На ЗАЭС пожар после обстрела ВСУ. Детали в телеграм

"Возьми меня с собой"... Сказка любви и отчаянья. Судьба актёра Алексея Зайцева.

3 791

Бывает так, что несмотря на великолепного режиссёра и прекрасный актёрский состав, фильм - это кино одного актёра, а актёр остаётся в памяти из-за этого фильма. Особенно, если фильм талантливый, а актёр, несмотря на долгую жизнь, так и не добился того, что жаждал - абсолютной творческой свободы, граничащей с творческим хулиганством, как Высоцкий или Даль. Поэтому, буду рассказывать и про фильм и про актёра...

Итак, «Возьми меня с собой» - советский цветной художественный фильм режиссёра Бориса Рыцарева, поставленный в 1979 году.

 Начинается эта история с того, что в одну деревню пожаловали скоморохи. Гвоздём программы был медведь Мартын в исполнении бродячего артиста Митрохи. Не понял он намёков «сельского головы», ответил не в тему и стал поневоле зачинщиком драки. Скоморохи отгребли по полной программе и с позором были выгнаны из села, ничего не заработав. Во всем, естественно, обвинили Митроху и отправили его восвояси. Опечалился актёр, но на его счастье рядом оказалась Дуняша, которой он опрометчиво предложил выйти замуж. Девушка не забыла слов, брошенных сгоряча, и напомнила о них. И здесь сошлись два одиночества, которым держаться вместе лучше, чем порознь...

Пошли они вместе в город, где у Митрохи жил кум-горшечник, в надежде, что тот возьмёт его подмастерьем. Да и для Дуняши дело найдётся.

 Правда, прошли они недолго. Буквально сразу же им пришлось попасть в большую передрягу. Проезжавший со своим кортежем боярин был атакован лесными разбойниками во главе с очаровательной предводительницей Аленой.

 Выяснилось, что «главари» не только знакомы друг с другом, но и испытывают друг к другу настоящие чувства. И если боярин до сих пор любит Алёну и готов вернуть её, то девушка, наоборот, хочет расправиться с давней любовью. Ну, а главные герои в результате этого сражения, закончившегося ничем, попадают в плен к «партизанам», которые хотят их казнить.

Возьми меня с собой 1979г , песня Митрохи

А далее, кто только их не хочет казнить! Единственное спасение - скомороший талант, да друг-гончар (Роман Филиппов)...

Дважды одну голову не рубят - Возьми меня с собой (1979)

Композитор - Кирилл Волков, стихи писал - актёр Роман Филиппов. Но исполнено на предельном нерве. Кто пел - ни слова в титрах, но все песни - удивительные.

Кстати, об актёрском составе. Партнёршей актёра Алексея Никифоровича Зайцева, была Людмила Дмитриева. Помните истеричку Сюзанну Бриссар из фильма "Ищите женщину", или маму Веры из "Ворониных"? Про Романа Филиппова всё давно сказано...

Алексей Никифорович Зайцев - Советский, российский актер второго плана, снялся более чем в 60 фильмах.

Алексей Зайцев родился в деревне Игумново 28 марта 1939 года Нижегородской области, незадолго до большой войны. Отец Никифор Иванович и мама Алеши Мария Евграфовна (в девичестве Тихонова) приехали в Дзержинск по вербовке в 1932 году из деревни Аганино Ковернинского района Нижегородского края строить завод «Рулон» («Оргстекло»). В семье тогда было трое детей мал-мала меньше - старшие сестры Софья, Татьяна, брат Василий. В комнатушке деревянного барака на Ворошиловском поселке вскоре родилась Людмила. Когда жить стало невмоготу, многодетной семье Зайцевых выделили землю под строительство собственного дома в Игумнове, в котором появился на свет будущий актер, затем младшая сестра Анна.

В сорок первом отец ушел воевать. Жили Зайцевы очень бедно. Постоянно хотелось есть. И детям иногда приходилось слышать от своей матери: «Ешьте побольше картошки и меньше кушайте хлеба». Ей было больно говорить такие слова, но приходилось - говорила, а слезы текли по щекам. Картошки вдоволь тоже не было. Сколько бы ее ни выращивали, к весне все съедали, а у некоторых даже не оставалось на посадку. Через два года после лечения тяжелой контузии из госпиталя вернулся отец и вплоть до выхода на пенсию работал вальцовщиком на «Рулоне».

Алексей в 1947 году пошел в Игумновскую начальную школу. Сказать, что будущий артист рос мальчуганом примерного поведения, значит, ничего не знать о его детстве. Школу он не любил. Слыл хулиганом, сорванцом и вечным двоечником, доставлял немало хлопот своим родителям, учителям. «Ему от матери за озорство больше всех влетало, - рассказывал о брате Василий. - Но в классе седьмом он по примеру отца пристрастился читать книжки, стал завсегдатаем местной библиотеки на улице Озерной.» Что произошло? Может, причиной перемены стало его участие в инсценировках по праздникам, которые местная ребятня разыгрывала в Игумновском клубе? Леша слыл там первым артистом. Или нутром понял свое предназначение в драматическом кружке под руководством артистки А.Е. Черданцевой в Доме культуры «XX лет Октября» в поселке, куда ходил каждый день за десять километров на репетиции.

В постановке пьесы «Сады цветут» семнадцатилетний парнишка так реалистично сыграл роль старика, что зал взорвался аплодисментами, когда самодеятельный артист вышел на поклон. Сам Алексей Никифорович был уверен: «Божье чудо случилось со мной - больше ничего. Сам не знаю: наверное, мои папа и мама всему «виной», да и хорошие люди мне всегда помогали». Вот и Василий, брат Алексея, подтверждает: «Наша матушка Мария Евграфовна - неграмотная была женщина, но огромной мудростью житейской наделена. Голос у нее был чудесный, и пела так, что душу бередила. А то вдруг заплачет, запричитает, мурашки по коже. Смахнет слезу и снова, как ни в чем не бывало, смеется. Лешка тоже такой же - импульсивный, взрывной, все по-своему норовил делать. Задиристый, но себя в обиду не давал. И талантами Бог его не обидел». Он с детства писал стихи, недетские по содержанию. Убежит на Оку, а потом на сеновале, куда семейство с весны ночевать перебиралось из душной избы, по памяти читал свои вирши брату.

После окончания средней школы не было у Леши вопроса: куда пойти учиться? Конечно, на артиста. Игумновский парнишка поехал поступать в студию при Горьковском драмтеатре - не взяли. Председатель приемной комиссии, режиссер театра Б.Д. Воронов, посмотрев на «метр с кепкой», пошутил: «Приезжай-ка к нам, Алексей, через год, когда на сантиметр подрастешь». Желание играть на сцене не пропало. Руководительница драмкружка, артистка театра Черданцева привела его в Дзержинский драматический театр им. 30-летия Ленинского Комсомола. Она убедила главного режиссера Г.И. Залкинда поддержать талант, взять парнишку в труппу.

И не ошиблась. Георгий Исаакович разглядел в пареньке незаурядное дарование и вопреки правилам принял Зайцева. Однако актерские ставки заняты, образования у новичка не было, потому три года числился Алексей в театре истопником котельной. В театре в это время вовсю шел знаменитый спектакль режиссера Лещенко в инсценировке актера Лондона по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», и Алексей впервые вышел на большую сцену в Дзержинске в роли одного из мальчишек, что нашли в лесу раненого летчика Мересьева. Но самое настоящее чудо, по словам Алексея Никифоровича, с ним случилось чуть позже: вскоре Григорий Исаакович Залкинд пригласил Зайцева на основную роль - Олега в свой спектакль «В поисках радости» по пьесе Розова. Режиссеру стоило немалых трудов искоренить сильное «оканье» Алексея. «Твой герой - москвич, и говор у него московский», - внушал он актеру.

Спектакль имел большой зрительский успех. В «Горьковской правде» напечатали положительную рецензию, а роль в исполнении Зайцева критики признали лучшей. В конце пятидесятых Г.И. Залкинд уехал из Дзержинска в Москву. Вслед за ним в 1958-м, устроившись помощником кочегара на паровоз, покорять столицу отправился Алексей. Он поступал во ВГИК, в другие театральные вузы - безуспешно. И только Щукинское училище ему покорилось. Алексей был зачислен на курс Леонида Моисеевича Шихматова и Иосифа Матвеевича Рапопорта.

Студентом Зайцев дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Затем последовали Женька в «Алешкиной любви» и Николай Сорокин в «Колыбельной». 

Спустя много лет, сыграв десятки ролей, своей самой любимой он по-прежнему считает роль Женьки. Но по достоинству кино так и не смогло оценить талант Зайцева, зачастую используя его лишь в небольших ролях и эпизодах. В 1963 году, после окончания «Щуки», начались скитания по столичным театрам в поисках «своего»: ТЮЗ, Театр имени Пушкина, Сатиры, имени Моссовета, К.С. Станиславского, Ленинского Комсомола... В конце 70-х Зайцев у режиссера Любимова в театре на Таганке нашел, казалось бы, пристанище по душе - ему нравились роли, дух и новаторская атмосфера театра.

Причиной скорой смены театра стало его участие в «крамольных» спектаклях в стиле «театра абсурда». Еще в конце 60-х режиссер Залкинд неофициально поставил спектакль «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера с Алексеем Зайцевым в главной роли. Затем последовали «Ричард III», «Стулья», параллельно Зайцев сделал свой авторский моноспектакль «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». На творчестве драматургов висел идеологический ярлык «ненашей драматургии». 

Однако, новаторские пьесы театра абсурда ставили целью ошеломить зрителя и пользовались невероятным спросом у интеллектуальной публики. Афиш и рецензий не было, известие о спектакле передавалось из уст в уста. Собирались зрители небольшими группками у станции метро «Бауманская», шли дворами к какому-нибудь подвалу, произносили заветное слово «назначено» и смотрели пьесу. Спектакли абсурда пользовались заслуженной, но опасной для создателей славой. Режиссера Залкинда и актера Зайцева не раз таскали в КГБ, где вели беседы. В 1979 году,  на 45 суток артиста упрятали даже в психушку, где он успел написать пьесу "Остановка в пустыне". В 1990-м продюсер Ричард Демарко устроил гастроли Алексея Зайцева в Польше, он принял участие в Эдинбургском фестивале искусств, со спектаклем «Остановка в пустыне» в 1991-м побывал в Англии. Маленький, неказистый, застенчивый, он не играл, а жил на сцене.

Эпизодическая роль в фильме «Сволочи» в 2006 году завершила фильмографию Зайцева, а театр он давно бросил. Жил на скромную пенсию в маленькой квартирке юго-западного округа Москвы совсем один. Семейная жизнь давно пошла под откос. Дочери от разных жен далеко от столицы: старшая Катя - вулканолог, работает на Камчатке, младшая Маша - успешный художник-дизайнер в Германии. Всем известная «слабость» «людей из кино» - запои, не обошла стороной актера, но выстоял, не потерялся в этой жизни Зайцев - держался, как мог. Жалел только, что не исполнилась давняя мечта сыграть на сцене роль короля Лира. По ночам мучала его стариковская бессонница, и, как бывало в далеком детстве, теснятся в голове непрошеные рифмы: «…Любил не так, как любят все. Не так, как все, страдаю. Хочу последнего - как все, я умереть!». А в редкие минуты забытья снилась актеру родная деревня Игумново, где повстречал он первую юношескую любовь Лизу Балашову, родительский дом, в который, пусть хоть на минутку, ему так хочется вернуться…

Умер Алексей Никифорович 26 мая 2018 года. Похоронен в деревне Петряевка Нижегородской области, на Родине...

Здесь фильм (к сожалению, с Ютьюба удалён на днях, поэтому на кинопоиске, с небольшой рекламой, как у них принято): 

ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ (1979) 

https://yandex.ru/efir?stream_...

















6


"Врать нельзя". Генерал разозлил Путина. Дано "обещание жизни"
  • sam88
  • Вчера 03:12
  • В топе

7 августа начальник Генштаба, генерал армии Валерий Герасимов дал "обещание жизни" Верховному главнокомандующему Владимиру Путину: операция в Курской области "будет завершена разгромом...

Картинки 12 августа 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:02
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить