Тысячелетняя война. (ЧастьVI). История военных нашествий на Русь. Русь и Степь. Половцы.

4 7007

Так сложилось, что древняя история России неразрывно связана с миром тюркских племён, ставших её соседями с момента образования Киевской Руси. «Поле половецкое» и его обитатели были столь же неотъемлемой частью древнерусского представления о мире, как и могучий южный сосед, Византия.

Кыпчаки, это феноменальное явление в истории суперконтинента Евразия первой половины II тысячелетия нашей эры. К началу XIII века они являли собой реальность одновременно как у Алтая, так и на берегах нижнего Дуная. И естественно, на всем громадном пространстве между этими двумя географическими регионами. Здесь они в ту пору снискали такую же славу, какую к концу одиннадцатого века имели сельджуки на всем мусульманском Востоке от Самарканда до Алеппо. А ныне название «кыпчаки» мало кому известно.

После победы уйгуров в 744 году, тюрки и их союзники были вытеснены из Отюкенской страны. Теперь северной и западной границами Уйгурского каганата стали Саяны и Алтай. С того периода времени предки половцев кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских источниках под именем сеяньто. Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным, в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. По своим размерам небольшого племемя кочевников находящиеся на начальном этапе разложения родового строя, мимоходом упомянутого в китайской хронике, в начале второго тысячелетия превратились в сильное, дееспособное и многочисленное «государство», с политическим влиянием и военным потенциалом которого приходилось считаться не только дряхлеющей Византии, но и могущественной Руси. В VII веке кимаки кочевали на землях севернее Алтая, в Прииртышье и входили в состав Западнотюркского и частично Уйгурского каганатов. С гибелью последних выкристаллизовалось ядро кимакского племенного союза, возглавляемое шадом.

Первые сведения о «кыпчаках» восходят к 40 годам VIII века, когда в среднеазиатском регионе окончательно распался Тюркский каганат, разгромленный китайцами в 630 году и не устоявшим перед восстанием подвластных ему племён. Победители, среди которых первенствующую роль играли уйгуры, дали побежденным тюркам презрительное прозвище «кыпчаки», означавшее по тюркски что то вроде «беглецы», «изгои», «неудачники», «злосчастные», «злополучные», «никчемные». Спасаясь от преследования жестоких и беспощадных победителей, они изменили племенное название сары на кипчаки и откочевали в верховья Иртыша и в Восточно-казахстанские степи.

Главенствующее племя кимаков расселилось в основной массе по берегам Иртыша. Кыпчаки, отступив на юг Западной Сибири, оказались в соседстве с кимаками, вместе с которыми, после гибели Уйгурского каганата, павшего около 840 года под ударами енисейских киргизов, создали Кимакский каганат. Кимакский союз был крепким государственным образованием и кипчаки, занимали там отдельную территорию, расположенную западнее, примерно в юго-восточной части Южного Урала.

Так сложился союз племен, во главе которого встали кимаки. Кипчаки же занимали особое положение в этом союзе и входят в состав господствующей верхушки, имея при этом свою территорию кочевания западнее остальных племен, в юго-восточной части Южного Урала. Политический центр каганата находился в восточной части, ближе к Иртышу в городе Имакия. В это же время происходит процесс оседания кочевников на землю. Происходит развитие фундаментального строительства, земледелия и ремесел. Но опять же этот процесс был характерен для восточных районов каганата, а на западе, где кочевали кипчаки этот процесс не получил сколько-нибудь широкого развития.

Экономическое развитие племен и орд кимакского государства, раскинувшего свои поселения и кочевья по тысячекилометровой степи, от Иртыша до Каспия, от тайги до казахстанских полупустынь, было различно. Объясняется это прежде всего разницей климатических и природных условий. Природные условия кипчакских степей способствовали процветанию на них развитого и хорошо организованного кочевого скотоводства. Степь была расчленена на участки с определенными маршрутами кочевий, летовками и зимниками. Здесь же и вдоль степных дорог и кочевых маршрутов воздвигались кипчаками святилища предков с каменными статуями, изображавшими умерших.

Кыпчаки представляли собой классический кочевой скотоводческий народ, являясь потомками сары-кыпчаков, то есть тех самых кыпчаков, издревле обитавших на Алтае. А «сары» переводится с древнетюрского как «жёлтый». На вольготных и обширных степях Приалтая они испокон веков занимались скотоводчеством. Изначально ведя круглогодичное так называемое таборное кочевание. Они круглогодично пасли здесь крупный рогатый скот, овец, и даже верблюдов, находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Но главным богатством кочевника всегда являлась лошадь, созданное природой в степной зоне, очень выносливая и неприхотливая.

Поначалу степь могла безболезненно приютить и обеспечивать всех. Однако по прошествию времени и в результате бурного демографического роста, насущной задачей для всех степняков стал переход к более рациональному ведению хозяйства, сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой. В X веке занимали территорию Северо-Западного Казахстана, гранича на Востоке с печенегами, на Юге с огузами, на Западе с хазарами.

Степь между Алтаем и Каспием всегда была полем постоянных жестоких военных столкновений между тремя кочевыми народами; гузами, печенегами и половцами, издревле обитавших на бескрайних просторах Центральной Азии. До Х века когда обильные дожди позволяли стабильно зеленеть многотравью, а в бескрайних степях силы кочевников были равны. Все грозные и непримиримые соперники прочно удерживали свои территории, дающие им приют и сносный корм, ну, а, что не хватало то добывалось оружием у соседей. К этому все привыкли и с этим все смирились. Обширные кыпчакские пастбища вплотную примыкали к приаральским землям печенегов и присырдарьинским землям огузов, и пользуясь миром, кыпчаки пасли там свой скот, периодически совершая набеги, воруя скотину.

Ситуация в степи взорвалась внезапно, но взрыв исподволь готовился с давнего времени. Всё это было результатом неблагоприятных военно-политических условий X - первой половины XI веков, возникших вследствие создания в Северном Китае и Монголии киданьской империи Ляо, в Ганьсу, тангутского государства Си Ся, в Семиречье и Восточном Туркестане, Караханидского каганата. Последний, в частности, отрезал восточных тюрок от Семиречья и Мавераннахра, торговый обмен с которыми и их периодический грабеж был для кочевников не столько приятной традицией, сколько условием их нормальной жизнедеятельности.

В 907 году Кидани смогли создать централизованное государство . Начавшиеся движение киданей на запад, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, провоцирует массовое бегство тюркских племен. Это бегство можно вполне назвать Вторым великим переселением народов. События происходившие в степях Монголии оказали существенное влияние на жизнь огромного региона, включавшего в себя Европу, Малую и Среднюю Азию, Россию.

После падения Уйгурского каганата в страну кимаков последовала новая масса переселенцы, а за ними еще, после того как усилившиеся в X веке кидани стали вытеснять восточных тюрок с их исконной территории. Степень устойчивости кочевой державы кимаков была нарушена так как она не выдержала напора новых мигрантов.

В первой половине ХI века крупная группировка тюркских племен, куны и каи, некогда входивших в племенную конфедерацию теле, вытесненная из монгольских степей киданями, продвинулась в Западную Сибирь, Северную Джунгарию и Северо-Восточное Семиречье. Потерпев поражение в войнах с караханидскими карлуками, обе группировки продвинулись далее на запад по традиционному пути центрально-азиатских миграций. Они смогли потеснить группу кимакских племен в Северо-Восточном Семиречье, нанеся мощный удар по кимакскому каганату, разъедаемой изнутри удельно-племенными раздорами и социальными противоречиями. В результате ослабления государства, племена кимаков под напором степняков двинулись в западном направлении от Среднего Прииртышья. Тем самым каи привели в движение кыпчаков, западную ветвь кимаков. Происходит движение кимакских племен в двух направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу и на юго-запад, в Северо-Восточное Семиречье.

Южные границы кипчаков соприкасались с печенегами. В X веке между кипчаками и печенегами участились военные столкновения, которые, в конце концов, привели последних к поражению. Во второй половине IХ века союз печенежских племен с центром на Сыр-Дарье потерпел поражение от военного союза кимаков и кыпчаков, что вызвало продвижение этих племен, в том числе и кимаков, далеко на запад вплоть до Приаральских степей и Каспийского моря. Большая часть печенежских племён откочевала в южнорусские степи, а оставшаяся связала свою судьбу с кипчаками.

В Х веке распространение кимаков шло в основном на юг, в сторону Туркестана. В середине Х века рубежи кимакского государства стабилизировалось. Его центр традиционно находился на Иртыше, куда вели караванные пути. Но в начале второй половины I тысячилетия название государства сменяется, на историческую арену выходят кыпчаки

Когда в Х веке глобальные климатические изменения происходящие на территории Евразийского континента, породили жестокую вековую засуху. Она поразила степную зону где издревле обитали кочевые народы, до основания разрушив традиционный уклад жизни степняков. Огузы и печененги, кочевавшие в приаральских сухих степях, пострадали от нее гораздо больше, чем половцы, жившие в предгорьях Алтая и на берегах многоводного Иртыша. Многочисленные ручьи, спадающие с гор, и полноводный Иртыш позволили им сохранять поголовье скота и коней, а это всегда было основой военной мощи кочевого собщества.

В 1036 году тангуты подчинили государство уйгуров в Ганьчжоу и окончательно закрыли для восточных тюрков, испытывавших киданьский натиск, Ганьсуйский коридор. Когда же в начале XI века в связи с изменением климата степная растительность и сосновые боры снова начали распространяться к югу и юго-западу, а нашествие киданей, выходцев из Монголии, вынудило кыпчакские племена покинуть насиженные места и двинуться из мест обитания на юг, легко ломая сопротивление изнуренных засухой гузов и печенегов.

В начале это процесс охватил окраинные земли, кимакские и кипчакские воины постепенно включались в это движение поодиночке, а иногда и целыми родами. В дальнейшем этот процесс вылился тотальную перекочевку основной массы степняков на тучные западные пастбища, в которой принимали наиболее деятельное участие прежде всего сами кипчаки.

Экспансия этих племен и родов в среднее течение Сырдарьи приводит к гибели "державы сырдарьинских ябгу", государственное образование огузских племен. Кипчаки заняли огузские земли в средней и нижней части бассейна Сырдарьи, Приаралье и Прикаспии и добрались на юге до границ древнего Хорезма.

Помимо половцев в продвижении на запад приняли участие отдельные орды каи и куны, входивших в каганат. Целью его было отнюдь не мирное переселение части кипчакского населения на новые земли, целью был захват новых пастбищ где-то в далеких западных областях.

Это означало только одно, что в Центральной Азии многовековое господство тюркских племен, создавших Тюркский, Уйгурский и Кыргызский каганаты, безвозвратно ушло в прошлое и сменилось доминированием монгольских племен.

В Центральной Азии произошли глобальные этнические и политические перегруппировки, следствием чего явилась цепь миграций, охватившая огромную территорию с Дальнего Востока до берегов Черного моря. Кипение гигантского этнического котла достигла своего апогея и многовековое господство тюркских племен, создавших Тюркский, Уйгурский и Кыргызский каганаты сменилось доминированием монгольских племен.

Сложившаяся в этот период времени в Центральной Азии военно-политическая ситуация вынудила многие тюркские племена, оказавшиеся близ границ киданьского государства, спасаться от полного уничтожения и быстро откочевать на Запад. Огромный кочевой массив кипчакских орд в первое десятилетие XI века поднялся с насиженных мест в длительный и тотальный поход, нашествие. Целью его было отнюдь не мирное переселение части кипчакского населения на новые земли, целью был захват новых пастбищ где-то в далеких западных областях. Постепенно начинается обширные движения на всем степном пространстве Евразии, в это движение включаются и кипчаки, а также некоторые племена кимаков, они двигаются по «принципу снежного кома». Но этот спасительный путь на юг им преградила пустыня Бетпак-Дала и Караханидские карлуки, создатели сильнейшей тюркской военной державы.

Эта новая мусульманская держава, с её стремлением навязать свою власть и свою идеологию, отрезала бредущие по степным просторам Азии кочевые племена от богатых городов и селений Семиречья и Восточного Туркестана, поставила под свой контроль часть привычных кочевий.

Они то и стали для бесстрашных тюрков не преодолимым заслоном на пути к оазисам Семиречья и Мавераннахра. Относительно свободным оставался только один путь на запад, через верховья Оби и Иртыша, Северную Джунгарию и Северо-Восточное Семиречье, вдоль северных границ Караханидской державы. На западе им открывалась дорога на Дон и Днепр, где были расположены почти всегда вечнозелёные злаковые степи и где обитали истощённые непрерывными войнами различные племена и народы. Племенная вражда между печенегами и торками, а также постоянные войны кочевников с Болгарией и Венгрией повели к ослаблению этих нестойких племенных союзов. Степные просторы Северного Причерноморья всегда были удобны для развития скотоводства. Поэтому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники.

Узнавая о приближении такой массы мигрантов, сметавших и уничтожавших всё на своём пути, кочевники в спешке бежали прочь, не успевшие откочевать вовлекались в движение, или уничтожались. Их переселение шло по двум направлениям: южном, на Сырдарью, к северным границам Хорезма, и западном, в Поволжье. В первом миграционном потоке преобладал кыпчаки, во втором, кимаки.

Кыпчаки были частью очередной волны кочевников-тюрок, двинувшихся на запад из Центральной и Средней Азии. Их южные сородичи, огузы, в это время создавали огромную Сельджукскую державу на землях Малой Азии, Ирана, юга Средней Азии и части Закавказья.

С приходом большой массы кыпчаков в Приуралье обитавшие здесь племена башкир стремясь противостоять растущему натиску кипчакских племен, на рубеже IX-X веков объединились в военный союз с печенегами. На стороне кипчаков выступили огузы. О жестокой борьбе кочевников за земли Приаралья сообщают Константин Багрянородный и ал-Масуди. Большая часть печенегов и башкир после поражения в этой борьбе откочевала далее на запад и северо-запад. Оставшиеся, наиболее бедные слои печенежских племён вошли в состав коллективов победителей, завершая их этническую консолидацию. В состав огузов и кипчаков вошли и башкиры, но в меньшем количестве, большая их часть удалилась на Средний и Южный Урал.

После разгрома в конце Х веке Хазарии достойных противников там не было. Правда на пути лежала Волга, но зимой через нее можно было стадо слонов переправлять, и переправили, не слонов, естественно, а огромные табуны лошадей, бесчисленные отары овец, кибитки и юрты, нехитрый домашний скарб, короче, все, что, имели.

Возглавившим вторжение в южнорусские степи кыпчаками ушедшие ранее за Волгу печенеги и огузы оказать серьезного сопротивления не могли, и уже в 70 годах ХI века последние установили полную гегемонию от Волги до Дуная. Соответственно названия Дешт-и-Кыпчак, которое первоначально означало «Степь от Иртыша до Волги», распространилось и на эту часть Великой Степи. А пришедшие туда кочевники получили от русичей имя половцы, все, независимо от принадлежности к тому или иному племени, половцы, это было название не одного конкретного этноса, а общее название всех этносов кыпчакского суперэтноса, которые обитали западнее Волги.

После захвата огузских земель кыпчакские ханы значительно усилились и сделались первенствующими по силе и мощи на территории расселения кимако-кыпчакских племен. Сами кимаки в ходе этих событий не только потеряли политическую гегемонию, но и оказались в зависимости от кыпчаков.

В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен. Две из которых подонская и днепровская стали кочевать в Северном Причерноморье, в непосредственной близости от лесостепных границ Киевской Руси.

Степь от Волги до Алтая, получившая в сочинениях восточных авторов наименование Дешт-и Кипчак, теперь населялась многочисленными племенами кочевников, названных кыпчаками. Западнее же Итиля в то время господствовали в степи печенеги, изгнавшие из Северного Причерноморья мадьяр и подчинившие отдельные группы прежних обитателей степи, аланов и булгар, кое-где в Крыму и хазар.

Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь.

Со временем причерноморские степи стали «Полем половецким» по сведениям русских летописей, а в начале XIV века персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков. В XII веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.

В 1055 году до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. Перед многочисленными ордами, возглавленными половцами, расстилались необъятные пастбища, богатейшие охотничьи угодья, богатые государства, с которых в случае удачного похода или набега можно было сорвать большой откуп, угнать рабов, награбить добычу. Всё это вселяло в пришедших большие и очень оптимистические надежды.

Захват южнорусских степей начался с самого плодородного, самого богатого пастбищами, необходимыми для круглогодичного выпаса коней и крупного рогатого скота, района с Подоньяи приазовских степей. Эти же плодородные земли освоили в начале своего движения печенеги. Хотя их же в VIII веке в первую очередь заняли кочевые орды болгар, вытесненные из Восточного Приазовья хазарами.

К XI веку здесь по прежнему на берегах рек донского бассейна и Приазовья обитали остатки древнеболгарского полуоседлого, незначительно численного, но устойчивого культурно населения, несмотря на тяжело пережитое им печенежское нашествие. Кроме того, в верховьях Северского Донца, в глухих, малодоступных для кочевой конницы местах обитали еще прежние хозяева лесостепной окраины Хазарского каганата, аланы.

В дальнейшем они безусловно и стали первым компонентом, влившимся в половецкую этническую общность и в какой-то степени повлиявшим на изменение физического облика кипчаков. Очень большую роль в сложении половецкой общности сыграли остатки печенежских и огузских орд. В Причерноморских степях появился в новый племенной союз кочевников. Он формировался по тем же законам, как и все остальные кочевые этносы и народы древности и средневековья, как несколько столетий назад формировались здесь же в восточноевропейских просторах древние болгары, хазары, венгры. Половцы-кыпчаки стали тем мощным ядром, вокруг которого объединились все разрозненные и разбросанные по степи орды печенегов, огузов, а частично и остатки болгарского и аланского населения.

К концу XI века процесс сплочения разрозненных половецких орд, кочевавших на Донце и в Приазовье, закончился. Земли были строго распределены между несколькими ордами. Каждая из них владела большим участком земли, протянувшимся в меридиональном направлении, от Донца к Азовскому, морю. Хотя государственности у степняков не было никогда.

Половцы приходили не на пустое место. Первым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазарский каганат, болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность.

И так, начало массового переселения можно датировать годом 1029 годом, а закончилось оно в 1055 году, во время встречи на южной границе Руси князя Всеволода с половцами хана Болуша. Хотя возможно, что это был один из первых отрядов переселенцев, и что миграция ещё не завершилась.

Неизвестен точный маршрут следования племён. Известно, что путь их начался с Монгольского Алтая, шёл через Джунгарию и Семиречье, далее продолжался по территории, которая с 1030 года стала известна в восточных источниках как Дешт-и Кипчак, затем мигранты переправились через Волгу и продолжили движение дальше на запад.

В сравнении с ранними государствами степи и лесостепи конца I тысячелетия нашей эры, новая волна тюркских кочевников Заволжья стояла на значительно более низкой стадии развития общественных отношений. Половцы же в XII века находились на начальной стадии разложения первобытнообщинных отношений, которое шло в данном случае по пути разложения позднеродовой общины

Утвердившись на новой родине, пришлые племена перестали враждовать между собою, превратившись в естественных в новых условиях союзников . Наступившая безопасность, обилие корма для скота способствовали расселению крупных племён по их составным частям, родам и подродам. Хотя и перемешались со временем на просторах Северного Причерноморья, бывшие враги, в новых условиях ставшие союзниками, но путь их в дальнейшем разделился. Кыпчаки прошли по северной части причерноморских степей и стали известны на Руси под названием «половцы». Куманы, по южной, а куны проследовали между ними, первыми достигнув границ Венгрии.

С течением времени сложившиеся родоплеменное образование, чье оформление в особую этническую группу, наметившееся во второй половине XII–начале XIII века, было прервано нашествием монголов. После чего кыпчакские племена обитавшие на громадных просторах «Дикого Поля» послужили этническим субстратом для формирования ряда народов благополучно существующих и в наше время на территории Восточной Европы, Северного Кавказа, Средней Азии и Западной Сибири: татар, башкир, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, казахов, киргизов, туркмен, узбеков, алтайцев.

Судя по письменных и археологических источников о перемещении большого числа половцев в конце XI и в начале XII века на Северный Кавказ, о чём косвенно свидетельствует падение древнерусского Тмутараканского княжества. Наконец, грузинские летописи прямо сообщают о появлении на Северном Кавказе племенного объединения хана Атрака в 1106 году и о переходе его орды, численностью около 250 тысяч человек, в Грузию в 1118 году.

В начале XII века в составе половцев преобладали 40-тысячные орды, а орд было не менее 12–15, поэтому численность всех пришедших племён перемерено составляет 500–600 тысяч человек. Они были способны выставить не напрягаясь высоко мобильную армию численность в 60 тысяч человек конных воинов.

Кочевники засушливых центральноазиатских степей с их ограниченным объёмом фитомассы, придя в богатые травостоем степи Юго-Восточной Европы, получили возможность стать ещё более сильными и богатыми, перейти от простого к расширенному демографическому воспроизводству и уже через 40 лет к началу XIII века численность их утроилось и составило примерно 900 тысяч человек.

Возросшая в конце XI-начале XII века численность пришельцев, автоматически отразившаяся на увеличение численности воинов, в свою очередь отразилась на активизации половецких набегов, в том числе и на Русь, на заселении ими степей Северного Кавказа. Всё это в совокупности со временем повлекло активное появление новых половецких родовых и племенных образований, которые были зафиксированы в древнерусских летописных источниках.

Своей численностью половцы и куманы настолько превосходили печенегов и торков вместе взятых, что позволило им изгнать их из причерноморских степей и, хотя из-за своей политической раздробленности в не далёком будущем они не сумели отразить монголо-татарское нашествие, составили вместе с кыпчаками этническую основу населения, особенно кочевого, Золотой Орды.

Осваивая новые места на благодатных просторах Северного Кавказа и Северного Причерноморья, азиатские пришельцы застали здесь прежнее кочевое население, состоящие из печенегов, торков, о отдельных группы булгар и алан, а так же оседлое, это аланы и славяне. Основная масса этих кочевых племён спасаясь от разгрома и уничтожения откочевала на запад, к границам Венгрии и Византии. Уцелевшие оседлые жители долины многих рек, в частности бассейна Дона, подчинилась новым господам степи.

Много большую роль в сложении половецкой общности сыграли остатки печенежских и гузских орд. Печенеги и торки, оказавшиеся под властью половцев в 1116 году. подняли под русской крепостью Белая Вежа восстание и, потерпев поражение, бежали на Русь, в 1117 году ушли на Русь и жители Саркела. В 1111 и 1116 годах русские князья в походе на донецких половцев заняли их «городки» Шарукань, Балин и Сугров, жители которых, в частности Шаруканя, оказались ясами, к тому же исповедовавшими христианство.

Половецкий удар по бывшим хозяевам степей был так силен, что часть их бежала к границам Византии и сопредельных западноевропейских государств, а часть обратилась за покровительством к своим бывшим врагам, русским. Окончательно разбив печенегов в 1116 году, половцы поселились в Юго-Восточном Крыму. Византийская империя, не имея сил и возможности эффективно оборонять свои владения на полуострове, старалась поддерживать с ними добрососедские отношения, задобренные большим количеством золота. Политические переговоры между кипчаками и властями империи осуществлялись в основном через посредничество Херсонеса. Половецкой столицей Крыма стала Сугдея, где обитало много древнерусских купцов.

В центре крымских владений кипчаков пересекались экономические интересы купцов чуть ли не со всего мира. Согласно данным древних документальных источников, туда привозились заморские ткани, одежда, украшения, оружие, специи, финики и ладан, а взамен иностранцы получали невольников, в том числе молодых девушек, меха и другую разнообразную местную продукцию. Половцы наживались за счет товарооборота с Китаем, Индией, Сирией, Египтом, Западной Европой. На Руси выходцев из Сугдеи называли сурожскими купцами. Судак был городом, через который к славянам попадали ткани иностранного производства и редкие пряности. Киевская Русь, торгуя через этот уголок Крыма, сбывала на Запад свои товары, меха и кожу, мед и воск, зерно

Военная мощь кочевников позволяла грекам долгое время сдерживать экспансию здесь русских. С местными жителями Крыма половцы не воевали. Кипчаки обитали на равнине и не стремились попасть в горную часть полуострова. Вместе с тем другие народности вынуждены были платить им регулярную дань. Благодаря уникальному климату и богатой фауне половцев в Крыму постепенно росла. В средине XII века их было достаточно много. На правах полнокровных хозяев половцы хозяйствовали в крымских степях до XIII века.

Экономической основой существования было экстенсивное животноводство. Так как для поддержания жизнедеятельности степняков наиболее ценными были овцы и особенно кони, незаменимые для перекочёвок и войны. Главным источником пропитания, а также экономической и хозяйственной деятельности кочевников в Причерноморье и Северном Кавказе, также как и в Азии было кочевое скотоводство. К концу XI века половцы перешли от круглогодичного, таборного кочевания к сезонному, с оседанием на зиму в специально устроенных жилищах в так называемых Вежах, на территории в наибольшей степени удобной для прокормления скота и зимовки людей. В отличие от сухих степей Казахстана, где в средние века и позже господствовал меридианный тип кочевания, летом на севере, зимою на юге, у половцев направление сезонных перекочёвок не было столь постоянным и одинаковым для всех племён. Обилие травы и сравнительно небольшое количество скота сократили протяжённость перекочёвок, однако по мере его роста стала возникать необходимость расширять площадь пастбищ. То есть каждое племя было привязано к своим кочевьям и блюло прежде всего собственные интересы.

Зимние стоянки этих кочевых орд находились на берегу моря. Поскольку половцы на зиму не запасали сена, то они вынуждены были регулировать свои перекочевки так, чтобы зимой стоять в удобных местах, где скот мог легко из-под снега добывать сухую траву. У моря и по долинам многочисленных рек и речушек, естественных «хранилищ сена», корма было много. Весной, после рыбной путины, после отела и окота коров и овец, начиналось медленное движение вверх по рекам к донецким низинам, также полным высококачественной травы, где на летние месяцы половцы останавливались на определенных стойбищах-летниках, а затем по тому же маршруту, выпасая скот на уже вновь подросшей к осени траве, они спускались к зимовищам. Не только каждая орда, но и входившие в нее более мелкие роды наделялись ханом участками земли, обязательно включавшими в себя зимник, летник и маршрут кочевки между ними. В орду входило много родов, причём они могли принадлежать нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков. Ханами были, главы орд, но одновременно каждый хан был и главой рода, хан кочевал в рамках принятого в степях общественно-экономического членения.

Кочевое жилище половцев в древнерусских источниках – «вежа», а по половецки «терме» имело остов из цилиндрических плетёных из веток стен, над которыми находилась коническая крыша из жердей, завершающаяся дымовым кругом со сферическим перекрытием из согнутых планок.

Наверху жилище, поставленное на повозку, подчас завершалось дымоходом в виде длинных и узких рукавов, направленных назад по ходу движения. Остов покрывался войлоком летом в один ряд, в холодные зимы, двумя и более. Иногда, на зимовках строились примитивные землянки или использовались оставленные постройки. Продукты земледелия половцы получали от покорённых ими ясов, брали в многочисленных набегах на русские поселения, или в торговле. Не зря основная масса набегов степняков приходилась на осень, когда осёдлое население Руси собирала урожай.

У них имелись в большом количестве великолепные лошади, а у богатых людей их было бесчисленное множество. Степняки были великолепными мастерами по изготовлению изделий из кожи и металла. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники, каменные статуи. Большое количество зверья на территории их кочевий позволяло очень охотно степнякам охотится. Большую роль в жизни кочевников играла охота. Ремесло было развито очень слабо, так как повсеместно господствовало натуральное хозяйство.

Но были и отдельные виды ремесла, например, изготовители луков, стрел и копий, рудокопы и кузнецы. Отдельным видом половецкого ремесла можно считать массовое производство каменных баб. В целой сети мастерских их тысячами делали талантливые каменотесы и скульпторы, которые умели повторить малейшие детали внешности своих моделей, даже их одеяния.

Погребения тюрков очень сходны на всей территории их расселения, отличаясь лишь деталями. Их курганы представляют собой небольшие земляные или каменные насыпи. Погребения производили в грунтовой яме, иногда в подбое, иногда в деревянном ящике. В инвентаре погребения были найдены принадлежности конной сбруи, оружие, посуда, кости домашних животных, в погребениях женщин, ножницы, шила, украшения, зеркала. Особенностью древних тюрок, сиров, кимаков и кыпчаков были погребения с конем, кроме того, на курганах ставились каменные антропоморфные статуи в сидячем или стоячем положении, мужские и женские, лицом на восток.

В XI веке половцы находились на стадии разложения первобытного строя. Следует также отметить, что роды составляющие кипчакский этнический массив, уже не представляли собой близкий союз кровно-родственных объединений. Вследствие развивающихся классовых антагонистических отношений роды постепенно утрачивали своё первоначальное значение как объединения кровных родственников.

У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли султаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом. У половцев существовало право кровной мести. Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. К XII веку у них начинают выделяться ремесленные специальности, кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек.

В XII веке в половецкой земле появились города с многонациональным населением, состоящих из кипчаков, аланов, булгар, руссов. Известны половецкие городки: Шарукань, Балин, Осенев, Чешлюев, Сугров. На границах русских княжеств возникали городки со смешанным в этническом отношении населением, например, в Черниговском княжестве в 1159 году упоминаются несколько небольших городков, населённых русскими и половцами, Моровиеск, Любеск, Оргощь, окружённые пашнями. Основным занятием кипчаков на протяжение полутора столетий было кочевое скотоводство, некоторую роль в ведение хозяйством охота и рыболовство. небольшая часть половцев непосредственно проживавших у границ с осёдлыми племенами, постепенно переходило к осёдлому образу жизни.

Большим влиянием среди простых половцев пользовалась племенная знать и сам половецкий хан. Они имели в своём распоряжении многотысячные военные отряды. Во второй половине XI века у степняков большие племенные объединения государственного характера во главе с единым ханом. Ханы уже имели под своим началом высоко мобильное мощное войско численностью до 40 тысяч человек. Они реально представляли для соседних осёдлых племён серьёзную опаснсть.

Наверху социальной лестнице ниже хана стояли беки, ещё ниже были свободные общинники, ещё ниже, зависимые люди, невольники. Рабство было патриархальным. Главным источником пополнения рабов были многочисленные набеги, межплеменные войны. В неволю обычно увозили женщин, девушек, иногда мальчиков и юношей, намного реже, взрослых мужчин, особенно воинов.

Стремление кыпчаков захватить в плен, прежде всего, девушек и женщин явно указывает на преобладание в кыпчакском обществе домашнего рабства, они чаще оставались в пределах племени, их захвативших, в то время как юноши и немногочисленные мужчины из мирных жителей продавались или выпускались за выкуп, обычно знатные пленники. Рабы и рабыни выполняли самую тяжелую и грязную работу а красивые невольницы становились наложницами хозяина .

С середины XI века кипчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья печенегов. На реке Сунже утвердилась ставка половецких ханов. В Дагестане поселились дербентские кипчаки. Основная масса кочевий кипчаков была в XII веке сосредоточена на левом берегу Днепра, по берегам Сиваша, на Донце и его притоках. Северная граница их почти вплотную подходила к территории Руси, южная шла по берегу Азовского моря.

Донецкий союз кочевых племён кочевали от Северского Донца и Медведицы, где были зимовки, до Днепра у границ Киевского и Переяславльского княжеств .

Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. Во второй половине XI века родовой строй у Половцев находился в стадии крушения и был на грани родоплеменным и классовым обществом. Половецкий народ жил уже в системе перехода к феодализму, несмотря на дремучие пережитки родо племенных отношений.

Организация набегов на Русь и более далеких походов на Византию и Болгарию требовала постоянных военных союзов ханов отдельных орд между собой. Таким образом, именно стремление к умножению своего воинского потенциала привело к образованию союзов орд — первых крупных степных объединений. Они фактически не имели никаких государственных учреждений. Тем не менее хан, выбранный главой такого объединения на съезде аристократии, обладал, видимо, очень большой властью, В основном эта власть заключалась в абсолютизации его права вести внешнюю политику союза: заключать мир, но главное, конечно, организовывать грабительские походы.

Военная организация половцев, не смотря на отсутствие государственной единства была была достаточно сплочённой и сильной и опиралась на многовековой опыт кочевых народов. Он в свою очередь основывался на согласованном действие больших масс кавалерии. Проявление упорства и храбрости для осуществления поставленных пред кочевниками боевых задач.

Половцы обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками. Охота для них была не только как средство получения продуктов жизнеобеспечения, но и активная тренировка подрастающего молодняка так и усовершенствование боевого искусства, отработки любимых тактических приёмов, окружения и засады.

Хотя основными занятиями половцев были скотоводство и торговля, но и набеги на сопредельные территории рассматривались половцами как важное военно-хозяйственное мероприятие. В набег выступало все население со своими стадами, кибитками, полными детей и женщин, с огромным количеством всадников-мужчин всех возрастов и молодых женщин. Типичной для степняков была и социальная структура половецких орд: к числу свободных относились безлошадные, рядовые воины, лучники, аристократия; многие половцы имели и значительное количество рабов «колодников» из военнопленных. Своих соотечественников половцы никогда не порабощали. Оседая на прежде заселенных территориях, кочевники, использовали древние укрепления, лишь немного обустраивая их.

Из половцев и на Руси было много людей, хорошо знавших язык другого народа. Матери и няньки русских княжат и боярских детей нередко были половчанками. Они пели детям половецкие песни, говорили с ним на родном языке. Ребята вырастали двуязычными. То же было и с простыми людьми во всех приграничных со степью княжествах. В половецких кочевьях жили тысячи русичей: жены, служанки, рабы, пленные воины. Наконец, к середине XII века появилось много поселков русских «бродников», безусловно, также бывших двуязычными.

Так исторически сложилось, что становление и дальнейшее развитие Киевской Руси как государства, формирование древнерусской народности проходило в жёстких и весьма тяжёлых условиях постоянного противостояния и взаимодействия с многочисленными кочевниками Восточной Европы, обитавших на необъятных просторах «Дикого Поля» в конце IX- начале XIII века.

Но в тоже время, кочевая периферия играла важную роль в исторических процессах того времени. И дело не только в том, что борьба с степняками в целом укрепляла социальные и политические связи в Древнерусском государстве, несмотря на частое использование кочевых наемников в княжеских усобицах. Жители Древней Руси контактировали с ними на уровне торгового обмена, в приграничных районах существовало множество совместных поселений.

Под влиянием славян-земледельцев проживавших на плодородных землях лесостепной зоны Северного Причерноморья происходило постепенное оседание кочевых племен, которое подчас заканчивалось ассимиляцией. Становясь частью древнерусской народности, кочевники привносили не только антропологический тип, но некоторые культурные традиции и обычаи. Собственно беспрерывная миграция в степях Восточной Европы, этнические и социально-политические процессы в кочевых сообществах являются не менее важными для понимания истории развития Древнерусского государства, чем военные столкновения.

В 1050 году на южных границах Руси русскими «сторожами» замечены новые в этих местах кочевые группы, торки, уже известные на Руси по совместному походу на волжских булгар в 985 года, но тогда они кочевали за Волгой. Появление новых племен на границе обеспокоило переяславльского князя Всеволода Ярославича. Узнав, что торки обосновались близ русского городка Воин и занимаются грабежом пограничных сёл, князь в 1055 году организовал на них поход. Разгромив и отогнав в степь торков, он там встретил людей неизвестного досель на Руси народа. По виду они были светлоглазые и светловолосые и называли себя Сары «жёлтые». Но русские, не когда не именовавших другие народы по цвету, в этот раз дали им имя половцы, от слова «полова».

Заключив с их предводителем, ханом Болушем мир, русский князь захотел поближе познакомиться с новыми пришельцами и, прежде всего, узнать кто они, какого роду-племени. По какой причине пришли в степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Но кочевники не пошли на контакты и вскоре растворились в мареве бескрайней степи. Тогда никто даже и не посмел и подумать о той колоссальной беде которая надвигается с Востока на славян и сколько бед и рек слёз и русской крови прольётся на земь от их деятельности.

Заключив мирный договор с половцами Всеволодом Ярославичем,расчитывал на тесный союз с ними, так как у них был общий враг, торки. Но после победы над торками союзники поссорились, и в 1061 года половецкий князь Искал разбил Всеволода. Надо полагать, что обе стороны рассматривали конфликт как пограничную стычку, но тем не менее степные дороги стали небезопасны, сообщение Тьмутаракани с Русью затруднилось, и это повлекло за собой ряд важных событий.

Мир оседлой, городовой Руси и мир степняков были совершенно различны и противоборствующими. И дело было даже в не пресловутой вражде «леса и степи». По всей видимости, между лесной Русью и Великой степью существовали очень широкие военно-политические, этнические и культурные связи. Дело, скорее, в формах жизни и представлениях степняков. Для многочисленных половецких удальцов, набеги на Русь были способом проявить себя, получить почет и уважение, богатства. Военные походы, естественная военно-хозяйственная традиция всех кочевых народов. И степняки-половцы, конечно, не были исключением. Захват южнорусских степей начался с самого плодородного, самого богатого пастбищами, необходимыми для выпаса коней и крупного рогатого скота, района, с донецких, нижнедонских и приазовских степей.

Причерноморские степи заполонили половцы, враг более опасный, многочисленный и упорный, чем побеждённые печенеги и торки. С приходом половцев все пограничные со степью княжества, Киевское, Переяславское, Новгород-Северское, Черниговское, Рязанское, стали объектами бесчисленных набегов кочевников.

Утрата под ударами половцев плодородных земель на юге имела тяжелые экономические последствия для Руси. Большая масса земледельцев, была вынужденные переселиться с черноземных просторов степной или лесостепной зоны на нечернозёмные земли Северо-Восточной Руси. В тяжелейших условиях они вынуждены были отвоевывать у дремучих и непроходимых лесов каждый клочок пахотной земли ценой неимоверных усилий. Скольких сил народных, сколько пота, скольких жертв и лишений стоило сельскохозяйственное освоение бескрайних лесов и болот в междуречье Оки и Волги. Но здесь был один большой плюс, они были живы.

Путин отвел Россию от края пропасти!

Российский лидер сделал важные заявления в программе "Итоги года с Владимиром Путиным", пишет dikGAZETE. Президент России также достойно ответил на провокационный вопрос британского журналис...

Америкой четыре последних года управлял «тайный орден»: на Западе обнародовали скандальную правду

Скандальную публикацию насчет уходящего президента США Джо Байдена выпустила The Wall Street Journal. Со ссылкой на многочисленных собеседников в его окружении издание делает вывод: четыре года Ам...

Россия не только остается в Сирии — действует против США. Американский ракетный эсминец заблокирован около базы РФ Тартус

Замглавы Пентагона Мелисса Далтон заявила о случае, который она называет вопиющим. ВС РФ в Сирии — база Тартус — заблокировали ракетный эсминец США «Росс». По ее словам, недопустимо жестко. ...

Обсудить