К 100 -летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви

5 2376

В этом году мы вспоминаем столетие не только двух печальных событий – революций февраля и октября, приведших к распаду Российской Империи, но и событие радостное – восстановление Патриаршества в Русской Церкви, событие это по времени практически совпало с приходом к власти Ленинцев (большевиков), в те самые дни, когда 27 октября – 3 ноября в Москве велись боевые действия и большевики обстреливали из пушек Московский Кремль с занимавшими его юнкерами, в Москве происходил Церковный Собор, работа которого началась еще в августе и проходила до декабря, а продолжилась и в следующем 1918 году. Новоизбранный Патриарх - Тихон (Белавин) возглавил Русскую Церковь 5(18) ноября 1917 года.

Эта статья будет посвящена тем событиям 1917 года, которые предшествовали этому.

2 марта – Николай второй, будучи на тот момент верховным главнокомандующим Русской армии был арестован в поезде под Псковом, направляясь в ставку армии для подготовки наступления, офицерами штаба Алексеевым, Брусиловым и др.

4 марта – во всех храмах был зачитан текст «отречения» в пользу брата Михаила, с этого момента бывший царь и семья были арестованы и покинули столицу, также перестали возноситься моления за царя и «фамилию» на общественных богослужениях. По законам Российской Империи со времен Петра 1 – царь фактически возглавлял Русскую Церковь от своего лица, через институт Обер-прокуроров. Обер-прокурор (министр, назначенный царем) возглавлял Синод (собрание Епископов) и докладывал Царю о положении дел. Так в один миг Русское государство и Русская Церковь фактически остались без главы, хотя ясно, что с точки зрения церковных канонов, возглавление Церкви «светским» человеком, есть нарушение этих самых канонов.

Временное правительство было составлено «по почину Государственной думы», до созыва Учредительного собрания, которое и должно было определить дальнейшее государственное устройство. Новым обер-прокурором был назначен князь В.Н. Львов.

«Временное правительство в лице обер-прокурора В. Н. Львова 4 марта в торжественном открытом заседании объявило о предоставлении святой православной церкви полной свободы в ея управлении, сохраняя за собой лишь право останавливать решения Священного Синода не согласные с законом и нежелательные с политической точки зрения. Св. Синод во всем пошел на встречу этим обещаниям, издал успокоительное послание народу и издал другие акты, необходимые, по мнению правительства для успокоения умов. 7 же марта обер-прокурор нам объяснил, что временное правительство считает себя облеченным всеми прерогативами царской власти в церковных делах… т.о. в синоде обер-прокурор остается фактическим начальником и правителем, как при прежнем режиме, безапелляционный вершитель церковных дел. В виду столь коренной перемены в отношении государственной власти к церкви нижеподписавшиеся не считают себя в праве, без особых полномочий от Российской иерархии, брать на себя ответственность за все мероприятия, какие временное правительство или обер-прокурор лично найдут нужным проводить в церковном управлении.. и покидают Св.Синод…Находя образ действий нового обер-прокурора незаконным и не каноничным». Несмотря на то, что фактически Синод прекратил свою работу 8 марта в знак протеста против действий Львова, состоялись заседания 9,13,18,20,21,24 марта. (!?)

Временное правительство в лице обер-прокурора, сразу после своего признания Синодом стало навязывать свою политику в церкви. Бывшие члены Синода Архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), Нижегородский, Иоаким (Левицкий) 1 – были арестованы. Смещены неугодные иерархи - Архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), Орловский Макарий (Гневушев), Архиепископ Серапульский Амвросий (Гудко) 2, архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) 3 , Харьковский Антоний (Храповицкий) - отправлен на покой, Екатеринбургский - Серафим (Голубятников) 4 , Томский - Анатолий (Каменский) 5, Митрополит Петроградский Питирим (Окнов), Митрополит Московский Макарий (Невский) 6 . Был изменен издательский совет церковных изданий в Москве и Петербурге, Воронеже. Нащупывалась почва для смещения Арсения (Стадницкого) Новгородского и Андроника (Никольского) Пермского, но этого добиться не удалось.

1 Арестован, направлен в Петропавловскую крепость, затем отпущен. За заметку в Орловских Еп.

2 Викарий вятской епархии, в переполненном соборе восхвалял бывшего царя и в особенности его супругу 5 марта, чем вызвал нежелательное возбуждение в народе, на него была подана жалоба в Синод. 18 марта отправлен на покой.

3 8 июня арестован, отказался признать законными решения Воронежского съезда духовенства и мирян 25 мая-1 июня. деятельость признана контр-революционной, отправлен в Петроград. 22 июня издание закрыто. Воронежские Епархиальные ведомости

4 Серафим (Голубятников): «Кучка бунтарей окаянных обнаглела, до того что посмела посягнуть на священные права помазанника Божьего, нашего царя батюшку.. зову не к бунту а кресту и молитве». 4 марта арест - изменение позиции. с. 293

5 Газета «Сибирский свет» повторила статью Макария (Невского) от 21 января главный призыв – объединиться вокруг царя и церкви. «Бога бойтесь, царя чтите». 1 марта.

6 Митрополит Макарий вспоминает: «В первый раз обер-прокурор, прибыв на митрополичье подворье в Петрограде с вооруженной стражей, вечером вошел в комнаты Митрополита… пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал писать прошение в Св. Синод об увольнении на покой. Второе прошение об увольнении на покой было написано также под давлением того же обер-прокурора…

Пасха была – 2 апреля.

Только с конца апреля (25) начал работу Синод нового состава. Указы Синода нового состава имели своей целью, «свободу паствы» и решения многочисленных «съездов» согласовать с канонами церкви, с одной стороны, а с другой, поощрялась активность духовенства и мирян для оживления приходской жизни. В целом свершившаяся революция вскрыла серьезную проблему – «либеральное отношение людей к вере и нравственности», - Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).

Только наладив положительную работу в епархиях, можно было рассчитывать на конструктивную работу предстоящего Поместного Собора.

В период весны и лета 1917 года по многим епархиям происходят похожие события: в дома священников сельских приходов, врываются, грабят, избивают, убивают; изгоняют из храмов, захватывая церковное имущество; по многим городским, приходам происходят съезды и перевыборы настоятелей, перераздел имущества и доходов, в котором дьяконы и псаломщики играют ведущую роль. Многие пастыри были изгнаны со своих приходов в различных епархиях: Киевская – 60, Волынская – 60, Саратовская – 65, Пензенская – 70. Причины разные – сведение личных счетов, интриги, распределение денежных средств, а иногда и безнравственная жизнь клириков. Это 5-10 % от числа священнослужителей в данных епархиях . 5 мая Синод разрешил изгнанным пастырям оставить свои места.

В прессе возрастает количество кощунственных статей, и оскорблений по отношению к царской семье. В армии начинается массовое дезертирство, неповиновение офицерскому составу, убийства.

Киевские епархиальные ведомости 1917 год: «1. Главные враги пастырей и возмутителями против них прихожан являются штундисты и иноверцы, проникающие на общественные собрания. 3. ни один пастырь не может быть отстранен прихожанами без расследования…Окончательное решение списком прихода тайным голосованием. 4. до сего никто не имеет право домогаться до прихода. Нарушивший правило лишается права занять это место, когда оно станет праздным. 5. Агитаторы против пастырей в составе клира тайные или явные должны быть справедливо осуждены в благочинном округе, на усмотрение и утверждение епархиального начальства...10. Пастырям вспомнить свои вины и покаяться перед паствою».

«Прискорбно, что так легко и скоро русские люди усвоили наставления всяких агитаторов и развратителей» - Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). «Переживаемая духовная эпидемия поразила духовенство не в меньшей степени, чем мирскую интеллигенцию. Буйствуя на собраниях и съездах, оно телеграммами приветствовало мирских разрушителей церкви и в то же время, с бешенной яростью набрасывалось на носителей церковной власти епископов, стремившихся сохранить основные устои и святыни церкви» - говорил в январе 1918 года на Ефрем (Кузнецов), викарий Забайкальский.

Новый состав Синода издал ряд указов и распоряжений, которые помогли здоровым от революционных настроений силам Церкви самоорганизоваться на приходах, благочиниях и епархиальных съездах. Были подтверждены канонические права епископов - утверждать или нет, все принимаемые на подобных съездах решения. На выборах на свободные епископские кафедры православный народ поддержал верных православию иерархов. Пример Московского съезда духовенства и мирян (июль) - это явные попытки Львова отстранить епископов от принятия решений. В этих ситуациях было очень важно подготовить открытие Собора, защититься от революционных на нем настроений, что сделать удалось.

В Предсоборном Совете вопрос о патриаршестве к обсуждению допущен не был, а епископы там оказались в меньшинстве (7 из 62). Но по уставу предстоящего Собора все важные решения для вступления в законную силу, должны быть одобрены совещанием епископов (¾ голосов).

К лету и несколько ослабло влияние Львова на церковные дела, в связи с изменением состава временного правительства (25 июля), заменой поста обер-прокурора, постом министра исповеданий, которым стал А. В. Карташев (5 августа).

Активная агитация за патриаршество, началась только в августе уже на Поместном Соборе. Вместе с тем, ряд участников собора в своих выступлениях заявляли, что отстаивать патриаршество их уполномочили выборщики. На епархиальных съездах (июль-август) идея патриаршества была поддержана и очень востребована. В марте-апреле по этому же вопросу удалось найти немногие, отдельные мнения. Вот одно из них: Епископ Переяславский, начальник Российской духовной миссии в Пекине Иннокентий (Фигуровский) в открытом письме Епископам Российской церкви пишет: «Царское учреждение – Синод, лишился теперь своих полномочий и сам собою упраздняется, мы лишились такого главы, который бы самовластно возводил и низводил пастырей и властно направлял жизнь Церкви. Нам теперь надлежит незамедлительно собраться вкупе для избрания патриарха и решения множества возникших вопросов. Воспитанные в рабстве, страдая слабоволием и будучи лишены инициативы, мы едва ли найдем в среде себя достойного кандидата на патриарший престол. Лучше бы такого взять из благочестивых светских людей или царской фамилии». Пекин 24 марта. Спешите с созывом Собора.

Собор начал свою работу в августе, когда у многих уже появились сомнения, в том что он состоится.

Проф. С. Н. Булгаков начал свой доклад собору "Смысл Патриаршества в России" словами: «Когда члены Всероссийского собора съезжались в Москву, то лишь у немногих было определенное мнение по вопросу о Патриаршестве, а иные и сами не ожидали, что они станут вскоре горячими поборниками его восстановления… Вот в жизни церкви ранее, чем в жизнь государства началась работа положительного строительства, и в восстановлении патриаршества полагается одна из его основ».

Астраханские Епархиальные ведомости: «Епископы собираются отдельно и вырабатывают решения, которые почти единодушно поддерживают на собраниях. Бьющая ключом внутренняя жизнь на Соборе сильно подогревалась лекциями, которые частенько предлагают вниманию членов Собора… Так один убежденный сторонник восстановления патриаршества в русской церкви горячо защищает эту идею и находит много сторонников – особенно среди крестьян… наш владыка Астраханский Митрофан избран председателем самой серьезной и наиболее ответственной комиссии или отдела о высшем церковном управлении… 5 сентября 1917г»

«Мы не видим причины, чтобы откладывать далее решение этого насущного вопроса, – говорил 14 октября 1917 года епископ Анастасий Кишиневский (Грибановский). Напротив, мы видим ряд побуждений к тому, чтобы скорее разрешить этот вопрос в определенном виде... Вы слышали заявление правительства, что оно не конфессионально, что оно разрывает вековой союз между церковью и государством. Мы можем пожалеть об этом, поскольку государство уходит от благотворного влияния Церкви, а сама церковь не должна страшиться этого, потому что она опирается на благодатные силы: она выше всего, (что есть) в мире. Церковь становится воинствующей и должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратий. А если так, то для этого церкви нужен и вождь». Собору свои доводы предложил свящ. В. И. Востоков: «Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, вообще трагические переживания русского народа повелительно говорят: да будет снова на Руси святейший патриарх… ведь не только для членов Собора, но и для каждого православного христианина ясно, что мы сейчас переживаем бедствия не только физические и не только политические. Нет, наши несчастья — исторические… Ясно для всех, что против Креста Христова воздвигнуто гонение, поднята беспощадная война… но когда объявлена война, одной мобилизации недостаточно: нужен еще и вождь. И этот вождь нужен и нам в нашей войне. Кто он? Это — патриарх, наш церковный вождь, наш отец и пастырь, председатель для наших Соборов» .

23 октября, Из выступления архимандрита Иллариона, который в первую очередь рассмотрел вопрос церковного управления с позиции канонов Православной церкви: «Большинство говоривших здесь о патриаршестве, - и за, и против - рассматривали патриаршество со стороны его целесообразности и своевременности: можно патриаршество восстановлять, а можно и не восстановлять, что полезнее и что своевременнее. Для меня вопрос о восстановлении патриаршества стоит совершенно иначе. Мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной церкви. Не восстановить самого патриаршества мы не можем, мы не имеем на это права, если не желаем порвать с вековечным Преданием вселенской Христовой Церкви… Несмотря ни на что мы говорим о патриаршестве. Те, кто возражают против патриаршества, сами в прошлый раз признались, что они берут на себя неблагодарную задачу и говорят безнадежные речи. Ведь против церковного сознания боретесь вы! …Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью снова поставит Московского патриарха на его законное место» .

И. И. Соколов в своем выступлении подвел некий соборный итог по вопросу о восстановлении патриаршества: «Новое положение Русской Церкви в государстве и общая судьба православия повелительно требуют, чтобы у нас был свой духовный началовождь — патриарх, который должен объединять все церковное наше общество, защищать независимость Церкви... Итак, патриаршество согласно с канонами вполне примиряется с соборностью, чуждо папизма по самой своей природе, исторически оправдало свое назначение с полным успехом и требуется в нашей Церкви по мотивам современной целесообразности».

Докладчик Отдела о Высшем Церковном Управлении еп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) говорит заключительное слово по вопросу о патриаршестве, вот основные тезисы его выступления – главное - это каноническая сторона вопроса; очевидны попытки затормозить наше дело. Собор - выше патриарха и источник его власти, Патриарх - первый между равными (формула, выработанная отделом).

Многие участники Собора, высказавшиеся против патриаршества, вскоре поменяли свое мнение: среди участников Собора, выступавших против патриаршества, в лике священномучеников ныне прославлен протоиерей (впоследствии архиепископ) Николай Добронравов – наиболее яркий представитель противников патриаршества, который позднее станет одним из верных последователей и сподвижников Патриарха Тихона. Против патриаршества выступал на Соборе профессор И.М. Громогласов – впоследствии священномученик Илия (†1937). Протоиерей Н.В. Цветков, также выступавший против патриаршества, в 1921–1922 гг. станет представителем Патриарха в Помголе и соавтором патриарших воззваний к верующим по поводу изъятия церковных ценностей. Профессор П.П. Кудрявцев – один из наиболее активных критиков патриаршества, оказавший существенное влияние на принятие соборных решений, продолжал активно свою работу в других отделах Собора. В начале 1930-х годов он проведет 3 года в исправительно-трудовом лагере, будет освобожден в связи с болезнью сердца, похоронен в Киеве. Похожую судьбу разделит и профессор Н.Д. Кузнецов (перенес несколько арестов, умер в ссылке).

Как и многие наиболее последовательные сторонники избрания патриарха имена многих упомянуты в тексте, были через год-два убиты большевиками или чуть позже, замучены в лагерях, ныне прославлены или возглавили Русскую церковь в эмиграции.

Вскоре после избрания Патриарха, состоялись выборы в Учредительное собрание, которое так и не начало свою работу, будучи разогнано вооруженными большевиками, в стране начался, террор или военный коммунизм.

А первое послание Патриарха Тихона обличало большевиков в убийствах, безбожии и в том, что никогда Церковь не признает их власть народной.

Продолжительная дискуссия на соборе явилась следствием сложной политической ситуации в стране, в других условиях вопрос бы решился быстрее, потому что каноническая сторона вопроса предельно проста.

Святитель Тихон пережил палача Русского народа и Русского государства на 1 год, Ленину Господь позволил безумствовать лишь 3.5 года после окончательной победы большевиков в гражданской войне. Ленин умер от сифилиса в апреле 1924, а через год, в апреле 1925 большевиками был отравлен Патриарх, сполна пронесший с народом "стон и горе", как он и сказал в день вступления в свою должность.

Просто новости – 244

Зеленский поздравил высшее руководство бывшей Канады с предстоящим переназначением на должности в 51-м штате США. После отставки вице-премьера Канады Христи Фриланд и предстоящей о...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить