Битва за Амур. (Часть 10). Нерчинский договор.

0 2461

Прежде чем приступить к изучению проблемы Русско-Китайских взаимоотношений в XVII веке, хотелось бы более внимательней окинуть временную эпоху развития человечества в период XVI-XVII веков. Она в первую очередь связанно с с Эпохой Возрождения и Великими географическими открытиями, кардинально повлиявших на развитие не только Западной Европы но и всего остального человечества.

Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII веков повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов и послужило началом новой эры перехода от тёмного феодального средневекового общества к буржуазному. Потребность в деньгах, являвшихся всеобщим средством обмена, резко возросла. Жаждой золота, всеобщая жажда денег охватила в Европе и дворян, и горожан, и духовенство, и королей.

Это был бурный период формирования наций, так как именно в это время королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Из объединений, являвшихся государствами только в географическом отношении, формируются крупные монархии, основанные на общности исторической судьбы, на национальностях.

Все новые экономические, политические и социальные явления Эпохи Возрождения привели в конечном итоге к формированию нового буржуазного общества и нового мировоззрения, связанного в первую очередь со всей их торгашеской моралью, жестокостью и бездушным лицемерием.

К XVI в. в Западной Европе товарное производство и торговля сделали значительные успехи, и жажда наживы, жажда золота, толкнула «новых хищников с их людоедской моралью» к трехсотлетнему периоду завоеваний новых территорий, к закабалению и ограблению, а зачастую и к истреблению не только многочисленных народов но и цивилизаций. С незапамятных времён, именно Восток являлся источником снабжения европейцев предметами роскоши. Это активно будоражило сознание европейского обывателя, зарождающую буржуазию и обнищавших представителей правящего класса. Воображение европейских искателей наживы поражали рассказы путешественников о сказочных богатствах восточных стран.

Первые взаимные сведения о Китае и Европе относятся к 1 в. до н.э. — 1 в. н. э. Представления о Китае и китайцах достигали рубежей Римской империи лишь опосредованно, через персов и скифов. Из далекого и загадочного Китая в римские владения пролегли торговые маршруты, названные позднее «Великий шёлковый путь». На протяжение столетий, вплоть до времен Чингиз-хана единственным китайским по происхождению объектом, более всего интересовавшим Запад, был таинственный шелк.

Интерес средневековой Европы к Китаю установился в связи с возникновением в Азии обширной Монгольской империи. В столицу империи Ханбалык устремились европейские купцы, а вместе с ними и христианские миссионеры. Но падение Юаньской империи окончательно сняло угрозу монгольского нашествия на Европу, чего, так опасался папский престол и многие королевские дворы западных стран. Отсюда резкое снижение заинтересованности самих европейских политических кругов в постоянных связях с Китаем.

Но с распадом державы Чингиз-хана наступил закат и «золотого века» межконтинентальной торговли. В экономическом плане вместе с закатом Великого шелкового пути и масштабным свертыванием сухопутных торговых отношений между Европой и Азией, были в значительной степени прерваны транспортно-коммуникационные, производственные, научные и иные связи между Китаем и Центральной Азией, а также между Европой и Центральной Азией.

Поиск европейцами морского пути в Индию привел к «повторному открытию» Китая, но теперь уже с моря. За столетнюю паузу в западных странах образовался информационный вакуум относительно Китая, а там, в свою очередь, потускнели представления о европейцах. Неудивительно, что Колумб и его спутники отправились искать за Атлантическим океаном, прежде всего Индию, а не расположенный восточнее Китай. Неудивительна и та неосведомленность, которая была проявлена китайцами при появлении португальских кораблей. Китай как бы заново открывался европейцами. Вместе с тем эти «новые» европейцы имели совершенно иные цели, нежели их предшественники, посещавшие Китай. Это были не путешественники, не странствующие купцы, не христианские миссионеры. Это были предприимчивые и алчные искатели богатств востока, а так же кровожадные конкистадоры, пытавшиеся закрепить любой ценой там свои позиции.

В XVI - XVII веках Китай был крупной мировой державой. Все страны южных морей в той или иной степени были в вассальной зависимости от Китая. В начале 16 века при дворе императора насчитывалось порядка 150 представителей зависимых от Китая государств. Попытки же европейцев вступить в прямой контакт с императорским двором не удавались. Чаще всего устанавливались обычные для иноземцев торговые связи с Китаем. При этом любое посольство воспринималось в Пекине как признание тем или иным государством своей вассальной зависимости от Цинской империи. Исходя из стереотипов, принятых в цинском Китае, такие посольства рассматривались исключительно как «даннические». Поднесение «дани» всегда обставлялось специальными церемониями, призванными продемонстрировать «покорность варваров».

В XVI веке европейцы предприняли ряд попыток проникнуть в Китай. Наибольшую активность проявляли алчные португальцы. В 1511 году они захватили Малакку, бывшую центром китайской торговли в Юго-Восточной Азии, и отсюда постепенно распространили свой контроль на весь район Южных морей, частично вытеснив китайцев.

В 1516 году португальцы с Малакки прибыли в Китай. Подкупив местных чиновников, они получили разрешение обосноваться в Кантоне. Португальские купцы вели себя на китайской территории как захватчики, они не допускали разгрузки джонок с товарами, прибывавшими из Сиама и Камбоджи, до тех пор, пока сами не распродавали свои товары. Больше того, в 1522 году они напали на китайскую территорию и подвергли грабежу китайское население уезда Синьхойсянь, провинция Гуандун. Отказ португальских купцов оставить китайскую территорию привёл к вооружённому столкновению. В 1557 году, они путём обмана и подкупа сумели закрепить за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле, ставший своеобразным плацдармом для дальнейшего европейского проникновения в Китай. В Китае появились миссионеры-иезуиты.

Попытки Англии завязать прямую торговлю с Китаем также терпели неудачи. Лишь в 1685 году, англичане смогли основать факторию в Гуанчжоу .

Во второй половине XVI в. испанцы захватили и сделали своей опорной базой архипелаг у берегов Китая, названный в честь испанского короля Филиппинами. После захвата Филиппин испанцы начали грабить и убивать местных коренных жителей и китайских колонистов-купцов, поселившихся на архипелаге в период X—XIII веков. В результате неудачного восстания китайцев на Филиппинах в 1574 году, китайских купцов полностью изгнали с архипелага.

Голландцы появились у берегов Китая в конце XVI — начале XVII века. Сначала они сделали попытку вытеснить португальцев из Макао, но это им не удалось. В 1622 году голландский флот появился в районе Амоя, но получил отпор со стороны морских сил Китая. В следующем году голландцы напали на острова Пенхуледао, ограбили и сожгли ряд поселений, захватили и продали в рабство свыше 1000 человек из местного населения. В 1624 году голландские колонизаторы были вытеснены китайскими войсками с Пенхуледао, но в том же году им удалось захватить часть острова Тайвань, исконную китайскую территорию, и удерживать её в течение 40 лет.

Франция последней вступила в круг западноевропейских держав, торговавших с Китаем. Посылая первых французских миссионеров в Китай, Людовик XIV считал, что это не только придаст славы, но и поможет в соперничестве с голландскими, английскими и португальскими купцами. Борьба за религиозное господство в то же время была борьбой за политическое и экономическое преобладание.

Чем же так привлекал Китай европейцев в XVI-XVIII веках? Китай в больших объёмах торговал шелком, фарфором, керамикой, всевозможные виды шелка и шелковых тканей и железными изделиями, хлопком и хлопковыми тканями, цинком, свинцом, оловом, медью, золотом, жемчугом, чаем, рогом носорога, сахаром, маслом, табаком, ценными породами дерева и изделиями из них, одеждой, драгоценностями, резной слоновой костью, камнем, лаками, фарфором и чаем.

К XVI веку в Западной Европе товарное производство и торговля сделали значительные успехи, и потребность в деньгах, являвшихся всеобщим средством обмена, резко возросла. Жаждой золота, всеобщая жажда денег охватила в Европе и дворян, и горожан, и духовенство, и королей. Одним из самых заманчивых средств быстрого обогащения в Европе XV в. была торговля с Азией, значение которой после крестовых походов всё более возрастало. Сказочный и такой загадочный Восток являлся источником снабжения европейцев предметами роскоши. Воображение европейских искателей наживы поражали рассказы путешественников о сказочных богатствах этих далёких стран.

Внешняя торговля была одним из надежных источников государственных доходов Китая, источником поступления золота и серебра в страну. Поэтому торговля с европейскими странами становится преобладающей во внешних связях Китая, лишь незначительное место в них занимает частная торговля с Японией, Филиппинами, Суматрой.

Ещё со времен Великих Географических, европейцы стали неустанно плавать на Дальний Восток за товарами. Однако для них стало очевидно, что только торговлей дело на Дальний Восток не обойдётся, им этого было уже мало. Европейцы , мечтавшие о завоевание и закабаление Китая, постепенно начали захватывать прибрежные порты, занимались грабежом, к тому же западные религии начали распространяться среди жителей Китая. Ещё во второй половине XVI века в Китай стали проникать европейские миссионеры-иезуиты. Завоевав доверие китайских властей, миссионеры стали заниматься не только распространением христианства, но и сбором широкой информации о Китае по поручению своих правительств. Наиболее активная деятельность миссионеров относится ко второй половине XVII и к XVIII веков.

Первое время цинское правительство благожелательно относилось к западноевропейским миссионерам, устремившимся в Китай, рассчитывая в случае необходимости использовать поддержку европейцев в подавлении сопротивления китайского народа. Оно разрешило иностранным кораблям заходить и вести торговлю в китайских портах Гуанчжоу , Сямыне, Нинбо, Динхае.

Но вторжение европейцев в Китай в XVI—XVII веках имело своим следствием ослабление экономических и политических позиций Китая в районе Южных морей, а также резкое сокращение морской торговли Китайской империи в связи с утратой ею контроля над южными морскими путями. Помимо этого, деятельность иностранных миссионеров вызывала растущее недовольство в народе. С другой стороны, в правящем лагере появился страх перед новыми, неведомыми веяниями, которые могли прийти из далекой Европы.

В ХVII веке для всех европейских коммерсантов создались неблагоприятные условия, цинское правительство решило «закрыть» Китай. Стремясь не допустить закабаления государства, внешняя политика Цинской империи характеризовалась теперь стремлением изолировать Китай от внешнего мира. Цинские правители считали, что политика изоляции укрепит их господство. В Китай был запрещен въезд иностранцам, не разрешалось строить суда для дальнего плавания. Кроме того, жителям было запрещено покидать страну под страхом смерти. С «закрытием» Китая европейцы имели доступ только в порт Гуанчжоу. Политика самоизоляции отсрочила вторжение колонизаторов, но она в то же время ухудшила положение народа, особенно тех групп населения, кто занимался ремеслом и торговлей.

У китайских феодалов не было непосредственной экономической заинтересованности в установлении торговых связей с Европой. Правители Китая имели весьма смутное представление об уровне развития европейских, да и более близких к Китаю государств. При этом они усиленно насаждали традиционные великоханьские концепции об исключительности китайцев, о Китае как «Срединной империи», «Поднебесной», окруженной отсталыми, «варварскими» странами.

В свою очередь, история русско-китайских отношений охватывает болие трех столетий. Их начало относится к первому десятилетию XVII века, хотя какие-то отрывочные сведения о Китае доходили до Руси еще в XIII веке, в период монгольского завоевания, а также поступали в XV—XVI веков, как от среднеазиатских купцов, так и от европейских географов. Но лишь в XVII веке русские как бы открывают Китай в географическом, политическом и экономическом отношениях, ибо именно в это время происходит сближение границ двух государств. Несмотря на препятствия, чинившиеся маньчжурскими властями, русско-китайские отношения в конце XVII и в течение XVIII века продолжали развиваться. Торговые связи между Россией и Китаем осуществлялись сначала через Среднюю Азию, а затем через Сибирь и Монголию.

Когда русские с середины XVII в. начали освоение Забайкалья и Приамурья, цинское правительство отнеслось к этому недоброжелательно. Оно опасалось соперничества России в борьбе за влияние в этом обширном районе и укрепления ее позиций вблизи границ создававшейся Цинской империи. Этим соображением определялась политика Цинской династии по отношению к России на протяжении второй половины XVII и почти всего XVIII столетия.

Первое русское посольство, которое возглавил томский казак Иван Петлин, было направлено из Тобольска в Пекин в 1618 году. Хотя миссия Ивана Петлина и не привела к установлению отношений с Китаем на постоянной основе, однако она стала первым и очень важным звеном в развитии прямых контактов между представителями двух государств и способствовала началу распространения знаний о странах Центральной и Восточной Азии в России. Это был первый осознанный контакт представителя Русского государства с китайскими официальными лицами. Был открыт сухопутный маршрут из Европы в Китай через Сибирь и Монголию. Китайские чиновники вручили русскому послу грамоту от имени императора, в которой содержалось разрешение на установление торговых отношений и направление в Китай посольств из России. К великому сожалению, в то время на Руси не нашлось человека, который был бы способен перевести иероглифический текст, и общий смысл этого документа был понят лишь в конце XVII века. И. Петлин составил подробный отчет о своем путешествии «Роспись» , в котором были изложены уникальные сведения о Китае и сопредельных странах, а также привез «чертеж Китайского государства». Значение тех данных, которые содержались в «Росписи» И. Петлина, для накопления знаний о Китае было настолько велико, что ее текст был переведен на все основные европейские языки.

XVII век знаменует собой начало нового периода в русской истории. Продолжатся процесс развития Русского государства как многонационального. В XVII веке осуществилось воссоединение Украины с Россией, огромную роль сыграло присоединение и заселение колоссальных просторов Сибири.

В XVII в. произошли коренные изменения в геополитической ситуации на северо-востоке Евразии. Освоение русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока, имевшее поистине историческое значение, по сути, открыло новый этап эпохи Великих географических открытий и способствовало превращению России в крупную азиатскую и тихоокеанскую державу

В области внешней политику Русское государство с большим размахом, последовательно и настойчиво стремится разрешить стоявшие не одно столетие перед ним задачи, это укрепление западных границ, обеспечение выхода к Балтийскому морю, борьба с Крымским ханством и Турцией, развитие торговли со странами Востока. Новым элементом во внешней политике Русского государства по сравнению с XVI веке является расширение старых и установление новых связей с государствами Средней Азии, Монголией и Китаем, что было следствием быстрого движения русских на восток через необъятные пространства Сибири.

В момент установления взаимоотношений Русского государства с Китаем в начале XVII в. между ними пролегали огромные пространства, заселенные кочевыми и полукочевыми народами. В Москве не имели почти никакого представления о громадных территориях, лежавших между восточными границами Русского государства и Китайской империей. Отсутствие точных сведений породило ошибочное представление о том, что Китай расположен где-то близ истоков реки Оби, дорога туда предполагалась более короткой, чем она была на самом деле.

После присоединения русскими Приамурья, царское правительство приняло решение создать в этом районе новое воеводство. В состав российских владений вошли все земли по течению Амура вплоть до Татарского пролива и территории от р. Аргунь до Большого Хингана. Таким образом, Россия закрепилась на Дальнем Востоке, присоединив обширные территории, богатые природными ресурсами: лесом, рыбой, пушным зверем, полезными ископаемыми.

С 50-х годов XVII века туда стали направляться первые группы русских поселенцев, которые занимались земледелием и различными промыслами, появились партии зверопромышленников. Одновременно росло население Забайкалья, административным центром которого с 1658 года стал Нерчинский острог. В 1665 году пришедший на Амур казачий отряд построил сильно укрепленный Албазинский острог, в районе которого к середине 80-х годов XVII века проживало уже несколько сотен казаков и крестьян. В 1684 г. было учреждено Албазинское воеводство. Одной из существенных особенностей освоения русскими Восточной Сибири и Дальнего Востока было отсутствие на тот момент на присоединяемых территориях какой-либо государственности.

План организации официального посольства в столицу Цинской империи явился следствием общей активизации внешней политики Русского государства во второй половине XVII века. Оживленный интерес к восточным соседям диктовался для русского правительства потребностью расширить торговлю со странами Востока и открыть новые рынки для русских купцов. В 1651—1652 году из Москвы было отправлено очередное посольство в Индию, посольство Никитиных. Встал вопрос и об отправлении посольства в цинский Китай. Необходимость установления дипломатических отношений с Цинской империей привела русское правительство к мысли возложить эту задачу на главу формировавшегося каравана, Ф. И. Байкова, который и отправился из Тобольска 25 июня 1654 г. в качестве официального посла.

Но обмен посольствами и открытие торговли, предлагавшиеся русским послом, были мало привлекательными для маньчжуров-завоевателей, еще не утвердившихся окончательно в захваченной ими стране и опасавшихся, что иностранцы могут способствовать росту недовольства китайского народа маньчжурским владычеством. Русское правительство стояло за мирные сношения с Китаем. Такая политика диктовалась отсутствием в этом районе достаточных военных сил и нерешенностью важнейших внешнеполитических задач на западных рубежах Русского государства. Вот почему русское правительство стремилось к укреплению мирных, добрососедских отношений с Китаем и к развитию русско-китайской торговли, которая была выгодна для обеих стран. В качестве примера, посольство Байкова сумело наторговать за столь короткий период времени почти на 30 тысяч рублей. По тем временам это были колоссальные деньги.

В 1675—1676 годах русское правительство направило в Пекин большую дружественную миссию во главе с ученым молдаванином Николаем Спафарием . Он получил задание установить регулярные дипломатические сношения с Китаем путем обмена посольствами, пригласить на службу в Россию китайских мастеров, узнать о более удобных сухопутных и водных путях на Дальний Восток, добиваться расширения русско-китайских торговых связей. Но ему, как и его предшественнику Федору Байкову, не удалось достигнуть этих целей. Император Канси долго тянул с ответом на русские предложения, требовал ухода русских с Амура, выдачи перебежчиков и, наконец, отослал посольство ни с чем.

Присоединение Приамурья к Русскому государству и продвижение маньчжуров на север и северо-восток от своих владений привело к тому, что Россия и Цинская империя вошли в территориальное соприкосновение. Уже в начале 80х годов XVII века русская колонизация амурских земель стала сильно беспокоить китайских правителей, что вылилось в затяжной русско - манчжурский конфликт. Центром конфликта стала русская пограничная крепость Албазино.

Встретив мужественное сопротивление русских гарнизонов в Албазине и в других острогах, а также в силу ряда других причин внутреннего и внешнего характера маньчжуры вынуждены были отказаться от широких военных планов и предложили русскому правительству провести переговоры с целью заключить мир и установить границы. Так как оставлять не урегулированными эти проблемы непосредственной близости от своего домена в предверии запланированного захвата территорий в Центральной Азии представлялось неосмотрительным. В свою очередь русское правительство, не располагая достаточными военными силами для обороны Приамурья, стремясь установить постоянные дипломатические отношения и развивать торговые связи с Китаем, согласилось вступить в мирные переговоры.

Предшествующий период времени непосредственно перед переговорами, для российской стороны проходил в чрезвычайно тяжёлой обстановке, на территории Забайкалья и Приамурья происходили ожесточённые вооружённые столкновения с превосходящими силами противика.

Затем во враждебных действиях последовал перерыв, и каждая сторона начала прощупывать другую на предмет заключения мирного договора. В результате предварительных переговоров было решено созвать совещание русских и китайских полномочных представителей на границе между двумя странами. Сами переговоры между русским посольством, которое возглавил боярин Ф.А. Головин, и представителями цинского правительства во главе с Сонготу, начались в августе 1689 года. Причем проходили они не в Пекине, куда российское посольство не смогло добраться из-за возросшей угрозы уничтожения, а в Нерчинске, который был осажден вторгшимися в русские пределы 12-ти тысячной маньчжурской армии, вооружённой артиллерией и отрядами монгольских ханов.. Им противостояли около полутора тысяч русских стрельцов и казаков без достаточного боеприпаса и продовольствия. В осаде находился и Албазин, главный опорный пункт русских в Приамурье. Цинское посольство постоянно подчеркивало свою готовность в любой момент использовать эти войска для подкрепления своей позиции на переговорах.

К тому же в посольство Китая, наравне с маньчжурами, были включены для непосредственного ведения переговоров состоявшие на службе у цинских властей миссионеры-иезуиты, португалец Томаш Перейра и француз Жербильон. Именно они сыграли в переговорах одну из ведущих ролей. Иезуиты с самого начала рьяно выступали против соглашения с Головиным, что ещё более осложняло обстановку. Главной задачей этих дьявольских посланцев католического мира, заключалась в сохранение монополии в торговле с Китаем и устранение главного конкурента, в лице православного государства, Московской Руси.

Во время переговоров Головин предложил рубежом считать Амур и все земли к северу за Россией, а к югу, за Китаем. Однако китайская сторона выразила претензии на земли севернее Амура, требовала право на города Албазин, Нерчинск, Селенгинск и всю территорию до озера Байкал. Сангату вполне серьезно заявлял, что Амур считался "владением манчжурской династии от самого царя Александра Македонского".

На второй встрече, состоявшейся 13 августа 1689 года, Головин добился того, что пограничным городом должен был быть Нерчинск. По вопросу о землях до Байкала Головин заявил, "что этого не то что чинить, но и говорить о том не мочно".

Сангату постоянно пытался оказывать давление на русского дипломата, требовал, чтобы Москва прислала нового посла, однако Головин был непреклонен. В конце концов, не выдержав дипломатических баталий, китайские власти снова прибегли к откровенному военному шантажу. Вскоре 12-ти тысячное китайское войско окружило плотным кольцом Нерчинск.

При абсолютно неравных воинских силах Головину пришлось пойти на вынужденные уступки. 22 августа 1689 года он согласился провести границу не у Албазина, а по реке Горбице. Но китайским послам уже было мало даже разорения русской крепости. Теперь они требовали ни больше ни меньше как Охотское море, половину Камчатки и земли на реке Лене, которую они, впрочем, даже не могли найти на географической карте. Объяснив абсурдность китайских требований иезуитам, искусный дипломат Головин склонил их на свою сторону, убедив таки послов, что их требования явно завышены.

В итоге проект договора Ф.А.Головина был принят. Соглашение было закреплено тремя статьями Нерчинского договора. 29 августа 1689 года послы завизировали договор печатями, обменялись экземплярами и 31 августа 1689 года расстались. Нерчинский договор, урегулировал отношения стран после военного конфликта и определил систему торговых и дипломатических отношений между ними. Фактически этот первый русско-китайский договор разграничивший сферы влияния обоих государств в Приамурье.

Он состоял из 6-ти статей. Территориальные статьи этого договора в первую очередь касались вынужденной передачи цинскому правительству обширных территорий Албазинского воеводства и отказ России от Амура . К тому же, русские обязались уничтожить и сам Албазинский острог, а Аргунский острог перенести на правый берег Аргуни. При этом, китайцы отказывались устраивать в этом районе какие-либо поселения, так как эта территория становилась для них буферной зоной , а земли между рекой Удой и Большим Хинганом вообще оставались не разграниченными.

Россия уступала Албазин и земли по левую сторону Амура. Граница была проведена по ближайшему к Амуру хребту, идущему параллельно реке, а земли к востоку от реки Зеи в, районе Уди, оставались без разграничения. Таким образом, согласно Нерчинскому трактату, граница между Россией и Китаем четко так и не была определена, кроме участка по реке Аргунь, так как названия рек и гор, служивших географическими ориентирами к северу от Амура, не были точны, не были идентичны в русском, латинском и маньчжурском экземплярах договора. А размежевание земель близ побережья Охотского моря откладывалось. Поэтому Цинское правительство фактического контроля над отошедшей к нему территории не осуществляло, но условия договора соблюдало, до конца 18 века маньчжурских поселенцев в Приамурье не было. Это была вынужденная и временная территориальная уступка, граница была установлена лишь ориентировочно и, в дальнейшем, явно предусматривалась борьба за ее пересмотр в пользу России.

Нерчинский договор, и в частности его территориальные статьи, был подписан в ненормальной обстановке под угрозой физического уничтожения русской делегации и сопровождавшего ее отряда огромными превосходящими силами маньчжуров. Невозможно было в данный период отстоять поселения на Амуре из за неравенства воинских сил. Ввиду этого, договор следует считать насильственным, то есть заключенным под угрозой применения силы. К тому же историки утверждают, что Нерчинский договор как правовой документ абсолютно несовершенен.

По возвращению в Москву Ф.А.Головин едва не подвергся наказанию, однако впоследствии он был щедро награжден и пожалован сибирским наместником.

В последующие века Китаю прийдётся ещё не раз насладится радостью взаимоотношений с «просвящёнными» европейскими державами, и горько пожалеть, что когда то легкомысленно отвергнули Россию.

Как должны выглядеть «юридические гарантии»?
  • pretty
  • Сегодня 06:30
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАЕдинственное, чего я не понимаю в требованиях России – это некие «юридические гарантии». Гарантии безопасности, невступления, нерасширения.... Что это вообще такое?Как должны выг...

"Задолбал ваш джинглбелз!": Русские ответили на вой из США из-за ролика про Санту. Мы ещё и продолжение снимем

На вой из США из-за ролика про "последний полёт Санты над Россией" ответили русские. "Задолбал ваш джинглбелз! - негодуют люди и обещают: - Мы ещё и продолжение снимем".Напомним, что ви...

И опять будем каяться и платить?

Виктор АнисимовКогда хохлы в 2001 году грохнули над Чёрным морем наш пассажирский авиалайнер, украина не принесла извинений, компенсации родственникам погибших пассажиров тоже не были в...