Когда стреляют в песню...

45 2954


В мире всё взаимосвязано. Помните?

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца...

Нет, я не родственник авторов этой песни, но "отношение имею". Дело в том, что мой названный дед (родных на войне убили) - журналист и Прикамский краевед Михаил Колпаков (1913 -1996), положил порядочный отрезок своей жизни на реабилитацию и расследование обстоятельств гибели первого исполнителя песни Орлёнок, Александра Окаёмова и его товарища и моего земляка - Лузенина Геннадия Павловича. Вот такие исторические параллели и совпадения...

История Орленка началась в 1936 году. Драматург Марк Наумович Даниэль сочинил пьесу на идиш и назвал ее «Зямка Копач». В середине 30х годов еврейских театров в Советском Союзе было достаточно много, их не поощряли, но и не притесняли. Десятки ныне забытых авторов сшивали красными нитками воспоминания о голодном местечковом детстве и краснознаменной юности. Марк Даниэль оказался не хуже и не лучше других.

В отличие от Багрицкого или Бабеля он не воевал, не мчался в атаку с саблей наголо, счастливо избежав сражений Гражданской. Драматург родился в Двинске, после революции перебрался в Москву, окончил ВУЗ, обзавелся семьей, начал публиковаться на идиш и зарабатывать на жизнь литературным трудом.

«Зямка Копач» выглядел типичной советской пьесой. В белорусское местечко врываются белополяки, юный красноармеец, 15-летний сирота Зямка Копач, попадает в тюрьму вместе с однополчанами. Ему, как и командиру отряда Кудрявцеву и прочим большевикам грозит расстрел. В камере Зямка сочиняет прощальную песню, надеясь, что вольная птица отнесет весть родным. Но судьба благотворит сироте - он успевает сбежать, связаться с партизанами и отбить командира.

В оригинальном варианте песня композитора Виктора Белого,к пьесе, звучала печально и нежно, как великое множество местечковых и кантонистских песен, в которых оторванные от  семей юноши мечтали передать весть родным. Возможно, в основу мелодии легла одна из народных песен - в те времена не считалось зазорным творчески обрабатывать общеизвестные темы.

Орленок, орленок, гордая птица

Расправь свои крылышки широко

И скажи нашей невесте,

и скажи нашей маме:

Любимая, нас ожидает смерть.

Орленок, орленок (друг молодой)

Лети через границу,

Сквозь тучу, сквозь бурю, сквозь снег,

И встретишь там Ленина

Передай ему привет,

большой привет партии.

Почему именно орленок? Возможно Даниэль перефразировал стихотворение Пушкина «Узник» и отправил на помощь революции молодого орла. Возможно вспомнил Ростановского «Орленка», пьесу о сыне Наполеона, зачахшем в неволе – в начале ХХ века произведение пользовалось огромной популярностью в России, и выпускник университета наверняка был с ним знаком. Возможно в подсознании всплыли и библейские аллегории – в иудаизме орел символ защиты, оберегающий народ от бедствий. А вот реальных прототипов у Зямки не оказалось – друзья Даниэля не воевали в Белоруссии, а сыну Юлию на момент написания пьесы едва исполнилось десять.

Пьеса «Зямка Копач» прошла по местечкам с таким успехом, что обратила на себя внимание столичных режиссеров. Борис Черняк перевел пьесу на русский, дал ей политкорректное название «Хлопчик», в том же 1936 году история юного красноармейца прогремела на сцене Моссовета. И началась совсем другая история….

 Борис Черняк чувствовал потенциал песни и скрытую силу мелодии, созданной композитором Виктором Белым. Переводчик сумел признать неудачу и обратился за помощью к поэту-песеннику Якову Шведову.

Певец мартенов и станков, пролетарский корреспондент Шведов на тот момент уже обрел всесоюзную популярность. Его песни звучали на радио и в кино, его стихи и романы печатались миллионными тиражами. Большинство произведений впоследствии кануло в лету еще при жизни поэта, но в историю он вошел двумя как сказали бы теперь «хитами» - Орленком и знаменитой «Смуглянкой», гимном партизан Великой Отечественной.  Бесспорно одно – у Шведова получилось создать гимн подвигу революционной юности.

Орлёнок, орлёнок,

Мой верный товарищ,

Ты видишь, что я уцелел,

Лети на станицу, родимой расскажешь,

Как сына вели на расстрел.

Орлёнок, орлёнок,

Товарищ крылатый,

Ковыльные степи в огне.

На помощь спешат комсомольцы-орлята,

И жизнь возвратится ко мне.

Орленок стал одной из фронтовых песен Великой Отечественной. И обрел своего героя. Московский певец Александр Окаемов, первый исполнитель песни, совершил настоящий подвиг.

Он не был рожден солдатом – выходец из семьи священника после революции долго и безуспешно пытался получить музыкальное образование, мечтая стать вокалистом. Его спасли талант и огромная память – достаточно было утром прислать Александру текст песни и ноты, чтобы вечером певец исполнил новое произведение на сцене. Окаемов выступал перед великим Собиновым, получил от него почетную грамоту, сумел окончить консерваторию, начал концертировать и записываться на радио. По отзывам современников у певца был великолепный бас. Александр Иванович Окаемов, обладая красивым баритональным басом, был певцом всесоюзного радио, его гордостью.

А Геннадий Павлович Лузенин - в 1920-е гг. - помощник регентов церковных хоров, учащийся Пермского музыкального училища, руководитель хора училища, молодёжного хора при Мотовилихинском заводе. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Московской консерватории, класс Н. М. Данилина (1935 г.).создал до войны в Москве оригинальный хор русской песни, который живет и поныне, став известным всему миру, как академический хор русской песни им. А. Свешникова.

17 июня 1941 года Окаемов выступал в Московском Дворце пионеров. А 22 июня началась война. 

Когда началась война, как и сотни тысяч людей – друзья добровольцами пошли на фронт в составе краснопресненской дивизии народного ополчения. С фронтовой бригадой Окаемов выступал перед бойцами, разъезжая по позициям в маленьком грузовичке. Где их и достал немецкий снаряд. Контузия. Плен. Их местом проживания стал лагерь смерти, размещенный в Белоруссии, недалеко от г. Кричева.

 Через три месяца в Москву докатился слух, что Лузенин и Окаёмов предали Родину. Немыслимо. Но клеймо предателей было на них двадцать лет, вплоть до 1960 года.

Пятигорск, улица Мира, дом 1, студия телевидения. Май, 1962 год.

Звонок с проходной:

– К вам приехал журналист из Перми. Ему нужна медицинская помощь. Он потерял сознание… Это был Михаил Николаевич Колпаков. 

Как в песне Константина Симонова -Михаил Николаевич прошел «с лейкой и блокнотом» два полных года войны. Летом 1943 года его раздавил танк. В окопе. Пять лет провалялся в госпиталях. Кое-как выжил. Но избавиться от боли в поломанных костях он не смог до конца жизни. он потратил более 10 лет на осмысление событий, связанных с судьбой Лузенина и Окаемова . Изучал архивы КГБ и гестапо, встречался с людьми, знавшими православных артистов до войны и в плену…Михаил Николаевич Колпаков привез старый фанерный чемодан, полный документов ,каждый из которых утверждал: Лузенин и Окаемов совершили подвиг во имя победы, но их имена были злостно опорочены. Год за годом Колпаков восстанавливал истину. В 1962 году она находилась в его чемодане.

Открытие Колпакова потрясло всех: Лузенина и Окаемова выдал их друг, артист хора Владимир Ткаченко. При его непосредственном содействии музыканты были тайно уничтожены. Тайно, чтобы молва о них – Предатели Родины! – стало клеймом позора. Навечно…

Рассматривая списки военнопленных комендант города полковник Фишер, будучи интеллектуалом, знатоком русского творчества, без особого труда нашел Лузенина и Окаемова и решил использовать их популярность в народе. Мысли Фишера изложенные начальству были просты и логичны: дать свободу известным русским музыкальным деятелям и предложить им создать на оккупированной территории могилевской области народный хор русской песни. Если согласятся друзья с предложением немецкого командования, то «русский хор» станет лучшим доказательством немецкой гуманности и уважению фюрера к русской культуре. Тогда, как полагал Фишер, можно будет уверенно говорить, что третий рейх ведет борьбу не с русский народом, а с большевиками и евреями. И если население поверит немецкому командованию, то наверняка ослабнет партизанское сопротивление на оккупированных землях и немецкой армии легче будет продвигаться на восток. Лишь бы только артисты согласились…

…Артисты согласились. В это трудно было поверить. Но факт есть факт. Лузенин и Окаемов создали «русский хор». По их просьбе в хор вошли военнопленные, жители Кричева и близлежащих к лагерю сел. Оккупационные власти подарили руководителям хора отдельный двухэтажный дом и черный Опель, на котором артисты могли беспрепятственно ездить в любом направлении. Вскоре в кричевский Дом культуры стал стекаться со всей округи народ, как на праздник: на сцене звучал только что созданный русский хор. Лились рекой известные и любимые народом русские песни «Полюшко поле», «Вдоль по питерской», «Из-за острова на стрежень», «Эй ухнем», «Есть на Волге утес». 

 Фишер торжествовал. Он не ошибся. Благодаря артистам союз немецкого гарнизона с местным населением достигнут! Оккупационные газеты и радио восторженно рассказывали о выступлениях русского хора, обходя молчанием участившиеся крушения поездов, идущих через Кричев на восток с живой силой и военной техникой. Гестаповцы сбились с ног, ища исполнителей подрыва.

Обнаружить «неуловимых мстителей» удалось только в начале 1943 года. Открытие шокировало комендатуру города. Оказывается диверсионной работой руководили Лузенин и Окаемов. Но как! Не берясь за оружие, не рискуя жизнями людей!! Проводниками информации были русские песни!!!

Все оказалось просто и гениально. Каждая песня в репертуаре хора была зашифрована. И если, скажем, русская народная песня «Есть на Волге утес» открывала концертную программу, то это означало, что завтра, через стратегический важный железнодорожный узел Кричев проследует эшелон с вооружением и воинским частями, а если первой исполнялась бойкая, удалая «Вдоль по Питерской метелица метет», то на следующий день ожидай облаву.

В зале, где выступал хор, всегда было полно народу. Зрители охотно делились впечатлениями всюду – дома, на улице, на базаре. Разными путями, но непременно доставлялись в партизанские отряды сведения о «первой песне», а там принималось решение о необходимых действиях.

Как видим, артистам не было надобности самим взрывать железнодорожное полотно,рисковать жизнями людей.

Необычайная схема связи хора и партизан успешно существовала до середины февраля 1943 года. В очередном доносе провокатора Ткаченко было указано на изготовление руководителями хора листовок с сообщениями об успехах под Сталинградом. При обыске в доме артистов действительно были обнаружены неопровержимые доказательства их подпольной деятельности: самодельный радиоприемник, копирка, только что подготовленные тексты «СовИнформБюро»… Эта работа, которую им никто не поручал их и сгубила.

Расправа с артистами была чудовищной. Их изувечили. Лузенину сломали пальцы и кисть правой руки, которой он держал дерижерскую палочку хормейстера, а Окаемову палачи перебили позвоночник, чтоб певец не только запеть – не смог бы даже дышать без страдания. Вместе с тем Фишер отказался от публичной казни, хотя она могла быть, наверное, показательным актом устрашения для населения, но «любитель русского искусства» решил иначе.Он намеревался на вечно утопить в человеческом презрении имена Лузенина и Окаемова. Артистов арестовали ночью, ночью их физически ломали, ночью их расстреляли, а после казни при участии того же провокатора Ткаченко пустили слух, об отъезде организаторов хора Лузенина и Окаемова в Берлин для создания хора русской песни в столице непобедимого рейха. Исчезновение руководителей оскорбило членов коллектива хора, они теряли свободу и любимое дело, поэтому считали себя брошенными, преданными. С этого момента и закрепилась жуткое слово «предатели» к уже погибшим за Родину друзьям.

Об аресте Лузенина и Окаемова знали единицы. До сих пор не удалось установить каким образом и через кого артисты получали информацию о движении немецких войск и снаряжения через Кричев.

Кроме Ивана Денисенко, писаря немецкой комендатуры, ни Колпакову, ни коллегам из пермской студии телевидения не удалось установить еще какие-либо имена. Денисенко был раскрыт в июле 1943 года и тут же расстрелян. Его одного мало для постоянной ежедневной связи с артистами. А кто был рядом, преданный и надежный, такой же как сам Денисенко? Ответа пока нет до сей поры. Известно лишь о том, что командованию партизанского отряда имени Чапая было сообщено о трагедии. В Кричев на разведку был послан двенадцатилетний мальчик Витя Дудин. Он рассказал, как ночью с 20 на 21 февраля 1943 года пробрался к одноэтажному книгохранилищу заменявшему тюрьму, как выжидал на морозе в дровяном сарае и высчитывал время обхода охраны вокруг здания, как сумел через решетку окна передать приговоренным к смерти пятерым партизанам пистолет, нож, спички и записку командира отряда А. Гавриленко.

Мордвинов Иван Васильевич, Кулешов и Янушков, находившиеся тогда в камере смертников, помогли нам восстановить картину дальнейших событий.

Получив от мальчика записку они все сделали так, как было в ней сказано. Набили в печь обрывки газет, тряпок, соломы, все подожгли и зарыли печную задвижку. Дым повалил по черному. Артисты легли на пол, два полицая охранявшие здание ворвались во внутрь помещения, были сбиты с ног, уничтожены. Свобода! Партизаны бросились в коморку, где находились артисты. Нужно было бежать, до приходы смены охраны было не многим более двух часов. Тяжело вспоминали Мордвинов, Кулешов и Якушев те минуты. Они чувствовали себя виновными в гибели музыкантов и как бы оправдываясь говорили:

Мордвинов: – …они требовали бежать без них… Мы видели их покалеченными, лежащими на нарах… Мы понимали, что будет с ними трудно в дороге… поэтому послушались их…

Кулешов: – …артисты нас заверили, что они знали о подготовке побега, сказали нам, что за ними сейчас придет подвода, а нам приказали бежать без них… Мы им поверили, послушались…

Якушев: –… нам же тогда было по 20 лет, нам и в голову не приходило, что артисты обманывают нас, ради нашего же спасения. Мы бы не оставили их…

Когда смена караула обнаружила побег партизан и доложила своему начальству, взбесившийся комендант города Фишер решил уничтожить руководителей хора, да так, чтобы память о них, если и останется в народе, то вызывала бы только презрение и проклятие. 

Из допроса предателя Ткаченко:  Я выполнил задание полковника Фишера, сказал на общем собрании в присутствии офицеров комендатуры о прекращении существования хора в связи с отъездом Лузенина и Окаемова в Берлин, и ,как мне было поручено, я сказал публично, что я лично видел их отъезд. Помню удручающие лица хоровиков. Мне поверили. Молва о предательстве руководителями хора своих товарищей стала известна всему Кричеву, а позже появилась и в Москве. Фишер достиг своей цели.

Вот изложение истории, которую услышали телезрители в 1963 году из уст Екатерины Ильиничны Терентьевой, на глазах которой была совершена расправа над артистами:

… Ранним тихим утром 21 февраля 1943 года, нарубив немного сухих веток, она присела на санки отдохнуть, побыть со своей молодостью, поговорить с расстрелянным здесь мужем, попросить Бога вернуть сына домой живым. Только присела, услышал шум подъезжающей машины. Спряталась в ближних зарослях. Совсем рядом проехал крытый грузовик, и тут же остановился. На дорогу спрыгнули двое полицаев. Из кузова вытолкнули двоих мужчин в рваной одежде, за ними спрыгнули еще два полицая. А из кабины не спеша вышел немецкий офицер и сразу приказал арестантам встать. Они попытались, но не смогли. Полицаи стали пинать свои жертвы, требую выполнить приказ офицера, а потом заставили их подняться штыками…

Вопрос за кадром: – Вы сказали, что палачи заставили подняться штыками… Как это?

Ответ:Как… Острием штыка в тело. Два наших полицая поднимали одного, а два – другого. Штыки под руки воткнули и поднимали…

Вопрос за кадром: Вы сказали – «два наших полицая». Что это значит – «наших»?

Ответ: Местные они, кричевские. Клички у низ были Молотила и Лобастый. До войны лоботрясничали, гуляли, девчонок насиловали… В тюрьме за дикости свои сидели. А немцы пришли, так они на глазах родителей… Один держал, а другой развлекался… Хуже зверей были…

Вопрос за кадром:Как же артисты перенесли эту жуть?

Ответ: Я теряла сознание от своего страха и крика немца… А как они пели – запомнила…

Вопрос за кадром: То есть как – пели???

Ответ: Да, пели. Офицер тыча пистолетом каждому в лицо требовал, чтобы они пели. Вот они, прислонившись спиной друг к другу и запели (старуха заплакала).

Вопрос за кадром:Вы извините, Антонина Кузьминична, все таки… о чем они пели? 

Ответ:Этой песни я не слышала никогда… там были такие слова… как будто они обращались к богу… Нет, пожалеть не просили, пели как есть, кто хочет в молодости думать о смерти? Вот об этом и пели… Их с песней и расстреляли…

На встрече с экспертами, которых возглавлял директор и худрук Кисловодской филармонии Иван Петрович Евдокимов, мы получили однозначный вывод – в последние минуты жизни, находясь в состоянии наивысшего напряжения ,русские артисты могли петь популярную в советском народе песню композитора Белого на стихи Шведова «Орленок».

Жительница деревни Прудок Екатерина Ильинична Терентьева не могла знать эту довоенную песню по одной простой причине: в деревнях Белоруссии радио до войны не было.

Ныне фамилии погибших артистов занесены на мраморную доску в Концертном зале им. Чайковского, а на месте их расстрела установлен обелиск. В Кричеве, в честь героев названы улицы.

В Перми, в честь Геннадия Лузенина названа улица. Я живу в 100 метрах от неё.

Большой Детский Хор. Орлёнок. Праздничный пионерский концерт (1983).

Памятники Орленку установлены в Челябинске, Покрове, Запорожье, во всероссийском лагере «Орленок». В 1957 году был снят фильм «Орленок», посвященный пионеру-герою Вале Котику. На Кавказе в честь Орленка назван пик, перевал и река. Его имя носят горы на Урале и на Юге Байкала.





Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Сегодня 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

Оплата принимается кровью

«Сергей, что бы кто не прогнозировал, но наблюдаю усиление внимания Харьковскому направлению.Знаю, что для принятия решения необходим определенный алгоритм проверок. Но вот сегодня с ПВ...

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Сегодня 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Обсудить
  • Славная статья...! :boom: Устал слышать,что нет у нас идеологии.А нужна ли идеология для того что бы защищать страну? Идеология нужна для того чтобы помнить и без войны и сражений воспитывать молодёжь, свою смену, которой возможно придётся встать на защиту, как своих матерей, стариков,младших сестёр и братьев, так и страны в целом.Почему всё это забыли?
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: Сейчас Орлёнка не поют, сейчас царят трусы на сценах.
  • Спасибо за ещё одну страничку нашей славной истории, которую Вы для нас открыли, автор.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: