ТРАКИЙСКИЕ КОРНИ ИМЕНИ АСПАРУХА

4 2857

"Из всех славян болгары были самыми славными и известными..." Отец Паисий  

Князь АспаРух долгое время считался основателем Дунайской Болгарии. Сегодня мы знаем, Болгария существовала более чем за 500 лет до него, однако этот факт ни коем образом не умаляет его роли в истории. Сын Кубрата расширил и объединил территории Болгарии, освободив таким образом болгар от многовекового ромейского/византийского гнета, чем и с право заслужил поклонение и уважение. Теофан называет отца АспаРуха КУБРАТа - КРОВАТ. 

Интересно также, что КАБРАТ в переводе с шумерского означает "ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ МИРА". Владетель КутиГуров - из рода кутии, завладел столица Шумера, г. Нипур и впервые назвал себя шар/царь, т.е. КУБРАТ скорее всего не имя, а титул, которого можно перевести как ВЛАДЕТЕЛЬ МИРА. В 1935 г. Персию переименовали в Иран/Ариан, т.е. страна ариев, однако, от Стефана Византийского мы знаем, что АРИЯ - древнее имя ТРАКИИ. 

В становление Персии как государство основную роль сыграли тракийские племена меди/миди и гутеи/кутии/Кут(р)иГури, которые ветвь племени Гети, известны также как ВизиГоти и МалоГети. Именно эти гети/готи (свободные от ромейского гнета тракийцы)  впервые названы хронистами с их новым именем славЕни/славные, откуда и этимология лингвистического этнонима славЯне). Они были локализованы древними авторами в  Западном Иране и частично в Месопотамии/Ирак.

Об АспаРухе писали летописцы Теофан Исповедник и Патриарх Никифор. В «Ашхарацуиц» также упомянут как Аспархрук. В «Имениннике болгарских князей» мы встречаем формы его имени как ИспеРих и ЕспеРих, а в одном средневековом апокрифе наш старый правитель назван Испор-царь.

Хотя в прошлом предки болгар считались турками, личное имя Аспарух считалось иранским по происхождению. В своей работе В.Бешевлиев упоминает, что некоторые ученые в XIX веке, такие как М.Френ, были искренне убеждены в этом. Позже В. Томашек, А. Куник, К. Иречек, Х. Грегор и другие также определяют Аспаруха как иранский антропоним. Сам В.Бешевлиев, рассматривая доводы различных ученых, убежденно утверждает, что Аспарух, несомненно, принадлежит иранской онмастике.

В своей работе Иордан Займов упоминает ряд интересных болгарских имен - Аспар, Аспарина, Аспаринка, Аспарул, Аспарун, Аспаруна, Аспарунко, и конечно добавляет Аспарух, подчеркивая, что это имя иранское.

Это утверждение не совсем безосновательное - древнеперсидское название ХистАСП (ВиштАСПА) было хорошо известно, а также в иранской зоне влияния Грузии и Армении, засвидетельсвованы имена как АСПАрукис, АСПУрак. На надписях из Олбии, Северное побережье Черного моря, встречается имя АСПУРГ, а авестрийское слово для коня - АСПА. Сродные ему древнеперсидское слово АСАБАри-всадник и новоперсидское АСВАр-всадник.

Если бы у нас были только эти данные, можно было бы с уверенностью сказать, что имя Аспарух имеет иранское происхождение. Однако, существуют значительное количество других сведении, которые в корни меняют представление любознательного исследователя.

По той или иной причине альтернативная информация подавлялась и не доходила до широкого круга читателей. Для заполнение этого пробела здесь будут представлены неизвестные или малоизвестные данные, позволяющие читателям получить устойчивую базу для сравнения, а также будет объяснено, почему в Персии, Армении, Грузии и Черноморских степях встречаются характерные имена содержащие частицей АСП(а).

Благодаря древним надписям из наших земель мы знаем, что УтАСПИОС и ВедЕСПИС являются эпитетами ХЕРОСа - верховного божества тракийцев. Из монет, найденных в Добрудже, мы понимаем, что в этом регионе, в III-II до н.э., властвовали арии/благородники несущие имена ХарАСПОС и АдрАСПОС. Спустя столетия Иордан написал о командире Флавий Ардабур АСПАР (убит в 471 году) утверждая, что он по происхождению гет - Jord. 239. Кстати, само имя Флавий видоизменено хронистами от Славиус/Славен/Славий/Славный.

Монета царя ХарАспос

К зарегистрированные в Тракии антропонимов могут быть добавлены и другие. Лингвист Леонид Гиндин анализирует имя пеонского царя АутлЕСБИС, а также упоминаемого Гомером топониме АрИСБА, и приходит к выводу, что ЕСБИС/ИСБА являются альтернативными тракийскими словами для коня. В имени фригийского дворянина АС(в)ИОС мы находим другое тракийское слово для коня - АСВА.

Подведем промежуточный итог: аспа, аспиус, еспас, есбис, исба, асва - разные тракийские названия для коня. Значительное количество вариаций связано с тем, что предки болгар были огромным народом, состоявшейся из многих групп, каждая из которых имела свой собственный диалект.

Примечательно, что тракийское слово АСПА — идентично авестрийскому/староиранскому слову АСПА/Конь. Поскольку тракийцы не являются родственниками персов, присутствие одного и того же слова в обоих народах должно быть связано с влиянием одной группы людей на другую. 

Но кто на кого повлиял? Чтобы понять это, мы должны вернуться к прошлому персов. Со слов Геродота, эти люди по крайней мере до 6-го века до н.э. бедны и примитивны - Her.I.71. Отец истории добавляет, что персы заимствуют свое вооружение у МЕДИ/МИДИйцев - Her.VII.62. Страбон также упоминает о влиянии мидийцев на персов. От тракийцев они получают не только оружие, а также своя характерная одежда, верховая езда и стрельба из лука.

«The Medes, however, are said to have been the originators of customs for the Armenians, and also, still earlier, for the Persians, who were their masters and their successors in the supreme authority over Asia. For example, their "Persian" stole, as it is now called, and their zeal for archery and horsemanship, and the court they pay to their kings, and their ornaments, and the divine reverence paid by subjects to kings, came to the Persians from the Medes.» - Strab. 11.13.9.

МИДИйские личные имена АСПАбара, ХуАСПА, ПурушАСПА и АСПАдас содержат в себя слово аспа/конь и становится понятно, от кого персы его получили. И действительно, лингвисты прекрасно знают, что АСПА МИДИйское слово, принятое персами - D.T.Potts, Nomadism in Ancient Iran, c.80.

Посмотрим, кто такие Меди/Миди/Мидийцы? Для них Плиний Старший говорит, что они являются предками сарматов — Plin.VI.v.19. Таково мнение и Диодора Сицилийского - Diod. II.43, а те же самые сарматы Прокопий Кесарийский утверждает, что они часть гетов - Proc.B.G. III.ii.3. Они же названы Геродотом самыми отважными тракийцами - Her. IV.93, а Тукидид определяет их как всадники-лучники - Thuc.II.96. С другой стороны, Геродот утверждает, что самое старое имя МИДИйцев было АРИИ — Her.VII.62., а от Стефана Византийского, мы знаем, что АРИЯ — древнейшее имя Тракии - St.Byz. с.316.

Профессиональная восстановка МИДИйцев - видно, что как одежда, так и оружие идентичны тракийскими.  https://weaponsandwarfare.file...   http://weaponsandwarfare.com/2...

Есть еще одно доказательство того, МИДИйцы принадлежали тракийской общности. Геродот сообщает, что к северу от Дуная, аж до земли енетов (нынешняя Словения), проживают траки сигини. Они были бойцами на колесницах и того же происхождения что и МИДИйцы - Her.V.9.

