Пути самовара неисповедимы. Так можно сказать об истории этого яркого народного изобретения, которое за 200 лет проделало путь от казачьего походного кипятильника до одного из главных символов... иранской культуры.
Сегодня в России самовары не в почете по сравнению с прошлыми временами. Зато в Иране этот сосуд для приготовления чая встречается ныне на каждом шагу.
Он украшает помещение в чайхане и традиционном ресторане, он же стоит в ларьках на улицах и в парках города, утоляя чайную жажду простых прохожих.
ВНАЧАЛЕ БЫЛ УРАЛ
Все началось в далеких степях Урала более двух веков назад. К тому времени этот регион уже пережил активную экспансию русских, начавшуюся после известных походов атамана Ермака Тимофеевича, и превратился в промышленную базу Российской империи. Однако уральские медеплавильные заводы были бы легкой добычей для местных кочевых племен: татар и башкир – которые не больно-то радовались покорению русскими Урала. Для охраны индустриальных достижений империи было решено использовать казаков.
Коллективные изобретения – удивительный феномен в человеческой истории. Чтобы в глухих уральских степях казачьи дозоры не замерзали, народные умельцы в XVIII веке придумали этот чудо-прибор.
Схема самовара
Для растопки подожжённую лучину кидают в шахту самовара, затем сапогом огонь внутри раскочегаривают, а в уже получившееся пламя забрасывают мелко нарубленные дрова. В итоге – идеальный казачий походный кипятильник в условиях Урала. Местные степи не безводные, так что ручей всегда можно найти поблизости, а топить можно и перекати-полем или кизяком. А главное преимущество перед простым котлом над костром в том, что самовар не выдаст ночной дозор неприятелю открытым огнем.
(Походный самовар. 19 век)
Заваривали, конечно, не чай. Этот напиток в то время только постепенно входит в русский быт и еще очень дорог. Вместо него использовали местные травы: чабрец, душицу, мяту.
...Итак, казаки охраняют уральские заводы, а уральские заводы в ответ производят для них самовары. Первые народные кипятильники стали массово производить в поселке Суксуне, что ныне находится в Пермском крае. Эх, знает ли хотя бы один иранец имя этого населенного пункта, где появились на свет пра-пра-прадедушки тех блестящих самоваров, ныне украшающих каждую персидскую чайхану?
Памятник самовару в поселке Суксун
КИПЯТИЛЬНИКИ ВХОДЯТ В ТРЕНД
Самовару недолго суждено было оставаться собственностью одних лишь казаков. Русский народ понимает функциональность и эстетическую ценность таких приборов. В итоге на этот продукт начинает расти спрос.
Суксунский завод принадлежал известным уральским промышленникам Демидовым. Эти олигархи XVIII века быстро осознали, насколько прибыльным может стать дело, и привезли мастеров-самовароделов в центральную Россию – в город Тулу. Первый тульский самовар был произведен в 1746 году.
В дальнейшем за городом закрепляется слава самоварной столицы страны. Тульские заводы паяют чудо-приборы уже не для казаков, а на массовую продажу русской публике.
(Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие)
К XIX веку самоварная мода уже полностью охватывает центральные районы Российской империи. Этот прибор заполоняет все дома: от крестьянской избы, до царских дворцов.
(Наумов А.А.Чаепитие. 1896)
Так уральские военно-полевые кипятильники превращаются в настоящий товар массового народного потребления.
(Батюков П.И. За семейным столом. 1899)
Правда, международную славу самовару все-таки приносят казаки. Эти бравые воины повсюду продолжают таскать с собой свое изобретение. Все походы, в том числе и заграничные, самовары сопровождают русскую армию. Аустерлиц, Бородино, Лейпциг – все эти славные баталии проходили не без участия народных кипятильников. Но венцом самоварной славы стало, конечно, взятие Парижа в 1814 году. После этого самовар прочно входит в мировую культуру как один из символов России.
(Суксунские самовары)
ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ
...Четвертый шах Ирана из династии Каджаров Насер ад-Дин (Насреддин-шах) был фанатом Европы. Он много раз путешествовал в западные страны и постоянно привозил не только заграничные гостинцы, но планы по внедрению и использованию зарубежных приспособлений в родном Иране. Россия второй половины XIX века для Насреддин-шаха - безусловно, часть Европы.
Надо сказать, что русское культурное и экономическое влияние в Иране в то время было огромным. К концу XIX века число русских в стране измерялось десятками тысяч. Особенной в этом плане была территория Гиляна, где в одном только портовом городе Энзели находилось 66 русских магазинов.
(Насреддин-шах на почтовой марке в 1 туман )
Насреддин-шах, побывав в Российской империи, не мог не заметить причудливой формы кипятильник, служивший функциональным украшением в богатых домах. Самовар шаху понравился. Так был дан толчок к распространению новой моды в Каджарской империи. Способствовали этому также русские купцы и дипломаты, жившие в Иране. Таким образом, самовары рекламировались иранскому народу сразу с двух сторон: местной властью и иностранными гостями. Ну как же тут устоишь?
Во второй половине XIX века чай начинает вытеснять популярный до этого кофе. Во время правления Насреддина чайный продукт поставлялся в Иран в изобилии. Шах даже пытался начать выращивать это растение у себя в стране, но это ему не удалось.
Что не смог Насреддин-шах, смогли сделать его последователи. В начала XX века в Иране появляются первые урожаи собственного чая. Теперь этот напиток становится дешевым и доступным для всех слоев общества.
Центром выращивания чая была сделана та самая провинция Гилян. Не удивительно, что именно русские традиции стали основой для иранской чайной культуры: вода кипятится в самоваре, сверху которого ставится заварочный фарфоровый чайник. Все ровно так, как и в крестьянских избах на Урале за сто лет до этого.Правда, и самовар уже зачастую украшен восточными узорами, и на заварочном чайнике не русские петушки, а Насреддин-шах.
(Насреддин-шах на иранском чайнике)
Самовары поначалу массово закупались в России. Зайдите в музей истории Гиляна в городе Решт, и вы увидите повсюду самоварную продукцию с отчетливым заводским клеймом тульских заводов. Вскоре и в Иране местные умельцы научились делать самовары, выработав свой особый стиль.
САМОВАРНЫЙ ИРАН
Сегодня традиция использования самоваров в Иране стала по-настоящему массовой. Используются они как в исключительно декоративных, так и в прикладных или даже промышленных целях.
Безусловно, отдельный интерес вызывает тот факт, что в самой России самовары переживают явно не лучшие времена. Хотите попить чай в исконно русском стиле? Тогда езжайте в Иран, там вы скорее найдете эту традицию живой в повседневной жизни, а не только для забавы местной или заграничной публики, как на Красной площади в канун Нового года.
Самовар в Иране
Многие иранцы понятия не имеют о происхождении самоваров и искренне считают, что это приспособление было изобретено в их стране. Тем не менее память о русских корнях народного кипятильника можно невооруженным глазом заметить на просторах Ирана и в наши дни. Будете в Тегеране, не поленитесь проехать до одной из главных улиц столицы Вали-Аср и найти там чайхану Азари, где посреди красиво украшенного зала стоят несколько больших самоваров из Тулы. Поверьте, подобные примеры встречаются далеко не только в столице страны.
Так что сегодня в Иран со своим самоваром ехать все-таки можно, но только в том случае, если ваш самовар тульский.
(Автор текста: Н.Смагин,
Взято с небольшими изменениями отсюда: http://iransegodnya.ru/post/vi...)
Бонус: популярный шлягер в исполнении Петра Лещенко, запись 1930х гг.
Оценил 21 человек
42 кармы