Тысячелетняя война. (Часть XIX). История военных нашествий на Русь. Русь и Степь. Начало освободительной борьбы.

9 6715

XIII век был очень непростой периодом в русской истории. На Западе все чаще приходилось иметь дело с католическими агрессорами, жаждущими поработить Русские земли и обратить русский народ в латинскую веру. Кроме того, западные рубежи стали беспокоить расплодившиеся и вечно голодные язычники-литовцы. А на востоке появились кровожадные и беспощадные монголы, сметающие всё на своём пути. Русским князьям в этих непростых условиях приходилось решать весьма непростую задачу, как приспосабливаться к новым геополитическим условиям, сохранить государство, православную веру и уберечь от гибели народ. Но увы, у них не хватило мудрости и терпения. Они не смогли усмирить свою спесь и злобу и увидеть ту страшную угрозу для всей Руси которую несли жестокие завоеватели как с Запада так и с Востока.

Пришедшие на Русь монголы разорив княжества Среднего Поднепровья, в декабре 1240 года взяли Киев. Они сожгли столицу Древней Руси, уничтожив его жителей, а затем огненным вихрем пронеслись по Галицкой земли, ворвались в Польшу, Венгрию и Чехию. Не сумев здесь закрепиться, они в 1242 году обратились назад, еще раз подвергнув огню и мечу Юго-Западную Русь.

Уже в 1246 году в Киеве не было русского князя, а киевский регион,часть черниговского региона и Подолия, находились под непосредственным контролем монголов. Монгольская армия под командованием Куремсы располагалась в районе Днепра к югу от Киева. Сохранилось лишь Галицко-Волынское княжество, формально имевшее независимость от власти азиатских поработителей.

После монголо-татарского нашествия княжества Южной Руси стали пустынею. Коренное население Киевщины было смыто или уничтожено монголо-татарами в XIII веке, позднее из Прикарпатья пришло на обезлюдевшие земли население, говорившее на ином диалекте.

Южные и юго-восточные русские области особенно страдали от нападений бродячих шаек татар, сопровождавшихся грабежом, пожарами, пленением беззащитных людей. Обнищавшие и запуганные русские люди лишённые защиты вынуждены были покидать южные земли и идти в холопы к богатым людям. Селились они и в княжеских вотчинах, но особенно охотно, на монастырских землях. А монастырям земледельцы были нужны: рабочих рук для обработки земли не хватало. Возле монастырей появлялись и посёлки, где люди занимались не только земледелием, но и ремеслом, торговлей. Здесь они находили хоть какую то охрану от татарского насилия.

Нашествие Батыя изменило все. Пришел конец участию народа в политической жизни. Уничтожение городов с их богатыми традициями самоуправления, массовые убийства их жителей, которые могли помнить эти традиции, привели к полному отмиранию традиций вече как формы волеизъявления народа, как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси. Разрушенные и сожённые города восстанавливали князья, и именно князья устанавливали теперь в них правила. Изгнание князя, получившего ярлык от хана на владение городом, не только стало просто немыслимо, но и смертельно опасно. Это грозило опустошительным карательным походом татар, влекущим за собой громадные жертвы среди населения и тотальное разрушение.

В ходе татарского нашествия было уничтожено большинство русских дружинников. Новые же дружинники, пришедшие служить князьям теперь были уже совершенно зависимы от князей и лишены каких-либо представлений о прежних взаимоотношениях князя и дружины. Таким образом, какие-либо механизмы ограничения власти русских князей были окончательно сломлены.

Кардинально изменились отношения между удельными князьями, так как каждый из князей был занят восстановлением своей «отчизны», а о братьях теперь даже и не вспоминал. Да и какой смысл был вспоминать о былом единстве, избрании великого князя, когда бывшая столица, Киев лежала в развалинах, окружённая бродячими шайками монгол, править в ней никто уже не хотел. Теперь уже не было смысла говорить о распределении когда то столь желанных уделов, когда князья получали ярлыки на княжение из рук своего господина, монгольского хана. Именно в эпоху ордынского ига Древнерусское государство окончательно распалась и исчезло навсегда. А единственное, что теперь ещё объединяло русских князей, стала позорная общая зависимость от Золотой Орды.

Что касается Руси, перед Бату-ханом стояли две главные проблемы, это навязать русским князьям покорность его воле и организовать сбор дани и налогов. Монголы прекрасно понимали ту угрозу которая исходила от каких либо идей направленных на объединение русских земель под единым началом и теперь всеми силами препятствовали объединению Руси. Они грубо и по своему усмотрению перекраивали политическую карту Руси, мешали усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями за ханский ярлык на княжение. Теперь всех их теперь объединял только общий страх перед новым нашествием кровожадных монголо-татар.

Этот дикий животный ужас, подавленное состояние духа у народа, эта потеря гордости наблюдалась в Китае, в Средней Азии, в Иране, на Кавказе, и в Восточной Европе. Русь не была исключение в этом списке несчастных. Неслыханные зверства азиатских завоевателей на этих территориях породили у людей и богословов убеждение в том, что эти завоеватели являются сыновьями дьявола и вышли из преисподней, покарать их за грехи тяжкие. На Руси многие верили, что пережили Конец Света. Страх и рабская угодливость проникли во все слои русского общества, оказывая парализующие действие на сознание людей всех сословий. В последующем, чувство собственного достоинства потеряли не только простые люди, но и некоторые князья гнезда рюриковичей.

Со стороны Орды, в первые десятилетия владычества, не было никаких попыток изменить основное направление внешней политики Владимирского-Суздальского княжества. Интересы хана Батыя и его ближайших преемников, Сартака, Улагчи, побуждали Орду идти навстречу общерусским притязаниям владимирского князя, поддерживая последнего в его соперничестве с черниговским и галицким князьями. Эти интересы в первую очередь обусловливались опасностью, грозившей владычеству монголов с Запада, и той позицией, которую занял по отношению к Орде эти строптивые князь. В условиях ига получила неожиданное завершение старая борьба за Киев и за преобладание на русской равнине между княжеством Черниговским и великим княжеством Владимирским, продолжавшаяся со второй половины XII века.

Монголы умело применяя древнее учение «Разделяй и властвуй», всюду старались привлекать на свою сторону воевавших против них полководцев, давали им армии и направляли воевать с собственным народом. Случаи предательства часто встречались во время войны монгол с китайцами и на просторах Средней Азии. В отличие от многих правителей, русские князья, сражавшиеся с монголами в 1237-1241 годах, не желали с ними сотрудничать, предпочитая смерть предательству.

Но со временем многое изменилось. Русские князья Северо-Востока Руси первыми вынуждены были присягнуть на верность ненавистным завоевателям. Вслед за великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, с 1243 года русские князья начали ездить в Золотую Орду и кланяться хану. Увы, избежать этого было нельзя, этак как то была плата за право на жизнь.

В ставке хана Батыя, в 1246 году, был казнен могущественный черниговский князь Михаил Всеволодович, в конце концов был отравлен и открывший движение не менее могущественный князь владимирский Ярослав Всеволодович. Однако тех князей, которые охотно шли на сотрудничество и подчинялись монголам, последние поддерживали, породнились с ними, давали войска, ярлыки. Постепенно северо-восточные князья превращались в служебников монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон, это воля хана. В Орде великокняжеский Владимирский стол со временем стал предметом циничного торга, покупной ханский ярлык покрывал всяческую неправду.

Получив известия о смерти отца, сыновья Ярослава, Александр Невский и Андрей Суздальский, отправились в ставку Бату, чтобы присягнуть ему на верность. Бату-хан приказал им обоим направиться в Каракорум, для того чтобы засвидетельствовать свое почтение великому хану.

Первые попытки освободиться от власти ордынского хана начались вскоре после окончания монгольского погрома. Несмотря на тотальное уничтожение русских городов и селений, и массовую гибель населения, сумели сохранить свои военные силы многие русские города, не подвергавшиеся монгольскому погрому: Новгород, Псков, Смоленск, Витебск, Полоцк. В Южной Руси продолжал сопротивление завоевателям князь Даниил Романович Галицко-Волынский, который смог бросить вызов Монгольской империи.

В этих условиях, признав формально свою зависимость от Золотой Орды, великий князь Ярослав Всеволодович исподволь готовился к освобождению своей страны. Известно, например, что он пробовал вести переговоры о военном союзе с Западом против ордынцев. В 1246 году князю Ярославу были направлены послания римского папы, а русское посольство ездило в Лион. Возможно, слухи об антиордынских настроениях Ярослава и его переговорах с Западом и послужили причиной его гибели в ставке великого монгольского хана. В свою очередь, у князя черниговского Михаила, находившегося одно время в тесной связи с галицким князем Даниилом, выработалась, таким образом, известная общность с ним в тактике по отношению к Орде.

Хан Батый стремился уладить западнорусские проблемы по-своему. Так как правители Польши, так и Венгрии при поддержки Папы пытались воспользоваться ситуацией, поддерживая то одну, то другую сторону, стремясь установить собственный контроль над Галичем. Этим объясняются постоянные конфликты между венграми и поляками, а так же между теми и другими и русскими. Галицкие князья, вынужденные были объединять силы то с поляками, то с венграми, несколько раз были втянуты в центрально европейские конфликты.

Тем временем в 1245 году, в продолжавшейся междоусобной войне, Даниил Галицкий нанёс сокрушительное поражение князю Ростиславу на реке Сане, сыну Михаила Черниговского, которому венгры и поляки оказывали совместную поддержку. Сын Михаила Черниговского, несколько раз в течение 4 лет наступал на Галицкую землю, то в союзе с русскими князьями, то с войском тестя своего, короля венгерского, и союзниками своими поляками, стремясь захватить и подчинить себе Киев и галичину.

Эта победа сделала галицкого князя Даниила Романовича самым сильным из правителей на востоке Центральной Европы. В свою очередь, хан Батый увидев в этом прямую угрозу безопасности Золотой Орде, поспешил предотвратить любую попытку со стороны князя Даниила отстоять свою независимость.

Он приказал галицкому князю явится к нему и присягнуть на верность, что вскоре было и сделано. Через несколько месяцев после паломничества Даниила Галицкого в Сарай князь Михаил Черниговский стремясь перехватить инициативу тоже отправился на встречу с Бату-ханом. Но он оказался менее удачлив, нежели его соперник. Разницу в отношении Бату-хана к двум князьям можно объяснить тем фактом, что галицкий князь был значительно сильнее, чем черниговский, и Бату счел необходимым добиться от него покорности, не пребигая к компромиссам и уступкам. Кроме того, Галич находился близко к Венгрии и Польше, и Даниил Галицкий всегда мог найти убежище в одной из этих стран, или получить от туда весомую военную помощь.

После «Батыева погрома» Михаил Черниговский, предпочел изгнанию возвратиться в свой стольный город, где оказался во власти Бату-хана. Более того, хан Золотой Орды, не доверял намерениям черниговского князя. Он согласился принять Михаила Всеволодовича, только если тот очистится, пройдя между двух огней. Это была обычная монгольская процедура для иностранцев, желающих быть допущенными к ханскому двору, основанная на вере в магические свойства огня. Между прочим, Даниил Галицкий избежал её. Но гордый князь Михаил отказался выполнить требования Бату и даже стал вызывающе отзываться о мерзких идолах. Тем самым он ускорил свою смерть.

Казнь князя Михаила Черниговского ,убрала со сцены старого соперника Даниила Галицкого и тем самым укрепила его положение. Более того, оказавшись в качестве вассала Бату, Даниил Романович снискал авторитет среди соседних правителей, которые теперь искали его дружбы. Король Венгрии Бела IV поспешил отдать свою дочь за сына Даниила, Льва и способствовал браку еще одного из данииловских сыновей, Романа, с Гертрудой, племянницей покойного герцога Австрийского.

К тому же, после возвращения из ставки Бату в 1246 году Даниил Галицкий реорганизовал и перевооружил свою армию по монгольскому образцу, создав тяжело вооруженную пехоту из крестьян. И самое главное, укротил своё спесивое боярство. Надеясь на помощь своих соседей он начал проводить активную прозападную политику. Под его властью распространялись западные культурные влияния, прививались западные государственные и административные реформы, в частности в жизни городов. Он построил ряд новых городов, Холм, Львов, перенес столицу Галицко-Волынского княжества из Галича, в Холм.

Даниил пришел к заключению, что ему нужна поддержка Запада против монголов. Так как необходимость подчинения монголо-татарам, баскаки ханские появились и в его области, тяготила Даниила. Он провёл несколько военных походов на пограничные земли по реке Случи и Горыни против так называемых «татарских людей».

Его далеко идущая стратегия заключалась в подготовке к борьбе против монголов. Первым шагом Даниила в его новой дипломатической игре стала попытка установить контакт с папой, чей авторитет резко возрос после смерти в 1250 году его злейшего врага, императора Фридриха II. Сам папа через своего посланника Плано Карпини убеждал Даниила и его брата признать его господство. В конечном итоге он согласился убедить духовенство и народ Галича и Волыни отказаться от своей веры и признать папу главой их церкви. Папа, в свою очередь, обещал Даниилу королевскую корону и военную помощь римско-католических народов.

Одновременно Даниил вступил в переговоры с великим князем Андреем Владимирским, братом Александра Невского, за которого он в 1251 году отдал замуж одну из своих дочерей. Андрей согласился сотрудничать с Даниилом, но не смог сделать многого, поскольку торопясь и опережая события, вскоре лишился своего трона. Таким образом, единственной надеждой Даниила оставалась возможность получить поддержку с Запада. Папа, как и обещал, прислал ему знаки королевской власти, и Даниил был коронован королем в городе Дрогичине в 1253 году. Однако усилия папы, направленные на то, чтобы сплотить католические силы для крестового похода против монголов в помощь Даниилу, не привели ни к чему.

Король Даниил и Папа объявил крестовый поход против монголо-татар. Когда же на его воззвания никто не откликнулся, князь Даниил, сохранив королевский титул, прекратил отношения с папою и начал готовиться к сопротивлению собственными силами. Он укрепил свои города и вошёл в союз с литовским князем Миндовгом. Тем более для этого время было благоприятно. По смерти хана Батыя начались смуты в Орде и им было не до Даниила, тем более темником монгольским в этой части южной Руси был слабый темник Куремс.

Даниил Галицкий изгнал ордынских баскаков из галицко-волынских городов и развернул наступление на Киевскую землю, контролировавшуюся Александром Невским, чем вызвал гнев последнего. В 1254-1255 году войско Даниила освободило от отрядов Куремсы земли по Южному Бугу, Случи и Тетереву, взяло Возвягель. Даниилу удалось отразить набег монгол на Бакоту, что в Подолии и взять штурмом занятые ими города по Волыни, в том числе Луцк.

Но вскоре в Орде утвердился хан Хубилай, а в южную Русь был направлен наместником один из выдающихся военноначальников, герой битвы на реке Сить, опытный Бурундай. Он сумел поссорить князя Данила с Миндовгом и даже достиг того, что в его походе на Литву участвовали галицкие дружины, несмотря на то, что сын Даниила, Роман, был женат на дочери Миндовга.

Союзников из алчный и продажных католиков, обещавших много, у Даниила увы не оказалось, и когда Бурундай вторгся в земли Галицко-Волынского княжества с большой ордой, ему никто не помог. Уверенный в своих силах он приказал, чтобы князь Даниил приехал к нему. Отказавшись ехать к грозному и безжалостному монголу, Даниил отправил за себя сына своего Льва, а сам уехал, или сбежал, в Польшу. Бурундай в ультимативной форме потребовал уничтожения всех городских укреплений и подчинение ему галицкой дружины для грабительских походов. Князю Даниилу пришлось уступить требованиям монголов, но удалось сохранить только Холм. Затем Бурундай заставили галицкие дружины принять участие в их походе на Польшу. В 1264 году Даниил Галицкий скончался.

Хан Гуюк сделал Андрея Ярославича великим князем владимирским, а Александра, князем киевским. Последнее назначение знаменательно, поскольку оно демонстрирует, что Гуюк хотел, чтобы Западной Русью правил кто-либо, зависимый от него. Братья вернулись на Русь в 1249 году. К этому времени Гуюк умер, но в период междуцарствия не происходило перераспределения княжеских тронов. В то время как Андрей стал править Владимиром, Александр отправился не в Киев, а в Новгород.

Тем временем междуцарствие в Монгольской империи подошло к концу, в 1251 году новым великим ханом был избран грозный Мункэ. Это событие вызвало возобновление всех ярлыков на княжение. Однако, благодаря близкой дружбе между Мункэ и Бату и широким полномочиям, которые Мункэ дал Бату, русские князья в то время должны были ехать в Сарай, а не в Каракорум, для подтверждения их должности. Ещё при жизни Бату-хана, он поручил своему сыну и соправителю Сартаку управлять русскими делами. С этого момента русские должны были иметь дело только с Сартаком. Александр Невский без колебаний направился в Сарай.

Несколько лет после нашествия на территории Руси стояла тишина и некоторым казалось, что Великая Русь покорилась монгольскому владычеству. Но затишье было недолгим. То там, то здесь, стали собираться ватаги свободолюбивых людей не желавших мирится с иноземным владычеством. Они уходили в непролазные леса и громили отряды ненавистных баскаков.

Борьба активизировалась в середине XIII века когда владимирский престол занял энергичный князь Андрей Ярославович. Андрей всем сердцем ненавидел ненавистных монгольских завоевателей умертвивших в орде его отца Ярослава Всеволодовича. Он мечтал с этих пор, с оружием в руках, а не с помощью уступок и прогибов, в вооружённой борьбе избавится от богопротивных завоевателей.

Как раз в этот период в ордынских улусах началась длительная и кровавая усобица. Это давало Андрею реальную надежду на успех. Но не все князья и духовная знать поддерживала Андрея в его планах. Одни считали, что с помощью монголо-татар легче брать свою долю во время поборов ордынской дани с русского населения. Такие готовы были доносить на князя Андрея завоевателям и изменить ему при всяком удобном случае. Другие были убеждены, что Русь на данный момент неготова дать отпор завоевателям, так как ещё не оправилась от предыдущего погрома 1237-1239 годов. По их мнению, неподготовленный мятеж вызовет новую кровавую бойню и не принесёт ничего кроме горя и разрушения. Так считал и Александр Ярославович, стремившийся получить для Руси передышку.

В отличие от Александра, Андрей Суздальский, отказался совершить это необходимое путешествие. Он рассчитывал на помощь Даниила Галицкого в противостоянии хану, но поспешив просчитался, галицкий князь ещё не был готов к тому, чтобы оказать сильное сопротивление монголам. Тем неимение Андрей начал подготовку для того, чтобы выступить против Орды. Он начал собирать полки стотящих в основе своей из народного ополчения. Кроме этого Андрей неисправно платил дань и выказывая при этом и другие признаки неповиновения монголо-татарам.

За неповиновение и подготовка к мятежу князя Андрея, хан Сартак в 1252 году отправил карательную экспедицию во Владимир, во главе с Неврюем, кроме него войсками командовали ещё Котия и Олабуга. Князь Андрей Ярославич вместе с братом Ярославом Тверским, не ожидавший такой скорой реакции, встретил монгольские войска возле города Переяславля-Суздальского. Его армия, ещё не собранная и не подготовленная, была разбита наголову монголами. Русские отряды после сражения отходили от наступавших по их стопам врагов по берега реки Нерль, которая выходила к озеру Клещино. Здесь на низменном и подтопленном берегу стоял Переславль-Залесский. Этот город был известен своими неприступными крепостными сооружениями. С одной стороны прямо к озеру подходила городская слобода, топкие берега которого не давали возможности подойти к крепостной стене врагам. Князь с остатками дружины отправился прямиком в крепость, за её высокие валы и глубокие рвы. Но монголы прменив в большом количестве стенобитные машины проломила городские стены и ворвавшись на улицы Переяславля и уничтожела этот город, истребив всех её защитников и её население. Вырвавшись из осаждённого города Андрей вынужден был спасая свою жизнь бежать в Новгород. Оттуда он проследовал в Колывань, а затем стал искать убежища в Швеции.

Потерпев поражение, он обрёк ещё не оправившееся от предыдущего монгольского погрома своё княжество, на жестокое разорение. 30 тысячная монгольская армия под командованием темника Неврюя проторенной дорогой вторглась на территорию Владимиро-Суздальского княжества, разграбив и опустошив древнюю Суздальскую землю, при этом уничтожив большое число русских людей. В Орду было уведено множество полона, коней и скота. Вновь, повсюду запылали города и селения, а оставшееся в живых население в диком ужасе побежало прятаться в непроходимых леса. Неврюй разорил Переяславль-Залесский, где была убита жена его брата Ярослава Ярославовича и взяты в плен дети.

На Западе и в трудах прозападных историков-либероидов, уже в течение длительного срока муссируется мысль, что Александр Невский во время своей поездки в Орду способствовал организации карательного похода против своего брата, да и вообще вся его политика это была политика предательства. Но до сих пор ни одна тварь так и не привела прямых доказательств в пользу данного вывода. Так как нет, и не было ни одного официального документа, что земли лежащие по Амуру принадлежали китайцам, или их хозяевам маньчжурам. Воя много, но фактов, увы нет и их небудет.

Александр Невский, ставший великим князем Владимирским, избрал иную тактику борьбы с иноземными захватчиками. Главной его идей было то, что в создавшейся ситуации «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». С одной стороны, он чётко выражал покорность имеющим огромное превосходство монголо-татарам, с другой, с помощью уступок, подкупа и различных уловок стремился всячески укрепить Русь и сделать её зависимость от Золотой Орды наименьшей. Он был поистине великим дипломатом, ведшим политику мнимого мира и сотрудничества, чтобы предотвратить новые разрушительные нашествия на русские земли. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Одним из положительных результатов этих поездок было освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар. А это сохранение десятков тысяч жизней русских людей, в эпоху беспрерывных воин ведущихся Монгольской империей в различных регионах Еврозийского континента.

Но и о военном сопротивлении, мысль о котором как бы отступила на второй план, на Руси не забывали. В конце концов, талантливый полководец и бесстрашный воин, князь Александр прекрасно понимал, что господство завоевателей можно было сломить только с оружием в руках и только в период благоприятно сложившихся обстоятельствах.

Первоначально Хан Батый попытались ввести жесткий режим зависимости. Именно в годы правления Александра Невского на Руси была введена система баскачества. Приспособив к сбору дани существующую сотенную организацию, к ней в качестве контролирующего органа был добавлен институт баскачества. Непосредственно сбором дани стали заниматься откупщики-“бесермены”. Баскаки посылались во все области государства, имели под своим началом военные отряды и при всяком протесте населения пускали в ход оружие. Так было в 1259 в Новгороде, в 1262 в Ростове в 1289 в Ростове, Суздале и Ярославле.

Постоянная дань дополнялась запросами, единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников. Всего было около десятка видов даней в пользу монголо-татар. Ордынские баскаки и русские князья, теперь являлись высшими административными лицами, представлявшими внешнюю и внутреннюю власть соответственно.

Русские города сопротивлялись проведению переписи, и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Однако насилие и злоупотребления ордынских откупщиков вызвали целую волну восстаний, первое из которых началось в 1259 году в Новгороде. В 1262 году жители Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля собрали вече и постановили изгнать ханских «бесерменов» из своих городов. В том же году восстание против монголо-татар вспыхнуло во Владимире, Переславле-Залесском и Устюге, затем снова в Ростове.

Народные выступления по всей Северо-Восточной Руси отнюдь не носили стихийный характер, всё руководство которого велось из единого центра. География народных выступлений, которые происходили таким образом, чтобы не только нанести максимальный урон захватчикам, но и отрезать им путь к отступлению. Из всех русских летописей только устюжские называют имя вдохновителя антимонгольских восстаний. Вот одно из интереснейших летописных сообщений. «И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича, что татар побивати.» Монголам же князь обещал, найти и наказать виновных, но никого не находили и не наказывали. Но Александру Невскому волей-неволей приходилось вместе с татарами усмирять взбунтовавшихся, что бы не допустить в дальнейшем репрессивных, более масштабных нашествий монгольской орды на русские земли.

Однако уже в начале 60 годов, после крупного выступления горожан на Северо-Востоке Руси, от тотальной системы откупов ордынцы были вынуждены отказаться». По всем русским городам возмущённые беспределом ханских надсмотрщиков население перебило основную массу бесерменов, а сами монголо-татары в конечном итоге перестали ездить на Русь.

В силу объективных причин монголы так и не смогли установить жесткую зависимость, включая постоянное нахождение на Руси крупного чиновничества, полностью контролировавшего деятельность русских властных институтов. Зависимость, в конечном счете, свелась к выплате дани, именно это становится основным элементом русско-монгольских отношений. Уже с конца XIII века, сбор дани стали обеспечивать сами русские князья.

Правители западных стран имевшие свои захватнические планы по отношению к разорённой и обезлюдевшей Руси, в двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому, предлагали Александру последовать примеру отца, согласившегося перед смертью подчиниться римскому престолу. Помимо этого предлагалось за мирится с немцами и координировать свои действия с тевтонцами в случае нападения татар на Русь.

В1 251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой. Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл, сподвижник Даниила Галицкого, которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246-1247 году.

В ответ на эти настойчивые предложения латинян князь Александр Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».

Александр Невский, проводивший в силу складывающихся неблагоприятных обстоятельств сознательную политику союза с монголами и вооруженного противостояния своим западным соседям, необыкновенно удачно просчитал выгоду этого союза. Церковь да и сам русский народ за это объявил его политическим провидцем, и святым. Военная опасность с запада была значительно сильней, поскольку грозила истребить не только сам народ но и его дух и волю. Вот и причина вековой животной ненависти западных идеологов и историков-русофобов к личности русского святого князя Александра.

Те многочисленные народы, по своей наивности ли, то ли из корысти, пренебрёгшие этой угрозой, в последующие времена горько поплатился за своё неверие или наивное доверие. И как бы там не пели и завывали либероиды и их духовные наставники с сытого и холёного Запада, сама история доказала, что Александр Невский был прав. Яркий пример тому история Китая, во время опиумных воин, когда эта древняя страна потеряла почти половину населения, умерщвлённых английскими и французскими наркобарыгами. Ну, а история Африки буквально насыщенна отвратительными событиями времён работорговли, десятки миллионов негров были вывезены великими западными культурными просветителями и проданы как скот в рабство. Пришедшие В Новый Свет очень религиозные католики и просвящённые протестанты умертвили миллионы индейцев, захватывая для себя их земли и отбирая у них золото.

Миллионы индийцев умерли от голода, в угоду английских плантаторов и аристократических семейств, в том числе из Виндзорской династии, выращивающих опий, и не считавших их за людей. Да и сама современная наша история полна примеров, что нет страшнее на этой земле чудовища, чем людоедский мир западной белой цивилизации. Это могли бы подтвердить и Каддафи и Хусейн и десятки миллионов убитых людей в двух мировых войнах.

В случае захвата русских земель католиками, православную церковь ожидала бы неминуемая гибель, или полное подчинение унии. Именно эта гипотетическая опасность в течение нескольких веков настолько страшила православных иерархов, и правителей, что они видели в диких монголах, безжалостно уничтожавших русских людей, но позволившим оставшимся в живых молиться по греческому закону и сохранить душу народа, свою защиту.

Для русского православного человека Рим с его католической верой, всегда был и будет воплощением земной антихристовой силой, где людоедские мечты о мировом господстве объявляются высшей божественной ценностью, а понтифика считают чуть ли не главным служителем бога, пожирающего человеческие жизни.

Рим, да и весь Запад всегда будет воспринимать землю к востоку от Дуная, до которой дошли легионы Траяна, как землю варваров, как землю угрозы и тёмной силы, как землю, которая предназначена быть источником рабов и сырьевых ресурсов. Сам ход истории доказал правоту святого Александра Невского, выбравший из двух зол меньшее.

В отличие от него Андрей Ярославич, который был склонен к союзу с западными странами и к вооруженному противостоянию монголам, такой чести какая была оказана его брату, не удостоился и даже был очернен в глазах потомков. Не был удостоен святости и Даниил Галицкий, единственный русский князь, легко отвергший веру отцов, но временно отстоявший свое княжество в столкновении с монголами. Поскольку искали союзников все там же, в католической Европе, и даже высказывал намерения в пользу унии. До сих пор мы все на Украине расхлёбываем последствие этой трагической ошибки и самой банальной глупости, приведший этот народ в последующем к катастрофе. Есть вещи на этой богом проклятой Земле, которые не меняются и не продаются, это вера и Родина. России не категорически не подходит лозунг «Моя Родина там где моей жопе тепло». Бог наказывает всех тех кто предал Русский мир и православную веру.

Всякий раз, когда Россия отбрасывала иллюзии западно- римского соблазна, когда она делает опору на самоё себя и находила свою подлинную сущность, она становилась по-настоящему великой мировой державой. В этом смысле огромной трагедией России я считаю раскол XIII века, главный надлом русской истории и русского духа.

Этому есть свидетельство в том, что князья Александр Невский и Даниил, оставили после себя. Будем судить по результатам. После Александра Ярославича Невского, после его духовных и кровных наследников остались Владимирская и Московская Русь, из которых выросла могучая Россия. Даже пускай не такая какой бы хотелось, но своя, родная.

А после Даниила Романовича Галицкого, уже через 85 лет после его смерти, Галицко-Волынская Русь была разделена между Польшей и Литвой, а впоследствии полностью отошла к Польше. На целых пять веков. Причем без сопротивления, практически без единого выстрела. То есть Западная Русь перестала как таковая существовать. А славяне, её населяющие, белорусы и украинцы, в своём большинстве, на пять веков легли под спесивых поляков, предав заветы славных предков и свою веру, став быдлом и холопами.

В древних славянских городах, таких как Гомель, Житомир, Минск, Могилев, Львов, Луцк, Ровно, Ужгород, отданные Даниилом под власть культурного католического Запада, нет ни одного православного храма XI, XII, XIII, XIV, XV и XVI веков. Всё было стерто с лица земли. Римская католическая церковь ненавидящая православие не признавала равенства религий, и как это было не раз в её истории, выкорчевала всё что с ним было связано. Вместо того, что бы оказать русским князьям реальную военную помощь, так как он обещал, Папа Римский объявляет крестовый поход против «схизматиков», это против нас, православных.

.

Путин отвел Россию от края пропасти!

Российский лидер сделал важные заявления в программе "Итоги года с Владимиром Путиным", пишет dikGAZETE. Президент России также достойно ответил на провокационный вопрос британского журналис...

Америкой четыре последних года управлял «тайный орден»: на Западе обнародовали скандальную правду

Скандальную публикацию насчет уходящего президента США Джо Байдена выпустила The Wall Street Journal. Со ссылкой на многочисленных собеседников в его окружении издание делает вывод: четыре года Ам...

Обсудить
  • И где же вся эта информация в первоисточниках находится? Просто смешно сейчас читать такое, когда уже знаешь, что почти вся наша историческая информация по прошлым векам найдена в 18-19 веках. Раньше о ней никто не знал, а потом она появилась, появились монголо-татары и пр. На самом деле наша классическая история - это литературная выдумка, чтобы русского человека и Русь в целом опустить ниже нижней планки. Типа у нас Государства раньше не было - призвали чужаков поруководить, затем монголы налетели всех вырезали, потом между собойчик между князьями -  постоянный раскол и т.п. А то что на всей территории Европы до середины 19 века было только Русское государство - это вот и скрывают такими россказьнями. Все так называемые европейские государства до середины 19 века были только лишь провинциями России и управлялись русским царём. А так называемые короли - это по-современному просто губернаторы провинций, подчинённые царю. В середине 19 века провинции взбунтовались и смогли победить царскую армию. После этого Европа переписала всю мировую историю, указав нам в ней самоё низкое место, присвоив всю нашу культуру себе. А мы потом прорубали в Европу окно.
  • Замечательно! Очень хорошо, что вы указали "...наблюдалась в Китае, в Средней Азии, в Иране, на Кавказе, и в Восточной Европе.", а то некоторые до сих пор думают, что иго было только на Руси. В Китае император был монголом, а в Багдаде падишах! Монголы дошли до Египта, Явы и Кореи! Этот самый китайский монгол Хубилай принимал Плано Карпини и Марко Поло, но историю переписали в 19 веке, уссаться со смеху, ей-ей!! У японцев вот уже 800 (!) лет есть понятие "Божественный ветер" - так их этот самый монгол Хубилай напугал, а у альтов все  кому не лень историю переписывают и ига не было, а монголы  вон на некованых лошадях  и без карт аж до Египта дошли,  альтов не спрашивая. Хоть бы объяснили, как это возможно - переписать историю по своему хотению: это что, сочинение в 9-м классе, что ли?!!
  • А как сейчас Украина, Казахстан и др., в том числе и наш Татарстан переписывают свою историю так, что они самые древние и главные, а мы просто г.... И мы должны перед ними  ходить на задних лапках и их ублажать.
  • Мы не потом прорубали окно в Европу, а по их истории прорубали окно в Европу.