Ирина Бржевская: «У меня такой характер, ты со мною не шути!»

7 1668

В память, ушедшей от нас в этом 2019 году, великой эстрадной певицы. Я рос на её песнях... "Московские окна", "Ничего не вижу", "Как тебе служится" - это тот маленький пантеон, который всегда со мной... 

 Ирина Сергеевна Бржевская (урождённая Бржеская) 27.12.1929г — 17.04. 2019г. Советская и российская эстрадная певица, сопрано.

Заслуженная артистка Татарской АССР (1976). Заслуженная артистка РСФСР (1978).Лауреат фестиваля эстрадной песни в Дрездене (1964).Орден Почёта (2000) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.

Ирина родилась в Москве в семье народного артиста РСФСР Сергея Игнатьевича Бржеского (1900-1985), актера театра и кино (сыграл роль генерал-майора А.И. Родимцева в фильме «Сталинградская битва»), педагога. Хотя от рождения Ирина носила фамилию Бржеская, но затем решила добавить в нее букву «в», став Бржевской.В детстве она занималась в балетном и театральном кружках Дворца пионеров на Ленинских горах. В 1947 году поступила на вокальное отделение музыкального училища им. А. К. Глазунова, преобразованное в 1951 году в отделение музыкальной комедии ГИТИСа.Обучалась под руководством таких видных специалистов, как Б. Покровский, А. Вовси, Т. Янко. Окончила ГИТИС по специальности «артистка театра музыкальной комедии».

В 1953 году Ирина была принята солисткой в железнодорожный джаз-оркестр под управлением Дмитрия Покрасса. Два года Бржевская выступала с оркестром Э. Рознера.

С мужем Владимиром Забродиным (1930 г.р.) в 1957 году создали ансамбль «Весна», в котором она пела, а он был трубачом. 

Выступали они вплоть до 1991 года. "Володя всегда был моим верным помощником и в жизни, и в карьере"- говорила Ирина Сергеевна. Обладая хорошими вокальными данными и самобытной творческой индивидуальностью, активно сотрудничая с радио и телевидением, Ирина Бржевская в 1960-е — 1970-е годы стала одной из ведущих эстрадных певиц Советского Союза.

Однажды восхищенный ее пением космонавт Юрий Гагарин на руках нес певицу со сцены.

Певица тяготела к песням сюжетным, повествовательным, содержащим подтекст, дающим возможность использовать не только вокальные данные, но и проявить актёрское мастерство. Многие песни стали её «визитной карточкой» («Геологи» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, 1959, «Московские окна» Т. Хренникова, стихи М. Матусовского, 1960г. Исполняла также старинные романсы, песни Б. Окуджавы под гитару. С песнями советских композиторов Ирина Бржевская много гастролировала, в том числе за рубежом. В 1964 году с песней «Московские окна» в сопровождении оркестра под управлением Ю. Силантьева стала лауреатом Фестиваля эстрадной песни в ГДР. Только на радио певица записала около 400 песен.

В 1991 году она прекратила активную гастрольную деятельность, периодически совместно с другими исполнителями 1950-х — 1970-х годов (Тамарой Миансаровой, Владимиром Трошиным) принимала участие в программах-ретро, посвящённых советской песне. К сожалению, в последние годы Ирина Сергеевна была незаслуженно забыта. Последняя встреча Стаса Садальского с Бржевской состоялась пять лет назад на съемках одной из программ.

 Увы, певицу тогда не пустили в кадр, посчитав, что она будет не интересна зрителям. Как заметил Садальский, он много раз напоминал о ней телевизионщикам. Просил, чтобы о ней сделали сюжет, пока она была жива. Однако никто его не услышал, а сейчас уже поздно.

Садальский признался: до сих пор у него дома звучат лучшие композиции Бржевской. Ирина Сергеевна вызывает у актера чувства, не сравнимые ни с чем другим. Станислав, скорбящий о смерти звезды СССР, «отвесил ей поклон на прощание». 


Но это всё говорят и пишут другие. А вот, что она говорила о себе, что вспоминала? 

" В молодости была хорошенькой и все время хотела танцевать. Я училась на отделении музыкальной комедии в ГИТИСе, и преподаватели все время твердили: «Бржевская, опять ты двигаешься, несешь сюда эстраду. Неужели трудно стоять, как нормальный человек».

– Но все-таки дайте совет, как сохранить такую прекрасную физическую форму?

– Я давно занимаюсь трансцендентальной медитацией, которую практиковал известный йог Махариши. За эти годы ни одного раза не пропустила, даже когда ездила на гастроли. Выгоняла всех музыкантов из купе, чтобы была тишина, и медитировала. Принцип учения в том, что учитель дает тебе особую мантру и ты полностью расслабляешься, пятнадцать минут абсолютного релакса. Люди, которые вместе со мной начинали, выглядят на двадцать лет моложе ровесников и до сих пор не имеют проблем со здоровьем. Никаких инфарктов, ужасов онкологии. А еще я три раза в неделю плаваю в открытом бассейне, потом сауна – и пешком домой. Выхожу как-то утром зимой, соседка спрашивает: «Ты куда?» – «В бассейн». Она рот открыла: «Но ведь на улице минус 25, может, он закрыт». – «Нет, – говорю. – Бассейн открытый и работает всегда». Не стала ее шокировать, что из душа надо еще метров двадцать голой по улице пройти.

– Говорят, вы дружили с легендарной Руслановой. Какой урок она вам дала?

– Лидия Андреевна звала меня деточкой и постоянно говорила: «Имей друзей и береги здоровье, больше ничего в жизни не надо. У нее же сильнейший диабет был, иногда я видела, как за кулисами она прямо через сарафан укол себе делала. Еле на ногах держалась, а только выйдет на сцену, затянет «Ва-аленки, да валенки», и до сих пор у меня мурашки по коже…

– От ваших песен «Геолог», «У меня такой характер», «Хороши вечера на Оби» похожие ощущения… А как вы стали первой исполнительницей «Московских окон»?

– Была в Сочи, и только вернулась с отдыха, меня вызывают на радио (я тогда сотрудничала с оркестром Юрия Силантьева) и за голову хватаются:

«Боже, какая вы загоревшая, прямо негритянка!» А надо ехать в Лейпциг, представлять страну на международном конкурсе песни. Но Тихона Хренникова моя чернота не смутила, и он предложил «Московские окна». Я проиграла утром, посмотрела, думаю, никаких вариантов, моя песня. Но для конкурса нужно перевести ее на немецкий. Прислали какого-то поэта, он написал три куплета, я все вызубрила, правильное ударение поставили. И уже на первом концерте в Германии – необыкновенный успех, принимают буквально на ура. А потом местные журналисты спрашивают: «Ваша певица замечательная, очень лирическая. Только скажите, на каком языке она пела?» После смеха выяснилось, что наш переводчик не учел особенностей диалектов и никто ни слова не понял.

– Когда вы смотрите на свои фотографии в молодости, о чем думаете?

– Думаю, что хорошее было время, мы несли людям радость. В каких только городах и поселках не побывали. Я нигде не отказывалась выступать. Иногда и дороги-то нет, а нас от поезда везут куда-то сто километров, потом сажают на теплоход. Через три часа причаливаем и не успеваем даже сойти на берег, умоляют: «Ирина, публика уже собралась, ждут», а я восемнадцать часов в дороге! Но 25 песен за сольный концерт одна к одной.

– И никакой фонограммы?

– О чем вы говорите! Часто и микрофоны-то были самодельными, ломались, так что выступала и без них. Но песни-то были необыкновенными, даже в лирических какой-то смысл заложен. Красота, любовь, нежность.

– Возвращаясь к вашей отличной фигуре, каких-то диет придерживаетесь?

– Один раз я пересеклась на концерте с Любовью Орловой. Она была в таком облегающем голубом платьице, маленькая, стройная. Я спросила: «Любовь Петровна, вы столько лет в идеальном весе?» И она рассказала, что всю жизнь сидит на строжайшей диете и только один раз в году, в новогоднюю ночь, позволяет себе попробовать всего по кусочку, чтобы потом вспоминать. Но лучший совет дала одна немка, наша переводчица фрау Эльза. Мы были в ГДР на гастролях вместе с группой из наших республик, и, глядя на необъятные тела солисток украинского ансамбля, которые на банкетах уминали тарелку за тарелкой, она, худенькая-худенькая, по сравнению с ними просто девочка, широко открывала глаза. Но что же делать, спрашиваю, как не превратиться в толстую тетку? «Очень просто, – ответила фрау Эльза, – жри половина».

— На исполнение другой вашей знаменитой песни «Геологи» вас, говорят, благословила сама композитор Александра Пахмутова?

— Был объявлен конкурс на исполнение песни. Я выходила третья. Все мы волновались: каким будет решение художественного совета? А Александра Николаевна мне вдруг сказала: «Ты победишь, Ирина». Так и вышло.

Ирина Бржевская - Московские окна. Музыка Тихона Хренникова на стихи Михаила Матусовского.

Ирина Бржевская "Как тебе служится" (1964) Композитор: Островский Аркадий Автор слов: Танич Михаил  

Ирина Бржевская. Геологи.  А. Пахмутова сл.Н.Гребенников.Н.Добронравов.

Ирина БРЖЕВСКАЯ - Ничего не вижу. Музыка Оскар Фельцман, слова Лев Ошанин.

Ирина Бржевская -Песня Кати. Бр. Покрасс - Е.Долматовский.

Ирина Бржевская "Хороши вечера на Оби" муз. Азонтина Фаттаха - ст. Вадима Семернина.


Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что ...

Харьков: я был в Сопротивлении

Харьков и область этой ночью получили серию ударов (https://t.me/rian_ru/243874) по объектам и целям военного назначения.В районе часа ночи удары были, возле станции "Основа" в районе п...

Обсудить
  • Спасибо за чудесные песни! :blush: :thumbsup: :clap: :clap: :clap:
  • :clap: :clap: :clap:
  • Спасибо, я ее помню. Хорошо пела.
  • :thumbsup:
    • kidgv
    • 9 августа 2019 г. 17:43
    Хорошо ! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: