Святитель Лука — оппонент современных десоветизаторов от РПЦ. Часть 1

5 1137

Были трения с органами, и даже с Синодом. Но в целом владыка Лука жил в своем Отечестве в согласии с совестью и властью. Периодически публиковал свои статьи — не только на медицинские темы. Он активно поддерживал внешнеполитический курс СССР, полемизировал с западным духовенством, поддержавшим фашизм.

Будущий епископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно–Ясенецкий, родился в 1877 году в Керчи в семье фармацевта. Отец был католиком, представителем польского обедневшего дворянского рода. Но он сознательно предоставил ребенку самостоятельно определиться в вопросах веры.

У юного Валентина были обнаружены способности к живописи. Одно время он даже думал пойти учиться именно в этом направлении. Но желание деятельно служить людям побудило его отказаться сперва от судьбы художника, затем и от научного поприща (он был одним из лучших выпускников своего курса) и выбрать нелегкую судьбу земского врача. Часто его рабочий день длился по 16 часов. Причем, как отмечают его биографы, он не делал никакого различия между пациентами в зависимости от их происхождения и достатка. За что, собственно, однажды был уволен из больницы как «революционер».

Во время русско–японской войны Войно–Ясенецкий руководил хирургическим отделением. Полученный им огромный опыт костной и гнойной хирургии Валентин Феликсович хотел передать своим коллегам. Это стало целью его медицинской и научной жизни.

С 1908 года он занялся проблемами местной анестезии, в которой стал в России первооткрывателем. При этом, после увольнения по подозрению в неблагонадежности, снова получив должность главврача сельской больницы в Саратовской губернии, Войно-Ясенецкий, кроме круглосуточной врачебной практики, активно занимается местными проблемами. Его усилиями была открыта уездная библиотека для молодых врачей.

Не оставляет Войно-Ясенецкий и научной деятельности. В 1915 году он издает книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. Уже накануне революционных событий, в 1916 г. Войно–Ясенецкий защищает по этой работе диссертацию и получает степень доктора медицины. Тогда же он начинает важнейшее исследование, результаты которого спасли жизни многим российским и советским солдатам, — «Очерки гнойной хирургии». Эту книгу переиздают по сей день. Но не смотря на эти успехи, семья Войно-Ясенецкого — в ней уже четверо детей — продолжала бедствовать.

В 1916 году у его жены обнаружился туберкулез. Ради сухого климата Войно–Ясенецкий перевелся в Ташкент, где встретил Революцию и Гражданскую войну. В 1920 году жена умирает, оставив на его попечение четверых детей. Но несмотря на все личные трудности, Валентин Феликсович становится одним из основателей Высшей Медицинской школы. А в 1920 году возглавляет кафедру оперативной хирургии Туркестанского Государственного Университета.

В те же годы Валентин Феликсович принимает церковный сан. С этого момента в больницу и в университет отец Валентин стал приходить в рясе, с крестом на груди. Кроме того, он установил в операционной иконы и ввел в правило молебны перед началом операций. Будучи вызванным в суд по делу коллег из Ташкентской больницы, отец Валентин пришел туда в священническом облачении. Именно на этом процессе в полемике с прокурором Войно-Ясенецкий произнес слова, ставшие афоризмом:

«Следующий вопрос:
— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

В условиях общих гонений на РПЦ в Советской России, претерпевая аресты и ссылки, Войно-Ясенецкий не оставляет работы над главным трудом своей научной жизни — монографии «Очерки гнойной хирургии». Первая часть этого труда была написана в период пребывания епископа Луки в ташкентской тюрьме после второго ареста и перед пересылкой его в Москву. Откуда он отправился в первую из трех последовавших ссылок.

В этот сложный период будущий святитель много оперирует, в том числе совершая сложнейшие операции в глухих деревнях. На севере за ним закрепилась слава чудо-врача-монаха. Не оставляет Войно-Ясенецкий и научных изысканий. Его статьи публикуются в научной прессе как внутри страны, так и за рубежом. В коротком промежутке между второй и третьей ссылкой епископ Лука завершает работу над монографией «Очерки гнойной медицины» и, уже находясь под следствием, дорабатывает ее для издания.

Начало Великой Отечественной войны застает епископа Луку в ссылке под Красноярском. Он ослеп на один глаз, но несмотря на это, 64 летний Войно-Ясенецкий сразу же предложил свой опыт и свои руки для помощи там, где сочтет нужным советское правительство. В телеграмме Калинину епископ Лука указал готовность отбыть оставшийся срок по ссылке после войны. С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий становится консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он работал круглосуточно, несмотря на слабеющее здоровье.

В феврале 1944 года, одновременно с переводом военного госпиталя, уже в сане архиепископа Луку отправляют в Тамбов. Там он утверждает все те же порядки: иконы и молебны в операционных, чтение лекций врачам в епископском облачении.

В 1946 году в качестве признания научных и медицинских достижений советское правительство присуждает Войно-Ясенецкому Сталинскую премию, большую часть которой он отдает детским домам. После полной потери зрения диктует мемуары, работы по медицине и богословию.

В завершение рассказа о судьбе врача Войно-Ясенецкого надо сказать, что все его четверо детей и даже большинство внуков выбрали медицинское поприще.

В следующих частях пойдет речь об отношениях святителя Луки с советской властью.

Продолжение следует.

ИА Красная Весна
http://rossaprimavera.ru/artic...

Ну, прощайте, старые границы! Почему США и ЕС устроит даже урезанная Украина

Стремление Запада сохранить Украину в качестве карманной анти-России необычайно велико. Настолько, что в Вашингтоне и Брюсселе готовы убедить Киев отказаться от идеи вернуть и уже потер...

За терриконами...

Наконец-то и я решил высказаться о хите сезона. Это настоящая песня и как ко всякой настоящей песне к ней надо прислушаться внимательно и с уважением. И тогда вы поймете как хороша эта песня для того,...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • красный поп - наш поп.
  • неужели есть священнослужители не рассекающие в нетрезвом виде на "Порше" с посольскими номерами другой страны по Кутузовскому проспекту с ДТП со смертельным исходом!
  • Хорошо  написано! Главное удалось удачно  избежать описаний того  как   издевались  над  святым  советская  власть   в ссылках  и тюрьмах. не   один  десяток   лет.  Хотя  скорее сам  и  был  виноват  в  этом. Вот  что  он  заявлял  на  следствии:… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову — пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса — это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду попирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»  Но  это   цветочки. Известен  случай. когда  в  очередной  ссылке , когда на приём к нему пришла женщина с больным ребёнком. На вопрос, как зовут ребёнка, ответила: „Атом“, и объяснила удивлённому врачу, что имя новое, сами выдумали. На что святой спросил: „Почему не назвали поленом или окном?“. Эта женщина была женой председателя крайисполкома В. Я. Бабкина, который написал заявление в ГПУ о необходимости повлиять на реакционера, распространяющего ложные слухи, представляющие опиум для народа, являющиеся противовесом материальному мировоззрению, которое осуществляет перестройку общества к коммунистическим формам» и наложил резолюцию: «Секретно. Губуполномоченному — для сведения и принятия мер». Так, что если   исключить  эти  и  другие  факты  из  жизни  святого Луки, то    коммунистические  фантазеры,  могут  вполне   дойти  до  утверждения,  что  он носил в  кармане  тайно  партбилет,  и  что  сам  Сталин   давал  ему   рекомендацию  на  вступление  в  партию.