рисунков они происходят.
Клинописные знаки с самого начала выполняли разные функции: идеограмм – знаков, выражающих определенную «идею» (например, «воды» или «звезды»), и чисто фонетических знаков, в которых никакой «идеи» нет, а есть лишь условный символ (как в наших буквах), отражающий отдельный звук или сочетание звуков.
Но фонетическое значение символа, естественно, возникло не случайно: оно связано с тем словом, которым обозначается «идея», – тот же, что и в Египте, принцип ребуса. Например, слово «вода» по-шумерски звучало как "а", и потому знак «вода» стал передавать на письме звук А. «Гора» по-шумерски «кур», и потому знак «гора» (в клинописной форме – из первоначального рисунка холмов) стал передавать сочетание этих трех звуков, даже если в тексте не было никакой речи о горах.
Постепенное распространение клинописи из шумерского языка в аккадский с его диалектами (ассирийским и вавилонским), хурритский, хеттский, урартский, языки Восточного Средиземноморья способствовало увеличению многозначности отдельных символов. Дело в том, что повсюду они имели и фонетическое значение, а поскольку в аккадском языке, например, слово «вода» звучит как «му», то и в аккадской клинописи, в которой шумерский знак «вода» сохраняется и как идеограмма, и как фонетический знак для "а", у него появляется новое фонетическое значение – слог «му». Клинопись, как и любая аналогичная [смешанная] система письма, требует не просто чтения, а интерпретации текста.
Читатель клинописного памятника каждый раз должен задумываться, как ему следует понимать тот или иной знак. Видя сочетание знаков, он рассуждает примерно так: первый из них может быть идеограммой или фонетическим знаком, но в данном контексте это, видимо, детерминатив (знак-определитель), который не читается, но подсказывает, что далее идет имя бога. Следующий знак по-шумерски читается фонетически «ут», а поскольку перед ним имеется детерминатив имени бога, то, несомненно, это бог солнца (шумерский Уту). В конце же стоит чисто фонетический слоговой знак «ши». Значит, имя бога солнца оканчивается на слог «ши». Теперь можно быть уверенным, что в данном фрагменте говорится об аккадском боге солнца Шамаше (Шамши).
В конце концов, клинопись развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте. В каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, с упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.
* * *
Таким образом, древнейшая система письма возникла как средство для решения практической задачи - учета материальных ценностей. Аналогичную задачу решала и пришедшая на смену клинописи финикийская система записи языка, на основе которой впоследствии сложилось большинство алфавитных письменностей. Преимуществом финикийской системы была компактность, достигнутая за счет отсутствия словесно-образного компонента. Значение букв было исключительно фонетическим!
Сравните с древнейшими начертаниями букв латинского алфавита:
Греческий:
И наконец, кириллица для древнерусского:
Не вижу ни принципиальных отличий от более ранних систем, ни следов вмешательства волхвов/потусторонних сил/аннунаков. Ряд дублирующих или непроизносимых знаков был поэтапно выведен из употребления (если бы нашему примеру последовали англичане, школьники вздохнули бы с облегчением, избавившись от необходимости заучивать правописание knight и what).
* * *
Однако, часть контовских блогеров прямо-таки страдает от отсутствия образности и от малого количества букв в современном русском алфавите. С их точки зрения, не поучаствовать в создании древнейшей письменности - это национальный позор, от которого надо избавляться любыми способами.
За неимением письменных сведений, они придумывают новые толкования старых кириллических букв - якобы "древние, но позабытые".
Судя по вечным жалобам на "украденные букОвы и смыслы", эти люди страшно завидуют шумерам и вавилонянам и ищут виновных в сокрытии "древней культуры ведических русов".
И находят! Оказывается, во всех учебниках говорится про Вавилонское царство, "потому что его населяли семиты!" А про бедных "славяно-ариев" не говорится : семиты задвинули их в дальний угол, потому что ученые везде протаскивают своих ...а на самом деле у славяно-ариев "полно таких древностей, которым в подметки не годятся сокровищницы вавилонских царей!"
Нет, я не берусь спорить насчет философичности древних ариев и "цели их зримого бытия". Но некоторые житейские обстоятельства просто необходимо для ясности положить на чашу весов :
Во- первых, учет и контроль, требующие письменной фиксации, важны прежде всего для государственных чиновников и торговцев, а вовсе не для земледельцев. Земледелец сам знает, чего и сколько он произвел. А сборщик налогов - не знает, но очень хочет. Кроме того, письменной фиксации требует оптовая торговля, особенно ведущаяся на разнвх языках.
Во-вторых содержать канцелярию и архив с обслуживающим персоналом может даже небольшое централизованное государство, но не село и не отдельные семьи.
И если мы бросим взгляд на карту Древнего мира, то сразу поймем, почему потребность в учете материальных ценностей была так велика именно у вавилонян и финикийцев.
(Розовым цветом обозначены главные торговые пути)
И финикийцы, и вавилоняне активно участвовали в международной торговле, через их территорию проходили важнейшие пути перевозки товаров из Азии, Африки и Европы. Поскольку Восточное Средиземноморье лежит на стыке трех континентов, то и в контактах участвовали представители разных рас, говорившие на языках разных языковых семей. Территорию плодородного Междуречья и прилегающей части побережья можно было бы назвать "проходным двором" или одним из "коридоров" Евразии.
.(Территория расселения вавилонян и финикийцкв в Евразии заштрихована розовым)
Если поискать территорию с противоположными характеристиками, то подходящим вариантом окажется центральная часть Русской равнины: холодно, сыро и со всех сторон - суша. Надо иметь безудержную фантазию или быть Галактическим Магом, чтобы там "обнаружить" густонаселенную страну с поголовной грамотностью и высокоразвитой инфраструктурой, от которой впоследствии "не осталось камня на камне".
Ну, а в отсутствие интенсивной международной торговли и объединяющей центральной власти, необходимость в письменной фиксации текущих событий (как мы знаем) неудержимо стремится к нулю...
_______________________
(Описание клинописных знаков взято отсюда: Вигасин А. История Древнего Востока )
Оценили 32 человека
57 кармы