В истории региона нет иранских топонимов и гидронимов. Имена населенных пунктов Друвета, Тзиерна, Берзовис, Сети дава, Руси дава, а и имена рек Истър, Йерасос, Карпис, Марисус, Напарис, Тибискус тракийские, отчего становится понятно на каком языке говорили МИДИйцы-сигини. В районе, где обитают СИГИНИ, нет похорон, которые бы показывали близость с персидскими. Напротив, количество курганов, идентичных тракийским к югу от Дуная, впечатляет. Несомненно, раз язык и материальная культура сигини-мидийцы идентична тракийской, то совсем логично предположить, что они являются частью тракийской семье.

Вполне возможно, что мигрировавшие в направлении Азии мидийци были ветвь тракийского племени МЕДИ/МИДИ. Нужно отметить, что Плиний Старший использовал имя MEDI как для население из Тракии - Plin. IV.xi.40, так и для тех, которые граничат с персами – Plin.VI.v.19. Не нужно забывать также, что траки-меди из которых ведет свое происхождение Спартак/Спароток являются соседями македонцев, но, видимо, еще в глубокой древности часть мидийцев мигрирует на север и на восток. Страбон рассказывает о МЕДИ, населяющих земли между Дуная, Стара Планина и Черного Моря – Strab. VII. 5.12, а также и для меди, которые слились с обитающие в Малой Азии Витини/Вифины -Strab. VII.3.2.

Эти данные очень важны и интересны, но в основном известны только специалистам. Не зная того, что АСПА — МИДИйское слово, которое было персами заимствовано, а также не зная, что эти тракийцы МЕДИ являются учителями персов, невозможно понять заблуждение, определяющее имя АСПАрух как иранское/персидское.

Но каким образом антропоним, содержащий элемент АСПА, оказался на территории Грузии и Армении? В этом регионе персы оставили свой след, однако есть и другие люди, которые это сделали и то на целое тысячелетие раньше их. Согласно Кикор Джаукян, влияние тракийцев на Кавказе началось в XV веке до нашей эры и было довольно сильным. Армянский ученый утверждает, что на Кавказе жили тракийские племена трери, халиби, СараПари, скай. Джаукян также сообщает, что грузинские и армянские топонимы показывают связь с тракийскими топонимами и этнонимами.

Тот факт, что в Черноморских степях Ольбия зарегистрировано имя Аспург, также связано с тракийским присутствием в регионе. Это было установлено давно, в работе, опубликованной в 1979 году, А. Мелюкова делает вывод, что значительная часть доскитской материальной культуры носит тракийский характер. С.Крикин также писал о многовековом присутствии тракийцев на Крымском полуострове, Олбии и других мест.

Карта памятников Северного Причерноморья (с до римской эпохи), где обнаружена тракийская керамика (А.Мелюкова)  http://historylib.org/historyb...

Образцы тракийской керамики из черноморских степей (А.Мелюкова)   http://historylib.org/historyb...

В разных местах на Северном побережье Черного моря, во времена античности, также зарегистрированы тракийские имена, такие как Авлузен, Берисад, Беса, Битюс, Вистас, Дадас, Даос, Диза, Далас, Дизаземис, Дробол, Дюрпанайс, Дулон, Карсас, Кoмасариа, Котис, Мокус, Мукапорис, Мукатралис, Рескупорис, Реметалк, Спароток, Сефт, Сурос, Тюнос.

Именно в Олбии, помимо Аспург, известно еще одно интересное тракийское имя - ГетоМизес. Кирилл Влахов считает, что оно состоит из имен двух тракийских племен - Гети и Мизи. О том, что Гети и Мизи живут на землях не только на юге, но и на севере от Дуная, мы знаем из Страбона: «Getae lived on either side the Ister, as did also the Mysi, these also being Thracians». -Strab.VII.3.2

http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Strabo/7C*.html

Эта информация имеет первостепенное значение для болгарской истории, но, увы, она также была обречена оставаться в глубокой тени. Присутствие тракийцев и особенно Гети и Мизи в черноморских степях объясняет, почему писавшего, примерно 500 лет после Страбона Иордан, локализовал болгар к северу от Черного моря и говорил о грехах римлян против них «Farther away and above the Sea of Pontus are the abodes of the Bulgares, well known from the wrongs done to them by reason of our oppression.». -Jord. V. 37

http://people.ucalgary.ca/~vandersp/Courses/texts/jordgeti.html#united

Очевидно речь идет о зверствах, совершенные консулом Марк Лициний Крас в Мизии в конце I века до нашей эры. Нет сомнений в том, что тогда, возненавидевшие ромейское вероломство и бесчеловечности, многие гети и мизи, позже называемые болгарами, покинули земли к югу от Дуная и переехали к своим родственникам в Черноморские степи.

Весьма интересно, что тракийские слова для коня — аспиос/еспис/исбос стали корневыми в староболгарских именах АСПАрух, ЕСПор, ИЗБул. Колебание между А и Е типично для тракийского языка и , конечно, для болгарского. Это объяснил более тридцати лет назад лингвист акад. В.Георгиев. Он упомянул и о другом фонетическом явление, характерно для тракийского, а именно о перехода Е в И, что характерно и для современного болгарского языка — зЕлен/зИлен/зеленый, пЕтел/пИтел/петух и др. С другой стороны нет сведения, что эти явления характерны для иранских языков.

Еще одна любопытная деталь касающаяся имя староболгарского правителя - это наставка РУХ. Цитируя В.Абаев, В.Бешевлиев говорит, что - РУХ отвечает на староиранское слово раоча/свет/лоуча(ст.болг.) и указывает, что греческое имя Левкип (светлая лошадь) имеет идентичную семантику. В этом есть логика, однако есть возможность иного толкования: частица РУХ можно отождествлит с ст.болг. РУХО/одежда, в смысле покрытие, которое чего-то защищает. В этом случае имя АспаРух будет означать ВсадникЗащитник.

Имена с окончанием РУХ встречаются в болгарской именной системе, однако, по какой-то причине их упрямо избегают составители частотно-толковых словарей. Но не все. Димитър Ангелов упоминает имя ВелиРух/ВеликийЗащитник - Образуване на българската народност, с.365. Краеведы Юго-западной Болгарии сообщают и о БелоРух/БелыйЗащитник.

Какого значение тракийского слова АСПИОС/ЕСПИС. Этимологию получаем с помощью ст.болг. спѣхъ/быстрота, спѣшѫ/спешить, чья более древняя форма была *aспѣхъ, aспѣшѫ. Связь показывает и использованная Гомером σπέυδω/σπεῦσε – спешу/побежать.

Этимология тракийского слово АСВА получаем от ст.болг. оЯСВАм се/оАСВАм се — тороплюсь/спешу/работаю быстро, что отвечает на использованного Омиром глагола σείω/двигаюсь энергично, неудержимо.

При наличие этих данных совершенно несерьезно утверждать, что имя Аспарух имеет иранское происхождение. Также несерьезно утверждать, что антропонимы с частицы АСПА появились на Балканах во времена Поздней Античности и Раннего Средневековья. Использование источников в которых болгары названы скитами, как это делают некоторые исследователей, не должно автоматически становится основанием для их определение как персы/иранцы.

Следует пояснить, что скиты являются частью тракийской семьи и этому есть достаточное количество доказательств. Страбон объясняет, что Даи, МасаГети и Саки имена родственных этносов, известные общим именем Скити. Старый автор также передает альтернативное имя Даи - Ксанти - Stab.XI.8.2, а Ксанти - имя тракийского племени - St.Byz. c.480, что означает люди с каштановыми волосами. Страбон также объяснил, что старое имя Даков - Даи — Strab.VII.3.12 и добавил, что эти люди пришли в Азию из Приазовья - Strab.XI.9.3. Указана направление миграции - из Европы в Азию.

Для греческих писателей более раннего периода нет никаких сомнений в том, что саки - тракийцы - Д.Попов, Гръцките Интелектуалци и Тракийския Свят, с. 236. Определение скитов как тракийский народ сделал Стефан Византийский - St.Byz. с.578. Дион Кассий (Dio Cassius) определяет северные тракийцы (дако-гети) как ветвь скитов - Dio LI.22.4. МасаГети (племенной союз мизи и гети), определены как часть гетов, а Иордан даже утверждает, что город Томи (в Добрудже) был основан масагетской принцессе Томира/Тамара - Jord.61.

Люди, определившие старых болгар как иранцы, пропустили еще много важных сведении из первоисточников о тракийцах. Так например они не упоминают тракийцы сарапари, локализованных Плинием Старшим рядом с Бактрии - Plin. VI.xviii.48, а также ветви тракийцев кикони, эдони, и брисеи, которые тот же автор локализовал как соседи индусов - Plin.VI.xix.50, VI.xx.55.

Как древние балканцы попали в Азию не секрет. Многочисленные летописцы рассказывают о походе тракийца Дионис в Индию. Наиболее подробные из них Диодор Сицилийский - Diod.II.39 и Луций Ариан - Arr. VIII.7. Эти авторы объясняют, что до прихода Диониса в Индию коренное население было примитивным, для пищи использовалось только сырое мясо и кора деревья. Дионис научил индейцев земледелием, показал им как строить, дал им даже религию, поставив себя во главе пантеона - верховный Бог-Творец индусов Брама, а Бромий один из эпитетов Диониса. Дионис был царём и богом тракийцев бриги/фриги, а в индийских пуранах (сказаниях) упоминается о приходе бригус (войны на колесницах), которые местное население Индии воспринимает как боги. Потомки бригус названы баргава/БАЛГАва, что в переводе означает сияйные, светлые...

Только в полностью безумные люди могут и дальше игнорировать сведения о величии предков болгар, названы пришлыми данайцами/древними греками/эфиопами — общим экзонимом (внешнее имя) траки/тракийцы, и продолжать пытаться «ставить повозку перед коня» с целью передачи их историю и значимость другим народам, точнее ново-сформированными геополитическими формированиями. Древние авторы недвусмысленно указывают, что древние жители Балкан цивилизовали большую часть азиатского населения, и не в последнюю очередь персов. Утверждать, что государственная организация древних болгар, строительство квадрами и многое другое позаимствовано ими из Азии совершенно безответственно и несерьезно.

Намеренное упущение важных деталей никак нельзя назвать научным методом. Перечислим еще раз, что эти специалисты «забыли» упомянуть, утверждая, что АспаРух - иранское имя, а старые болгары - иранский народ:

1. Не сказано, что одним из имен тракийского всадника (Херос) является УтАспий.

2. Не сказано, что аспа/аспиос, еспис, есбис, асва, исба являются тракийскими словами для коня

3. Не сказано, что за 900 лет до АспаРуха в Добрудже правили владетели со сродными именами - ХарАпсос и АдрАпос.

4. Не сказано, что тракийское влияние на Кавказе началось еще в 15 веке до нашей эры, т.е. примерно 3500 лет назад.

5. Не сказано, что дохристианская материальная культура черноморских степей носит тракийский характер.

6. Не сказано, что значительное количество тракийских личных имен найдены на эпиграфических памятниках в Крыму и Северного Причерноморья.

7. Не сказано, что вариации Аспарух, Эспор, Избуль объясняются фонетическими явлениями, типичными для тракийского и его развитого варианта - болгарского языка.

8. Не сказано, что АСПА не является персидским словом, а это МИДИйская заимка.

9. Не сказано, что МИДИ/МЕДИйцы отождествлялись с сарматами, а и с Гетами, которые являются тракийскими народами.

10. Не сказано, что имя АспаРуха может быть объяснено ст.болг. Спѣхъ/Быстрота, Спѣшѫ/Спешить и Рухо/Одежда/Покрывало. Большинство ученых полагают, что суффикс -РИГ, РИХ, РИКС/rex - де-факто индоевропейское слово REG - царь/правитель. Странно однако, что объяснение этому слову есть на санскрите и на болгарском, но нет на латыни, немецком или кельтском. Суффикс – Мир (ВладиМир), также эволюционировавший вариант от МАР/МЕР/Великий (ПурМЕРул) имеющее более старое значение – Блестящий/Сияющий.

11. Не сказано что скити названы тракийским народом Стефаном Византином и что эта было подтверждено ранее Дионом Кассием.

Человек склонен ошибаться и многие из нас делают это постоянно, что позволяет духовникам/чабанам напоминать о «греховности человеческой души» и требовать от своих овец примирение и повиновение. Однако для нас, свободных и здравомыслящих людей, важнее другое - понимание, что признать свою ошибку может только достойный, сильный и уважающий себя человек. Для нас не важно, кто сказал правду и кто ошибся, а важно чтоб каждый нашел у себя силы, которые бы возвысили его Духа над Телом и позволили ему «отделить мух от котлет» о чем посоветовал сравнительно недавно и президент В.В.Путин.



Использованная литература:

1.В. Бешевлиев, Ирански елементи у първобългарите, Античное общество. Москва, 1968;

2.D.Detschew, Die Thrakischen Sprachreste, Wien, 1957;

3.Вл.Георгиев, Траките и техния език, БАН, Институт за Български Език, София, 1977;

4.Л.Гиндин, Население гомеровской Трои, Историко-филологические исследования по этнологии древней Анотолии, Восточная Литература, Москва, 1993;

5.К.Влахов, Тракийски лични имена, фонетико-морхологични проучвания, Studia Thracica 9, Институт по тракология, БАН, София, 1976;

6.М.Москов, Именник на Българските Ханове, Д-р Петър Берон, София, 1988;

7.Г.Джаукян. Фракийцы в Армении, Античная балканистика. Карпато-балканский регион в диахронии. Предварительные материалы к международному симпозиуму, Издательство "Наука", 1984;

9.С. Крыкин, ФРАКИЙСКИЙ СУБСТРАТ В АНТИЧНЫХ КОЛОНИЯХ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, Thracia 8,Аcademia Litterarum Bulgarica, Serdicae, 1988;

10.А.Мелюкова, Скифия и Фракийский Мир, Наука, Москвар 1979;

11.Procopius, History of the Wars, Books III-IV, trasnl. H.B.Dewing, THE LOEB CLASSICAL LIBRARY, HarwardUniversity Press, London, 2000;

12.Strabo, Geography, Books 10-12, transl. H.L.Jones, THE LOEB CLASSICAL LIBRARY, Harward University Press,London, 2000;

13.Herodotus, Histories, transl. G.Rawlingson, ed. T.Griffith, Wordsworth Classics of World Literature, Herofordshire, 1996;

14.Thucidydes, The Peloponesian War, transl. R. Warner, Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1972;

15.C.Dio, The Roman History, The Reign of Augustus, transl. I.Scott-Kilvert, Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1987;

16.D.T.Potts, Nomadism in Iran from Antiquity to the Modern Era, Oxford University Press, New York, 2014;

17.M.Boyce, A History of Zoroasrianism, E.J. Brill, Leiden, 1982;

18. Stephani Byzantii Ethnicorum Quae Supersunt, Tomus Prior, Impensis G.Reimeri, Berolini, MDCCCXLIX;

19.Д.Попов, Гръцките интелектуалци и тракийският свят, Лик, София, 2010;

20.И.Заимов, Български Именник, второ фототипно издание, БАН, София, 1994;

21.Д.Ангелов, Образуване на Българската Народност, Наука и Изкуство, 1971;

22.J.Mehler, Woordenboek op de gedichten van Homéros, N.V.Nijgh van Ditmar’s Uitg. Rotterdam, 1930;




По материалам Павла Серафимова

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить