События бурного XVII столетия в России издавна привлекают всеобщее внимание. Восстания Болотникова и Разина, народные движения в Москве и других городах России давали не только богатейший материал историкам для размышлений и ученых построений, но и вдохновляли выдающихся деятелей русской культуры. Достаточно вспомнить гениальные оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщину», поэму Глазунова «Степан Разин», романы и стихи об удалом атамане и его сподвижниках. События XVII века поражали воображение не только потомков, но и современников. Недаром они называли это столетие «бунташным».
Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Гражданская война в России, начала XVII века, составной частью которой стала цепь народных восстаний, открывших целую эпоху мощных социальных потрясений. Этому способствовали ошибки Самозванцев, узко понятый интерес и спесивость боярской элиты помешавшие успешному поиску компромиссного развития. Последствием всего этого был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века. Это время историками было названо Смутой.
На протяжении XVII столетия постоянно нарастали изменения в государственном строе России. Для начала столетия было характерно значительное ослабление государственной власти. После период семибоярщины и изгнания интервентов из территории России, стране был нужен новый царь.
2 мая 1613 года, при стечении больших толп народа, в Москву из костромской глуши возвращался Михаил Федорович Романов. Недавний пленник поляков, засевших в Кремле, теперь садился на Московский престол. Он был первым царем из династии Романовых, на его правлении закончилась Смута и началось легитимное правление царской династии. Но смута начертала программу царствования Михаила Федоровича.
Династия Романовых, завладевшая шапкой Мономаха, в ходе острой борьбы за престол многочисленных претендентов, вознесенная на вершину общественной лестницы, первоначально стремилась укрепить свою власть опорой на возможно более широкие круги русского общества. В отличии от многих других царей он был избран Земским собором, что само собой напоминает парламентаризм. Династия Романовых взошла на престол под лозунгами обретения порядка и возврата к старине. В психологическом плане для людей Смуты в этих символах перемены таилась спасительная надежда на очищение и возрождение.
Опекунство над малолетним царем взяла его мать, Марфа, которая была провозглашена государыней. В связи с чем, его правление не было ярким, либо правила Марфа, с её властным характером, де-факто, либо его отец Филарет, вернувшись из польского плена. С 1619 года, Филарет стал практически править страной единолично.
Хотя в первой половине XVII века, в управлении государством активную роль играет боярская дума, на это же время падает и расцвет деятельности сословно-представительных органов, земских соборов. Негласная позиция аристократии нашла свое выражение в попытке Боярской думы ограничить власть будущего царя.
Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли стали главной задачей нового русского царя Михаила Фёдоровича. Но в стране по-прежнему не хватало средств на возрождение страны, содержание армии и борьбой с последствиями смуты.
В тоже время, церковной жизни со времени Смуты царили неустроение, насилие, мздоимству. Патриарх Филарет привел церковь к порядку и спокойствию. Авторитет его был очень велик, а его ум, знания, опыт приносили немалую пользу. Заботился он о печатании богослужебных книг.
Избрание на царство Михаила Федоровича было шагом на пути к политической стабильности, хотя Смута закончилась далеко не сразу. Первые годы нового царствования были наполнены восстаниями и войнами. В экономическом и политическом отношении страна была отброшена на несколько столетий назад.
Ценой чрезвычайного напряжения сил и огромных жертв русский народ отстоял свою национальную независимость, самостоятельность своего государства. Но страна была разорена и опустошена. Были утеряны смоленские, черниговские и новгород-северские земли, в том числе побережье Финского залива. В результате, западная граница страны вернулась к рубежам времен Ивана III.
Внешняя политика Московской Руси, которой придерживался царь Михаил Романов, была направлена на удержание власти и укрепления международного положения страны. Главным противником молодого царя был польский король. Так как Речь Посполитая не признала прав Михаила на престол, полагая, что единственным законным правителем России должен быть польский принц Владислав. Полякам была нужна Москва, россияне же хотели вернуть Смоленск.
Но, еще более тяжелым было положение на юге, где все южные области были опустошены и обезлюдели, татары, пользуясь своей безнаказанностью, ежегодно переправлялись через Оку и иногда доходили до окрестностей Москвы. В полон были выведены сотни тысяч русских людей, и, принимая московского посла, персидский шах Аббас выражал удивление, что в Русском государстве еще остались люди.
Чтобы остановить непрекращающиеся набеги, русское правительство согласилось платить крымскому хану ежегодные «поминки» в сумме 25 тысяч золотых рублей. Фактически это было восстановление прежней татарской дани, более того, по своим размерам эта дань была много больше прежней.
Царь Михаил скончался в ночь на 13 июля 1645 года. Неожиданная смерть царя вызвала смутные толки на Московской Руси. Тотчас пошли слухи, будто государя «опоили». Его сын Алексей Михайлович, на 16 году жизни, был объявлен народу новым царём. Ещё тело Михаила Федоровича еще не успело остыть, как верхушка государева двора, высшие думные, придворные и московские чины стали приносить присягу Алексею Михайловичу.
Он стал вторым царем из династии Романовых, вступивших на престол в Смутные времена. К тому времени он прошел курс наук, полагавшихся тогда человеку не только грамотному, но и, в известной степени, образованному. Монарх был смолоду добродушным, благочестивым и богобоязненным человеком. Он истово и серьезно относился к своим обязанностям государя.
Для любой монархии смена государя, момент чрезвычайно ответственный, нередко даже поворотный. Сколько надежд, резких и не очень резких перемен связано с этим событием. Так как слишком много в монархическом государстве зависело от личности правителя, его пристрастий, взглядов, характера и темперамента. Тем более, что унаследовал он в 1645 году, то было наследие Смуты.
Но с годами следы страшного разорения стирались и раны затягивались. Поэтому, эпоха Петра была не началом движения вперед от состояния полного застоя, а лишь резким ускорением движения. И само это ускорение стало возможным и необходимым как результат того пути, который был пройден страной к концу семнадцатого столетия, в эпоху правление царя Алексея Михайловича и который отмечен важными достижениями в экономике, политике, культуре.
К середине XVII века положение русского монарха значительно укрепляется, а к концу столетия самодержавная власть уже ясно обнаруживает стремление к абсолютизму. Личность царя становится воплощением государственного порядка, преступления против личности царя теперь относится к числу наиболее тяжких государственных преступлений. Сам царь Алексей Романов, с его стремлением все держать в своих руках, становится характерным порождением складывающегося абсолютизма.
Потребность промышленного развития, военного и государственного строительства, возросшая внешнеполитическая активность России все более настойчиво диктовали необходимость развития просвещения, разрушения культурной изоляции от стран Западной Европы.
Царствование Алексея Михайловича, является центральным событием в истории России, в XVII веке. Бедная, едва оправившаяся от разорения страна принуждена была ставить и решать задачи поистине богатырские, требующие огромного напряжения всех народных сил.
В этот период произошло немало важных событий, усилилась и достигла полной мощи центральная власть. Были приняты меры по экономическому развитию Московской Руси. Расширились территориальные пределы, произошло воссоединение Левобережной Украины и Киева, а так же присоединение Сибири.
Во всех делах и начинаниях, царь Алексей Михайлович, продолжал с одной стороны традиции старой Руси, с другой не чурался новшеств, более того, стремился к ним, понимая, что Россия сильно отстала от европейских стран в техническом плане, просвещении и военном деле. Отсюда, приглашения иноземцам приезжать в Москву на службу. Шло активное проникновение иностранных купцов в страну, которым предоставлялись больше прав, чем местному населению, при этом освобождая их от налогов.
Но так как укрепление любого государства всегда был результатом трудовых и ратных усилий народных низов, которое сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.
Это видимое противоречие между возможностями и целями не осталось без последствия: самодержавие восполняло слабость экономическую и отсталость культурную мобилизацией и подчинением себе всех общественных сил. По отношению же к «подлым людям», поднимавшимся на мятежи против своих обидчиков, царь Алексей бывал беспощаден, отнюдь не «тишайшим».
В то время, как в обществе стали возникать непримиримые социальные противоречия, которые в периоды крайнего их обострения порождали столкновения интересов различных классовых сословий. Они принимают разные формы, от ежедневной борьбы, до открытых восстаний, выступления раскольников, множество местных, локальных движений, вплоть до гражданских войн больших масштабов.
Социальные потрясения охватили страну от ее западных рубежей до Тихого океана, от северной тайги и до южных степей. В основе всего этого, находилось резкое усиление социального неравенства, которое ещё более усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы простого люда.
С одной стороны, происходило обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии , в то время как с другой нарастала социальная приниженность крепостных крестьян и холопов. Потому, что в отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII века существенно ухудшилось.
Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине и вносили натуральный и денежный оброки. Они так же работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты, а так же различные ремесленные изделия.
В то же время, крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. Снизился средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства. Положение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытым насилием, издевательствами, унижением человеческого достоинства.
Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные. Правительство и здесь стремилось любым способом увеличить налоги, сдирая с посадских «три шкуры».
В России всегда уживались самые невероятные крайности и титанические страсти. Но, никогда эти крайности не принимали таких выражений, как в XVII столетии. Здесь и раскол, с его утверждением правоверности святоотеческой старины, который доходил в своем протесте до изуверского самосожжения; здесь и бесконечные бунты народа, одухотворенные желанием достижения все разрушающей и сокрушающей воли. Но воли не ради свободы, а ради отрицания всей скверны мира.
Благодаря кровавой смуте, на территории Московской Руси была невысокая цена человеческой жизни и она со временем девальвировалась многократно. Гражданская война, начала XVII века, была переполнена насилием и смертями, она открывала столетие, прозванное в России «бунташным». Вызваны они были усилением натиска феодалов и государства на народные низы, выразившимся прежде всего в окончательном закрепощение крестьянства, основной массы населения России.
Каждый период в истории имеет свой неповторимый облик, отличительные черты которого могут быть выявлены только при сопоставлении его с другими периодами, примыкающими к нему. Больше всего бунтов пришлось на правление царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Как бы то ни было, все события Бунташного века были обусловлены определёнными причинами, и все они имели далеко идущие последствия.
При всей косности и отсталости Московское государство эпохи Алексея Михайловича уже обращено к Европе. Хотя Россия XVII века является самой дерзновенной и самой бунтующей, самобытной и одновременно падкой до «заморских диковинок» страной.
Страна стала вслушиваться, всматриваться в Запад, в странном противоречии с традицией неприятия, готовясь принять и перенять многое. В результате во всех областях жизни происходит резкое раздвоение. Вырабатывается новый стиль существования проживающего здесь народа.
Однако Смута определила способы и средства их достижения, наметила темпы и, в отдельных случаях, даже начертала границы возможного. Так как новое переплеталось и вырастало из старого в такой степени, что долгое время страна жил и развивался под воздействием Смуты.
Но бунты не случаются на пустом месте. Им предшествует ряд событий, которые в конечном итоге и приводят к взрывоопасной ситуации в государстве. Непродуманная экономическая и социальная политика правительства, произвол властей, выразившейся в неподъемной таможенной пошлине на ввоз соли в страну, а так же увеличение налогов для «черных» слобод, послужили причиной начала масштабных волнений в Московском царстве во второй половине XVII века.
Прямые налоги, которые взимались непосредственно с человека, были заменены на косвенные, заложенные в цену товара. Следствием такого решения стало небывалое увеличение цен на продовольственные товары в несколько раз. Главное последствие этого решения, стал резкий рост цен на жизненно необходимый продукт, как соль. В те далекие времена соль являлась единственным консервантом, которое позволяло хранить продукты достаточно долгий период, и таким образом помогало пережить неурожаи.
Хотя нарастающее недовольство не ускользнуло от внимания правительства. Однако высокомерие, с каким верхи привыкли взирать на низы, мало помогало утверждению трезвого взгляда на вещи. Терпение народа казалось безграничным. Безнаказанность и вседозволенность притупляли чувство опасности. Вера в силу оружия не позволяло им иметь трезвый взгляд на сложившуюся проблему
В то время, как острая социально-политическая борьба развернулась ещё в 1640 году, после того как к власти в стране пришло правительство под руководством боярина Морозова. Которое стремясь увеличить доходы казны, шло на злоупотребления. А это сокращение жалования служилым людям, обременительные налоги, увеличение цен на товары.
Московское восстание 1648 года послужило негласным сигналом для ряда городов Московского царства к действию. Вскоре территорию Русского государства буквально накрыла волна народных восстаний и бунтов. Недовольство в городах пограничье стали принимать форму массовых жалоб в Москву и различных интриг местного уровня, которые увеличивались параллельно росту налогов и повинностей.
Политика реформаторов вызывала недовольство как отстраненных от власти бояр, так и посадских людей. Дворяне тоже были недовольны: прошло уже три года, а Морозов как будто не собирался выполнять данное им обещание отменить «урочные годы».
Но самое главное, однако, заключалось в том, что после отмены соляной пошлины правительство стало требовать налоги за прошедшие годы; в 1648 году население должно было выплатить налоги за три года: за текущий год и за два предыдущих. При таких обстоятельствах восстание было неизбежным.
Социально- политическая борьба происходила во многих городах Московского царства. В Воронеже, Курске, Козлове и Челнавском остроге, а так же в Сибири: в Томске, Сольвычегодске, Устюге, Енисейском остроге, Кузнецке, Верхотурье начались мятежи. В 1649 году восстание перекинулось на города Юга России: Добрый, Валуйки, Ливны и Лебедянь , а так же Усмань, хотя в городе Ельце оно начались в 1640 году. Наконец в 1650 году крупное восстание вспыхнуло в Пскове, и начались волнения в Новгороде.
Мятежников в различных регионах России объединяла только ненависть к Морозову и его правительству но не к царю. Волнения как бы были демонстрацией своего отношения к политической ситуации сложившейся в Москве. Оказывая большое влияние, в дальнейшем, на политический курс правительства. Делая его более внимательным к нуждам местного общества. Так как социальный состав восставших определил в дальнейшем ход всех событий.
В головах простого народа сложилось несколько «обидчиков»: главный приближенный царя и его воспитатель боярин Морозов, ответственный за «чёрными» слободами города Плещеев и автор «соляного» налога Назарий Чистой.
Небольшая группа горожан решила передать царю жалобу, челобитную. Алексей Михайлович был остановлен толпою в тот момент, когда он возвращался из Троице-Сергиева монастыря. Требований у простого люда было несколько: созвать Земский собор, остановить произвол и коррупцию, выслать провинившихся бояр. Однако толпа была разогнана стрельцами по приказу Морозова. Около 16 человек, среди них и предводители, были арестованы.
Привыкнув к согбенным спинам и потупленным взглядам, Алексей Михайлович впервые столкнулся с распрямившимся народом. Царь был сильно напуган таким неожиданным нападением. Но это было только начало. Так как толпа уже почувствовала свою силу.
Аресты не утихомирил вставший на дыбы народ, наоборот, они вновь собрались и отправились в Кремль, чтобы передать челобитную Алексею Михайловичу. Их не допустили, а бумагу бояре при людно порвали. Такое пренебрежение вызвало настоящую бурю, которая понеслась по всей Москве, громя дома бояр, поджигая Белый и Китай-город, и желая только одного – растерзания главных «виновников» своих бед, Морозова, Плещеева и Чистого.
Массовых волнений такого масштаба не было в России со времён Смутного времени. В течение нескольких дней неистовство толпы не прекращалось. Дело не ограничивалось разбоями и поджогами. Огромной массе нужны были жертвы. И они были. Первым в руки восставших попал дьяк Назарий Чистой, которого люди собственноручно казнили, не дожидаясь суда. Царь вынужден был пойти на уступки мятежникам: шурин Морозова окольничий Траханионов и Плещеев были приговорены к смертной казни.
Злоупотребление власти тотчас породила слухи об измене одном из самых популярных «мотивов» народного бунта, когда восставшие находили оправдания содеянному в том, что «выводили» из государства измену и изменников. В то время, как в некоторых городах были отстранены силой от власти восставшими местные воеводы, потерявшие всякое доверие населения.
Вскоре москвичи ворвались в Кремль. Тогда Морозов приказал стрельцам разогнать чернь. Стрельцы отказались «сражаться за бояр против простого народа» и даже объявили, что «готовы вместе с ним избавить себя от насилия и неправд». Это решение стрелецких приказов разом склонило чашу весов в пользу восставших. Лишившись вооруженной опоры, морозовское окружение лишилось и привычного пренебрежения в обращении с «чернью». Власти вынуждены были начать переговоры.
Дворяне и верхи посада, используя сложившуюся обстановку, растерянность и ослабление правительства, подали Царю челобитную. В ней выдвигались требования упорядочения судопроизводства, правильного ведения всех дел в приказах, созыва Земского собора для разработки нового «Уложения».
Власти созвали Земский собор, принявший решение подготовить новое «Уложение». Волнения в столице не прекращались до конца года. Правительству удалось к этому времени стабилизировать положение.
Волнения на территории Московского царства являлись отражением происходящих в стране важных социально-политических изменений в государстве. Хотя они имели региональную специфику и различный характер, но были явлением общего порядка, отражая один и тот же процесс, становление абсолютизма в России и введение крепостного права.
Но, по истечению времени верхи поумнели не сильно. «Хозяева жизни» из века в век теряли в России не только совесть, но и чувство самосохранения. Исправив одни ошибки, власть тут же умудрилась наделать другие, причем весьма схожие. За что «чернь» их периодически и наказывала.
Приняв требования восставших, царь сумел добиться «прощения» для Морозова, он вернулся из Кирилло-Белозерского монастыря и снова стал принимать участие в делах правительства. Однако, пережив смертельную опасность, Морозов стал осторожнее, он уже не занимал видных постов, передав их своему другу Милославскому. Но Морозов имел по прежнему влияние не меньше, чем Милославский. Он показал себя энергичным правителем; прежде всего взялся за создание военной силы, которую можно было бы противопоставить все ещё волнующемуся народу.
Наиболее мощные народные движения начались во второй половине столетия. Снова в основе всех бед лежали неумелые действия чиновников, тщетно старавшихся пополнить казну. В то же время народ понимал суть событий, по России шла молва, что царь окружен недобрыми людьми, что Морозов дружит с «немцами» ко вреду русских. Но разница с прежними бунтами лишь в том, что в данном случае властью двигала не корысть, а необходимость. Впрочем, и корысть не заставила себя долго ждать.
Хотя бунт в первую очередь был вызван тяжёлым положением социальных низов в обстановке не прекращающихся поборов и повинностей, когда их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны, после того как начались погромы дворянских имений в районе военных действий и в соседних уездах.
В Пскове и Новгороде началось восстание, были избиты и ограблены иноземные купцы, досталось и торговавшим с ними русским. Новгородские купцы Стояновы были известны своими связями с Назаром Чистым и с Морозовым, новгородцы обвиняли их в измене и в сговоре с «немцами».
Но одним из самых знаменитых народных восстаний того времени был «Медный бунт» 1662 года. Когда народ выражал недовольство проводимой денежной реформой, в результате которой вместо серебряных денег рынок наводнило большое количество медных, это привело к обесцениванию денег, страшной дороговизне и в конечном счете к голоду.
В это время страна вела затяжные войны с Польшей и Швецией, требовавшие больших расходов. Всю финансовую тяжесть по укоренившейся русской традиции правительство постаралось перевалить на низы. К тому же распорядившись самым строжайшим образом взыскать недоимки за прошлые годы и увеличив налоги.
Незадолго до восстания правительством был объявлен сбор так называемой «пятой деньги», то есть: налога размером в 20 процентов стоимости имущества налогоплательщика. Ко всему этому прибавились усилившаяся эксплуатация простых людей со стороны правящей верхушки, богатых торговцев, различные бесчинства, взятки и поборы. Так что и у нового бунта, что вспыхнул 25 июля 1662 года, причины были.
Не удивительно, что в такой обстановке, медные деньги из доверия тут же вышли. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Наконец, масла в огонь добавило массовый приток поддельных медных монет.
Розыск привел к государевым слугам, мастерам, работавшим на Денежном дворе в различных городах государства. Так же оказались замешанными и царские контролеры, обязанные следить за делами Денежного двора. Но фальшивомонетчиков не пугало даже Уложение 1649 года, по которому за подделку денег преступникам заливали горло расплавленным металлом.
Протесты начались тогда, когда власть пошла на откровенное мошенничество, распорядившись налоги собирать только серебряной монетой, а товары продавать только на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось только медью.
Хотя разговоры о предстоящем выступлении против бояр-«изменников», властей в Москве велись еще весной. А за несколько дней до бунта на площадях и улицах появились «воровские листы», прокламации с обвинениями по адресу тех же бояр и гостей и призывами к восстанию. Требования низов, отразившиеся в «листах», сводились к снижению налогов, прекращению злоупотреблений администрации, богачей, их наказанию.
Подготовленное заранее выступление началось рано утром 25 июля. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Ситуация оказалась столь острой, что царю, вопреки всем правилам предосторожности, не говоря уже об этикете, пришлось вновь, лично выйти к толпе.
Впрочем, на этот раз, к счастью для власти, среди обиженных не оказалось, как в эпоху Соляного бунта, стрельцов. Так что, пока царь вел с мятежниками переговоры, к Коломенскому подтянулись верные правительству войска численностью в 10 тысяч человек. Они и погнали безоружную толпу к реке. Было убито или арестовано не менее 2,5—3 тысячи человек. Более сотни утонуло, многие были схвачены и повешены, другие биты кнутом.
Хотя восстание было на этот раз жестоко подавлено, но в 1663 году по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве возобновили чеканку серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Наконец, медные деньги изъяли из обращения.
В свою очередь, Московское восстание в июне 1648 года было ключевым моментом в установлении крепостного права. Так как в России происходило то же самое, что и в Литве, и в Польше, и в Прибалтике, и в Восточной Пруссии». Эта общность развития была продиктована одинаковыми экономическими условиями, наличием обширных свободных земель и недостатком рабочей силы.
Правительство капитулировало перед дворянами и внесло в Уложение все их пожелания по крестьянскому вопросу, глава XI Уложения иногда даже текстуально совпадает с дворянскими челобитными. Оно было результатом традиционной реакции боярства против реформ, которые соединилась с дворянским недовольством, потребовавших принятия решение об отмене «урочных лет» и окончательном прикреплении крестьян.
По новым законам «вечная крепость» распространялась на всю крестьянскую семью, определение объема крестьянских повинностей отдавалось на усмотрение землевладельца, который становился так же и судьей крестьянина во всех делах, кроме «татьбы и разбоя, и поличного и смертного убийства».
Усиление крепостного гнёта посредством прибавления дней панщины и роста размеров оброка в пользу феодала от каждого крестьянского дома. Наряду с ростом государственных повинностей на основании норм Соборного уложения 1649 года, способствовали к росту напряжённости социально-политической обстановки в стране. Помимо этого, нерегулярная выплата заработка в рядах действующей армии, особенно среди стрельцов, стали причиной резкого ухудшение условий службы в армейских рядах.
В это же время, слабый урожай зерновых и других культур в некоторых районах Дона на протяжении 1664 — 1665 годов привело к нарушению в питании и материальном обеспечении крестьян обитавших здесь. Хотя, крайне нестабильное, практически бедственное положение, самых бедных казаков не состоявших на службе у государя не позволило им получать жалование из казны , а так же и другие доходы.
Само восстание Василия Уса изначально проходило как мирный поход большой организованной группы казаков и служивых людей Белгородского полка на Москву с единственной целью, встреча с царём для передачи ему челобитной о приёме на службу. В то время как задача служивых людей заключалась в том, что они просто хотели регулярно получать зарплату по штатному расписанию, которая выплачивалась им крайне нерегулярно.
Ещё одна проблема заключалась в том, что беглые крестьяне не желали снова возвращаться во владения своих хозяев. Они мечтали жить спокойно и самостоятельно, возделывать землю и собирать урожай, обеспечивая этим безбедное существование для своих семей. Руководитель восстания был военным из числа донских казаков, Василий Ус.
Шествие казачьего посольства началось в начале июня 1666 года. Отряд шёл несколько дней, но его остановили недалеко от Воронежа представители воеводы Василия Уварова. Он провёл переговоры с руководством восстания, то есть с самим Усом. Главная идея заключалась в том, что нет необходимости двигаться всему отряду, а можно отправить несколько представителей с челобитной к царю. Поэтому послы отправились и вернулись через некоторое время с отрицательным ответом.
Однако воевода не предполагал, что может начаться массовое восстание на его территории. После возвращения посланцев весь отряд выходит из Воронежа в сторону Тулы. Решив обосновать лагерь возле Упской гати. Понимая, что отрядом в 800 человек военное столкновение не выиграть, Ус рассылает посланников по сёлам с призывом начала восстания. Постепенно число повстанцев увеличивается до 8000 человек, потому что крестьяне были крайне недовольны своим положением. Из-за отсутствия провианта отряды начали массовый грабёж боярских жилищ.
14 июля 1662 года, Ус решил во второй раз отправить посольство к царю. На этот раз он сам возглавил делегацию с аналогичными требованиями. Кроме этого, Ус говорил царю, что крестьянская часть присоединилась к отрядам самовольно, то есть его люди не призывали селян к бунту. Все предложения Василия были отвергнуты самодержцем.
После чего казаки решили идти в поход на столицу. Данная затея однако не увенчалась успехом, потому что царь успел перекинуть в регион восстания преданные войска. Во избежание серьёзных репрессий и увеличения мобильности главный отряд повстанцев разбивается на три группы и при этом отступает к Дону. Часть крестьян осталась на Дону, а другая вынуждена была вернуться к своим хозяевам и подверглась наказаниям. Но дальнейшие поиски Уса царскими воеводами не увенчались успехом.
