"Друзья, послушайте дастан
О трех эльбирах. Сей дастан
Вы от меня примите в дар
И вспомните отцов-булгар..."
Так начинается первая эпическая поэма ислама «Легенда о дочери Шана» 882 г. от Р.Хр.
В XIX и XX веке почти все ученые определили древние болгары как тюрко-алтайцы, какими были определены и Волжские булгары. И удивительно, что никто не обратил внимание факту, что тюрки изначально были кочевниками, а волжские болгары, напротив, имели укрепленные поселения - болгарская столица волжских болгар очень большой и богатый город. Они были также известны как хорошие земледельцы, которые сохраняют жито в ямах, что характерный тракийский/болгарский обычай, практикуемый ими с Бронзового века. Недавно британские ученые установили, что это очень эффективный метод, позволяющий сохранить зерно с отличными качествами - James, Exploring the World of Celts, Thames and Hudson, London 1993. Не углубляясь в детали процесса, скажем только, что речь идет о методе, при котором в хранилище сгнивает только нижний слой зерна, а дальше процесс гниения останавливается из за нехватки кислорода и таким образом происходит консервация продукции.
Часто в разговоре с людьми, которые поддерживают теорию об азиатском происхождение болгар как основной аргумент оппоненты представляют факта, что титулы КАН(ас), КАГАН и ТАРКАН пользовались не ТРАКИйцами, а народами обитающие земли Алтайского края и р.Енисея. Про ТАРКАН некоторые специалисты склоняются к мнению, что это иранская заимка в языках тюрках и монголов, кто бы они ни были.
Было время, когда эти аргументы казались неоспоримыми, однако одно присутствие неких титул у тех или иных народов не означает автоматически, что они принадлежать вопросными народами и более того, имеют объяснение на их языках, что очень важно, так как если титулы не имеют ясную этимологию на языке носителя, то они однозначно принадлежали другим людям, которые и были элитой/доминантной группой на период цивилизации этих же носителей, а возможно и дальше.
Из работы (A.Lubotsky и др. https://core.ac.uk/download/pd... ), становится понятно, что тракийцы использовали титулы KANAS/КАНАС и AKENAS/АКЕНАС. Такие надписи задокументированные давно, но очень мало специалисты потрудились анализировать и тем более популяризировать эту информацию и таким образом она стала недоступной не только для широкой публике. Ст.болг. титул КАНАС/КНЯЗЬ также остался в тени неких, выдуманных русскими историческими беллетристами, прото-булгар тюркского происхождения с их предводителями титулованные ХАНами. Титул КАНАС показывает ясные параллели с тракийской ономастике, некоторые из которых отдалены от нас на 3800 лет, но об этом пока мало кто говорит, хотя исследования Люботски, Янгър, Дяченко, Макбейн, Йозлем-Айтачлар и др. уже доступны не только специалистам, а и всем любознательным читателям, ищущих истину.
Древнейшее зарегистрированное имя или титул KANASI найден на о.Крит — дом богоравных трако-пеласгов, на Линеар А, надпись KO Za 1c. Напомним, что Линеар А показывает больше всего схожесть с ст.болг. рунами и болгарской глаголице.
Тракийская ономастика предлагает и Kάνας — имя/титул, зарегистрированное примерно 1850 лет назад и полностью идентично с титулом Kάνας, со ст.болг. надписей примерно 600 лет позже.
Что нам еще известно, но по одной или другой причине не афишируется:
1. KANASI – регистрированное имя/титул примерно 3800 лет назад;
2. KA-NU-TI - регистрированное имя/титул примерно 3800 лет назад;
3. Kανυτιεναις- регистрированное имя/титул примерно 2700 лет назад;
4. AKENAS – регистрированный титул примерно 2700 лет назад;
5. AKENANOΓAFOS - регистрированный титул примерно 2700 лет назад;
6. KAINOS - регистрированное имя/титул примерно 2350 лет назад;
7. Καινοί/Caenos - регистрированное имя примерно 2000 лет назад;
8. Δορυκανος - регистрированное имя/титул примерно 2100-1900 лет назад;
9. Κανιτης - регистрированное имя/титул примерно 2180 лет назад;
10. Kάνας - регистрированное имя/титул примерно 1850 лет назад;
11. κενθος, cendus - часть тракийских имен, которая можно объяснить со ст.болг. *kendo, чѧдо, *kanь, конь, начѧти, зачѧти/начинать и т.н.
