Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня, научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни. (Японская пословица)
Как считают ученые, рыбачить с помощью крючка и удочки человечество научилось 23 тысячи лет назад. До этого момента для рыбалки использовалась острога, либо рыбу старались оглушить камнями. Никто сейчас точно и не скажет, когда и кем была изобретена удочка, но скорее всего примерно в одно и тоже время в разных частях света люди начали использовать этот способ для ловли рыб. И как мы видим, занятие это людям не надоело до сих пор. Более того, с помощью специальной компьютерной программы удалось узнать, что же люди со всего мира обсуждают в интернете чаще всего. Речь идет не о поисковых запросах, а именно об обсуждениях. Выяснилось, что людей помимо футбола, политики, войн и всего остального больше всего интересует рыбалка. Я сам лично знаю таких, которые занимаются ловлей рыбы всю свою жизнь и от занятия этого не могут отказаться ни по какой причине. Речь идет о 20 летних стажах и даже намного более этого. Недавно удалось встретиться и поговорить с рыбаком 48 лет, который занимается рыбалкой с 11 летнего возраста, причем для него это не просто хобби, но и профессия. Несмотря на столь большой стаж, он до сих пор рыбачит с большим азартом и с удовольствием обсуждает эту часть своей жизни с другими людьми. В течении 37 лет он ловит рыбу и собирается продолжать заниматься этим делом и дальше. Но и это не предел. В сибирской тайге можно встретить и 70-летних мужчин, которые при любом удобном случае берут в руки удочку и приступают к рыбной ловле. Стаж этих рыбаков составляет более 50 лет.
Рыбалку можно обсуждать вечно. У двух рыбаков всегда найдется о чем поговорить, что друг другу рассказать и поделиться новыми наработками касаемых техники рыбной ловли. На таком предмете как рыбалка могут сойтись абсолютно два разных человека, разных профессий, разного вероисповедания и национальности. Но иногда выходит так, что на рыбалке могут взаимодействовать два совершенно разных биологических вида.
Туристы, посетившие Таиланд, описывают такую рыбалку, в которой местные рыбаки используют слонов. С их помощью тайцы могут зайти в воду поглубже и, стоя на спине или голове слона, забросить свою сеть. С тем же успехом можно использовать и лодку, но она бездушна и останется безучастной, если вдруг рыбак упадет в воду, а слон в этой ситуации не останется равнодушным и поможет выйти своему хозяину из воды, если не сухим, то хотя бы невредимым.
В Бангладеше используют прирученных выдр. Эти животные, как пастухи загоняют рыбу в заранее приготовленные сети рыбаков и в конце рабочего дня, наравне с другими рыбаками получают свою долю.
Из всех других животных именно выдры считаются умелыми рыбаками. Занимаясь рыболовством, они сообща загоняют косяк в узкий проливчик, где легче схватить чешуйчатую рыбёшку. Если попадается большая рыба, то выдра выносит её на берег, но мелкую добычу она съедает в воде, плывя на спине. Если рыбы много, выдра старается наловить как можно больше, унося всю добычу на берег, и только тогда приступает к трапезе. Рыбаки Бангладеша, издревле наблюдая за этими удивительными животными, пришли к выводу, что их можно использовать и в своем промысле.
А вот папуасы Новой Гвинеи в своем деле умудрились договориться и с пауками. Местные рыбаки приспособились делать из паучьих нитей оригинальные снасти. Если думаете, что речь пойдет о том, как делают сети из паутины и ловят на них рыбу - вы ошибаетесь. Технология совершенно иная и очень интересная, которая будет близка спиннингистам. Обычно перед такой рыбалкой находят паутину. Если вы уже представили себе огромных пауков, которые водятся в джунглях, то вы снова ошибаетесь. Сырье для снасти производит небольшой паук, но его паутина достаточно крепкая и липкая. Рыбак эту паутину скатывает на палку, после чего полученный кокон аккуратно снимает, после чего образуется своеобразная приманка похожая на воблер. Также как спиннингист заранее запасается воблерами или силиконками, рыбак-папуас заранее заготавливает несколько таких приманок-паутинок. Эта заготовка привязывается к тонкой веревке, длинной 10-15 метров, а она в свою очередь привязывается к воздушному змею. С другой стороны воздушного змея также привязана веревка примерно такой же длины - за этот конец держит рыбак. Держит он ее не в руках, а в зубах, так как руки его заняты управлением лодкой. Благодаря воздушному змею приманка в воде совершает естественные движения - то опускается, то поднимается на поверхность, чем и приманивает хищника. Улов от такого способа не разнообразный. Приманка рассчитана на рыбу-иглу, которую также называют сарганом. Все дело в строении ее челюсти - вытянутой с множеством зубов.
Когда сарган хватает приманку, его морда запутывается в паутине. Рыбак вытаскивает рыбу, после чего резко выдергивает наживку из пасти саргана. Если наживка не слишком растрепалась, можно продолжить рыбачить на нее же.
В некоторых провинциях Китая распространен способ ловли с помощью баклана. Это древнейшая традиция, которой уже не одна тысяча лет. Суть ее в том, что баклан ловит рыбу не для себя, а для человека, его приучившего. Именно приучившего, ведь все бакланы, участвующие в этом процессе — дрессированные птицы. Они прекрасно знают своего хозяина, хорошо ориентируются среди лодок на воде и послушно отдают пойманную рыбу.
Однако здесь есть небольшая тонкость. Очень трудно убедить хищную птицу не съедать пойманную добычу. Инстинкт не получится перебить никакими тренировками. Поэтому рыбаки идут на хитрость — они надевают на шею птицы тонкое колечко. Дышать, летать, пить и глотать мелкую рыбешку толщиной с мизинец птица может, а вот крупная рыба уже не пройдет.
Ловля с помощью рыбы-прилипалы практикуется в некоторых странах Африки и на островах Океании. Существует 8 видов рыб-прилипал, каждая из них имеет свою специфику в подборе хозяев. Кто-то вступает в симбиоз только с акулами, или только с китами, есть такие, которые живут под жаберными крышками скатов. Но в основном эта рыба интересна добытчикам в том, что с ее помощью ловят крупных рыб, дюгоней и морских черепах. Рыбалка с помощью прилипалы происходит следующим образом: рыбу привязывают веревкой за хвост к удочке и бросают рядом с предполагаемым местом обитания добычи. Прилипала начинает поиски предполагаемого хозяина, найдя его, она приклеивается к нему. Рыбаку остается только аккуратно и не спеша подтащить добычу к лодке. В некоторых случаях размеры добычи достигают таких больших размеров, что одной рыбы становится недостаточно и для поимки жертвы отправляют еще нескольких рыб-прилипал на помощь первой.
Помимо хорошего напарника, подходящего удилища, места хорошего клева и приманки, для рыбаков важно сохранить свое собранное и рабочее состояние. Звучит просто: соберись, подтянись и иди рыбачить! Но не тут то было. Чтобы быть таким, недостаточно лечь пораньше, приготовить все снасти и приманки и найти хорошее место для лова, нет. Каждый рыбак верит в то, что все зависит от выполненных тех или иных ритуальных действий, от которых зависит его удачливость. Рыбаки - это самый суеверный народ, верящий во всевозможные приметы. У каждого рыбака они свои. Да и вообще само слово “удача” или “удачливость” состоит из полностью рыбацкого предмета - удочки. Удачливый - это тот, кто УДИТ много рыбы. Но вернемся к тому, в какие приметы верят рыбаки.
-Старожилы считают, что если вы переступите через удочку или леску, будь то в воде или на земле, в этот день вы больше не поймаете ничего.
-Во вьетнамской культуре считается дурным тоном перевернуть рыбу, чтобы добраться до мяса на ее нижней стороне. Этот обычай вы по-прежнему встретите в любом придорожном ресторане в южной части Вьетнама – даже среди тех местных жителей, кто не рыбак. Объяснений этому суеверию такое: переворачивание рыбы похоже на переворачивание лодки и в результате принесет неудачу вашему судну.
-Люди всегда верили в силу проклятий либо в слова, которые прокляты. Для рыбаков Англии главным является «кролик». Местные рыбаки никогда не говорят «кролик», так как это приносит неудачу. Хотя отдельные рыбаки находят это забавным, шкиперы рыболовных лодок, похоже, воспринимают это всерьез. Интересно, что и во Франции есть подобное суеверие. Французские рыбаки никогда не произносят «кролик» (по-французски «le lapin»), но если нужно сказать об этом, говорят: «имя зверя» или «животное с большими ушами». Почему кролики прокляты? Ну, кроличьей лапке везет на суше, но не на море, так что упоминание о них может привлечь дьявола. Более практичная теория заключается в том, что кролики грызут древесину корабля и повреждают корпус во время транспортировки.
-Очень плохо, если кто-то желает вам удачи, говоря: «Надеюсь, ты поймаешь много рыбы!» или «Надеюсь, ты поймаешь крупную». Это последовательные способы испортить рыбалку.
-Никогда не свистите во время рыбалки. Свист вызовет шторм. Нет способа противостоять этому.
-Согласно поверьям, рыба не любит другую рыбу. Поэтому если вы вместе с удочкой возьмете на реку, например, рыбные консервы, о достойном улове можете и не мечтать.
-Айны (коренное население Японских и Курильских островов), готовясь к началу рыбного сезона, обязательно соблюдали предписания ритуальной чистоты, которые сохранили до наших дней, а когда уходили на промысел, их оставшиеся дома жены хранили строгое молчание, чтобы рыба, услышав их разговоры, не исчезла.
-У многих существует твердое убеждение, что нельзя давать в руки чужому свое снаряжение, будь то спиннинг, блесна или что-то еще.
-Наспех готовиться к рыбалке, тем более перед самым уходом - дурная примета. К рыбалке всегда принято готовиться загодя, по несколько раз проверяя содержимое рюкзака. Но не впадайте в крайности – ведь чем дольше и тщательнее вы готовились к рыбалке, тем больше шансов ничего не поймать.
-До окончания рыбалки ни в коем случае нельзя считать пойманную рыбу – верный способ расстроить клев. Настоящий рыбак никогда не выставляет напоказ свой улов, разбросав рыбу по берегу.
-Если рыбалка сразу начинается с какой-нибудь неприятности: леска запутается, с первого заброса оторвется блесна или крючок - ничего хорошего в этот день не жди, хоть сразу удочки сматывай и домой возвращайся.
-Встреча со священником по дороге на рыбалку в русской народной традиции считалась знаком неудачи, а встретить калеку считалось одной из самых благоприятных рыбацких примет.
-Первую пойманную на рыбалке мелкую рыбу нужно аккуратно снять с крючка, поцеловать и отправить за папой/мамой/дедом/бабкой. Смешно, но недомерок часто наказ выполняет. Но не всегда.
-Выполнение нудной работы по дому накануне отъезда на рыбалку значительно повышает шансы вернуться с богатым уловом.
-Если не клюет, верным способом активизировать клев будет отвернуться и начать завтракать/обедать/ужинать.
-Любой новый предмет экипировки на рыбалке чаще всего гарантирует нулевой результат.
Интересно было бы узнать, с каких пор та или иная примета начала свое существование, ведь с изобретением рыболовного крючка и удочки человек стал искать, что же еще повлияет на клев. Об этом остается только представлять и догадываться, включать свою фантазию, чтобы ответить на этот вопрос - какое из суеверий было самым первым? Но ясно одно, именно с изобретением удочки были изобретены и первые товарищи для рыбалки, а уже после очередь последовала и за изобретением народных примет.
Одной из первых богинь, дарующей богатую добычу в морском промысле, была Геката
Удачливость даётся через одновременное рассмотрение тюрьмы и странностей рыбалки
Оценил 1 человек
1 кармы