Несмотря на неудачу восстания, бунт Василия Уса стал предвестником грандиозного восстания Степана Разина, которое началось в 1670 году. Люди поняли, что грамотно организованная компания против власти может дать больший результат, чем восстание Уса. Появление казачьих отрядов в центральных регионах страны стало катализатором развития крестьянских протестов. Данное движение стало, по сути, первым антифеодальным протестом на Руси в XVII веке.
При Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества. Но в в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были самоуверенные ревнители, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ереси. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь - Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры». Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.
Отшумел соляной бунт 1648 года. Однако напряжение в обществе не спадало. Победы над Речью Посполитой вдохновляли, но тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.
В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь и усилить её власть в обществе, патриарх Никон, по распоряжению русского царя Алексея Романова, приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Реформы патриарха Никона были одним из важнейших событий XVII века, которое имело огромное влияние не только для церкви, но и для всей России.
Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковные тексты в России имеют множество опечаток, которые следует устранить. Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии.
Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными.
Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано. В то время как ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам.
Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводили к массовому негодованию, а также к тому, что сегодня принято называть ересью. Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в XVII веке. Поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее предательством, и видели, насколько было принципиальное отличие между старой и новой религией.
Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь, привидение российской церкви в соответствие с международной религией. Так как преобразование по греческим образцам также способствовало проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон.
Но если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание. Оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха. Кто же выше, патриарх или светский правитель. Для Никона не существовало этого вопроса.
Никон связывал свой новый титул и, как следствие, свое особое положение с достоинством и высотой патриаршего сана. Словом, для него это была не царская милость, а признание истинного места главы всего священства православного царства. Патриарх Московский, один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.
Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.
Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Так как приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом турок-османов.
Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу.
Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими, как священнослужителями, так и простыми людьми, вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Священный Собор 1654 года, с участием царя и Боярской Думы, одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути.
Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры, старообрядцев, от церкви. Тогда Никон, происходящий из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой. Однако социальная база староверов была довольно широка, это были представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.
Никон внёс смуту и разделения в отечественную, мирную до него и целостно единую церковь. Часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Потому, что большая заинтересованность в реформе была у Ватикана, который хотел, используя Россию как орудие против Турции, усилив влияние католичества на Востоке.
Церковный Собор 1666-1667 года предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Церковь раскололась на «никонианцев» и «старообрядцев». При этом, старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками. Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».
Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят и боярыня Федосья Морозова. Но самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.
Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. По их мнению, Мир был оставлен Богом, и виной всему, посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.
Реализация реформы привела к расколу не только в церкви, но и в обществе. Раскол Русской православной церкви стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества. Люди открыто выступали против новых веяний в религии, активно высказывая свою позицию восстаниями и народными волнениями, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.
Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви, впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за её пределами.
Триперстие было навязано русским греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней, а это не забывается. Поэтому в XX веке русский народ, надломленный расколом, с лёгкостью отрёкся от православной церкви, потому, что считали их всех ряженными.
Но эти события выпавшие на период времени правления царя Алексея Михайловича Романова небыли самыми чудовищными, всё самое страшное было ещё впереди. Введение в действие нового кодекса законов, «Соборного уложения» 1649 года, жестокий сыск беглых, рост налогов на войну накаляли и без того напряженное положение в государстве. В эти же годы не раз случались неурожаи, эпидемии. Ухудшилось положение служилых людей, стрельцов, пушкарей
Крестьянская война, называемая восстанием Степана Разина, развернулась в России в 1667—1671 годах. Она представляла собой вооружённый конфликт между войсками, подчинявшимися царскому правительству, и крестьянами с казаками, внявшими призывам идейного вдохновителя восстания, ставшего его предводителем.
Крестьянская война явилась итогом социального кризиса в областях, заселённых казаками. Это произошло после 1649 года, когда было принято Соборное уложение и произошло полное закрепощение крестьян на большей части Московского государства, в сочетании с небывалым ростом феодальных повинностей. Многие бежали на окраины, особенно на Дон. На Дону в это время был зафиксирован массовый приток беглых крестьян.
Основная масса казаков, особенно новоприбывших беглецов, жила бедно, скудно. Земледелием казаки не занимались. Жалованья, которое получали из Москвы, не хватало. Чтобы как то прожить, они устраивали походы за добычей, на Волгу или в Персию и Туречину. Царские власти с опаской и недовольством следили за Доном и другими казачьими областями. Их опорой становились домовитые, богатые казаки, вступавшие в сговор с московскими боярами.
Крепостничество и крепостной гнет упрочивались в центре Руси, восстания же приходили с окраин, начинались чаще не там, где тяжелее, а там, где свободнее. Для того, чтобы восстать, чтобы начать, уже нужна известная свобода, которой не хватает помещичьему рабу.
Обстановка на Дону постепенно накалялась. В 1667 году, с окончанием войны с Польшей, на Дон и в другие места хлынули новые партии беглых. На Дону стал остро ощущаться недостаток хлеба и вновь вспыхнул бунт. Усиление эксплуатации вызвало немедленный отпор крестьян, Разин возглавил движение, подняв на борьбу сотни, тысячи недовольных и угнетенных. К нему и его сподвижникам пошли массы бедных казаков, готовых к походу на Волгу и Каспийское море.
Степан Разин несколько раз побывал в Москве, встречаясь там с влиятельными дворянами. Эти встречи только углубили имеющуюся неприязнь к царской власти. Но окончательный перелом в отношении к власти у Разина произошёл после того, как князь Ю. Долгорукий жестоко казнил его брата, воевавшего в царской армии против Речи Посполитой.
Действия восставших с самого начала их похода на Дон и Волгу, помимо чисто «разбойных» моментов, отличают четкие и ясно выраженные антифеодальные черты: расправы над богатыми казаками, купцами, приказчиками, борьба с царскими ратниками, включение в отряд освобожденных от неволи ссыльных, а также недовольных своим положением работных и других людей.
Мятежный атаман, по существу, блокировал Черкасск. «голутвенные люди», тянутся со всех сторон к Разину. Он обращается к своему войску: «Итить мне Волгою з бояры повидатца!», «И нам бы всем постоять и изменников из Московского государства вывесть и чорным людем дать свободу». Его призывы и стремления затрагивают главное в жизни крепостного люда, сердцевину феодальных отношений, существование или уничтожение крепостной зависимости.
Восстание Степана Разина в основных чертах повторило крестьянскую войну начала XVI века. Это было восстание беглецов из центральных уездов, которые ушли на Юг, спасаясь от крепостного права. Оно началось с пожаров на окраинах Московского государства и затем по Волге, как по запалу к пороховой бочке, подобралось к крепостническим уездам центра. Потому, что ненависть закрепощаемых крестьян наконец нашла выход: все брались за топоры и вилы, повсюду горели дворянские поместья. «Дворян и детей боярских побили с женами и детьми и дома их все разграбили».
В середине августа Разину без боя сдаются Саратов и Самара. Разницы вступают в районы с обширными феодальными владениями и многочисленным крестьянским населением. Обеспокоенные власти стягивают сюда многие дворянские, стрелецкие, солдатские полки.
Разин спешит к Симбирску, центру сильно укрепленной засечной линии городов и крепостей. Именно в это время пламя восстания охватывает огромную территорию: Поволжье, Лесное Заволжье, а так же южные, юго-восточные, центральные уезды России, Слободской Украины, Дон. Основной движущей силой становятся массы крепостных крестьян. Активно участвуют в восстании городские низы, работные люди, бурлаки, служилые люди, представители низшего духовенства, всякий «гулящий» народ. В движение включаются чуваши и марийцы, мордва и татары, не забывшие о своей независимости.
Повстанцы используют имена царевича Алексея Алексеевича и бывшего патриарха Никона, как бы находящихся в их рядах, желая таким образом придать видимость законности восстанию, расправляются со многими дворянами и сжигают их имения. Разосланные Разиным и другими предводителями прелестные грамоты поднимают на борьбу новые массы угнетенных. В разгар движения, в нём участвовало до 200 тысяч человек.
Напуганные размахом движения, власти мобилизуют всё новые полки. Главнокомандующим назначают боярина князя Ю.А. Долгорукого, опытного полководца, прошедшего горнило Русско-польской войны. Тот не задерживаясь выезжает на новый театр военных действий и делает своей ставкой город Арзамас.
Из захваченного Саратов разинцы, в количестве 5 тысяч человек, двинулись к Симбирску, где во главе небольшого гарнизона находился окольничий князь Иван Богданович Милославский. Из Казани ему на помощь выступил князь Юрий Барятинский, сумевший прибыть к городу на 4 дня раньше войск Разина.
Степен Разин собралось штурмовать город. Но путь к городу ему преградил Барятинский. В результате боя, длившегося целый день, ни одна сторона не одержала верх. Однако благодаря части местного населения, поддерживающей Разина, ему удалось овладеть укреплённой частью симбирского посада. Но новая попытка взять приступом Симбирск была пресечена действиями Барятинского, который однако и сам не мог нанести Разину решительный удар и облегчить положение города.
Тем временем князь Барятинский собирав войска, 15 сентября 1670 года, выступил из Казани на Симбирск. Он с боями продвигался к осаждённому бунтовщиками городу. В двух верстах от Симбирска у реки Свияги войска князя встретили армию Разина.
В начале октября, под Симбирском войско Разина терпит поражение. Исход битвы решила фланговая атака конницы под командой самого князя Барятинского. Раненого Разина товарищи вынесли с поля боя, погрузили в лодку и рано утром 4 октября отплыли вниз по Волге. Несмотря на катастрофу под Симбирском и ранение Степана Разина, восстание продолжалось всю осень и зиму 1670-71 года.
В начале 1671 года основные очаги движения были подавлены. Дворяне хотели поразить «чернь» ужасом, чтобы она не смела восставать против господ, чтоб смиренно несла свой хомут. Каратели жестоко расправились с восставшими. В эти месяцы они, убили, замучили до 100 тысяч повстанцев. Но почти весь год продолжала сражаться Астрахань. 27 ноября пала и она.
По ожесточенности столкновений, противостояния двух враждебных лагерей Разинское восстание стало одним из самых мощных народных движений «бунташного века». Степана Разина схватили 14 апреля в Кагальнике домовитые казаки во главе с К. Яковлевым. Вскоре его привезли в Москву и после пыток казнили на Красной площади, причем бесстрашный предводитель в свой последний, смертный час «ни единым вздохом не обнаружил слабости духа».
Казачество всегда пополнялось людьми пришлыми. Войско вбирало их, как пересохшая земля воду: полнолюдие было необходимо, чтобы с казаками считались, видели в них силу. В 50–60-е годы Дон был переполнен беглыми. «Низ» уже с трудом принимал их. Уже одним своим существованием Донская область представляла собой некую угрозу, которую видела правящая верхушка Московского царства, определявшая её как антигосударственное, разрушительное начало.
Торжествовала кровавая утопия. Казацкие идеи равенства неузнаваемо менялись в условиях Дона, но рушились в масштабах страны. Стремление уравнять и разделить приводило к насилию и жестокостям. Так как при почти полном бесправии простых людей с них драли три шкуры помещики, их притесняли воеводы, обманывали приказные. Но если бы не вспышки необузданного и страшного гнева, то, несомненно, драли бы и обманывали вдвое, а то и втрое больше. Но в памяти власть имущих прошедший бунт как бы очерчивал грань, через которую было опасно переступать. Но со временем и это забылось. Годы и алчность её стирали, и тогда наступала пора напоминания, вновь приходило время топора и красного петуха.
После восстания Разина барщинные нормы стали уменьшаться, и в 1680–1700 годах средняя барщина составила 0,36 десятин на душу. Таким образом, норма барщины уменьшилась вдвое и практически вернулась к тем небольшим размерам, которые были характерны для периода до закрепощения. Это уменьшение отчасти объясняется «испугом» помещиков, но оно имеет и экономические причины, а именно, падение цен на хлеб.
В XVII веке в Московском царстве сложились предпосылки для будущих преобразований. Значительно расширилась территория России, увеличилось её население, успехи в экономике привели к появлению мануфактур, развитию товарно-денежных, рыночных отношений. Происходят перемены в политической и социальной жизни, зарождение абсолютизма, закрепощение крестьян. В то же время идет углубление политических, торговых и культурных контактов с Западной Европой. Началась реорганизация вооруженных сил - создание полков иноземного строя, в армию стали приглашать иностранных офицеров.
Алексей Михайлович умер 30 января 1676 года. Главным итогом его более, чем 30-летнего правления было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную. Своим сыновьям самодержец передал в наследство мощное государство, признанное за рубежом.
Последняя четверть столетия, было время правления детей Алексея Михайловича, царей Федора, Ивана, Петра и дочери, регентши Софьи, их помощников, сотрудников. Фёдор Алексеевич был третьим сыном в семье Алексея Михайловича Романова и представительницы боярской аристократии Марии Ильиничны Милославской.
Внутри царственной семьи, постоянный строгий надзор отца, тяготел над детьми. Но со смертью Алексея Михайловича этот надзор прекратился. Мачехи они не терпели и притом не считали себя нравственно обязанными повиноваться еще слишком молодой женщине. Старший брат Федор был в таком состоянии, что не только не мог присматривать над сестрами, а сам нуждался в присмотре и уходе; другой брат, Иван, был молод и слабоумен, о Петре и говорить нечего, потому что он был еще ребенок. Шестеро царевен очутились на полной свободе, могли вести себя, как угодно; по их сану никто из подданных не смел им перечить.
Некоторые из них воспользовались своей свободой только для того, чтобы нарядиться в польское платье или же для того, чтобы заводить любовные связи; но третья из них по возрасту, Софья, хотя также вела далеко не постную жизнь, но отличалась от других замечательным умом и способностями. Она более своих сестер приблизилась к Федору и почти не отходила от него, когда он страдал своими недугами; таким образом она приучила бояр, являвшихся к царю, к своему присутствию, сама привыкла прислушиваться к разговорам о государственных делах и, вероятно, до известной степени уже участвовала в них при своем передовом уме.
Правление Фёдора Алексеевича продлилось шесть лет – с 1676 по 1682 годы. Новому царю было всего пятнадцать, однако именно при нем были заложены основы многих будущих реформ его младшего брата Петра. Симеон Полоцкий сильно повлиял на формирование личности юного правителя. Именно Фёдор стал первым самодержцем, главной целью своего правления провозгласившим «соблюдение общего блага».
Одним из достижений Фёдора Алексеевича стала реформа административного аппарата – громоздкой приказной системы, которая приобрела более стройный вид благодаря объединению смежных приказов. Ещё одной важной вехой стала назревшая реорганизация армии. Царь Фёдор решил постепенно заменить дворянское ополчение регулярным войском – полками иноземного строя. Но самым главным достижением Фёдора Алексеевича стала отмена пресловутого местничества, принёсшего много зла Русскому государству, в 1682 году.
Успешной оказалась и внешняя политика фёдоровского царствования. При нём Русское государство воевало с Османской империей и ее вассалом Крымским ханством. В XVII веке Турция укрепила свои территориальные позиции, заняв Подолию, после чего устремилась на Правобережную Украину. Война закончилась подписанием Бахчисарайского мирного договора, по которому Левобережная Украина и Киев оставались за Русским государством, а турки и крымчаки обязались не выступать против России в течение двадцати лет.
Смерть царя Федора с первого же разу возбудила важный вопрос: кто будет царем. Возведение Ивана на престол повлекло бы за собою на все время его царствования необходимость передать правление в чужие руки и, естественно, прежде всего усилило бы значение власти Софьи, как самой умной из особ царской фамилии. Избрание Петра потребовало бы также боярской опеки на непродолжительное время.
В борьбе за власть столкнулись два соперничающих рода, Милославские и Нарышкины, родственники первой и второй жён Алексея Михайловича. Царём, в обход старшего брата, 16-летнего Ивана Алексеевича, был провозглашён 10-летний Пётр, младший сын царя Алексея Михайловича от Н. К. Нарышкиной. Это обострило кризис правительственной власти; в борьбу за престол были вовлечены недовольные стрельцы, выступавшие за Милославских.
Казалось, трудно было оспорить законность царствования Петра, царского сына, избранного волею земли. Нарушение народной воли могло совершиться только путем бунта, и для этого в Москве нашелся готовый, горючий материал, стрельцы.
Хотя недовольство стрельцов назревало долгое время, в течение царствования Фёдора Алексеевича. После создания полков нового строя отношение к стрельцам у власти стало меняться. Теперь они рассматривались не столько как элитные воинские части, сколько как своего рода городская полиция. В то время как казна была пуста, и жалование стрельцам выплачивалось нерегулярно, с большими задержками. Кроме того, старшие командиры стрелецкого войска часто злоупотребляли своим положением, удерживая в свою пользу часть стрелецкого жалованья и заставляя стрельцов выполнять хозяйственные работы в своих имениях.
В 1882 году был назначен царевной Софьей руководителем выступивших за неё стрельцов князь А. Хованский. Эмиссары Милославских стали разжигать недовольство стрельцов, распространяя среди них слухи, что теперь, под властью Нарышкиных, их ждут ещё бо́льшие притеснения и лишения. Среди стрельцов участились случаи неповиновения начальству; и нескольких стрелецких командиров, пытавшихся восстановить дисциплину, стрельцы втащили на колокольню и сбросили наземь.
Возбуждённые ложным слухом о том, что Нарышкины задушили царевича Ивана V, стрельцы, со знамёнами и пушками, двинулись к царскому дворцу. На крыльце их встретили боярин А. С. Матвеев, другие бояре и патриарх Иоаким, которые вывели им Ивана и Петра. Действия стрельцов в таком случае не имели оправдания и могли расцениваться как бунт, в то время как сами они претендовали на роль защитников государства и стражей законности.
Матвеев и патриарх спустились с крыльца и стали уговаривать толпу разойтись. Им почти удалось успокоить бунтовщиков, но тут в дело вмешался князь М. Ю. Долгорукий, который стал угрожать стрельцам и приказал им возвращаться в свои слободы. Стрельцы сбросили его с крыльца на копья и изрубили бердышами. Затем толпа разъярённых мятежников расправилась с Матвеевым, после чего ворвалась во дворец, разыскивая и убивая Нарышкиных. В последующие три дня в Москве повстанцы казнили многих руководителей приказов и видных военачальников.
На следующий день стрельцы вновь пришли в Кремль, требуя выдачи Ивана Нарышкина, угрожая в противном случае перебить всех бояр. Софья и бояре оказали на Наталью Кирилловну сильное давление. Фактически все обитатели Кремля, включая царскую семью, оказались заложниками мятежников.
Государственная власть в стане была уничтожена: царём номинально оставался малолетний Пётр, царица Наталья Кирилловна, регентшей, но никакого дееспособного правительства у них не было, ибо все их родственники и сторонники были либо перебиты, либо бежали из Москвы, спасаясь от стрельцов.
29 мая 1862 года была подана ещё одна челобитная, чтобы царевна Софья Алексеевна, ввиду малолетства царей, была правительницей. Эти требования стрельцов, отвечавшие главным образом интересам клана Милославских, очевидно, были им подсказаны сторонниками Софьи, а в усилении Милославских и ниспровержении Нарышкиных стрельцы видели для себя некоторые гарантии от мести последних. Патриарх и боярская дума выполнили требования стрельцов, и 25 июня Иван V и Пётр I были венчаны на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
Царевна Софья Алексеевна получила домашнее образование. Ее учителем был проповедник, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Софья хорошо знала латынь, польский язык, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей. Царевна Софья к моменту провозглашения регентшей имела неполных 25 лет.
Жизнь Софьи Алексеевны совпала с жестокой междоусобицей, которая разгорелась между родственниками её умершей матери, Милославскими, и мачехи, Нарышкиными. В эти годы, после смерти Алексея Михайловича, наследником престола стал младший родной брат Софьи Федор из Милославских.
Стрельцы оказались хозяевами положения, диктовавшими свою волю правительству, однако чувствовали себя неуверенно, понимая, что как только они уйдут из Кремля, их власть закончится, и тогда ничего хорошего ждать им не придётся. Стремясь обезопасить себя от возможных преследований в будущем, стрельцы подают правительнице новую челобитную-ультиматум, согласно которой все действия стрельцов 15—18 мая, включая убийства бояр, должны быть признаны правительством правомочными, отвечающими интересам государства и царской фамилии, впредь не влекущими преследований стрельцов.
В это время, почувствовав слабость правительства, старообрядцы, подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Их активисты собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство.
Но ни он, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви патриарха и архиреев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. А для Софьи возврат к старой вере означал бы признание неправоты её отца, царя Алексея Михайловича, и брата, царя Фёдора Алесеевича, поддерживавших новый обряд. Раскольники двинулись в Кремль.
Софья активно вмешалась в этот спор на стороне патриарха, выразив желание присутствовать на диспуте вместе с царевнами. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились в конце концов на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую Никита Пустосвят.
Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его как одного из главных своих противников.
Зависимое от стрельцов положение правительства продолжалось до середины августа, пока Софья не нашла способа привести в исполнение свою угрозу. Село Воздвиженское, что на Ярославской дороге, в нескольких верстах от Троице-Сергеевского монастыря, было выбрано в качестве царской резиденции на время противостояния со стрельцами. Сюда же собрались остатки боярской думы и царской дворни.
Эти манёвры встревожили стрельцов. Князь Хованский с сыном Андреем отправились в Воздвиженское договариваться с правительницей, но в Пушкине, где они заночевали по дороге, были схвачены сильным отрядом царских стольников, и 17 сентября привезены в Воздвиженское как пленники. Здесь, у околицы, в присутствии нескольких бояр отцу и сыну было зачитано обвинение в намерении извести царей и самим завладеть престолом, а также смертный приговор, который был тут же приведён в исполнение. Софья же перенесла свою ставку в Троице-Сергиев и стала собирать ополчение.
Она направляла действия нового правительства, которое возглавил князь В. В. Голицын. Умело, последовательно она овладела положением в столице; с помощью дворянского войска, собранного вокруг Москвы, заставила осенью того же года восставших капитулировать.
Лишившись своего лидера, стрельцы потеряли всякую способность действовать сколь-нибудь решительно. Они посылали правительнице одну челобитную за другой, в которых просили Софью не лишать их своей милости и обещали служить ей верой и правдой, не щадя живота. Они выдали в Троицу младшего сына Хованского, Ивана, впоследствии он был отправлен в ссылку.
В октябре стрельцы прислали челобитную, в которой признавали свои действия 15—18 мая преступными, умоляли царей о помиловании и сами просили царского указа о сносе памятного столба на Лобном месте, который в своё время был воздвигнут по их требованию как гарантия от преследований. Софья обещала стрельцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского, Алексея Юдина.
Противоборство боярских кланов и вмешательство военных частей в государственную политику в 1682 году после смерти молодого царя Фёдора Алексеевича привело к династическому кризису. В усилившей своё влияние Боярской думе были представлены две конкурирующие партии: сторонники Милославских и сторонники Нарышкиных. Для Милославских избрание Петра могло означать утрату властных перспектив.
После дворцового контр переворота 1682 года, малолетний Пётр, по воле своих родственников отодвинувший было от власти хворого брата Ивана, стал младшим соправителем, а Софья Алексеевна, фактически хозяйкой страны.
Правление Софьи Алексеевны при номинальном царствовании Петра I и Ивана V длилось семь лет, до 1689 года. Но брак Петра с Евдокией Лопухиной, 27 января 1689 года, лишил Софью права законной опеки над младшим братом, и царевна была отстранена от власти.
Софья Алексеевна действовала слишком осторожно, а Петр Алексеевич быстро взрослел, и его "потешные" превращались в грозную силу. В противном случае Петра, его мать и всех их ближайших родственников прикончили бы сразу после стрелецкого путча 1682 года или несколько позже.
Когда пришла пора решительной борьбы с Петром, князь Голицын уехал в свое имение. Он имел большое влияние на иностранных офицеров "полков иноземного строя", самой боеспособной части армии, и теперь ей не на кого было опереться.
После отрешения от власти в 1689 году царевна Софья Алексеевна жила до окончания стрелецкого бунта в Новодевичьем монастыре, занимая со своими прислужницами несколько келий, окна которых выходили на сквер на Девичьем поле. У монастырских ворот стояли караулы из 100 солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием одного подполковника и двух капитанов.
В марте 1698 года в Москве появились 175 стрельцов, дезертировавших из указанных ранее четырёх полков, находящихся в Великих Луках, и пятого «сборного» полка П. Головнина, состоявшего из стрельцов московских полков, направленного в Великие Луки в корпус Ромадановского, а потом в Брянск для сопровождения хлебных запасов.
Они тайно установили связь с царевной Софьей Алексеевной, находившейся в заточении в Новодевичьем монастыре, рассчитывая на её заступничество. Но бояре, окружавшие Софью, испугались. А стрельцы, несмотря на сопротивление, были отосланы обратно в свои полки, в которых началось брожение. 6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по четыре выборных от каждого полка и направились к столице, готовясь к расправе с боярами и иноземцами, которых обвиняли в своих невзгодах.
Восставшие, численностью 4000 человек, намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, её фаворита В. В. Голицына, находившегося в ссылке. Против них правительство выслало 4 полка, всего 2300 человек и дворянскую конницу под командованием А. С. Шеина и П. Гордона. 18 июня под Новоиерусалимским монастырём, в 40 верстах от Москвы, стрельцы были разбиты.
Софье Алексеевне не повезло, и это было обусловлено многими причинами. Её брат Петр был слишком энергичен и деятелен, а она чересчур привязана к домостроевской старине, у ней не было шанса. С падением Софьи началась самобытная деятельность Петра, и вместе с тем наступал и новый и очень насыщенный период в истории России. На этом «Бунташный век» закончился.
Оценили 0 человек
0 кармы