Более чем ясно, что использованные в древности слова κενθος/cendus связаны с титлами AKENAS, AKENANOΓAFOS, а этимологию получаем со ст.болг. языка. Еще в XIX век акад. И.Стрезневски (цитирован от Г. Дяченко) вывел этимологию титула кнѧзъ от понятие НАЧАЛО, СТОЯТЬ НАЧЕЛО(болг)/ВПЕРЕДИ.
Точно также образованы кельтские титулы ceann, ceannard, ceannfidhe, ceannaire, ceannurra - вожак/предводитель/владетель. Ближайшая по звучанию к КАNАС и AKENAS ирл. CEANNAS - превосходство/предводительство.
Подобно КАNАС и AKENAS, кельтские слова выведены из шот.ирл.уелс. брет. ceud, ceаd, cynt, kent - ПЕРВЫЙ. Как сродная ими Александр Макбейн указывает болг. КОНЬ - НАЧАЛО. У неё есть вариант КАНЬ, что становится понятно из ζακανον - болгарская заимка в греческом языке (М.Фасмер).
Если бы информация о том, что трак. титул AKENAS связана с трак. словом kentho/kendo, отвечающее на ст.болг. чѧдо/чендо , и что все они выходят из корня KEN/KAN - НАЧАЛО/ПЕРВЫЙ, была бы доведена до знания широкой общественности, то никто бы не осмелился создавать теории о болгарских ХАНах и связывать древних болгар с древними тюрками. Кому эта грандиозная ложь была выгодна предстоит на скоро узнать.
Находятся "специалисты", которые на полном серьезе утверждают, что болгарский титул КНЯЗЬ является германская заимка и связан с КОНУНГ/ЦАРЬ, но это полнейшая глупость. КАНАС связан с хеттского и тракийского языках и означает "ТОТ, КТО ПЕРВЫЙ". Германы выводят своего КОНУНГ из конге, кинг - владетель, цар от куни - род, т.е. значение - "ЧЕЛОВЕК ИЗ РОДА/НАРОДА", что довольно наивное толкование, так как это не отличительная черта Предводителя/Царя/Вождя. Другая упускаемая особенность, упускаемая немецкими специалистами заключается в том, что первые германские КОНИНГи имели странные для герман имена - Укромир, Радагаст, Ариовист (сродные скитским Ариапейт и Ариант), Деудорикс, Беторикс, Бойрикс. Сегодня уже признано считается, что титул РИКС является заимка в германских языках. Тракийский титул РЕЗОС/ЦАРЬ упомянута Гомером в Илиаде, а и задокументирована на Линеар А в документах от XVII до н.э. - НТ 13 – РЕЗА, второй ряд. Для непредубежденного исследователя вполне понятно кто кому давал титулы.
Румынский исследователь Сорин Олтеану предоставляет важную информацию об ещё одно тракийское слово καγα/КАГА/СВЯЩЕНний. Она роднится с тракийским топонимом КОГАЙОН/ Κωγαιώνον, который имеет вариант КОГАН/КАГАН и несомненно была использована Северными (севернее нижнего течения Дуная) ТРАКИйцами и по этой причине не была отмечена РОМЕйскими хронистами. Сегодня данный титул связывают с евреями, даже есть такие фамилии, но это все новодел и попытка выдать чужое для свое.
Титул ТАРКАН не менее интересный. Оказывается, что не только его происхождение древнебалканское, но и само его распространение помогает понять какое влияние оказали древние болгары на народов Средней Азии. Еще раз повторим, что на протяжение более 1100 лет древние авторы неизменно отождествляли ТРАКИйцами с болгарами и НИКТО ИЗ НИХ не объявлял ни одни, ни другие тюрками, монголами или персами. В тоже самое время существуют множество свидетельства о тракийском/болгарском присутствие среди персов, индусов, монголов, тюрков, китайцев и т.д.
От Луция Ариана знаем, что создатель Индийской цивилизации тракийский бог Дионис - Arr.Anab.VII.viii. Об его походе и цивилизации народов Азии рассказывает не только Ариан, но и многие другие древние авторы, такие как Аполодор, Диодор Сицилийски, Еврипид, Нон, Хигиний, Овидий, Павзаний, Плиний Стари, Сенека, Страбон, Цицерон, Филострат, что само по себе свидетельствует о действительном и очень значимом событии, имевшее место в глубокой древности, вероятно во времена Бронзового века или еще раньше.
