Мужское и женское. Есть ли разница?

Предыдущая статья на тему места религий в обновляющемся пространстве Русских вызвала неожиданно острую реакцию. Хотелось бы подчеркнуть, что автор, вслед за целым рядом читателей, оставивших свои комментарии к статье, полностью соглашается с необходимостью разграничивать религии и терзания человечества вокруг сверхъестественного начала. Выступая категорически против любых форм религиозного фанатизма, автор тем не менее полностью согласен с тем, что в нашей жизни присутствует нечто большее, что человек не способен сознательно воспринять. Но на эту территорию - территорию некоего абсолютного начала, что бы ни скрывалось за этой фразой - мы не будем вторгаться, что однако никак не помешает нам решать изначальную задачу поиска ответов на вопрос: "кто такие Русские в XXI веке".

Чтобы в той или иной мере совершить более глубокий охват предыдущей темы, просьба к тем, кто чувствует внутренний позыв, сформулировать и предложить автору свои дополнения к статье о месте религий. Таким образом надеюсь, что получится расширенная статья уже за авторством нескольких человек. Вопрос того, на какой площадке публиковать получившуюся работу будет открытым для предложений. Как вариант - это также будет KONT, но под новым аккаунтом. Либо право публикации уйдет к тому, кто внесёт наибольший вклад. Как минимум назревает раздел, где наработки, не носящие характер новостей или их перепостов, будут объединены.

***

Пока же мы продолжим наши скромные исследования. Итак, следующая, очень важная тема, к которой хотелось бы прикоснуться – это вопрос, что есть мужское, что есть женское. Этот вопрос далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь из-за колоссального давления со стороны Западной цивилизации, которая толкает мир к пересмотру понятий мужского и женского, пытаясь приравнять женское к мужскому по всем возможным позициям. Центральное место, по которому бьёт идея приравнивания женщины к мужчине - это дети, которым в Западной цивилизации предстоит жить в гомосексуальной семье. Если распространению этой весьма деструктивной идеи не будет в ближайшем будущем поставлен предел, то и в русскоговорящих странах эта перспектива будет не за горами.

При первом столкновении с этой темой может показаться непонятным, какое это отношение имеет к поднимаемому изначально вопросу. Казалось бы, о чём тут можно рассуждать? Есть люди, мужчины и женщины. Они как бы похожи и вообще, вероятно, существенной разницы, по большому счету, между ними нет вовсе. Разве что ещё присутствует физиологическая разница, но она становится какой-то условной. Однажды, в беседе с одним молодым человеком, я услышал такую фразу: «Да все они [люди] одинаковые, у них только разное лицо».

Мнение о том, что мужчины и женщины равны, сегодня вполне прижилось, и уже давно не воспринимается в нашей стране как нечто странное. Конечно, изначально, во времена Великой французской революции, прародительница движения феминисток Олимпиа де Гуз (Olympe de Gouges) впервые подняла речь о равенстве, но имелось в виду равенство в правах между мужчиной и женщиной. И на тот момент ничего больше, насколько я могу об этом судить. Шли годы и со временем, со всё нарастающей скоростью, женщины не только уравнивались в правах с мужчинами, но и в принципе постепенно начала стираться разница между мужскими и женскими занятиями, будь то профессиональная деятельность, уклад жизни, увлечения и т.д. Вместе с этим процессом постепенно в головах людей, где-то на символическом уровне, стиралась грань в принципе между мужским и женским. Процесс размытия границ между полами сегодня только ускорился. Мы ещё рассмотрим в будущих статьях возможные причины, почему так происходит. Учёные продолжают вносить свою посильную лепту в этот процесс, благодаря успешным, уже поставленным на поток, хирургичеким операциям по пересадке пола, благодаря интенсивной гормональной терапии, когда у женщин вырастают усы и борода, растут мышцы, грубеет голос, а у мужчин всё наоборот, отрастает грудь и т.д. по списку .

Сегодня в странах западного мира, да и в нашей стране тоже, уже трудно представить, что когда-то было иначе. Сегодня репрезентация, фабула о равенстве полов продолжает активно насаживаться нам (и не только нам) представителями стран Западного (в первую очередь, англосаксонского) мира и находит, к сожалению, у нас активную поддержку. Причём не только среди тех, кого принято называть феминистками, но и среди многих других слоёв нашего общества.

Является ли такая ситуация нормальной? Категорически, нет!

Чтобы говорить о том, почему русским не стоит уподобляться своим западным партнёрам по вопросу о разнице полов (и по многим другим вопросам тоже, о чём позже), сначала может оказаться полезным прикоснуться к знаниям, идущим из древности. То есть тем самым сможем лучше понять, чем же на самом деле занимаются наши партнёры?

Говоря о знаниях глубокого прошлого может быть уместным привести базовые позиции тех мировоззренческих систем, которые выжили за тысячи лет своего существования, а значит к ним вполне можно и нужно прислушаться. Это поможет, как мне сейчас представляется, освежить знания о разных взглядах на интересующую нас тематику, получить представление в объёме и динамике. Может быть тенденция на стирание границ между полами – это объективная закономерность и не стоит этому противиться?

***

В китайской традиции природа единой действительности, Дао, лежит в основе всего сущего и включает в себя концепции постоянного движения (изменения) и разделение энергий на мужскую (ян) и женскую (инь).

Мужская энергия, ян, характеризуется как твёрдая, светлая. Это свет, день, солнце, небо, жара. Говоря про янскую энергию подразумевают подвижность, сжатие.

Женская энергия, инь, характеризуется как мягкое, тёмное. Это темнота, ночь, земля, холод. Говоря про иньскую энергию подразумевают покой, телесность, расширение, застывший порядок.

Инь и ян находятся в постоянном движении, в вечном поиске баланса. Это символизируется в знаке «да-цзи». Ян это активное начало, которое материализуется Инь. Традиционная китайская медицина исходит из принципа баланса между ян и инь, а в дисбалансе этих энергий видит внутреннюю причину многих болезней.

Хочется отдельно отметить, что ищется именно баланс между Инь и Ян, но нет попыток смешать, убрать разницу, приравнять, нет ожиданий, что одна энергия «победит» другую. Как раз ровно наоборот – между этими энергиями проведена явная линия разграничения, которая задаёт с одной стороны напряжение, но с другой стороны является посылом к любым свершениям.

В индийской традиции, в контексте нашей тематики, центральными являются понятия о пуруше и пракрити.

Пуруша – буквально «мужчина, человек», божественный дух, макрокосм, вечный. «Чистое сознание», созерцающее женское начало. Пуруша представляет мужской дух, мужское начало. Высшее божественное Я, из вибраций которого в соединении с пракрити образуется вся Вселенная. Пуруша, высшая душа, идентичен атману (вечная неизменная духовная сущность) и брахману (безличная форма бога).

Пракрити – буквально «сотворяющая», это материя или материальная первопричина Вселенной, представляет собой женское начало; праматерия природы, из которой развивается мир.

В рамках этого обзора будет любопытно отметить часто встречающееся среди йога практиков - новичков отождествление пуруша и пракрити с терминами ян и инь, по крайней мере в плане приписывания активности и пассивности. Однако такое отождествление ошибочно, хотя и распространено в определённых кругах. А важность вопроса, кому приписать активность, а кому пассивность, является надуманным и разными авторами вообще описывается в противоположном смысле. Так, например, Патанджали в «Йога-сутрах» пишет «что пуруша пассивен по своей внутренней природе». Р.Гамментхалер (ученик Д. Брахмачарьи) в своей работе «Кундалини-Йога Прадипика», в главе «Дивья-Мудры», в п.13а «Бинду и Раджас» пишет, что «женское – это солнечное, огненное, активное… Мужское – лунное, холодное и пассивное».

В то же время Т.К.В. Дешикачар в работе «Сердце йоги» пишет (в контексте индивидуальной пуруши): «Ум не может видеть пурушу. Мы знаем о пуруше только потому, что иногда переживаем моменты ясности. Он – постоянный свидетель всех наших действий. Этот свидетель активен, но не подвержен влиянию того, что он видит». Некоторые менее известные авторы также утверждают, что «пракрити характеризуется пассивностью и инертностью».

В.А. Хандогин (новосибирский психоаналитик, к.т.н., специалист по философии и практике йоги) посвятил целую статью , которая касается в чём-то схожей дилеммы о значении «Ха» и «Тха», где эти значения у разных авторов получают диаметрально противоположные значения.

Чтобы разобраться в этой кажущейся путанице, стоит обратиться к следующему описанию пуруша и пракрити. Патанджали в «Йога сутрах», II. Глава о духовных практиках, п.23. пишет, что пуруша – это наблюдающий, зрящий, а пракрити – это наблюдаемый, зримый. Пуруша, таким образом, не обязательно носит характер активного, проталкивающего, агрессивного начала или, наоборот, начала холодного, вбирающего, пассивного, а является тем, кто наблюдает, и без чьего «взгляда» не произойдет никаких изменений, материализации. Именно этот момент является, по моему мнению, центральным в отличии между пуруша и пракрити. Вопрос же «активности» или «пассивности» является менее существенным и, действительно, может допускать двоякость интерпретаций.

Безусловно, чтобы более глубоко вникнуть в контекст этой проблематики, необходимо достаточно тщательно вчитаться в труды известных мастеров прошлого. Нам же в рамках этой статьи пока будет достаточно сделать вывод о том, что в индийской традиции существует чёткое разграничение между пуруша и пракрити. Пуруша характеризуется тем, что является зрящим. Тот, под чьим «оком» нечто хаотическое начинает структурироваться и проявляться в материальном, т.е. в том, что потом можно увидеть, что может стать видимым. В связи с этим можно также сделать вывод о том, что мужская составляющая является первичной, как идея, мысль, смысл. Без чего материальный мир не в состоянии материализоваться.

В поддержку позиции, что смысл идёт впереди материальности, можно привести цитату Сарвепалли Радхикришнана, который в своей работе «Индийская философия» пишет: «Данные санкхьи о пракрити и ее развитии принимаются с той оговоркой, что пракрити действует в соответствии с волей верховного духа». Безусловно, такая первичность пуруши носит достаточно условный характер и не имеет намека на то, чтобы быть «главным», «более важным» по отношению к пракрити. Одно без другого просто не существует.

Давайте ещё раз для себя отметим, что никаких предпосылок для стирания границ между мужским и женским началами, или войны, или диктата одного над другим между пракрити и пуруша нет!

***

В обзоре мужского и женского уместно также кратко упомянуть о том, как говорят об этом другие учения. В каббале существует положение о свете и сосуде. Свет как то, что идёт от Творца, попадает в сосуд и наполняет его. Наполнение сосуда является тем наслаждением, что рождает эгоизм. Преодоление эгоизма является центральной задачей тех, кто следует учению каббалы. Свет и сосуд могут восприниматься в образах духа и материи, мужского и женского начал. По словам моего знакомого - каббалиста, который объяснял мне основы учения, мужская составляющая в каббале является «ленивой», а важная роль, которую играет женская составляющая – это не дать мужскому в этой лени остаться. Таким образом, именно женское начало является тем стимулом, которое двигает мужское начало на взаимодействие с Творцом. Это достаточно любопытный факт, который уместно, на мой взгляд, в этой работе упомянуть. Буду признателен комментариям тех, кто может поддержать или опровергнуть полученные впечатления. 

К.Г. Юнг ввёл понятия анима и анимус. Эти термины служат для обозначения архетипических образов, связанных, соответственно, с женским и мужским полом. Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными вовне решениями, а аниму — с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь. Предполагается, что каждый человек воплощает в себе элементы анимы и анимуса, в пропорциях, не определяющихся его половой принадлежностью. Так, в характере мужчины может доминировать анимус, а может и анима. Вместе с этим концепция архетипов предлагает достаточно стройную систему,

Во многих культурных традициях мужское и женское всегда разграничивалось. Вплоть до того, что существовали женские углы в домах, женские и мужские обязанности по дому, посвящения в женщины и мужчины и т.д. Во многих религиях мужское и женское очень чётко разделено, вплоть до детального предписания жизни в быту. Об этих очевидных фактах стоит упомянуть хотя бы для того, чтобы напомнить, что существующее сегодня положение, когда между мужским и женским постепенно стираются грани, не имеет под собой каких-то глубинных оснований, и является по сути неким искусственно насаждаемым новшеством.

***

Интересными могут оказаться те взгляды, которых придерживаются психоаналитики. Конечно, в психоанализе нет однозначных определений мужского и женского. А физиологический пол иногда вообще может вводить в заблуждение относительно того, кто перед вами. Бывает так, что человеку, рискнувшему начать личный анализ, доводится в какой-то момент определять себя по полу. И не у всех это однозначно получается! Поэтому зачастую уместнее говорить о психической структуре, которая зачастую (но не всегда!) присуща, описывает мужчин или как-то приближает нас к пониманию, в чём загадка женщины.

Собираясь сделать краткий обзор на эту тему, необходимо предупредить о том, что в психоанализе существуют термины, которые могут оказаться непривычными для неподготовленного уха. Но та работа, которой занимаются специалисты в области психоанализа, касается нашей ежедневной жизни, касается тех глубинных рычагов нашей психической реальности, которые определяют и обуславливают нашу жизнь в любой её момент. Поэтому если что-то кому-то покажется непривычным или даже неприличным, то пусть это будет поводом, стимулом разобраться глубже в сути вопроса. А «неудобство» темы – это как раз наоборот, хороший повод, чтобы о чём-то говорить, писать, обсуждать.

Далее в этом разделе мы будем придерживаться позиции, которая принята в психоаналитической теории, и, если точнее, в теории лакановского психоанализа, в контексте его классического подхода. Такое, казалось бы, сужение контекста, будет всё же вполне достаточным для нашего обзора. На самом деле даже этот краткий обзор может дать пищу для размышлений и сомнений на тему границ личной свободы, загадок о предопределённости судеб человеческих, о причинах желаний. И конечно, это даст повод говорить о вечных темах: о мужском и о женском. Тот, кому захочется во всём разобраться в деталях, узнать больше нюансов и т.д., тот всегда может самостоятельно познакомиться с трудами выдающихся специалистов прошлого и настоящего. Благо, возможностей для этого сегодня предостаточно (или всё же такая свобода и обилие возможностей – это миф?).

Согласно раннему Лакану, первое, что психоаналитик старается определить во время сессий с анализандом (то есть тем, кто пришел к психоаналитику на кушетку, тот, кто начал личный анализ) – это психическая структура. Мы опустим здесь описание психотиков и первертов, и тем более аутистов, а будем говорить только о невротической структуре. Такое опущение сделано осознанно для того, чтобы сохранить концентрацию на изначальных вопросах.

Невротическая структура психики имеет две ипостаси: истерические и обсессивные невротики. При грубом описании может показаться, что первые похожи на женщин, а вторые скорее описывают мужчин. Но, как в теории, так и в практике, такое допущение будет неверным и, как уже было упомянуто, говорить стоит о той или иной структуре безотносительно пола. Однако, в какой-то момент мы всё-таки перейдем к женским и мужским ролям, и это, как я надеюсь, вернёт нас к теме этой статьи.

***

Многое, если не всё, определяется с самого детства. Для девочек, например, всегда важно знать, как она выглядит, насколько девочка хороша в глазах другого, насколько другой её ценит, как её оценит, какие слова он ей скажет – всё является очень важными моментами в её жизни. Такие вопросы маленькие дети задают себе с самого раннего возраста. Но девочка никогда не получит всех ответов от своей матери на эту тему. Не только потому, что объяснить девочке всё, например, про её тело не смогут и врачи-физиологи, но и просто потому, что у женщины кое-чего нет. Тем более девочка не услышит нужных слов от отца, несмотря на то, что в течение длительного времени она может в его глазах стать ценным объектом. В свою очередь отец для истерички (рискнем здесь так называть истерического невротика женского пола) становится немножко нереальным, становится идеализированным.

Говоря что-то о женщине, необходимо говорить о телесности. Тело для женщины является чем-то очень ценным, во что женщина готова бесконечно вкладываться, и одновременно, особенно в случаях истерических неврозов, она от тела бежит. Где-то здесь находится территория её желания, но желания именно в смысле несколько более глубинном. То есть желание как чего-то, что сопротивляется, что не позволяет себя окончательно вытеснить, форклюзировать. Это желание девиантно, скандально, трансцендентно, эксцентрично, блуждающе. Так или иначе, желание, которое хотят вытеснить, закинуть на самую дальнюю полку, всё-равно проявляется в человеке в виде самых разнообразных симптомов. Периодически я встречаюсь с тем, что желание, пусть и в бытовом смысле, путается с влечениями, поэтому обоим понятиям можно посвятить ещё немного места, хотя о влечениях речь будет чуть позже.

Что значит желание в этом контексте? Речь идёт о том, что для истерика (независимо от физического пола) важно иметь желание как таковое, само по себе. Речь в таких случаях не идёт об удовлетворении желания, а ровно наоборот, речь о том, чтобы как можно дальше отказаться от своего желания, сбежать подальше! «Желание иметь неудовлетворенное желание, отказ от тела», говорит об этом Лакан. Получение удовольствия должно всегда быть где-то на горизонте и никогда не удовлетворяться. Тот, кто все желания истерика удовлетворит, на следующий день может его или её просто потерять. Однако это совсем не означает, что на истерика не нужно обращать внимания, этого он вам никогда не простит, как и полный и абсолютный контроль. Истерик требует, чтобы кто-то ему постоянно объяснял, что делать, чтобы кто-то заполнил нехватку, дал знания. Для истерика встаёт целый ряд вопрос: «Я женщина или я мужчина? Меня любят или меня просто используют (отброс)?», «Стоит ли меня любить?», «Кем я являюсь для другого?»

В связи с этим любой, кто может дать легкие и быстре ответы истеричке по этим и другим вопросам – становится объектом её охоты и последующего обожания. Устроители разнообразных курсов, обещающих научить «как сбросить вес за неделю», «как выйти замуж за миллионера», «как быстро отрастить волосы и ногти», «как надёжно достичь нирваны», и т.д. стреляют своей рекламой в самый центр истерических невротиков. Но любой истерик после таких курсов обязательно скажет, что «всё то конечно было неплохо, но вот что-то в этих курсах всё же было не достаточно хорошо, где-то что-то нам недодали, не дорассказали, утаили»! И это совершенно нормально. Почему? Потому что то, чего истеричка на самом деле опасается больше всего – это встретить кого-то, кто удовлетворит её полностью и тем самым убъёт все её желания. Еще раз вспомним, что самое заветное желание истерички – иметь неудовлетворённое желание.

Настоящую женщину в некотором смысле можно сравнить со шкатулкой. С очень дорогой, красиво разрисованной, инкрустированной золотом и бриллиантами, шкатулкой. Она всегда будет стремиться к тому, чтобы кто-то её заполнил. Но, чтобы туда не пыталось попасть, всё может быть недостаточно хорошо, недостаточно достойно.

Конечно, во вполне определённом смысле такое заполнение всё-таки происходит – и тогда рождается ребёнок!

(продолжение следует)

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Они ТАМ есть: выжившие

Тебя когда-нибудь били толпой? Когда уже нет сил сопротивляться, когда мысль одна: «Ляг и тебя не тронут». И тут какая-то сила поднимает тебя, и ты наносишь удар, и еще удар, и еще… А твои противники...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Мужчины и женщины все же очень разные существа... То что сейчас делают с помощью медицины - это искуственно, не естественно. Это как голову собаки человеку пересадить... В социуме возможно да, права должны быть уравнены, но не на биологическом уровне ни в коем случае! А про воспитание детей в однополых парах...надеюсь у нас такого не будет! Нужно запретить таким парам усыновлять детей. Я не против геев и лесбиянок, они вправе решать и выбирать сами. Но если они выбрали этот путь однополой любви, то должны смириться и с тем, что логичного продолжения у такой семьи не будет, так как это физиологически не возможно, зачем обманывать природу?. Хотите детей? Добро пожаловать в отношения м+ж. В таком случае, почему женщине без мужа не дают детей взять в приюте? Да, это не полная семья была бы, но ребенок в такой семье возможно был бы счастлив и это по крайней мере лучше чем все детство смотреть на извращения... Извините, никого обидеть не хотела, ко всем отношусь толерантно, пока это не выходит за рамки.
  • В моем понимании тема даже при таком огромном и плохо читаемом тексе на раскрыта. Вот именно перебор лишнего материала и говорит о том, что автор заблудился в нем и пытается найти выход с помощью читателя. А читатель в свою очередь, чтоб не утонуть в болоте текста бежит от статьи в обратном направлении. Слишком разношерстный текст, одно не вытекает из другого - не дает общего понимания вопроса и не ведет одной линией к определенной мысли. Из-за перегруженности - даже не получается самому читателю спокойно сопоставлять предложенный материал. Я подумаю, возможно еще по самой теме когда-нибудь вернусь, но навряд ли. Для меня такая подача ассоциируется с этой картиной
  • Извините пожалуйста, мне не понятны несколько моментов, не могли бы Вы их пояснить. Вы принимаете мнение психоаналитиков про то, что физический пол может не совпадать с психологическим, но при этом преподносите древние учения о биполярном мире, где физический пол означал психологически, как истину в последней инстанции, а также говорите, что нет оснований считать мужчину и женщину равными - мне кажется, Вы противоречите сами себе. Вы, опять-таки, говорите, что придерживаетесь мнения психоаналитиков, но при этом описываете женщину исключительно как истерика. Вы так и хотели её описать, или статья не закончена?
  • Вся статья сводится к простой поговорке: "Бей бабу молотом - будет баба золотом!" :-)
  • "Всё смешалось в доме Облонских"...очень грустная работа, путь в никуда...