Годы правления Василия Ивановича III приходятся на 1502-1533. Однако его Отец Иван Великий III, назначил сына соправителем, таким образом в 1502-1505 они царствовали вместе. Матерью Василия была София Палеолог, вторая жена Ивана III, помимо первенца Гавриила-Василия, рожденного в 1479 году, София родила Ивану еще четверых детей мужского пола. Но к этому вопросу мы вернемся позже, а начнем с церковной политики Василия.
Иван Великий имел две жены, первая - Мария Борисовна Тверская княжна, которая в супружестве родила ему сына Ивана (соправителя отца в 1470-1490). Также сопровителем был и внук Дмитрий (в 1498-1502), родился который в 1483 году. Именно церковная политика Ивана Васильевича повлияла на смену наследника, вдовствующая с 1490 года мать внука-наследника Елена Волошанка, была уличена, как одна из активных участниц ереси "жидовствующих". В 1497 году умер дьяк Федор Курицын, который, как выяснилось позже, был одним из покровителей данной ереси в Москве, его сын Иван Федорович в последствии был казнен, по итогам судебного разбирательства. Смутные обстоятельства смерти первого сына царя Ивана, а говорили, что он был отравлен, видимо стали проясняться только после смерти всесильного дьяка (министра иностранных дел, как назвали бы его должность сейас). Федор Курицын в 1482 году выехал с посольством в Венгрию, а возвращаясь назад в 1486 году попал в плен в Крыму, откуда был освобожден, видимо в эти годы был завербован, известно что в Москву он привез письмо от еврея Схарии из Кафы (Феодосия), который в письме просил царского дозволения поселиться в Москве. Именно он считается основателем и главным идеологом секты, которая через Новгород проникла в Москву. И хотя разрешение было получено, Схария в Москву так не приехал, потому что в 1487 году начался первый публичный процесс над еретиками в Москве, которые " в пьяном виде ругались над иконами", а секта в столице уже 7 лет вербовала агентов. Так протопопы Архангельского и Успенского Собора Алексей и Денис, бывшие ранее жителями Новгорода были еретиками, в свое время они вошли в доверие к царю Ивану (Денис был осужден, а Алексей к тому времени уже умер). Более того, еретикам удалось поставить своего ставленника в Митрополиты, им был Зосима с 1490 по 1494 год, а еще по 1.5 года до и после его избрания, первосвятительская кафедра пустовала - покровители еретиков затягивали Соборное избрание. Против еретиков от лица Церкви борьбу возглавил Геннадий (Гонзов) Архиепископ Новгородский, позже к нему примкнули Иосиф Волоцкий (+1515), (Иван Санин в миру) и избранный на Московскую митрополию в 1496 году Симон бывыший архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Но разоблаченные еретики притворно каялись под страхом наказания, а затем вновь возвращались к ереси, многих из них брали на поруки, но оказавшись на свободе, те убегали в "литву или немцы". И только в 1503-1504 годах состоялся суд и многие адепты были казнены. Судебное разбирательство вел Василий Иванович, по его итогам были созжены в клетках: Иван Волк Курицин, Митя Коноплев, Ивашка Максимов. Некрас Рукавов, Юрьевский Архиамндрит Кассиан из Новгорода, его брат Ивашка Черный и другие. Под влиянием Иосифа Волоцкого Василий Иванович заточил всех, амнистированных его отцом из уличенных в ереси, было это в 1505 году. Понимал ли глубоко церковную проблему Василий не очень понятно, возможно им двигало более желание избавиться от других возможных претендантов на престол, племянник был заточен и умер в тюрьме в 1509 году, а его мать Елена Волошанка в 1505.
в 1506 году Василий совершает поход на Казань, в апреле войско выходит из Москвы и 22 мая прибывают к городу в таком составе, судовая рать: воеводы Федор Иванович Бельский, Дмитрий Васильевич Шеин, Федор Иванович Палецкий.
С "нарядом" (артилерия) воеводы Иван Васильевич Шкурля, Андрей Васильевич Сабуров, Дмитрий Иванович Ралев. - все Большой полк.
Передовой полк - Михаил Федорович Курбский, воевода Давид Данилович
Полк Правой руки - Федор Борисович Волоцкий, воевода Михаил Федорович Микулинский (Тверь)
Полк левой руки - Иван Михайлович Репня, Петр Иванович Житов.
На перевозе ниже города - Иван Иванович Щетина Стригин, Федор Сицкой Кривой, по Каме - Семен Федорович Курбский, Александр Оленка, Иван Вениаминов Брех, Иван Голенищо Андомский.
Конная рать - Александр Владимирович Ростовский, Юрьев воевода Михаил Елезарович сын Гусев, дмитровский воевода Василий Алексеевич сын Давыдова, воевода волоцкого князя Григорий Мещерский.
Передовой полк - князь Петр Семенович Ряпуловский Лобан. Правой руки - татарский царевич Зеналей, правой руки - Василий Семенович Мних, Левой руки - Федор семенович Стрига и Андрей Иванович Коробов (всего - 27 князей-воевод).
Войско успеха не добилось 9 июня царю пришла весть о поражении и на помощь был выслан Василий Иванович Холмский и много иных....
150- тысячное войско у стен Казани в правление Василия Ивановича появится еще не один раз и новые приступы будут удачными.
В 1508 году закончена роспись построеного нового храма Архангельского Собора - родовая усыпальница Московских князей, всех, начиная с Ивана Калиты (+1340).
В 1509 году закладывается деревянная крепость Тула, а в 1520 - это уже будет каменный город. В 1535 возрождается Пронская крепость, а в 1541 рязанский город Михайлов. Граница постепенно от Оки перемещается к р. Воже, р. Проне, верхнему Дону. А во времена Ивана Грозного верхний Дон вновь стал входить в зону интересов нашего государства, чем и обусловлен интерес в это время к Куликовской битве, но это уже вторая половина 16 века.
В 1510 году присоединен Псков, в 1514 - отвоеван Смоленск. в 1521 - присоединена Рязань.
Другую опасность для престола Василия позже стали представлять родные братья:
Юрий Иванович (23 марта 1480 — 8 марта 1536) — князь дмитровский
Дмитрий Жилка (6 октября 1481 — 14 февраля 1521) — князь углицкий
Симеон Иванович (21 марта 1487 — 26 июня 1518) — князь калужский
Андрей (5 августа 1490 — 11 декабря 1537) — князь старицкий
Тем более, что его супруга долго не имела детей, что и послужило причиной к "разводу"- жена, Соломония Сабурова насильно была пострижена в монахини.
После присоединения к Москве Пскова, примерно в 1510-1520 х годах появляется выраженная монахом Филофеем мысль, которая станет основной идеей Русского царства: "Москва - третий Рим, а четвертому не бывать". Конечно и Василий Иванвич и его сын Иван Грозный, понимали эту мысль превратно, и уже во времена их царствования произошел серьезный упадок веры и притеснения именно со стороны царствующих особ. Если о Иване Грозном ничего писать не надо в подтверждение данного тезиса, то о времени Василия Ивановича можно многое написать. Но начать нужно не с этого.
За что, за какие дела Московское княжество так быстро превратилось в Русское царство? Вспомнить хочется о двух временных моментах, первое, народное движение подержавшее Дмитрия Донского, в сказании о Мамаевом побоище в рассказе о событиях 1380 года читаем: "никогда от начала мира не было на Руси такого большого войска". Летописное видетельство о погибели в сражении 253 тыс. воинов сейчас принято отрицать или замалчивать. Вместе с тем, завышать число потерь - НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА!!! А мобилизационные возможности пяти миллионной на тот момент Руси, вполне позволяли выставить 400 тыс. воинов (8% общего населения). Второе событие, повлиявшее на возвеличивание Русского царства - верность Церкви Христовой, когда "весь мир" прельстился и принял пагубную унию с католиками в 1439 году, только Марк Эфесский (и Афонские монахи) и Собор Русских епископов не предали Агнца. Имена этих Святых достойны, чтобы их назвать: Великий князь Василий Васильевич II Темный (был ослеплен в плену, 1415-1462), Ефрем ростовский Епископ, Иона Рязанский, будущий Московский Митрополит, Варлаам Коломенский, Иов Сарайский, Герасим Пермский, Авраамий Суздальский на Соборе 1441 года осудили Флорентийскую унию, как ересь. В этой ситуации Московский князь берет на себя функцию императора, открывая Собор весной-летом 1441, в тот момент татары столи у стен Москвы чуть ли ни каждые три года, 1439, 1441,1445,1451.
В 1480 году Москва отражает от своих границ набег хана Ахмата и далее Русь уже развивается по закону "Империи"- духовная сила начинает умаляться, а княжеская (абсолютистская) возвеличиваться, что ярко проявляется в жизни Василия Ивановича. Летом 1518 года умирает его брат Симеон Иванович Калужский князь, находясь на охоте под Волоком Ламским, возможно он был отравлен. За победу над татарами, напавшими на его земли в 1512 году и взятие Смоленска 1514, он позже был причислен к собору Калужских святых. На следуший год 1519 в Москве начинаются массовые чудеса у гробницы митрополита Алексея исцеляются слепые, хромые, недужные, Великий князь принимает участие ы молебне у гробницы святого.В эти же годы в Москву для поновления привозятся иконы из Владимира, включая Владимирскую Богоматерь работы Апостола Луки. И вот в Феврале 1521 года умирает второй брат Великого князя Дмитрий Жилка, с Московской митрополии уходит Варлаам, скорее всего был сослан и заточен в темницу, в этом же месяце происходит смена епископов на Ростовской, Коломенской и Пермской кафедрах. В ближайший год вновь смена Епископов в Рязани и Твери, еще за два года в Коломне и Вологде. О причинах "смены курса" летописи не говорят ничего. Но мы знаем, что некоторым женщинам и монахиям были откровения - явление Богородицы и Святителей Московских Алексея и Петра, которые навсегда были готовы покинуть город Москву, но молитвой Сергия Радонежского (+1422) и Варлаама Хутынского (12в.) и покаянием город был спасен. В этот год в августе на Москву пришел хан Сахиб Герай, весной он захватил Казань, в которой перебил русских воинов и сместил лояльного Василию Ивановичу хана, напал на Нижний Новгород и Владимир. Затем в союзе с братом Мехмед Гераем Крымским ханом, а также с Семеном Бельским и Литовским воеводой Басиным в сопровождении турецких пушек и пищалей захватил Коломну и вторгся в Московские пределы. Москва была осаждена, Василий признал себя данником Крымского хана, но Рязанский воевода Иван Васильевич Образец-Добрынский (он же Хабар Симский) хитростью этой грамотой овладел и пушками отогнал врагов от городских стен. О взятых на себя Василием Ивановичем обязательсвах никто больше не вспоминал, а Хабар Симский был награжден за смекалку и отвагу. Набег этот был настолько внезапен, что собрать войска Василий не успел, а гнать их от Рязани уже собрались многие силы. Крымчаки выполняли союзные обязательства с польским королем Сигизмундом, с которым у Москвы была война в 1512-1522.
В 1522 году Митрополитом Московским становится Даниил, в эти же годы соборное осуждение на многие годы получает Максим Грек, с которым первый видимо сводил личные счеты.
Как видим по складывающеся картине, ничего похожего на концепцию "Москва - третий Рим", а с другой стороны очень похоже: "римская власть гонит Церковь". Все в месте с попытками завладеть церковными землями и с тем, что Василий Иванович стал первым двоеженцем в истории московских князей, первую жену заточил в монастырь, не делает Василию много чести.
в 1533 году князь заболел, на ноге вскочил "фурункул", сосотяние ухудшалось последовала ампутация и заражение, приняв схиму перед надвигающейся смертью Василий Иванович, оставляя 3-х летнего сына Ивана, умер.
Елена Глинская (из рода Мамая по некоторым сведениям) правила, единолично захватив власть - 5 лет.
Так что подлинно о православном царстве уже говорить не приходится, когда брат убивает брата и ссылает жену. Европа вступает в новый мир, в эти же годы проходит первое кругосветное путешествие, в Пруссии все заслушиваются идеями Лютера, в сравнении "со святой" инквизицией это кажется благом!
Не нам судить царские "ошибки", и у псалмопевца царя Давида были "тяжкие". Господь говорит: "сила Моя в немощи совершается". И при Василии Ивановиче царство укрепилось, и впереди его ждало испытание "медными трубами", самое коварное из всех!
Оценили 6 человек
16 кармы