Напрашивается вопрос — почему такой громадный массив сведении из Античности не популяризируется в соответствие с его исключительной исторической значимости?
Но вернемся к титулу ТАРКАН посмотрим, что о нём известно в прошлом. Она присутствует в тюркских орхонтских надписей от VII-IX века н.э., а у монголов встречается как ДАРКАН. В Болгарии ее находим на ст.болг. надписи с Раннего Средневековья. На них некий благородный/арий Негавон назван ЗЕРА-ТАРКАН, а другой по имени Шун удостоен титулом ЖУПАН-ТАРКАН. Во времена царя Симеона Великого его служитель по имени ТЕОДОР титулован ОГЛУ-ТАРКАН. Согласно Веселина Бешевлиева, ТАРКАН титул высокого ранга и люди, занимавшие эту должность пользовались большими привилегиями - B.Бешевлиев, Прабългарски епиграфски паметници, с.116, с.144-145.
http://macedonia.kroraina.com/vb3/vb_n060.jpg
Титул ТАРКАН используют и Хазары, которые уничтожили Старой Великой Болгарии. В Средневековых хрониках сообщается об неком Юрий ТАРКАН, который в переводах этой хронике трансформирован в Юрий НАМЕСТНИК - O.Pritsak, At the dawn of the Christianity in Rus, p.96
Титул ТАРКАН известен также сакам как ТАРАКАНА - H.W.Bailey,Indo-Scythian studies,Khotanese texts II,Cambridge University Press,New York, 1985,p.33. Саки соседи персов, китайцев, тюрков и индусов, в летописях которых САКИ определены как потомки воинской касте древних ариев - КШАТРИЯ.
Кроме как у болгар, хазар, тюрков, монголов и саков титул ТАРКАН встречается также и у персов/иранцев. Примерно 100 лет назад историк H.Beverage цитировал Менандр Хранитель и др. древние авторы, которые сообщают о «TARXAN dignitas apud Persas» - ТАРКАН титул использован персами — H.Beveridge, Tarkhan and Tarquinius, The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, Apr., 1918, p. 314-316.
Видно, что многие народы использовали титул ТАРКАН и определить его истинного происхождения вовсе не легкая задача и гипотезы были высказаны много. Британский ученый H.Beverage считает, что имена ТАРХОН/ТАРКОН/ТАРКВИНИЙ и титул ТАРКАН идентичные и добавляет, что не исключено, что этруски, у которых встречается имя Тарквиний, повлияли восточным народам (тюрки и монголы/моголи).
«And I do not supposethat there can be any doubt that the names Tarchon, Tarquin, and Tarkhan are identical. Nor is the interval in space between Tarquin Priscus and Tarkhan so great as to make the connection between the two names incredible… In conclusion, I may suggest that the reverence felt by the Tartars and Moghuls for the number nine is evidence of some connection between the Eastern nations and the Etruscans.»
Этруски известны со своей выдающейся культуре. У них есть титулы, например СЕРЕН/КЕПЕН, которая соответствует на ст.болг. КОПАН и talmiθe/ТАЛМИТЕ , которая отвечает на ст.болг. ТЪЛМАЧ. Однако с другой стороны, нет совершенно никаких сведении о миграции этрусков в Средней Азии, поэтому разрешение этой загадки нужно искать в другом месте.
Впервые нужно определить какого значение слово ТАРКАН, что позволить нам понять какому народу оно принадлежит, а и как оно попало у других народов. Есть специалисты, которые убеждены, что титул имеет тюрко-монгольское происхождение, однако есть и другие, которые утверждают, что он принадлежит индо-европейских языков, т.е. некие индо-европейцы его передали тюркам и монголам. Напомним, что термин «индо-европецы/индо-арийцы» возник и утвердился в историографии до современных «забытых» знании о тракийцах/болгарах.
H.W.Bailey считает, что значение слово ТАРКАН — командир/командующий/отдающий приказы цитируя J.Pokorny предлагает TOLKu/ТЪЛКувам(болг)/ТОЛКовать/Говорить - H.W.Bailey, Indo-Scythian Studies, Khotanese Texts VII, Cambridge University Press, New York, 2009.
Британский ученый дает примеры со санскр. TARKH/TARHayate - рассуждаю/думаю/предполагаю. Добавлено также осетинское слово tärxon/судящий/советующий, но по необъяснимые причины упустил ст.болг. слова ТЛЪКовати/объяснять, ТЛЪКование/объяснение, ТЛЪКЪ/переводчик, ТЛЪКнѫти/стучать, ударять.
Видно, что древний корень всем этим ст.болг. словам ТАЛКЪ/ТАРКЪ идентичен предложенного Юлиосом Покорни TOLKu/ТОЛКовать/говорить. Этот корень встречается также в тракийских личных именах таких как СиТАЛК/SiTALCes/СвятоСлов(БогоСлов)/Мудрец, РемеТАЛК/RoemeTALCes/ГромкоГоворящий, а и в ТОРКос/TORKos/ПРИКАЗывающий/СУДЬЯ.
На первом взгляде выглядит странно, что слова с одним и тем-же корнем ТАЛКЪ/ТАРКЪ означают объяснять/толковать и одновременно ударять/стучать. Но сегодня мы знаем, что после того как судья прочитает и растолкует свое решение он ударяет деревянным молотком по специальной подставке, которая усиливает звук, в знак того, что его решение окончательное. Данная практика имеет очень древние корни и сохранилась сегодня в выражением «УДАРИМ ПО РУКАМ», т.е. устный договор, например между двумя купцами, считался таким образом заключен и незыблем.
Изначально ТАЛКЪ/ТАРКЪ имело смысл только ударять, т.е. решать проблему силой, но со временем появились значения - объяснять/толковать/говорить и оттуда приказывать.
ТЪЛКувам(болг)/Толковать связано и с болг. словом ТЪРКам/тереть (отсюда и слово в рус. языке переТЕРЕТЬ/переговорить), чье древнейшее значение было ударять/оказывать давление.
Их этих сведений становится понятно, что титул ТАРКАН легко объясняется через языка трако-пеласгов/древние балканцы, которые во времена Античности известны как ТРАКИйцы, а позже как болгары.
Присутствие титула у тюрков, иранцев и монгол не является загадкой ни для Плиния Старшего, ни для многих др. древних авторов, которые не только локализовали древних болгар в Средней Азии, но и отметили роль народа Орфея в создание индийскую культуру и общество, а и не только ихнее. Загадка в другом - почему эти знания являются загадкой для современных специалистов?
СараПари, еДОНи и КИКОни не единственные не единственные древние болгары, которые отправили своих людей в районе Гималаи. Севернее персов поселились МасаГети (племенной союз мизи и гети), которые Иордан определяет как ветвь гетов/готов Jord.(61). Прокопий объясняет, что МасаГети и Гунны, которые он отождествляет со старыми болгарами, одни и теже люди -Proc.III.xi.9-10.
Непосредственные соседи тюрков и монголов были САКИ, которые Аристофан определил как ТРАКИйцы «Называли его САКА, так как он иноземец, НО САКИ ТРАКИЙСКОЕ ПЛЕМЯ...» – (Схол. Към Аристофан, Птици, 31- Д.Попов, Гръцките интелектуалци и тракийският свят, Лик, София, 2010, с. 326).
Плиний локализует саков, масагетов и едонов севернее Персии – «Ultra sunt Scytharum populi. Persae illos Sacasuniversos appellavere a proxima gente, antiqui Aramios, Scythae ipsi Persas Chorsaros et Caucasum montem Croucasim, hoc est nive candidum. multitudo populorum innumera et quae cum Parthis ex aequo degat. celeberrimi eorum Sacae, Massagetae, Dahae, Essedones, Astacae, Rumnici, Pestici, Homodoti, Histi, Edones. » Plin.VI.xix.50.
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/L/Roman/Texts/Pliny_the_Elder/6*.html
Плиний Старший также пишет о тракийском племени сарапари, проживающее рядом с бактрийцами – «Saraparae, Bactri, quorum oppidum Zariastes, quod postea Bactru a flumine appellatum est. » - Plin.VI.xviii-48.
Позже саки стали именовать согдийцы. О них имеются сведения, что они многочисленные, могучие и доставляли много хлопот китайцам. Они также обитали территорию современной Монголии, другие соседние земли и оказали сильнейшее влияние на тюркам/туркам.
http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-1964-3.htm#19
Согдийская гипотеза
«Среди алфавитных письменностей, выдвигавшихся на роль источника древнетюркской руники, наибольшее внимание уже давно привлекает согдийская. «Согдийская гипотеза» основывается прежде всего на близости форм ряда рунических и согдийских графем, имеющих тождественные или сходные фонетические референты. При этом учитываются также многовековые контакты согдийцев и тюрок в Центральной Азии, в частности, на территории Монголии. » - В.А. Лившиц, О происхождении древнетюркской рунической письменности. Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана, Алма-Ата, 1980. с. 3-13.
Лишвиц дополняет: "Хорошо известна эстафета согдийской письменности, которую заимствовали уйгуры, передали её через несколько столетий монголам, а последние — маньчжурам. Именно благодарение саков, а также других тракийских племен, таких как кикони, едони, сарапари, бриги/фриги, масагети/гунны в тюркских языках находятся слова: ачари-учитель, деде-отец, балгам-влага, мен-мне, аз, касик-кожа, капа-копа, возвышенность, огри-укритый, скрытый , кози-козленок, агненок, ата-отец. Влияние они оказали не только на языку, но и на одежду. Пришедчие из Тракии в Сибирь предки одевались в узкой куртке и брюках, высокие сапоги и шапка с наклонам вперед, которая вариант так называемой тракийской/фригийской шапочкии.
Тюрки и монголы почитают бог Тенгри/Тангра, но на самом деле это тракийский бог Света - Дин/Дан {речь идет о посвятных надписей с острова СамоТраки (ДИН/ДЕН ТОЛЕ), а также топонимы ДинДруме(на Балканах), город одрисов УскоДама (Тракия), гора ДиДума (Тесалия), ДиноГетия (у северных тракийцев), фригийские Диния и ДинДумос со значением "Дом(думос) бога Света(Дин/Ден)". ( https://en.wikipedia.org/wiki/Dindymon )}, названный ими ДинГир/ ДенГрее(болг)/ДеньСогревающий или Бог Света/Солнца). Культ введен в Шумере гутеями/кутии, Кут(р)иГури (из рода кутии), которые ветвь гетов. Их язык специалисты определяют как прото-тохарский.
Страбон называет саками скити и объясняет, что они те же самые люди, которые Гомер называет абии (ἀβιοι - скити/номади/бездомные) и галактофаги (Γαλακτοφάγοι, питающиеся молоком) и их определяет как союзники Троянцев – Strab.VII.3.9.
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Strabo/7C*.html
Стефан Византийский также называет СКИТИ ТРАКИйцами, которые только в России называют почему-то скифами, а Дион Касий свидетельствует, что даки клон скитов - Dio-51.22.4.
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Cassius_Dio/51*.html
У имени СКИТИ есть параллель в тракийской ономастике, а именно тракийское личное имя СКИТО-ТОК со значением СКИТпоРОДУ (ток/течение/потекло(болг)/род), которое записано на золотом перстне найденном в Дуванлий. Стабон объясняет значение имени СКИТИ: "ancient Greeks — just as they embraced the inhabitants of the known countries of the north under the single designation "Scythians" ("or "Nomads," to use Homer's term) " - Strab.I.II.27.
Этимология выводится из глагола скытати сѧ(ст.болг.) - скитам се(болг.) – скитаться. Объяснение у имени скити, упомянутое более 2 500 лет назад, есть именно в ст. болгарском, а не в иранском, тюркском или ином языке. Страбон дает и другое ценное сведение. Он свидетельствует, что в глубокой древности так названные греки называли все свои северные соседи "скити". Это так, потому что в Бронзовой эпохе некоторые из тракийских племен продолжали скитаться, так как занимались скотоводством.
Цитируя Аврелий Виктор, Вильгельм Томашек дает ценное сведение а именно, что царь северных тракийцев/гетов ДекеБал известен также как rex SACOrum. т.е. царь САКОВ – Die Alten Thraker, с.99. В издание The Cambridge Ancient History c.247, британские ученые высказывают свое видение, что упомянутые персами САКА ПАРАДРАЯ на самом деле ТРАКИйцы ГЕТИ. Причисление САКОВ как часть МасаГетов (племенной союз мизи и гети), которые Иордан определяет как ветвь ГЕТОВ и почитающие Залмоксиса, делает Страбон –Strab.XI.8.8.
Восстановленный костюм знатного ария из саков (автор Derzsi Elekes Andor)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Sun_emperor.JPG/800px-Sun_emperor.JPG
Именно так и одет и тракиец/болгар из Трои Парис, который на самом деле Борис/Борец/Бо(р)ец, а также многие его со народники:
http://christogenea.org/images/32-greek3-300.jpg
Есть также изображение из Этрурии, которая колонизована предками болгар за многими веками, до основания самого Рима:
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/78/1d/21/781d2131f19ea2f8ad39779d38608f4a.jpg
Древние монголоидные тюрки копировали одежду своих учителей в своем желание быть ими подобными. Изображения тюрков населявших земли Монголии:
http://kronk.spb.ru/img/kyzlasov-lr-1964.2.jpg
http://kronk.spb.ru/library/kyzlasov-lr-1964.htm
Как было уже сказано САКИ определены как потомки воинской части ариев - КШАТРИЯ, создавшие индийскую цивилизацию - G.Ch.Sagar, Foreign Influences in Ancient India, p.152. Так как Ария древнейшее имя Тракии, а и существуют более 12 свидетельств о тракийском походе в Индию, то несложно понять, что этот поход и арийское нашествие в Индию одно и тоже событие. Со своим приездом в Средней Азии древние болгары повлияли не только на индусам, но и на остальным народам региона - персы, тюрки, монголы,...
Карта Средней Азии, сакам принадлежать земли на восток от Партии, автор Dbachmann
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Scythia-Parthia_100_BC.png
Таким образом надеюсь, читателям стало уже понятно как титул ТАРКАН попал среди народов Средней Азии. Существуют также китайские источники, в которым говорится, что Согдийцы (часть тракийских саков) советуют и организуют тюрков. В своей работе русский ученый Клящерный пишет - «Тюрки сами по себе простодушны и недальновидны, и можно внести между ними раздор. К сожалению, среди них живёт много ху (согдийцев), которые хитры и коварны; они научают и направляют (тюрков)!»
http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-1964-3.htm#19
О топониме ТмуТракан/ТмуТаракан некоторые действительно считают, что связан с титула ТаманТаркан. Другие считают, что Таман — личное имя, а Таркан - его титул. Нужно однако отметить, что задолго до того как был упомянут ТАМАНТаркан, в Тракии зарегистрирован топоним ТАМОН бари/ТЁМНАЯ река (этимологию выводим от болг. ТЪМЕН и ст.болг. ТЬМА/темнота).
Информация об языке волжских болгар довольно скудная и более того, то малое, что известно тенденциозно связывается с тюркскими языками. В своей работе «Этимологический словарь русского языка» петербуржец с немецкими корнями Макс Фасмер упомянул титул волжских болгар - ТУРУН, известный также как ТРУН. По мнению Фасмера он соответствует древнетюркской TUDUN/Князь, но не дает объяснение на базе чего он сделал свое предположение. Ромейский титул PRINCEPS/Принц/Владетель выводится из PRIMUS/Первый, DUX/Предводитель/Государь/(болг. слово - ГосПод(ар) от которого и слово ГосПод(ин)) от DUCERE/Вести.
Заблудившийся в паутине догм своего времени талантливый Фасмер не успел прозреть, что ближайшее параллельное слово на ТУРУН/Арий является TIRANOS/Правитель, от которого позже происходить ТИРАН/ДЕСПОТ/Угнетатель.
Слово TIRANOS/Правитель не тюркское а принадлежит вероятнее всего ЛИДИйскому языку, которого говорили в Малой Азии. Эти земли с самой глубокой древности обитали тракийские племена, такие как МИЗИ, которые значительное количество Средневековых авторов отождествляли с болгарами. О МИЗИйским языке Страбон утверждает, что он смесь ФРИГИйского и ЛИДИйского. ЛИДИйцы (от слово люди) потомки люитов, чья прародина Южная Тракия и сегодняшняя Северная Греция.
Чтоб понять смысла волжко-болгарское слово ТУРУН мы должны найти этимологию слово TIRANOS. Это не сложно, если есть знания о характере древнего общества, в котором царями становились самыми сильными и мужественными представителями народа - те кто вели за собой и были примером для остальных. Слово TIRANOS отвечает на ст.болг. ТОУРЪ/БЫК, т.е. крупный/сильный/большой. С той же семантике и ФРИГИйский титул БАЛЕН/Царь, этимология которого связана с трак. БАЛАЙОС/Большой/Крупный и ст.болг. БОЛИЙ/Больший/Крупнее и конечно со словом БЫК в смысле на Сильный/Крупный.
ТРУН Near etymology: I "знатный человек у волжских болгар", др.-русск. трунъ(Троицк. летоп. под 1230 г.). Из волжско-болг., дунайско-булг. Turun, которое соответствует др.-тюрк. Tudun "князь", хазарск. Τουδουνος (Феофан. Chron. 378, 379); де Боор (Тhеорhаn. 716) приводит также глоссу Τουδουνοι ̇ οι τοποτηρηται παραΤουρκοις (Еt. Маgn.). О близких формах ср. Маркварт, UJb. 9, 80; Рамстедт, JSFOu 55, 75; Бенцинг, ZDМG 98 25; Менцель, АО I, 228; Рясянен, FUF 26, 133. Pages: 4,108
http://euroglose.com/cgi-bin/vasmer/vasmer.cgi?word=%E2%E0%E3%DD
TYRANT c.1300, "absolute ruler," from O.Fr. Tyrant (12c.), from L. Tyrannus "lord, master, tyrant" (cf. Sp. tirano, It. tiranno), from Gk. Tyrannos "lord, master, sovereign, absolute ruler," a loan-word from a language of Asia Minor (probably Lydian); cf. Etruscan Turan "mistress, lady" (surname of Venus).
http://www.etymonline.com/index.php?l=t&p=38&allowed_in_frame=0
Слово ТУР встречаем в название тракийского поселения ТУРо диза, которое переводится буквально как Крепкая/Сильная крепость. Эти сведения явно указывают, что титул ТУРУН имеет тракийское/древнебалканское происхождение. Такое и происхождение Средневековое имя р.Волги - АТИЛ и связано с упомянутом Геродотом речным именем АТЛАС, у которого, согласно лингвиста Дуриданова), имеет более древний вариант АТУЛАС.
Конечно, только из одного титула из одного речного имени нельзя делать выводы о этнического происхождения волжских болгар. Вероятнее всего они были смесь из балканских народов (тракийцы), являющимися доминантным этносом, и местное, так названное угро-финское население, в котором в более поздних периодах проникли тюркские этнические культурные элементы.
Во времена своих путешествии арабский дипломат Ибн Фадлан посетил Волжских болгар и описал их обычаи. Он рассказал как во время ужина именно царь тот, кто распределяет и раздает пищу своим приближенным и гостьям. Точно такой обычая засвидетельствован примерно за 1200 лет до этого в дворе тракийског царя СЕФТ, о чем пишет в своей работе «Абанасис» Ксенофонт.
Ценные сведения об обычаях волжских болгар даёт и Аль Масуди. Он утверждает, что во время похорон вместе с усопшего на том мире отправляют и его супругу и слуги. Точно такого же сурового обычая описан у тракийцев/болгар примерно за 1400 лет до этого Геродотом.
Ибн Фадлан рассказывает и об еще одном обычае. Речь идет о ритуальном жертвоприношением - убийство самых даровитых и умных людей, которые должны были стать посланцами некому божеству. Этот странный обычай также имеет параллель в Тракии и описан Геродотом - отправка посланца Залмоксису.
Так как остальные обычаи, а и быт волжских болгар сильно отличаются от традиции палеобалканских народов то, становится понятно, что на территории Волжской Болгарии проживали две сильно отличающиеся группы людей. Аристократическая прослойка явно балканского происхождения, а основная масса населения представлена так названными угро-фины. Такая структура не нечто необычное, аналогичные примеры предостаточно - арии в Индии, гиксосы в Египте, митани в Ханигалбате и т.д.
От сказанного становится понятно, что древние болгары приняли роль учителей и наставников других народов не в IX веке, когда распространяют христианство, болгарскую азбуку и язык, которые всякие мошенники намеренно неправильно называют кириллица и старо/пра/церковно-славянский язык, чтоб скрыть их истинное - болгарское происхождение, а за тысячелетия до этого.
К сожалению, с течением времени тракийская/болгарская аристократия была низвергнута. Причина этому стали действия хазаров, монголов, а и армия Ивана Грозного. Древние болгары оставили культурное свое наследство Волжской Болгарии, однако, генетическое наследство вероятнее всего уничтожено, если не в полностью, то почти - среди чувашей и населения Казани встречаются гаплогруппы U, K, H, которые чужие для балканских болгар.
В будущем, более подробные археологические и лингвистические исследования дадут больше информации, но пока важно знать, что влияние древних болгар не ограничивалось только на территории Балкан, Малой Азии, Апенинн,..., а и значительно севернее. Важно также знать, что они были носителями культуры и знании, и пользовались уважением людей, которые входили с ними в контакт и это никак нельзя назвать некой случайностью.
Не случайность также и то, что первое колесо, древнейшая письменность и древнейшее обработанное золото найдены в Болгарии, чье древнейшее имя также не случайно Ария? Разве может быть случайность факт, что согласно Николая Дерменджиева «наша календарная система из Слатино, датированая с углеродом 14, на 800 лет старше Египетского календаря»? Может ли быть случайность факт, что древнейшие города рядом с Юнаците, регион Пазарждик и Провадия, регион Варна старше стены Рима на 4000 лет?
Несомненно не случайность и то, что Орфей, Лин, Тамир, Евмолп, Имарад и др. предки болгар ответствены за создания "греческой" культуре. Религиозная доктрина кельтов также развивается под сильного влияния учениями именитых древних болгар Орфея и позже Залмоксиса. Иполит свидетельствует о том, как друиды были инструктированы лично Залмоксисом - в последствие обожествленного царя гетов. Это те же самые гети, которые во времена Раннего Средневековья вместе с мизами и др. болгарскими племенами успели освободит своих родных братьев и сестер от власть РОМЕев и получившие за это свою новое имя славЕни/славные. Несомненно не случайность и то, что Дионис/Сабазий/Свободный - обожествленный предводитель ТРАКИйцев/ФРИГИйцев, которые на самом деле балканские БРИГИ.
Такого истинное лицо древних болгар - создатели культуры и распространители важных знании, ставшие стержнем современной человеческой цивилизации. Свои навыки и качества они сформировали на своей Прародине - Балканы, в течение многими тысячелетиями, а не в диких, в тех временах, пустошей Алтая, Памира и Тибета,... Свои умения древние болгары передали на генетическом уровне своим прямым наследникам на Балканах - болгарам, и не только, и это самое большое богатство, которое они им оставили. Болгарские земли враги не раз завоевывали, крепости разрушали, города грабили, но внутренний сила болгар - их Дух, враги никогда не успели сломить.
Использованная литература:
1. И.Дуриданов, Езикът на Траките, Наука и Изкуство, София, 1976;
2. Herodotus, Histories, transl. G.Rawlingson, ed. T.Griffith, Wordsworth Classics of World Literature, Herofordshire, 1996;
3. S.James, Exploring the World of Celts, Thames and Hudson, London 1993
4. Г.Китов, Д.Агре, Въведение в Тракийската Археология, ИК Авалон, София, 2002
5. Xenophon, The Persian Expedition, transl. R.Warner, Penguin Books, Harmondworth, 1977;
6. Р.Заимова, Арабски Извори за Българите, Тангра ТанНакРа, София, 2000:
7.A. Lubotsky, The Old Phrygian Areyastis-inscription, Kadmos 27,1 (1988), 9-26;
8.A.H.Sayce, The New Neo-Phrygian Inscriptions, The Journal of Hellenic Studies , Vol. 46, Part 1 (1926), pp. 29-35;
9.Fred.C. Woudhuizen, Phrygian and Greek, Supplementum Epigraphicum Mediterraneum 33, TALANTA XL-XLI (2008-2009), 181-217; 4.
10.Rodney S. Young, Old Phrygian Inscriptions from Gordion: Toward a History of the Phrygian Alphabet, Hesperia, Vol 38, No.2 ( Apr.-Jun.., 1969) pp.252-296
11.C.Brixhe, M.Lejeune. Corpus des inscriptions paléo-phrygiennes, Paris, 1984 ;
12. Early Phrygian Inscriptions from Gordion http://sites.museum.upenn.edu/…/…/culture/24-artinscriptions
13. A. Lubotsky, Phrygian etymological database (in progress)
http://www.indo-european.nl/cgi-bin/response.cgi…
8. A. H. Sayce, The Decipherment of the Hittite Hieroglyphic Texts, Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, No. 4 (Oct., 1922);
14.A.McBain, An Etymological Dictionary of the Celtic language
http://www.ceantar.org/Dicts/MB2/index.html
15. MacBain, An Etymological Dictionary of the Gaelic Language
http://www.pmoran.net/macbain/
16.Alfred Holder, Alt-celtischer Sprachschatz, Wiena, 1896;
17.Г.Ценов, Праотечеството и Праезикът на Българите, Хелиопол, София, 2005;
18. O. Haas, Die Phrygischen Sprachdenkmaler, Lingistique Balkanique X, Sofia, 1966;
По материалам Павла Серафимова
Оценили 23 человека
35 кармы